Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Личность Петра I (1672 - 1725 гг.) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………. 3

1. Исторические условия и предпосылки реформ Петра I………………………………………. 4

2. Военные реформы……………………………………………………. ………………………….5

3. Реформа государственного управления……………………………………………………….. 6
3.1. Реформа центрального управления …………………………………………………………..7
3.2. Реформа местного управления……………………………………………………………….. 11
3.3. Реформа городского управления……………………………………………………………… 13
3.4. Результаты реформы государственного управления……………………………………….... 14

4. Реформа сословного устройства…………………………………………………………………. 14
4.1. Служивое сословие……………………………………………………………………………... 14
4.2. Городское сословие (посадские и городские люди)………………………………………….. 14
4.3. Крестьянство…………………………………………………………………………………….. 15

5. Церковная реформа……………………………………………………………………………….. 15

6. Экономические преобразования…………………………………………………………………. 17

7. Реформы в области культуры и быта……………………………………………………………. 19

Заключение ………………………………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………………………….. 23

Файлы: 1 файл

Реформа петра 1.docx

— 54.03 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра истории и социологии

 

 

Контрольная работа 1

По дисциплине «Отечественная история»

 

По теме

«РЕФОРМЫ ПЕТРА I»

 

 

 

 

Выполни: И.С. Кузьмин, СЗзу-12434

Проверил: канд.ист.наук, доцент

А.К. Порцель

 

 

 

 

Мурманск

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………. 3

 

1. Исторические условия  и предпосылки реформ Петра  I………………………………………. 4

 

2. Военные реформы……………………………………………………. ………………………….5

 

3. Реформа государственного  управления……………………………………………………….. 6

3.1. Реформа центрального  управления …………………………………………………………..7

3.2. Реформа местного управления……………………………………………………………….. 11

3.3. Реформа городского  управления……………………………………………………………… 13

3.4. Результаты реформы  государственного управления……………………………………….... 14

 

4. Реформа сословного  устройства…………………………………………………………………. 14

4.1. Служивое сословие……………………………………………………………………………... 14

4.2. Городское сословие (посадские  и городские люди)………………………………………….. 14

4.3. Крестьянство…………………………………………………………………………………….. 15

 

5. Церковная реформа……………………………………………………………………………….. 15

 

6. Экономические преобразования…………………………………………………………………. 17

 

7. Реформы в области  культуры и быта……………………………………………………………. 19

 

Заключение ………………………………………………………………………………………….21

 

Список литературы………………………………………………………………………………….. 23

 

 

 

 

 

 

Введение

«Сей монарх отечество  наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним  словом, на что в России ни взгляни, все его началом имеет, и что  бы впредь ни делалось, от сего источника  черпать будут»

И. И. Неплюев

Личность Петра I (1672 - 1725 гг.) по праву относится к плеяде ярких  исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо  противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже  современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников  его преобразований. Спор продолжался  и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно  русским" началам жизни, а его  реформы назвал "блестящей ошибкой".

В конце XVII в., когда на русском  престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие  от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными  орудиями. Она не имела выхода к  морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать  внешнюю торговлю. Не имела поэтому  Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам  и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне  неохотно покидали свои поместья для  военных походов, их вооружение и  военная выучка отставала от передовых  европейских армий. Между старым, родовитым боярством и служивыми  людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили  непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, так  как они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры  соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить  и подчинить себе русские земли. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого  уклада России нужен был умный  и талантливый руководитель, незаурядный  человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению  весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

История России до Петра  Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего  и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий  характер, охватывали все стороны  жизни народа, в то время как  другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить  взрывной эффект Петровских реформ в  России. Люди прошлого, XIX века воспринимали их острее, глубже. Вот что писал  о значении Петра современник  А.С. Пушкина историк М. Н. Погодин  в 1841 г., то есть почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: "В руках (Петра) концы  всех наших нитей соединяются  в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее  и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все  еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда  не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее".

Созданное в России Петром пережило и поколение М.Н. Погодина, и следующие поколения. Например, последний рекрутский набор состоялся  в 1874 г., то есть спустя 170 лет после  первого (1705). Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., то есть 206 лет; синодальное  устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 гг., то есть в  течение 197 лет, система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., то есть 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Иначе  говоря, в истории России мы найдем немного сознательно созданных  человеком институтов, которые просуществовали  бы так долго, оказав столь сильное  воздействие на все стороны общественной жизни. Более того, некоторые принципы и стереотипы политического сознания, выработанные или окончательно закрепленные при Петре, живучи до сих пор, подчас в новых словесных одеждах  они существуют как традиционные элементы нашего мышления и общественного  поведения.

1. Исторические  условия и предпосылки реформ  Петра I

Страна стояла накануне великих  преобразований. Каковы же были предпосылки  петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой  серьезную опасность для независимости  русского народа.

Промышленность по своей  структуре была крепостнической, а  по объему продукции значительно  уступала промышленности западноевропейских стран.

XVII век был временем, когда  Россия установила постоянное  общение с Западной Европой,  завязала с ней более тесные  торговые и дипломатические связи,  использовала ее технику и  науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.

Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа. Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

2. Военные реформы

Задачи создания современной  боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно  насчитать лишь несколько (по оценкам  разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной.

Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей  постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695 - 1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

Главные итоги военных  реформ Петра Великого заключаются  в следующем:

  • создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;
  • появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
  • создание мощного военного флота;
  • гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

3. Реформа государственного  управления

В первой четверти XVIII в. переход  к абсолютизму был ускорен  Северной войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются  регулярная армия и бюрократический  аппарат государственного управления, происходит как фактическое, так  и юридическое оформление абсолютизма.

В первой четверти XVIII в. возникает  и вторая опора абсолютной монархии - бюрократический аппарат государственного управления.

Особенность российского  абсолютизма состояла в том, что  он совпал с развитием крепостничества, тогда как в большинстве стран  Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических  отношений и отмены крепостного  права.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой  экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной  и частной жизни. Петр I проводил политику дальнейшего закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие  формы на исходе XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.

Государство, сформировавшееся в начале XVIII в., называют полицейским  не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государство  стремилось вмешиваться во все стороны  жизни, регламентируя их.

В первой четверти XVIII в. был  осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных  и местных органов власти и  управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация  вооруженных сил. Почти все эти  изменения происходили во время  правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение.

Рассмотрим реформы высших органов власти и управления, прошедшие  в первой четверти XVIII в., которые  принято подразделять на три этапа:

I этап - 1699 – 1710 гг. - частичные  преобразования;

II этап - 1710 – 1719 гг. - ликвидация  прежних центральных органов  власти и управления, создание  Сената, появление новой столицы;

III этап - 1719 – 1725 гг. - образование  новых органов отраслевого управления, проведение второй областной  реформы, реформы церковного управления  и финансово-налоговой.

3.1. Реформа центрального  управления

Следующим этапом в реформе  центральных органов власти стало  создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с  Турцией. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно  написал указ о составе Сената, который начинался фразой: "Определили быть для отлучек Наших Правительствующий  Сенат для управления". Содержание этой фразы дало повод историкам  до сих пор спорить о том, каким  учреждением представлялся Петру  Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711 г. царь издал несколько  указов: о компетенции Сената и  правосудия, об устройстве государственных  доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:

  • "Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует";
  • "Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, оставить";
  • "Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны".

Члены Сената назначались  царем. В его состав первоначально  входило всего девять человек, которые  решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип  знатности, а компетентности, выслуги  и близости к царю.

С 1718 по 1722 гг. Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г. он был реформирован тремя  указами императора. Изменен состав, включающий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом "О должности Сената" Сенат получил право издавать собственные указы.Круг вопросов, которые  находились в его ведении, был  достаточно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными  отделами - "столами", где работали подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат  в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным  аппаратом.

Информация о работе Реформы Петра I