Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 18:04, реферат
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений.
Введение.
Глава I. Военные реформы Петра I.
Глава II. Административные преобразования.
Глава III. Церковная реформа.
Глава IV. Экономические преобразования.
Глава V. Изменения в области науки, культуры и быта.
Заключение.
Список использованной литературы.
Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило, вносил обусловленные особенностями России изменения. Указ Петра от 28 апреля 1718 г. гласит: " Всем колегиям надлежит ныне 3на основании 3шведского устава 1сочинять во всех делах и порядках по пунктам, 3а 3которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя 3ставить по своему разсуждению, поставя 3 об оных, докладывать, так ли их быть ".
В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются президенты и вице-президенты коллегий.
Документ от 12 декабря 1718 года: "Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит.
1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных иноземцев.
2. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение 1доходов денежных всего государства.
3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и 1розыскныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.
4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.
5. 1Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.
6. Адмиралтейской. Флот со
всеми морскими воинскими
7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.
8. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных расходов.
9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочия ремесла и рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия" . С появлением коллегий прекращали свое существование многие из сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью коллегиальной системы стало более четкое разграничение сфер деятельности и совещательный порядок ведения дел. Сам Петр писал:
" В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит" . Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся. В 1721 г. была образована Духовная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената, в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.
В 1720 г. был принят
Генеральный регламент -
документ, определяющий штаты
коллегий, окончательно разграничивавший
их функции и компетенцию. Формирование
коллегиальной системы было завершено.
Она функционировала почти
" Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат" . По Табели все должности делились на шесть частей - военные (сухопутные, гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.
Выдержки из Табели о рангах:
Чины |
Ранг Военные | |||
сухопутные |
Статские | |||
I Генерал-фельдмаршал |
Канцлер | |||
II Генерал |
Действительный тайный советник | |||
III |
Генерал-лейтенант |
Генерал-прокурор | ||
IV |
Генерал-майор тайный советник, |
Президент коллегии, обер-прокурор | ||
V |
Бригадир, генерал провиантмейстер |
Вице-президент коллегии | ||
VI |
Полковник, обер-про виантмейстер |
Прокурор | ||
VII |
Подполковник |
Обер-секретарь | ||
VIII |
Майор |
Асессор коллегии | ||
IX |
Капитан, флигель-адъ- ютант при генерал-¦ фельдмаршале |
Советник коллегии | ||
X |
Капитан-лейтенант |
Секретарь коллегии | ||
XI |
отсутствует |
отсутствует | ||
XII |
Лейтенант |
Камерир, секретарь | ||
XIII |
Унтер-лейтенант |
Протоколист, переводчик | ||
XIV |
Фендрик, флигель-адъ- ютант при генерал-лей- тенанте или бригадире |
Юнкер коллегии |
Многие историки считают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: " 1Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не тоько не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени" .
Глава III. Церковная реформа.
Важную роль в утверждении
абсолютизма играла церковная
реформа Петра. Во второй
половине XVII в. позиции Русской
православной церкви были весьма
прочными, она сохраняла
административную, финансовую и
судебную автономию по отношению
к царской власти. Последние
патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан
(1690-1700) гг. проводили политику, направленную
на укрепление этих позиций.
В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.
Глава IV. Экономические преобразования.
В Петровскую эпоху российская
экономика, и прежде
всего промышленность совершила
гигантский скачок. В то же время
развитие хозяйства в первой
четверти XVIII в. шло путями,
намеченными предыдущим периодом.
В Московском государстве
XVI-XVII в. существовали крупные
промышленные предприятия -
Пушечный двор, Печатный двор,
оружейные заводы в Туле,
верфь в Дединове и др. Политика
Петра в отношении экономической
жизни характеризовалась высокой
степенью применения командных и
протекционистских методов.
В сельском хозяйстве возможности совершенствования
черпались из дальнейшего освоения
плодородных земель, возделывания
технических культур, дававших
сырье для промышленности,
развития животноводства, продвижения
земледелия на восток и юг, а
также более интенсивной эксплуатации
крестьян. Возросшие потребности
государства в сырье для
российской промышленности привели
к широкому распространению таких культур,
как лен и конопля. Указ 1715 г.
поощрял выращивание льна и конопли, а
также табака, тутовых деревьев для
шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал
создавать коневодческие хозяйства в
Казанской, Азовской и Киевской губерниях,
поощрялось также овцеводство.