Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 18:04, реферат

Описание работы

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Военные реформы Петра I.
Глава II. Административные преобразования.
Глава III. Церковная реформа.
Глава IV. Экономические преобразования.
Глава V. Изменения в области науки, культуры и быта.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

Используя шведский опыт и  шведские образцы,  Петр,  как правило, вносил обусловленные особенностями  России изменения.  Указ Петра от 28 апреля 1718 г. гласит: " Всем колегиям надлежит ныне  3на основании 3шведского устава  1сочинять во всех делах и порядках  по  пунктам,   3а 3которыя пункты в шведском регламенте неудобны,  или с сетуациею сего государства несходны и оныя   3ставить по  своему  разсуждению, поставя 3 об оных, докладывать, так ли их быть ". 

В 1712 г.  у Петра появляется идея создать по шведскому  образцу  коллегии.  Первая заметка царя о  количестве коллегий относится к 23 марта  1715  г.  -  только  шесть  коллегий  без   расшифровки   их обязанностей:  Юстиции,  Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии.  Реформа началась в конце 1717 -  начале 1718  гг.,  когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований:  он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г.  назначаются президенты и вице-президенты коллегий.

Документ от  12  декабря 1718  года:   "Реестр   коллегиям.   О должности, что в которой управляти надлежит. 

1. Чужестранных  дел  (что   ныне  Посольский   приказ).   Всякия  иностранныя  и посольския  дела  и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников,  и приезды курьеров  и иных иноземцев. 

2. Камор (или казенных  сборов).  Всякое расположение  и  ведение 1доходов денежных всего государства. 

3. Юстиция  (то  есть  расправа  гражданских  дел).   Судныя   и 1розыскныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ. 

4. Ревизион.  Счет всех государственных приходов и расходов. 

5.  1Воинской. Армия и  гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве. 

6. Адмиралтейской. Флот со  всеми морскими воинскими служители,  к 1тому принадлежащими  морскими  делами  и  управлении. 

7.  Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.

8. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных  расходов.

9.  Берг  и  Мануфактур.  Рудокопные  заводы и все прочия ремесла и  рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия" . С появлением коллегий прекращали свое существование многие из сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью коллегиальной   системы   стало более четкое  разграничение сфер деятельности и совещательный порядок ведения дел.  Сам Петр  писал:

" В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет,  то постигнет другий,  а чего не  увидит  сей,  то  оный увидит" .  Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся.  В 1721 г.  была образована Духовная  коллегия  -  Синод,  который  был  выведен  из подчинения Сената,  в 1722 г.  Берг и Мануфактур-коллегия  была  разделена  на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления  Украиной,  а  Вотчинная  контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.

В 1720  г.  был  принят  Генеральный   регламент   -   документ,   определяющий   штаты  коллегий,  окончательно  разграничивавший  их функции и  компетенцию.  Формирование  коллегиальной  системы  было завершено. Она функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г. После учреждения  коллегий  Петр  решил  по  шведскому   образцу реформировать  и  местное  управление.  Началась  очередная  реформа местного административно-территориального устройства.  В  1719-1720 г.  были  отменены  "доли"  и должности  ландратов,  губернии теперь делились на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.                                   Городское управление было  передано  в  руки  городских  верхов. Должность  бурмистров отменялась.  Все посадское население делилось на три части:  1-ю гильдию (богатые купцы и  владельцы  ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд",  составлявший  подавляющее  большинство  городского населения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления - магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения  - члены   гильдий,   избираться   могли   лишь  члены  1-ой  гильдии.  Деятельность всех городских магистратов контролировал  созданный  в 1720 г. Главный магистрат.                                                                                            Наряду с  разделением  городского  населения,   были   проведены преобразования  и  в отношении многочисленного класса некрепостного населения - оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей.  Переписью 1719-1724 гг.  было  ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными крестьянами. Новая система   органов   управления   создала    мощный    слой   чиновничьего    дворянства   в   России,   сложился   разветвленный   дворянско-бюрократический   аппарат.   После   полного    уравнения земельных  владений  дворян  (поместий)  и бояр (вотчин) дворянское землевладение окончательно превратилось  в  господствующее,  причем указ  о  майорате 1714 г.  предотвратил дроблений владений.  Но эта мера полностью реализована не была.                                                           Своеобразным итогом   административных  преобразований  Петра  I стала принятая в 1722 г.  Табель о рангах - свод законов о  порядке государственной  службы.  Табель  обязывала  всех  дворян служить и объявляла   службу   единственным   способом    получения    любого государственного  чина,  причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало   присвоение   дворянства,  в  чем  заключалась  известная демократизация системы управления.  Петр отмечал в указе о  Табели:

" Мы  для  того  никому никакого ранга не позволяем,  пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат" .         По  Табели  все  должности  делились  на  шесть  частей  -  военные (сухопутные,  гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.

Выдержки из   Табели   о   рангах:

 

Чины

Ранг Военные

сухопутные

Статские

I Генерал-фельдмаршал

Канцлер

II Генерал

Действительный  тайный советник

III

Генерал-лейтенант

        Генерал-прокурор

IV

Генерал-майор тайный советник,

        Президент   коллегии, обер-прокурор

V

Бригадир,  генерал провиантмейстер

Вице-президент  коллегии

VI

Полковник,  обер-про виантмейстер

Прокурор

VII

Подполковник

Обер-секретарь

VIII

 Майор

Асессор      коллегии

IX

Капитан,  флигель-адъ-

ютант при генерал-¦      фельдмаршале

Советник коллегии

X

Капитан-лейтенант

Секретарь     коллегии

XI

отсутствует

отсутствует

XII

Лейтенант

Камерир,  секретарь

XIII

Унтер-лейтенант

Протоколист,    переводчик

XIV

Фендрик,  флигель-адъ-

ютант  при генерал-лей- тенанте   или   бригадире

Юнкер коллегии


 

Многие историки считают  административные преобразования наиболее   слабым местом  Петровских  реформ.  Известный  российский   историк  В.Я.Уланов  писал:  " 1Все эти преобразования,  непрерывным потоком следовавшие одно  за  другим...  не  тоько  не  вели  население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени" .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Церковная реформа.

Важную роль в утверждении  абсолютизма играла  церковная  реформа Петра.  Во  второй  половине  XVII в.  позиции Русской  православной церкви  были  весьма  прочными,  она  сохраняла   административную, финансовую  и  судебную  автономию  по  отношению  к царской власти.  Последние  патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг.  проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.                                    Церковная политика Петра,  как и его политика  в  других  сферах государственной  жизни,  была  направлена  прежде всего на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее  -  на  выжимание из  церкви  денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах" см.  Раздел  1).  После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.       Поворот к   новой  политике  произошел  после  смерти  патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего   дома.   Воспользовавшись   информацией  о  выявленных злоупотреблениях,  Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то  же  самое  время  митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя  патриаршего  престола".  В  1701  г.   образуется Монастырский  приказ  - светское учреждение - для управления делами церкви.  Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.  Петр, руководствуясь  просветительской  идеей  об   общественном   благе,   для  которого  необходим  продуктивный  труд  всех  членов общества,  разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г.  царский  указ  ограничивает  число  монахов:  за разрешением на постриг  теперь  нужно  было  обращаться  в  Монастырский   приказ.  Впоследствии  у  царя  появилась  идея  использовать  монастыри как приюты для отставных солдат и нищих.  В указе  1724  г.  количество монахов  в  монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.          Сложившиеся отношения  между церковью и властью требовали нового юридического оформления.  В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан    Прокопович    составляет   Духовный   регламент,   котрый предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового   органа   -   Духовной   коллегии,   которая   вскоре  была переименована в "Святейший правительственный Синод",  официально уравненный  в правах с Сенатом.  Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть,  в том числе и церковная, была сосредоточена в  руках Петра.  Современник сообщает,  что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".                                                                      Принятие Духовного   регламента  фактически  превратило  русских священнослужителей в государственных чиновников,  тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор. Реформа церкви осуществлялась параллельно с  податной  реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в  подушный  оклад.  По  сводным  ведомостям  Казанской, Нижегородской  и  Астраханской  губерний  (образованы  в результате членения Казанской губернии),  от подати  было  освобождено  только 3044  священника  из  8709 (35%).  Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление  Синода  от  17  мая  1722  года,  в  котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если  у  них  была  возможность  сообщить  какие-либо  важные   для государства сведения.

В результате церковной реформы  церковь потеряла  огромную  часть  своего  влияния  и  превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую  светской властью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Экономические преобразования.

В Петровскую  эпоху  российская  экономика,   и   прежде   всего промышленность совершила  гигантский скачок.  В то же время  развитие хозяйства в  первой  четверти  XVIII  в.  шло  путями,  намеченными предыдущим   периодом.   В   Московском   государстве  XVI-XVII  в.  существовали крупные  промышленные  предприятия  -  Пушечный  двор, Печатный  двор,  оружейные  заводы  в Туле,  верфь в Дединове и др.  Политика Петра в отношении  экономической  жизни  характеризовалась высокой  степенью применения командных и  протекционистских методов.    В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались  из дальнейшего  освоения плодородных земель,  возделывания технических культур,    дававших    сырье    для    промышленности,    развития животноводства,  продвижения  земледелия  на  восток и юг,  а также более  интенсивной  эксплуатации  крестьян.  Возросшие  потребности государства   в  сырье  для  российской  промышленности  привели  к широкому распространению таких культур,  как лен  и  конопля.  Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев  для  шелкопрядов.  Указ  1712  г.  предписывал  создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.                                                                                                               В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и  другие  сельскохозяйственные  местности  на  заработки,  и плодородный Юг,  где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины. Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на  строительстве  Петербурга  работали  40  тыс.  крестьян),   мануфактуры,   мосты,  дороги;  проводились  ежегодные рекрутские наборы,  повышались старые денежные  сборы  и  вводилсиь новые.  Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов  для государственных нужд. Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г.   единицей  обложения  становилась  "душа"  мужского  пола,  вне зависимости от возраста,  с которой  взималась  подушная  подать  в размере  70  копеек  в год (с государственных крестьян - 1 руб.  10 коп.  в год).  Это упорядочило податную политику  и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза;  к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

Информация о работе Реформы Петра I