Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 20:29, контрольная работа
Личность Петра I (1672 - 1725 гг.) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований.
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
1. Исторические условия и предпосылки реформ Петра I………………………………………. 4
2. Военные реформы……………………………………………………. ………………………….5
3. Реформа государственного управления……………………………………………………….. 6
3.1. Реформа центрального управления …………………………………………………………..7
3.2. Реформа местного управления……………………………………………………………….. 11
3.3. Реформа городского управления……………………………………………………………… 13
3.4. Результаты реформы государственного управления……………………………………….... 14
4. Реформа сословного устройства…………………………………………………………………. 14
4.1. Служивое сословие……………………………………………………………………………... 14
4.2. Городское сословие (посадские и городские люди)………………………………………….. 14
4.3. Крестьянство…………………………………………………………………………………….. 15
5. Церковная реформа……………………………………………………………………………….. 15
6. Экономические преобразования…………………………………………………………………. 17
7. Реформы в области культуры и быта……………………………………………………………. 19
Заключение ………………………………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………………………….. 23
Наконец в 1722 г. эти функции возложили на специально назначенного генерал прокурора, который "должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал", иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть "оком государевым" и "стряпчим в делах государственных".
Таким образом, царь-реформатор вынужден был постоянно расширять созданную им специальную систему организованного недоверия и доносительства, дополняя существующие органы контроля новыми.
Однако создание Сената не
могло завершить реформы
Сенат назначил президентов и вице-президентов, определил штаты и порядок работы. Кроме руководителей, в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указам предписывалось с 1720 г. начать производство дел новым порядком.
В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в ведении которой находилось дворянское землевладение. На правах коллегий были Главный магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало о ликвидации автономии церкви.
В 1699 г. с целью улучшить
поступление в казну прямых налогов
была учреждена Бурмистерская
Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
3.2. Реформа местного управления
Петр I в начале своего царствования пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя вместо земских, выборные элементы управления. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.
18 декабря 1708 был издан
указ "Об учреждении губерний
и о росписании к ним городов".
Это была реформа, которая
В 1711 г. группа городов Азовской губернии, приписанная к корабельным делам в Воронеже, стала Воронежской губернией. Губерний стало 9. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до 11.
Так началась реформа областного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы.
По второй реформе одиннадцать
губерний были разделены на 45 провинций,
во главе которых были поставлены
губернаторы, вице-губернаторы или
воеводы. Провинции делились на округа
- дистрикты. Администрация провинций
подчинялась непосредственно
Губернатору подчинялись четыре его непосредственных подчиненных:
Во главе провинции обычно стоял воевода, в уезде финансовое и полицейское управление возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых сверху.
Губернаторам перешла часть функций приказов (особенно территориальных), их количество было сокращено.
Указ об учреждении губерний
завершил первый этап реформы местного
управления. Губернское управление осуществлялось
губернаторами и вице
3.3. Реформа городского управления
Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить городскому сословию, полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало оформляться юридически городское сословие. В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено "ведать все городское сословие в России".
По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан и "подлых" людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии:
Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения ("обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные") выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении.
Деление на гильдии оказалась
чистейшей формальностью, так как
проводившие его военные
3.4. Результаты
реформы государственного
В результате Петровских реформ
к концу первой четверти
XVIII в. сложилась следующая система органов
власти и управления.
Вся полнота законодательной,
исполнительной, и судебной власти
сосредоточилась в руках Петра,
который после завершения Северной
войны получил титул
Члены совета назначались
императором. В порядке осуществления
исполнительной власти Сенат издавал
указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во
главе Сената был поставлен генерал-
Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Возникшие в разное время приказы сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.
Взамен устаревшей системе приказов в 1717 - 1718 гг. было создано 12 коллегий.
Создание системы коллегий
завершило процесс
К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
Внешним выражением утвердившегося
в России абсолютизма является принятие
в 1721 г. Петром I титула императора и наименования
"Великий".
К важнейшим признакам
абсолютизма относятся
Реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената - в центре до воеводской канцелярии - в уездах.
4. Реформа сословного устройства
4.1. Служивое сословие
Все прежние разряды служивых
людей были соединены вместе, в
одно сословие - шляхетство. Все нижние
чины (как знатные, так и из "простого
люда") одинаково могли дослужиться
до высших чинов. Порядок такой выслуги
был точно определён "Табелем
о рангах" (1722 г.). В "Табели" все
чины были распределены на 14 рангов или
"чинов" по их служебному старшинству.
Каждый, достигший низшего 14 ранга,
мог надеяться высшую должность
и занять высший ранг. "Табель о
рангах" заменил принцип родовитости
принципом выслуги и служебной
пригодности. Но Пётр сделал выходцам
из высшего старого дворянства одну
уступку. Он позволил знатной молодёжи
поступать по преимуществу в его
любимые гвардейские полки