Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 15:08, контрольная работа
В истории России конец XVII – XVIII веков принято считать временем утверждения абсолютной монархии. В переводе с латинского absolutus означает неограниченный, безусловный.
Абсолютные монархии существовали в Европе во время перехода стран от феодального, сословного общества к капиталистическому, гражданскому. Их нельзя, однако, смешивать с более ранними формами деспотий или с более поздними формами тоталитарной и авторитарной государственности.
- Изменилось содержание
образования: теперь на первом
месте оказались вместо
- Создание светских учебников,
издание первой печатной
- Первая библиотека (библиотека академии Наук, носила титул библиотеки Его Величества) основана в 1714 году.
- В 1725 году создана Академия наук.
- Происходит активное развитие отечественной науки: внедряются русские изобретения, положено начало организации географических, геологических и других экспедиций;
- с 1 января 1700 года в России введено новое летоисчисление.
- В 1714 году в Петербурге
основан первый музей –
Важным итогом этого «снежного кома» образовательных реформ, проводившихся хаотично, от случая к случаю, и не создавшего стройной системы российского образования, все же был сдвиг в сторону обмирщения сознания людей, в дворянское сословие влилась «свежая кровь» из низов общества – росла социальная мобильность по государственной службе. Страна нуждалась в грамотных, образованных, честолюбивых и активных людях, она их получила. Моральная сторона процесса обучения, воспитание гармонично развитой, просвещенной личности Петра Первого и его соратников интересовала мало, задача воспитания честного человека на государственной службе поставлена не была и, соответственно, не решена.
Выскажу свое "но". Образование царь Петр "строил", как и все, наскоком, не особо задумываясь. Как бороды стриг, как скромных российских девушек заставлял оголять плечи и грудь, так и "образовывал" силой: отправлял учиться людей, а нравится это им или нет, его не интересовало. По-моему, наша система образования до сих пор расхлебывает то, что Петром I было "заварено".
Эпоха Петра I (1682 — 1725) — Реформа образования
Петр удержал прежний служебный возраст дворянина — с 15 лет; но теперь обязательная служба осложнена была новой подготовительной повинностью — учебной, состоявшей в обязательном начальном обучении. По указам 20 января и 28 февраля 1714 года дети дворян и приказного чина, дьяков и подьячих, должны обучиться цифири (то есть арифметике) и некоторой части геометрии, и полагался «штраф такой, что не вольно будет жениться, пока сего выучится». Венечных памятей не давали без письменного удостоверения о выучке от учителя.
Для выполнения этого распоряжения предписано было во всех губерниях при архиерейских домах и в знатных монастырях завести школы, а учителями посылать туда учеников заведенных в Москве около математических школ, в последствии реальных гимназий.
Указы 1714 года вводили совершенно новый факт в историю русского просвещения, обязательное обучение мирян. Дело задумано было в крайне скромных размерах. На каждую губернию назначено было всего по два учителя из учеников математических школ, выучивших географию и геометрию. Арифметика, начальная геометрия и кое-какие сведения по закону божию, помещавшиеся в тогдашних букварях — вот и весь состав начального обучения, признанный достаточным для целей службы; расширение его пошло бы в ущерб службе.
Предписанную программу дети должны были пройти в возрасте от 10 до 15 лет, когда обязательно заканчивалось обучение, потому что начиналась служба. По указу 17 октября 1723 года светских чинов людей держать в школах далее 15 лет не велено, «хотя б они и сами желали, дабы под именем той науки от смотров и определения в службу не укрывались». Но опасность грозила совсем не с этой стороны: тот же указ говорит, что архиерейские школы в прочих епархиях, кроме одной новгородской, до 1723 года «еще не определены», а цифирные школы, возникавшие независимо от архиерейских и предназначавшиеся, по-видимому, стать всесословными, с трудом существовали лишь в некоторых областях. Инспектор таких школ в Пскове, Новгороде, Ярославле, Москве и Вологде в 1719 году доносил, что только в ярославскую школу выслано было 26 учеников из церковников, «а в прочие школы ничего учеников в высылке не было», так что учителя сидели без дела и даром получали жалование. Дворян сильно тяготила цифирная повинность. Большинство считали её пустой тратой времени и всячески старались от нее укрыться. Раз толпа дворян, не желавших поступить в математическую школу, записалась в духовное Заиконоспасское училище в Москве. Петр велел взять любителей богословия в Петербург в морскую школу и в наказание заставил их бить сваи на Мойке. Генерал-адмирал Апраксин, верный древнерусским понятиям родовой чести, обиделся за свою младшую братию и в простодушной форме выразил свой протест. Явившись на Мойку и завидев приближающегося царя, он снял с себя адмиральский мундир с андреевской лентой, повесил его на шест и принялся усердно вколачивать сваи вместе с дворянами. Петр, подошедши, с удивлением спросил: «Как, Федор Матвеевич, будучи генерал-адмиралом и кавалером, да сам вколачиваешь сваи?» Апраксин шутливо ответил: «Здесь, государь, бьют сваи все мои племянники да внучата (младшая братия, по местнической терминологии), а я что за человек, какое имею в роде преимущество?»
В исторической литературе существуют разноречивые оценки реформ Петра Великого. Однако большинство исследователей считают, что преобразования того времени имели выдающееся значение в истории России. Споры идут о том, являлась ли модернизация России насильственной реформацией страны или была подготовлена всем ходом предшествовавшего развития России. Разные суждения высказываются по поводу того, носила ли деятельность Петра целенаправленный характер или была импульсивной реакцией на внешний вызов со стороны передовых европейских государств. Со времен Ключевского утвердилось мнение о том, что все преобразования России во времена Петра Великого были вызваны Северной войной.
Реформы Петра I были ярким примером радикальных нововведений, проведенных государством без поддержки, а порою при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Вековые традиции сформировали основной метод их проведения — деспотическое насилие. Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление реформ.
Просветительские реформы Петра I
XVIIIвек для России – век кардинальных преобразований, подготовленным всем предшествующим ходом исторического развития – это период развития русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре XIXв.), начало которому положили петровские реформы. Нужно было многому учиться и учить других. Недаром Петр I носил перстень с надписью: «аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». Он подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других. Приглашая на службу иностранных специалистов и ученых, не скупясь на жалованье им, Петр I прежде всего преследовал цель обучения русских людей.
Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. В то время учеба русских не только за рубежом, но и в отечественных школах приравнивалась к государственной службе. А потому спрос был особый. Далеко не всем это нравилось. Иные, привыкнув к привольной жизни в отцовских поместьях, роптали на судьбу, пытались уклониться от учебы, но это редко удавалось. Петр I издал указ о запрещении молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы.
В первой четверти XVIII века возникла сеть организованных на казенный счет общеобразовательных и специализированных учебных заведений (до Петра I государственных училищ было мало). В училищах низшей ступени (цифирные школы) воспитанники овладевали навыками чтения, письма и счета. Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. Для детей солдат было образовано несколько гарнизонных школ, а для детей матросов Адмиралтейство также утвердило свои учебные заведения. Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение астрономия и т. д.) давала организованная в 1701 году школа математических и навигационных наук в Москве. Занятия здесь продолжались почти весь день. Дисциплина была строгая. Выпускники этой школы назначались преподавателями в другие училища.
При Петре I значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников, переводных и русских авторов. Издавались пособия по математике, физике, грамматике, разнообразные словари («лексиконы»), календари. Распространению учебной литературы, как и других книг светского содержания, способствовало введение гражданской азбуки. Церковнославянские буквы изъяли из типографского шрифта, заменив их более простыми по начертанию. Сложные буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Прежним способом продолжали печатать лишь церковные книги.
Таким образом, суть просветительских реформ в следующем: - организация первых светских школ профессионально – просветительского характера; - введение гражданского алфавита, который облегчил обучение грамоте и способствовал развитию светской литературы; - учреждение Академии наук с гимназией и университетом. Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры, т. е. ее «обмирщение», разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры. Полоса петровских реформ. проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую «культуру – веру») на собственно «культуру» и собственно «веру». Т. е. фактически на две культуры: светскую и религиозную (духовную). Все это не могло не отразиться на культуре Вятского края, в том числе и на образовании.
По сведениям вятского историка Верещагина, до 1721 года на Вятке не было подготовленных учителей только в самом конце 1720 года учитель Чирков был прислан в Хлынов. После неоднократных предписаний священного Синода, преосвященный Алексий в 1721 г. открыл архиерейскую школу, в которой «обреталось» 27 детей. По мнению же вятского историка А. И. Вештомова, главными причинами неблагосостояния школы явились глубоко неверные взгляды на школьное образование духовенства, которое было приверженцем старого и противником петровских преобразований. Переломным и решающим для вятской школы стал 1735 год, когда открыла свои двери в г. Хлынове архиерейская славяно-латинская школа епископа Лаврентия по прозвищу Горка. Можно только удивляться, как Горка оказался способным на великое подвижничество - основание в Хлынове первого учебного заведения. Надлежало иметь большое мужество и великую веру в необходимость, и правильность созидаемого. Он пишет в Киевскую академию с просьбой прислать учителей, он распоряжается о наборе ребят в школу, обращаясь ко всем служителям и посадским людям. Ответом было дерзкое и открытое неповиновение.
Под школу было определено помещение при архиерейском доме. При школе было общежитие и библиотека. Всё было подготовлено к началу учёбы, но не было учеников. К началу 1735 г. в школу было доставлено около 400 учащихся от 7 до 25 лет.
Не могло не затронуть образование и районы Вятского края. Один из таких районов - Советский с центром в г. Советске.