Реформы Петра i и их социальная направленность. Создание военно-феодальной империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:41, реферат

Описание работы

Технический переворот в военном деле, произошедший в Западной Европе первой половины XVII в., крайне слабо коснулся России. А ведь именно возросшая огневая мощь легкого вооружения и полевой артиллерии… во многом предрешал успех на поле боя. Экономический же потенциал России был не в состоянии обеспечить в массовом количестве русскую армию передовой военной техникой и вооружением. « Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот», - отмечал Ф.Энгельс. [5; с. 10].

Содержание работы

Введение
1. Преобразования в сфере промышленности и торговли. Социальная политика
2. Изменение политической системы.
Отмена патриаршества
3. Военные реформы. Создание флота
4. Внешняя политика Петра I: Азовские походы, Северная война
5. Культура первой четверти XVIII в
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.docx

— 320.08 Кб (Скачать файл)

Пётр из 36 лет  царствования 28 лет воевал, это обстоятельство определило сроки, методы, формы преобразований. Сочетая европейскую мысль с  российской традицией, Пётр создавал «регулярное  государство», т.е. государство, где  каждый подданный выполняет отведённую ему функцию на основе чётко обозначенной системы правил. Образцом общественного  устройства стала армия, принципы воинского  устройства были распространены на гражданскую  сферу. [4; с. 213]

Из всех преобразований центральное место занимала реформа  государственного управления, реорганизация  всех его звеньев. Идея Петра как  реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь  подданных. Во-вторых, Пётр чётко мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую могло бы реализоваться  законодательство.

Реформа центрального административного аппарата означала радикальный разрыв с предшествующей традицией управления. В ходе административных реформ, проводившихся примерно со второй половины петровского царствования, произошла ломка структуры традиционных государственных учреждений, прежде всего Боярской думы и приказов. [2; с. 45].

Боярская дума была уничтожена, а вместо неё верховным  органом управления стал в 1711 г. Сенат, осуществлявший надзор за работой государственного аппарата. [3; с. 51].

В основу комплектования его состава была положена компетентность (а не родовитость), выслуга и близость к особе государя. Сенат занимал  ключевое положение в петровской государственной системе. Он сосредотачивал судебные, административные и законосовещательные  функции, ведал губерниями, а самое  главное - коллегиями и другими центральными учреждениями. Должность сенатора легко  было потерять, что стимулировало  деятельность, усиливало зависимость  от монарха. Одной из главных задач, поставленных перед Сенатом, стала  подготовка замены приказной системы  управления - коллегиальной [2; с. 45].

Запутанная, громоздкая система приказов не соответствовала  потребностям страны. Система приказов 1718-1721 гг. была заменена системой коллегий, созданных по шведскому образцу. В состав каждой коллегии входило  несколько человек, что должно было уменьшить взяточничество, способствовать более взвешенному решению дел [3; с. 51].

Каждая коллегия имела общегосударственную компетенцию, что само по себе создавало более  высокий уровень централизации. Причём государство выделяло приоритетные органы управления. Это коллегии военного и внешнеполитического ведомства. Они занимали привилегированное  положение в системе государственных  учреждений, благодаря тому огромному  значению, которое придавал Пётр армии, флоту, дипломатии, а также благодаря  той роли, которую играли в управлении их президенты - А.Д. Меньшиков, Ф.А. Апраксин и Г.И. Головкин. Выделяется также  по своему значению группа финансовых коллегий. В старом приказном аппарате три финансовые функции - приход, расход и контроль осуществлял практически  каждый приказ. При Петре I финансовая разобщённость правительственных  учреждений оказалась преодолена. Юстиц-коллегия также заменила сразу несколько  судебных приказов и отобрала функции  суда у многих приказов несудебного  профиля. Произошла резкая унификация, централизация юстиции. В 1720 г. Появился Главный магистрат, основной обязанностью которого было управление городами, включая  как судебную, так и административную власть. Дисциплина труда в государственном  аппарате поддерживалась весьма жёстко. За одну неявку на службу чиновник подвергался  удержанию жалованья за месяц, а  за каждый час преждевременного ухода  из коллегии - вычетом жалованья  за неделю. В результате реформы центрального управления более чем вдвое выросло число канцелярских служащих в России, а общее количество чиновников составляло около 3 тысяч человек. Чтобы созданная система чинов воспроизводилась и в ней существовала определённая система, Петром I и его сподвижниками была подготовлена в 1722-1724 гг. знаменитая Табель о рангах - один из важнейших документов русской истории. [2; с. 45-46]

Согласно ей военные, гражданские и придворные звенья были разбиты на 14 рангов, по которым  проходила служба любого дворянина  или чиновника. Табель о рангах отвечала интересам дворянства, но в то же время открывала перспективу приобщения к власти представителям других сословий. Произошло слияние дворянства и чиновничества в высшую касту, и началась всеобщая бюрократизация России. Неся в себе все пороки формализации жизни страны, бюрократия всё же обеспечивала функционирование государственных органов, общество контролировалось императором, что давало ему возможность быстро решать поставленные задачи с помощью, прежде всего, принудительных мер, контролировать усилия государства в направлениях, определяемых лично императором. [4; с. 215]

В 1720 г. был принят Генеральный регламент, определивший принципы организации государственного аппарата. Генеральный регламент  установил строгую подчинённость  нижестоящих учреждений вышестоящим, определил штаты, обязанности служащих. Все инстанции общались между  собой письменно, документ был поставлен  над человеком. [4;с. 214]

В истории государственной  реформы особое место занимал  указ от 12 января 1722 г., создававший  один из важнейших контрольных органов  империи - прокуратуру. Помимо должности  генерал-прокурора, была образована специальная  Прокурорская контора при Сенате, введена должность помощника  генерал-прокурора - обер-прокурора, а  самое главное - вводилась должность  прокурора во всех центральных учреждениях. Коллежские и судебные прокуроры  были независимы от своих учреждений, подчиняясь непосредственно генерал-прокурору. Чтобы обезопасить управленческую систему от должностных злоупотреблений, Пётр I счёл необходимым продублировать институт явного государственного надзора  институтом тайного надзора, учредив  должность фискала - чиновника, в  обязанности которого входило тайное наблюдение за деятельностью администрации. Создание нового полноценного государственного аппарата, построенного на принципах  централизации, субординации, регламентировании, - было бы невозможно, если бы реформа  не коснулась низшего звена управления - местного аппарата. Областная реформа  проводилась параллельно с реформой центральных и высших ведомств и  основывалась на тех же принципах. [2; с. 46-47]

Страна была разделена  на губернии, провинции и уезды. В городах были созданы магистраты, выбирались бурмистры.

Общее же руководство  провинциями осуществляли воеводы, подчинявшиеся непосредственно  Сенату.

К числу важнейших  по своим последствиям петровских преобразований относится реформа церковного управления.

Объявив себя фактически главой церкви, Пётр уничтожил её автономию.

В 1721 г. была упразднена должность патриарха (т.е. фактически было ликвидировано патриаршество, хотя официально такого решения не принималось). [2; с. 47]

Ни в чём не меняя догматов церкви, Пётр изменил  взаимоотношения церкви и государства: в 1721 г. учредил по образцу других коллегий особую «духовную коллегию» - Синод. Всех членов коллегии назначал сам царь из числа близких ему  церковных иерархов…

Пётр ущемил и  экономические права церкви, ограничив  её право распоряжаться огромными  земельными богатствами, значительная часть доходов поступала теперь в государственную казну. [4; с. 218-219]

С созданием Синода церковь стала составной частью государственной машины самодержавия, это был первый шаг на пути полного  подчинения церкви государству. [2; с. 47]

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ. СОЗДАНИЕ ФЛОТА.

Объективные потребности  страны в морских путях, необходимых  для развития товарно-денежных отношений  и стремление преодолеть крайне неблагоприятное  международное положение неизбежно  подталкивало Россию к войне, требующей  максимальной централизации власти и мобилизации всех ресурсов.

Внутренние преобразования, осуществлённые Петром I, послужили  основой беспрецедентных для  России успехов на международной  арене. Пётр I сумел направить все  ресурсы страны для решения насущных внешнеполитических задач. На военные  нужды в первые десятилетия XVIII в. шло ѕ всех государственных доходов. По точному определению В.О. Ключевского, война, длившаяся почти всё царствование Петра I, указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приёмы. Преобразовательные меры Петра I следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. [2; с. 47]

Логический путь, пройдённый реформами Петра, следующий:

1) Война требует  войска, значит, надо создать армию,  одеть, прокормить её, пополнять  постоянную значительную убыль  в войсках, обзавестись артиллерией,  возвести крепости и т.д. - следовательно,  необходимо проводить военную  реформу.

2) Содержание армии  требует денег - значит, необходима  финансовая реформа.

3) Армии нужны  солдаты и офицеры - значит, следует  изменить систему несения воинской  повинности, распределить её тяготы  между сословиями, отсюда - необходимость  реформы сословной.

4) Войску нужно  материальное обеспечение, стало  быть, необходимо наладить производственную  деятельность, поэтому принимаются  меры экономического и коммерческого  характера.

5) Чтобы обеспечить  выполнение всех этих реформ, необходим государственный аппарат,  значит, следует проводить реформу  управления.

6) Военное дело, управление, экономика требовали  людей с определённым опытом  и знаниями, отсюда - меры просветительского  характера. [4; с. 212-213]

Пётр I упразднил  войска старого типа, уничтожив стрелецкие полки (после стрелецкого восстания  в 1698 г.), постепенно ликвидировал дворянские конные ополчения, привлекая дворян к службе в резервных войсках, которые стали единственным видом  полевых войск. Была введена воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий (от 20 дворов по одному рекруту). [2; с. 48]

Взятые в рекруты  освобождались от крепостной зависимости, но попадали в зависимость ещё  худшего свойства. Пётр строго обязал всех дворян нести военную службу и начинать её с солдатского чина.

К концу правления  Петра I Россия располагала армией в 200 тысяч человек. [2; с. 48]

Выпестованная Петром I регулярная армия во всём разнообразии её институтов и однообразии принципов  заняла большое место в жизни  русского общества, став его важнейшим  элементом.

Для обучения солдат и офицеров в 1716 г. был издан (при  участии самого царя в его составлении) «Устав воинский», обобщавший 15-летний опыт непрерывных вооружённых войн России. Для обучения офицеров ещё в 1698-99 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале XVIII в. были созданы математическая, навигационная (морская), артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургические школы. Пётр I положил начало кораблестроению в России и при нём русский флот стал одним из сильнейших в Европе. Корабельные верфи строили в торговых городах - Петербурге, Архангельске, Воронеже, в Казани и других местах. Общая численность экипажей включала около 28 тысяч, были составлены первые морские карты и атласы, а в 1720 г. был издан подробный Морской устав. [2; с. 48]

Начало строительства  флота со всей остротой поставило  вопрос о мастерах и морских офицерах, которых в России не было. И Пётр находит необычайно смелое решение  данной проблемы - послать за границу  молодых дворян для изучения морского дела. [5; с. 22]

Преобразования, проводимые в условиях тяжёлых войн, отличались постепенностью, но постепенно Пётр I приобрёл огромный опыт ведения военных сражений, умел учиться на ошибках, был жёсток и последователен в достижении своих  целей. Это ярко проявилось во время  Азовских походов и в многолетней  Северной войне со шведами. [2; с. 48]

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I:

АЗОВСКИЕ  ПОХОДЫ, СЕВЕРНАЯ ВОЙНА.

Основной целью  внешней политики России петровского  времени была борьба за выход к  морям, на широкие мировые торговые пути.

Ф. Энгельс писал  о Петре I: «Этот действительно  великий человек… первый в полной мере оценил исключительно благоприятное  для России положение в Европе. Он ясно… разглядел, наметил и  начал осуществлять основные принципы русской политики» [5; с. 4]

В 1695 г. он организовал  военный поход в традиционном для России направлении - на юг, к  берегам Азовского и Чёрного  морей. Целью предпринятых действий был Азов - крупнейшая турецкая крепость в устье Дона. Первый азовский поход  закончился неудачно, но именно здесь  произошло становление Петра  как государственного деятеля. Историк  С. Соловьёв заметил, что с азовской неудачи начинается царствование Петра  Великого. Потерпев поражение, он сделал всё, чтобы обеспечить успех второго  похода. [4; с. 208-209]

Только тогда, когда  зимой-весной 1696 г. в Воронеже был  спешно построен флот, в результате второго похода Азов, осаждённый с  суши и с моря, капитулировал. Позднее  с Турцией удалось подписать 30-летнее перемирие, которое развязало Петру I руки для войны со Швецией. Шведский король Карл XII мечтал о захвате Пскова, Новгорода, Архангельска. Усиление Швеции вызывало беспокойство других прибалтийских  государств. России удалось заключить  антишведский Северный союз с Данией, Польшей и Саксонией. [2; с. 49]

В 1700 г. началась Северная война со Швецией, завладевшей почти  всем побережьем Балтийского моря и  стремившейся к европейскому господству. России выход в Балтийское море был  необходим для преодоления изоляции и дальнейшего развития торговли. [3; с. 52]

Отмечая неизбежность борьбы за выход к Балтийскому  морю, К.Маркс подчёркивал, что «ни  одна великая нация никогда не жила и не могла прожить в таком  отдалении от моря, в каком в  начале находилась империя Петра  Великого, что ни одна нация никогда  не мирилась с тем, чтобы её морские  берега и устья рек были оторваны от неё; что Россия не могла оставить устье Невы, этот единственный выход для продуктов её Севера, в руках шведов, так же как устья Дона, Днепра, Буга и Керченский пролив в руках занимавшихся грабежом кочевников-татар». [5; с. 4]

Следует заметить, что задача приобретения надёжного  и удобного выхода к Балтийскому  морю была поставлена на повестку дня  внешней политики России ещё задолго  до Петра. Необходимость решения  этой проблемы отчётливо сознавали  все русские правители конца XV в. [5; с. 33]

Заслуга Петра состоит  в том, что он сумел найти комплексное  решение проблемы, связав воедино  данную внешнеполитическую задачу с  резким подъёмом военно-экономической  мощи Русского государства.

Начало войны  оказалось неудачным для союзников.

Карл XII решил разбить  противников поодиночке с помощью  англо-голландского флота. Он бомбардировал  Копенгаген и вывел из войны Данию - единственного союзника России, имевшего флот. При таких неблагоприятных  условиях в ноябре 1700 г. 35-тысячная русская  армия выдвинулась к Нарве. Армия  состояла в основном из новобранцев  под командованием иностранных офицеров и генералов, пушки оказались негодными, пороха не хватало. 19 ноября 1700 г. энергичный и талантливый полководец 18-летний шведский король Карл XII с 8-тысячным корпусом нанёс русским поражение. Иностранные офицеры сдавались в плен. Были потеряны вся артиллерия и обоз. К счастью, Карл не перенёс войну на русские территории, сочтя русских слабым соперником, а двинул свои силы на Польшу. [3; с. 52]

Информация о работе Реформы Петра i и их социальная направленность. Создание военно-феодальной империи