Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:20, реферат

Описание работы

Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования, т.к. рассматривая ее, можем анализировать огромный процесс развития и роста Российского государства, превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………...
3
Предпосылки петровских реформ……………………..………………………
6
Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула …..............
8
Реформы Петра I: Военная реформа …………………..…………………………
11
Социальные и экономические реформы.………..…………………………………
14
Реформа в области культуры и быта ……………...………………………………
18
Церковная реформа.………..………………………...……………………….
20
Итоги реформ.…………………………….………………...............................
22
Заключение…………………………...……………...………………………...
23
Список используемой литературы……..……………...…...………………...

Файлы: 1 файл

реф по истор..doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

 

Реформы Петра I

   

Введение…………………………………………………………………………………………...

3

Предпосылки петровских реформ……………………..………………………

6

Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула …..............

8

Реформы Петра I: Военная реформа …………………..…………………………

11

Социальные и экономические реформы.………..…………………………………

14

Реформа в области  культуры и быта ……………...………………………………

18

Церковная реформа.………..………………………...……………………….

20

Итоги реформ.…………………………….………………...............................

22

Заключение…………………………...……………...………………………...

23

Список используемой литературы……..……………...…...………………...

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для  изучения и исследования, т.к. рассматривая ее, можем анализировать огромный  процесс развития и роста Российского государства, превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени изучают не менее чем в прошлые века. В последнее время многие писатели, публицисты, продолжая в этом отношении традиции словянофильской и народнической историографии, пишут о том, что не будь Петра и его преобразований, развитие России могло пойти по иному, менее драматическому пути. Вопрос в том, в какой мере преобразования были случайны или закономерны, означали ли они радикальный разрыв преемственности исторического процесса или, напротив, были его логическим продолжением, был ли Петр великим преобразователем или тираном возник давно, едва ли не в саму эпоху преобразований. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им , отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном  выборе и преступных деяниях. Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя- постоянные военные действия, внутренние- это оппозиция Недовольное боярство составляло оппозиционные круги, а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей . Современникам Петра было сложно его понять: царь- плотник, царь - кузнец, царь - солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела . Образ “помазанника Божия “- царя- батюшки, царивший в сознаниях людей, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя. Неудивительно, что многие не понимали Петра, его стиля мышления, его идей, зачастую обитавших в другом политическом пространстве.

Петр не был похож  на своих предшественников ни внешним  обликом, ни живым и открытым характером. Личность Петра очень сложна и  противоречива, но при этом Петр I  был очень цельной натурой. Во всех его начинаниях, порой очень  противоречивых , было все же рациональное зерно. Невозможно рассматривать деятельность Петра не учитывая того, что из 35 лет его правления, лишь около 1.5 лет Россия находилась в состоянии  полного мира. Постоянные военные действия оказывали влияние на ход реформ и вообще на всю  внутреннюю и внешнюю политику.

Старое никогда не уходит с общественной сцены добровольно, и новое всегда рождается в  жестких схватках с отжившим. Петру  пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками, которые иногда оказывались слишком сильными, чтобы сломить их с первого удара.

За несколько десятилетий  строится новая система управления, создается система образования, периодическая печать, формируется регулярная армия, возникает военный флот . Вырастают первые промышленные предприятия  мануфактурного типа, развиваются кустарные промыслы,  ремесла,  налаживается торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастает общественное и  географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка.  Город отделяется  от  деревни.  Выделяются промысловые и  земледельческие  районы. Развивается внутренняя и внешняя торговля. Получает  дальнейшее развитие русская культура  и  науки: математика и  механика, физика  и химия,  география и ботаника, астрономия и "рудознатство".  Казаки-землепроходцы  открывают  ряд новых земель в Сибири.

Благодаря внешней политике Петра , было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный  престиж России. Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

 

Предпосылки петровских реформ.

 

В 1682 г. умер царь Федр Алексеевич, после чего между различными группировками знати разгорелась ожесточенная борьба за власть. Исход ее решили стрельцы. В результате их восстания царями- соправителями были провозглашены малолетние Петр и Иван Алексеевичи при регентстве царевны Софьи. В 1689 г. Петр женился, т.е. достиг совершеннолетия, по понятиям того времени. Регентство должно было завершится. Не желая расставаться с властью, Софья подняла стрельцов против Петра, однако восстание было подавлено. Софью заточили в монастырь, престол перешел к Петру (формальным соправителем Петра был Иван до своей смерти в1696 г.).

Какой же досталась  Россия Петру?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для  независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно-европейских стран. Русское войско в значительной  своей  части  состояло  из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и  неповоротливый  приказной  государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия,  не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры.  В народные массы просвещение почти не проникало,  и даже в правящих  кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития  была поставлена перед необходимостью коренных реформ,  так как только таким путем могла обеспечить себе достойное  место  среди  государств Запада и Востока.

Следует отметить, что к этому времени истории  нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм.

XVII век был  временем, когда Россия установила  постоянное общение с Западной  Европой, завязала с ней более  тесные торговые и дипломатические  связи,  использовала ее технику  и науку, воспринимала ее культуру  и  просвещение. Учась  и  заимствуя,  Россия развивалась самостоятельно,  брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа,  которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.

Внешние опасности  государства опережали естественный рост народа,  закостеневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись  буквально всех сторон жизни русского государства и  русского народа, однако к основным из них следует  отнести следующие реформы: военную, социально-экономическую, административную (органов власти и управления, сословного устройства  русского общества), а также в области культуры и быта, церковную.

Следует отметить, что  основной  движущей  силой  петровских реформ стала война.

 

Утверждение абсолютизма.

Принятие императорского титула в 1721 г

 

В первой четверти XVIII в.  в России были проведены реформы в области управления. Основной смысл этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.

В 1708- 1710 гг. была проведена областная реформа органов   власти на местах- областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Вся страна была разделена на 8 губерний- Московская, Ингерманляндская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Архангелогородская, Сибирская. Губернии делились на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, а во главе уезда стоял  комендант. Во главе Петербургской и Азовской губерний стояли генерал- губернаторы Меньшиков и Ф. Апраксин. Остальными управляли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота административно- полицейской и судебной власти. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали  сбором налогов. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.

В 1711 г. вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат, состоявший из 9 человек, назначенных монархом. Трое являлись представителями знати ( князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын ), трое- бывшие члены Боярской  думы и трое- из дворян. Решения Сената принимались коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями сенаторов. Сенат занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого были введены должности фискалов, которые доносили о всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Ими руководил обер-фискал, входивший в состав Сената. Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов. Петр поощрял  фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные наветы.

Хотя Сенат был руководящим  контролирующим органов, но и за его  деятельностью был установлен контроль. За работой Сената следил генерал-прокурор (П. И. Ягужинский) и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех других учреждениях. Генерал- прокурор контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Сам генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Действуя через подчиненных ему прокуроров и фискалов, генерал- прокурор выступал как “око царево и стряпчий о делах государственных”. Новое положение о Сенате в 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат в руках Петра стал послушным орудием монарха по управлению страной.

В 1717- 1721 гг. приказы были заменены коллегиями. Они отличались единообразными штатами и четким разграничением обязанностей. Важнейшими, “государственными” являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными (армией и  флотом отдельно) и судебными делами. Другая группа коллегий занималась финансами: доходами- Камер- коллегия, расходами- Штатс- контор- коллегия, контролем за сбором  и расходованием казенных средств- Равизион- коллегия. Торговлей и промышленностью руководили соответственно Коммерц- коллегия и Берг- мануфактур- коллегия, разделенная на два ведомства в 1722 г.

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По- прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие находились в ведении специальных приказов, палат и контор.

Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 был издан обширный “Генеральный регламент”, определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности. Согласно этому документу  присутствие каждой из коллегий состояло из президента, вице- президента,  четырех- пяти советников  и четырех  асессоров, а также детально регламентированного штата чиновников.

Всю пирамиду государственной власти венчал император. Этот титул был  пожалован Петру I Сенатом в 1721 г. после подписания ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразования в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

Система государственного управления, созданная в первой четверти XVIII в. сохранилась и после смерти Петра I. Во второй четверти XVIII в. в нее вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принципов управления. Наиболее крупные изменения при преемниках Петра I были связаны с созданием Верховного Тайного совета в 1726 г. и реформой местного управления в 1727 г.

 

Реформы Петра I

Военная реформа

Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра I, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого,  так и для народа. Она имеет очень    важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: Реформа оказала глубокое действие и на склад общества,  и  на дальнейший ход событий. Задачи создания современной боеспособной армии и флота  занимали юного царя еще до  того,  как он стал полновластным государем. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое,  часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства.  Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Осипович Ключевский писал: "Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы".

Информация о работе Реформы Петра I