Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:14, контрольная работа
Цель, преследуемая данной работой: проанализировать ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России, выявить весь спектр проблем, рассмотреть способы их решения путем реформ, выявить слабые и сильные стороны реформ Петра в различных сферах общества, проанализировать последствия реформ.
Введение 2
1. Личность Петра I
а) Детство царя, предпосылки реформ 3
б) Первые шаги на пути реформатора: Азовские 4
походы, Великое посольство
2. Северная война
а) Начало войны, Русский поход на 6
Ингерманландию
б) Полтавская битва, Прутский поход 11
в) Гангутское соглашение, Ништадский мир, 15
итоги Северной войны
3. Реформы Петра I
а) Реформы местного и городского управления 17
б) Реформы центральных органов власти 19
и управления: царская власть, сенат, коллегия.
в) Расширение дворянских привилегий. 22
“Указ о единонаследии” и “Табель о рангах”
г) Военная реформа 22
4. Заключение, значение реформ Петра 1 25
Список литературы 26
Утром 10 июля из стана русских к турецкому визирю был направлен парламентер. Ответа не последовало. Тогда к туркам отправился вице-канцлер Петр Павлович Шафиров. Двое суток в лагере русского царя солда-ты, офицеры и генералы не смыкали глаз, ожидая дальнейших событий. Наконец 11 июля 1711г. после второго заседания военного совета, на кото-ром был принят отчаянный план выхода из окружения, от Шафирова пришло известие — ему удалось подписать с визирем мир. Современники удивля-лись, как вице-канцлеру удалось так быстро склонить турок на мир, да еще с минимальными уступками. По условиям мирного договора турки потребо-вали вернуть им в сохранности крепость Азов; срыть вновь построенные русские города Таганрог и Каменный Затон; не вмешиваться в дела Польши; гарантировать безопасный проезд в Швецию Карла XII.
Подписанию мира на берегах Прута способствовало несколько обстоя-тельств. Несомненно, большую роль сыграли дипломатическое дарование, ловкость и проницательность Шафирова. Весомыми оказались бриллианты и другие драгоценности Екатерины I, которые та с готовностью предложила, чтобы задобрить турецкого визиря. Но главное заключалось в том, что каждая из сторон, осознавая свое незавидное положение, не знала, что же действительно делается в стане противника. При подписании мирного дого-вора турки потребовали от русской стороны «аманатов» — заложников, которые должны были служить гарантией выполнения русскими принятых на себя обязательств. В качестве заложников визирь согласился взять Петра Павловича Шафирова и Михаила Борисовича Шереметева, сына фельд-маршала, от имени которого велись переговоры.
Узнав о заключении мира с русскими, Карл XII пришел в ярость. Вскочив на коня, он помчался в турецкий лагерь. Ворвавшись бесцеремонно в шатер визиря, начал перепалку, требуя выделить в свое распоряжение 20—30 тыс. отборных войск и обещая при этом привести туркам плененного русского царя. Визирь в ответ на упрёки шведского короля напомнил ему Полтаву и твердо заявил, что не намерен нарушать только что подписанного соглашения. Тогда Карл попытался спровоцировать крымского хана на выс-тупление против русских, но тот не посмел ослушаться визиря. Согласно договоренности сторон, русские получили от турок продовольствие на дорогу, и 12 июля русская армия двинулась в обратный путь. 22 июля она переправилась через Прут, 1 августа форсировала Днестр.
в) Гангутское соглашение, Ништадский мир, итоги Северной войны
С 1703 г. началось интенсивное строительство военно-морского Балтийского флота. В 1713 г. с помощью флота русские заняли Гельсингфорс (Хельсинки) и Або, оттеснив шведские войска к западным границам Финляндии. Молодой русский флот одержал первую и блестящую победу над шведским флотом при Гангуте (Ханко) 27 июля 1714 г. В результате этого боя было захвачено 10 кораблей во главе с командующим отрядом адмиралом Эреншельдом. В битве при мысе Гангут Пётр I с блеском исполь-зовал преимущество галерных судов перед парусными в условиях штиля. Гангутская победа дала толчок дальнейшему развитию русского флота, который вскоре вдвое превзошёл шведский по числу боевых кораблей, в то время как шведский флот, до того господствовавший на Балтике, был вы-нужден перейти к обороне. Это было первое в истории сражение русского военного флота, закончившееся победой, Петр сравнивал эту победу с Полтавской битвой.
Эти успехи России решил использовать в своих интересах ганно-верский курфюрст, сделавшийся английским королём. Россия, Англия, Ганновер, Голландия и Дания создали "Северный союз", направленный против Швеции. Но объединённый флот "Союза" ограничился военными демонстрациями, так как Англия и Голландия отнюдь не были заинтере-сованы в полном поражении Швеции. Это привело к распаду "Союза", к заключению Россией договора о дружбе с Францией, к активным боевым действиям России и возобновлению мирных переговоров со Швецией, которая была крайне истощена войной. Однако подготовленный на Аландских островах мирный договор не был подписан. Карл XII был убит (застрелен) в 1718 г. в случайной стычке под норвежской крепостью Фридрихсгаллем, и к власти пришла проанглийская группировка, настаи-вавшая на продолжении войны. В Балтийском море появился английский флот. Это снова затянуло войну, но не могло изменить её ход.
В 1719 г. в Швеции был высажен русский десант, который нанёс там ряд ударов и успешно возвратился. В этом же году русский флот одержал победу у острова Саарема, за которой последовала крупная морская победа при Гренгаме в 1720 г.: русские моряки, смело пойдя на абордаж, сумели пленить четыре крупных корабля шведов. Успешно отражена была в 1720 г. И попытка английского флота вмешаться в ход военных действий. В 1721 г. последовала высадка десантов непосредственно в районе Стокгольма. Это заставило английский флот уйти из Балтики, а Швецию пойти на заключение мира. По Ништадтскому соглашению Швеция признала присоединение к России Ингермапландии (Ижорской земли), Лифляидии, Эстляндпи, части Карелии и островов Эзель, Даго и Мооп. Швеции возвращалась Финляндия. Россия, кроме того, обязалась уплатить шведам денежную компенсацию за отходящие территории. Таким образом, русские навсегда закрепляли за собой выход к Балтийскому морю. Договор предусматривал развитие торговли между двумя странами. Россия обязалась продавать ежегодно в Швецию партии хлеба. Петр узнал о заключении мира 3 сентября на пути в Выборг. Утром следующего дня он вернулся в столицу. С вошедшей в Неву бригантины ежеминутно палили из пушек, сообщая населению радостную весть о победоносном окончании Северной войны, длившейся 21 год. Празднование победы продолжалось в Петербурге целый месяц. Знать устраивала маскарады, танцы, фейерверки и иллюминации. Известие о заключении мира было с удовлетворением встречено всем населением страны.
Подписание Ништадтского мирного договора явилось знаменательным итогом длительной войны, значение которого трудно переоценить в истории России. Чтобы прославить свое имя в веках, Петру было достаточно одного завоевания Прибалтики. Россия решила вето царствование свою главнейшую внешнеполитическую проблему, которую она безуспешно пыталась выполнить два столетия. Теперь договор «открывал» для России «окно в Европу», а сама она приобретала нормальные условия для экономических и культурных связей с передовыми странами континента. Петербург, Рига, Ревель и Выборг становились важнейшими внешнеторговыми центрами страны.
Глубокие изменения во внутреннем и международном положении страны отразились в наименовании Русского государства империей, а Петра - императором всероссийским. Если ранее участие государства в междуна-родных отношениях ограничивалось соседними странами, то теперь Россия прочно заняла свое место в кругу великих европейских держав.
а) Реформы местного и городского управления
Коренное преобразование административно-
В период до 1708 г. в системе
местного управления происходили незначительные
изменения - в 1702-1705г.г. местные дворяне
были привлечены к воеводскому управлению.
В 1708 –1710 гг. правительство провело
областную реформу. Ее сущность состояла
в том, что между уездами, ранее
непосредственно подчинявшимися центру,
и приказами появились
В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (советников от дворян от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.
Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. При огромных расстояниях в нашей стране и средствах сообщения того времени невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась.
Вторая областная реформа
Губернии делились на провинции,
сначала на 45, а потом на 50. В
пограничные провинции
Началом реформы городского управления можно считать 1699 год, когда Петр I, желая предоставить городскому сословию полное самоуправление по европейскому типу, приказал учредить Бурмистерскую палату (Ратушу) с подведомственными земскими избами. В губернских городах были созданы магистраты, в уездных - ратуши. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Тем самым посадское население было временно выведено из ведения воевод (губернская реформа 1708-1710 г.г. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам).
В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все городское сословие в России». По регламенту Главного магистрата, учрежденному в 1721 г., городское сословие стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии:
первая гильдия - банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера;
вторая гильдия - ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.
Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения («обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные») выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении.
Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания.
Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации.
Вместе с тем, деятельность органов городского управления в значительной степени контролировалась государственными органами. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.
Областная реформа внесла существенные
изменения в организацию
Итоги реформирования органов власти
и управления можно назвать противоречивыми.
К его положительным
б) Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, сенат, коллегия.
Петр I стал первым абсолютным монархом (самодержцем) в истории Российского государства. (Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен.) Установление абсолютизма в России не сводилось лишь к освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет обуславливали необходимость перестройки всего государственного аппарата, поскольку доставшаяся Петру I от предшественников форма управления государством (царь с Боярской думой - приказы - местная администрация в уездах) не отвечала новым государственным задачам. Абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов. Вслед за организацией губерний в 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Всем лицам и учреждениям велено беспрекословно выполнять сенатские указы. Сенат превратился в постоянное учреждение с весьма широкими правами: он осуществлял надзор и руководство работой всего государственного аппарата, контролировал правосудие, руководил расходами и сбором налогов, ведал торговлей, к нему перешли функции Разрядного приказа. Связь с губерниями и руководство губернаторами Сенат осуществлял через двух комиссаров, выделенных от каждой губернии. Комиссары подавали запрашиваемые от губерний сведения, получали сенатские указы для последующей отправки в губернии.
Одновременно с Сенатом Петр I создал должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений.
С созданием Сената и губерний процесс замены старых местных и цент-ральных учреждений был далек от завершения: отсутствовали должностные инстанции между Сенатом и губерниями, многие приказы продолжали функционировать, хотя в целом губернская реформа ослабила значение приказной системы.
Замена старых приказов новыми центральными учреждениями — коллегиями — была проведена в 1718—1721 гг. К концу XVII века функции центральных учреждений выполняли 44 приказа. Эту громоздкую и нестройную систему заменили 13 коллегиями. Внешние сношения и вооруженные силы находились в ведомстве трех коллегий: Военной, Адмиралтейской и Иностранных дел. Значение этих коллегий подчеркивалось тем, что они назывались «первейшими». Финансами ведали тоже три коллегии, обязанности между которыми разграничивались следующим образом: Камер-коллегия руководила сбором налогов, расходами распоряжалась Штатс-контор-коллегия, контроль за расходами и доходами осуществляла Ревизион-коллегия. Управление легкой промышленностью было передано Мануфактур-коллегии, горным делом — Берг-коллегии, внешней торговлей — Коммерц-коллегии. Вместо Поместного приказа, ведавшего земельными делами, была организована Вотчинная коллегия. В связи с ликвидацией поместной формы землевладения функции Вотчинной коллегии стали иными: она ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании земли и т. д. Местными судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.