Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Цель, преследуемая данной работой: проанализировать ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России, выявить весь спектр проблем, рассмотреть способы их решения путем реформ, выявить слабые и сильные стороны реформ Петра в различных сферах общества, проанализировать последствия реформ.

Содержание работы

Введение 2
1. Личность Петра I
а) Детство царя, предпосылки реформ 3
б) Первые шаги на пути реформатора: Азовские 4
походы, Великое посольство
2. Северная война
а) Начало войны, Русский поход на 6
Ингерманландию
б) Полтавская битва, Прутский поход 11
в) Гангутское соглашение, Ништадский мир, 15
итоги Северной войны
3. Реформы Петра I
а) Реформы местного и городского управления 17
б) Реформы центральных органов власти 19
и управления: царская власть, сенат, коллегия.
в) Расширение дворянских привилегий. 22
“Указ о единонаследии” и “Табель о рангах”
г) Военная реформа 22
4. Заключение, значение реформ Петра 1 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Контрольная 2.docx

— 78.87 Кб (Скачать файл)

На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат  и Синод. Ратуша после проведения областной реформы 1708—1710 гг. утратила значение центрального учреждения, земские  избы как органы местного городского самоуправления были ликвидированы.

В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены  которых избирались из числа «дельных и лучших в купечестве» горожан.

Городское население было разделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. К первым относились купцы  и цеховые ремесленники, ко вторым — «подлые» люди, живущие в наймах и в черных работах, то есть обездоленная масса городского населения, лишенная права участвовать в выборах органов городского самоуправления.

Городская реформа укрепила права купечества и тем самым  способствовала развитию торговли и  промышленности.

Организация Синода в 1721 г. означала полное подчинение духовной власти светской. Святейший правительствующий Синод  по образцу светских коллегий состоял  из назначенных царем представителей духовенства, контроль за их деятельностью осуществлял обер-прокурор Синода.

Особое место среди  центральных учреждений занимал  Преображенский приказ — карательное  учреждение, возникшее еще в конце  XVII века. Преображенский приказ ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица, произносившие «непристойные речи», под которыми подразумевались разговоры, осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т. д.

Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрация.

С образованием коллегий были уточнены структура Сената, его права  и обязанности. Изменился состав Сената. Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил бюрократическому принципу подчиненности низших учреждений высшему. В том же году при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях — прокуроров. Обязанность прокуратуры состояла в осуществлении гласного надзора за деятельностью Сената и коллегий.

В подчинении прокуроров и  генерал-прокурора находились канцелярии коллегий и Сената. Этим самым прокуратура  имела возможность наблюдать, чтобы  в Сенате «не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись».

К 1719 г. изменилась также  структура областной администрации. Вместо губернии основной единицей административного  управления стала провинция. Их было около пятидесяти. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов осталось управление губернским городом  и командование войсками, расквартированными на территории губернии. По остальным  вопросам провинциальные воеводы сносились  непосредственно с коллегиями и  Сенатом.

 

в) Расширение дворянских привилегий. “Указ о единонаследии” и “Табель о рангах”

          В первой четверти XVIII в. произошло  слияние двух форм феодальной  земельной собственности – вотчины  и поместья. В 1714 г. был издан  указ о единонаследии. Отныне  поместье, как и вотчина, передавалось  по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были  идти в военную или гражданскую  службу.

Петром I был издан Устав  о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая  удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного". Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями и всякий "кто какое зло умышлять будет" и те, которые "вспомогали или совет подавали или ведая не известили" наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры – в зависимости от преступления.

 

          Государственная служба регулировалась  введенной в 1722 г. “Табелью  о рангах”. Новый закон разделил  службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества вводился принцип служебной выслуги. “Табель о рангах” давала возможность не дворянам, получать потомственное дворянство. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали дворянство, но только личное. Все дворяне, новой и старой формации, получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение.

 

г) Военная реформа

 

Начало реформирования вооруженных  сил относится ко второй половине XVII в. Уже тогда создаются первые рейтарские и солдатские полки нового строя из даточных и “охочих” людей (т.е. добровольцев). Но их было еще сравнительно немного, и основу вооруженных сил  все еще составляло дворянское конное ополчение и стрелецкие полки. Хотя стрельцы и носили единообразную  форму и вооружение, но денежное жалование, получаемое ими, было ничтожно. В основном они служили за предоставлявшиеся им льготы по торговле и на занятие ремеслом, поэтому были привязаны к постоянным местам жительства. Стрелецкие полки ни по своему социальному составу, ни по своей организации не могли явиться надежной опорой дворянскому правительству. Не могли они также и всерьез противостоять регулярным войскам западных стран, а, следовательно, быть достаточно надежным орудием решения внешнеполитических задач/

 До Петра армия состояла  из двух главных частей - дворянского  ополчения и различных полурегулярных  формирований (стрельцы, казаки, а также  состоящие из добровольцев полки  «нового строя»). Но численность  полков нового строя была относительно  невелика, а стрелецкое войско  ни по своему социальному составу,  ни по своей организации не  могли являться достаточно надежным  орудием решения внутренних и  внешнеполитических задач.

Поэтому Петр I, придя к власти в 1689 г., столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования массовой регулярной армии. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной Ее ядром стали два гвардейских (бывших “потешных”) полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии. Первоначально была сделана ставка на приглашение на русскую службу иностранных офицеров. Однако поведение иностранцев в сражении под Нарвой в 1700 г., когда они во главе с главнокомандующим фон Круи перешли на сторону шведов, заставило отказаться от этой практики. Офицерские должности стали замещаться преимущественно русскими дворянами.

Помимо подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских  полков, кадры готовились также в  бомбардирской школе (1698 г.), артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), навигацких (1698 г.) классах и инженерных школах (1709 г.) и Морской академии (1715 г.). Практиковалась также посылка молодых дворян для обучения за границу.

После начала Северной войны  Петр I ввел новый, поистине революционный для того времени принцип комплектования армии рядовым составом - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами.

Вооруженные силы делились на полевую армию, которая состояла из 52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные  внутренние войска, которые обеспечивали «порядок» внутри страны. В состав пехотных и кавалерийских полков включалась артиллерия. Учитывая силу землячества для сплочения войск, Петр ввел наименование полков по главным  городам областей, из которых они  комплектовались.

Регулярная армия содержалась  полностью за счет государства, одета  была в единообразную казенную форму, вооружена стандартным казенным оружием (до Петра I оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами (ранее, в XVI - XVII веках, пушки отливались индивидуально пушечными мастерами, которые их и обслуживали).

Общая численность полевой  армии к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме того, для охраны южных границ были образованы ландмилиция в составе нескольких конных иррегулярных полков общей численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи украинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел.

Петр I по праву считается и создателем российского военно-морского флота. Российский военный флот, также как армия, комплектовался из призываемых рекрутов. С завоеванием Прибалтики флот получил удобные незамерзающие порты. Для обороны новой столицы - Петербурга на острове Котлин строится мощная крепость - Крондштадт. В 1724 г. Балтийский флот России был самым мощным на Балтике. Он имел 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв и 85 галер, а также части морской пехоты.

Радикально изменилась система  военного управления. Вместо многочисленных приказов (Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др), между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр I учредил военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для руководства армией и военно-морским флотом. Таким образом, военное управление было строго централизировано. Общая численность войск к концу XVIII в. возросла до полумиллиона человек и они полностью обеспечивались вооружением, снаряжением и боеприпасами за счет отечественной промышленности (она производила в месяц 25-30 тыс. ружей и несколько сот артиллерийских орудий).

Итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем: 
- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их; 
- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного  флота;

- гигантский рост военных  расходов и покрытие их за  счет жесточайшего выжимания  средств из народа.

Итак, реформы в области  организации вооруженных сил  были наиболее успешными. В результате Россия стала могущественной в военном  отношении государством, с которым  приходилось считаться всему  миру. По сути, это могущество наша страна сохранила вплоть до сегодняшних  дней.

 

 

 

 

 

4. Заключение, значение реформ Петра 1

          Определяя историческую значимость  реформ Петра 1, историки отмечают  две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословления потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес « величайший вред будущности России». Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут, на иностранный лад.

          Одни считают (В. Ключевский), что  «реформы Петра 1 были борьбой  деспотизма с косностью народа, когда самовластец шел на пролом, не жалея собственных сил». Другие – «насаждал мануфактуры с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России».

Есть и отличное от этих мнение, что в тот период в России не было условий для создания мануфактур иного типа.

          Хотя в целом русские историки  положительно относились к государственной  деятельности Петра 1: он резко  интенсифицировал происходившие  в стране процессы, заставил ее  совершить гигантский прыжок, перенеся  Россию через несколько этапов. Даже такое одиозное орудие  абсолютистского государства, каким  была деспотическая, самодержавная  власть, превратилось благодаря  исторически оправданным и в  максимальной степени соответствующим  интересам развития России действиям  Петра Великого в фактор прогресса.  Обеспечение политического и  экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, все это  дает полное основание считать  Петра 1 – великим государственным  деятелем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Анисимов Е. «Время петровских реформ» - Л.: Ленинград, 1989. – 496 с.
  2. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 15. Петр Великий.» М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001 - 592 с.
  3. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. Б.А. Рыбакова. – М.: Высш. школа, 1983. – 415 с.
  4. Павленко Н.И. Петр I. – 4-е изд. – М.:Мол.гвардия, 2003. – 433 с.

 


Информация о работе Реформы Петра I