Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 18:04, реферат
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений.
Введение.
Глава I. Военные реформы Петра I.
Глава II. Административные преобразования.
Глава III. Церковная реформа.
Глава IV. Экономические преобразования.
Глава V. Изменения в области науки, культуры и быта.
Заключение.
Список использованной литературы.
ТИТУЛЬНИК
Содержание
Введение.
Глава I. Военные реформы Петра I.
Глава II. Административные преобразования.
Глава III. Церковная реформа.
Глава IV. Экономические преобразования.
Глава V. Изменения в области науки, культуры и быта.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
В царствование Петра Первого
были проведены реформы во
всех областях государственной
жизни страны. Многие из этих преобразований
уходят корнями в XVII век - социально-экономические
преобразования того времени
послужили предпосылками реформ
Петра, задачей и содержанием
которых было формирование дворянско-чиновничьего
аппарата абсолютизма.
Деятельность
Петра создала все условия
для более широкого
знакомства России с культурой,
образом жизни, технологиями
европейской цивилизации,
что и послужило началом
довольно болезненного
Глава I. Военные реформы Петра I.
Военные реформы занимают
особое место среди
Петровских преобразований. Они
имели наиболее ярко выраженный
классовый характер. Сущность военной
реформы состояла в ликвидации дворянских
ополчений и организации
постоянной боеспособной
армии с единообразной
структурой, вооружением,
обмундированием, дисциплиной, уставами.
Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;
- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
- создание мощного военного
флота; - гигантский рост
военных расходов и покрытие
их за счет жесточайшего
Глава II . Административные преобразования.
В.О.Ключевский писал: " 1Преобразование
управления - едва ли не самая показная,
фасадная сторона преобразовательной
деятельности Петра; по ней особенно
охотно ценили и всю эту
деятельность".
Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов. Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение. В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать опреденленное количество полков.
Однако и эта реформа
не дала желаемого эффекта, Северная
война затянулась, и разместить
в губерниях приписанные к
ним полки не удалось. Денег по-прежнему
не хватало, что создало благодатную
почву для различных махинаций. Так,
губернатор Казанской губернии Апраксин
придумывал суммы "доходов" и предоставлял
царю фальшивые ведомости по ним, демонстрируя
радение о казенной прибыли.
" Указ, что по отбытии нашем делать.
1. Суд иметь нелицемерный
и неправедных судей
2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные а особливо напрасные, отставить;
3. Денег, как возможно, забирать, понеже деньги суть артериею войны;
4. Дворян собрат молодых для запасу в офицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячью человек людей боярских грамотных для того ж;
5. Вексели исправить и держать в одном месте;
6. Товары, которые
на откупах или по канцеляриям
и губерниям, осмотреть и
7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной;
8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать;
9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подату охоту для большева их приезду. Петр. "
В первое время Сенат
состоял из девяти ближайших сотрудников
царя, и Петр настаивал на признании
Сената высшим государственным
органом, которому все лица и учреждения
должны повиноваться, как самому царю.
Для установления жесткого контроля за
управлением Петр в 1711 г. создает систему
фискалов, которые подчинялись обер-фискалу.
В обязанности им вменялось
доносить Сенату и царю
о всех злоупотреблениях и неблаговидных
поступках должностных лиц. Фискалы были
практически безнаказанны, но если
их донос подтверждался, фискал получал
половину имущества виновного.
Институт фискалов создал условия
для расцвета коррупции и дал широкие
возможности для сведения счетов. Стал
печально известен этим обер-фискал Нестеров.
Однако на этом Петр не остановился
- в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора
для руководства фискалами. Гланая
его роль заключалась в надзоре за
Сенатом, теперь только он мог предлагать
Сенату вопросы для обсуждения. Таким
образом, роль Сената как органа
государственной власти была резко снижена.
Но новый централизованный аппарат власти
с учреждением Сената еще только
начинал создаваться, и образцом для
дальнейшей реформы государственного
управления Петр избрал шведское
государственное устройство.
Рассматривая эту реформу,
ка и многие другие преобразования
Петра, нельзя не коснуться
вопроса о степени заимствования
им западноевропейского опыта.