Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 12:52, реферат
Описание работы
Россия XVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Основной движущей силой петровских реформ стала война.
Россия XVII века ходом исторического
развития была поставлена перед необходимостью
коренных реформ, так как только таким
путем могла обеспечить себе достойное
место среди государств Запада и Востока.
Реформы Петра были подготовлены всей
предшествующей историй народа, "требовались
народом". Основной движущей силой петровских
реформ стала война.1
Петр Первый вошел в историю
Государства Российского как Величайший
реформатор. Преобразования, проводимые
им, коснулись всех сторон жизни огромного
государства и охватили все направления
внутренней и внешней политики и оказали
определяющее воздействие на весь дальнейший
ход исторического процесса в нашей стране.
Великий реформатор претворил
в государственное устройство многочисленные
изменения: произвел судебную и военную
реформы, изменил административное деление,
активно участвовал в составлении правовых
кодексов и т.д.2
Военные реформы
Военные реформы занимают особое
место среди Петровских преобразований.
Сущность военной реформы состояла в ликвидации
дворянских ополчений и организации боеспособной
постоянной армии с единообразной структурой,
вооружением, обмундированием, дисциплиной,
уставами.
Армия и флот всегда были главным
предметом заботы императора. Однако военные
реформы важны не только сами по себе,
но еще и потому, что они оказывали очень
большое, часто решающее, влияние на другие
стороны жизни государства. Ход же самой
военной реформы определялся войной.
Большое внимание Петр I уделяет
флоту, первое боевое крещение которого
также приходится на это время. К концу
царствования Петра, Россия стала одной
из сильнейших морских держав мира, имея
48 линейных и 788 галерных и прочих судов.3
Начало Северной войны стало
толчком к окончательному созданию регулярной
армии. До Петра армия состояла из двух
главных частей - дворянского ополчения
и различных полурегулярных формирований
(стрельцы, казаки, полки иноземного строя).4 Кардинальным изменением было
то, что Петр ввел новый принцип комплектования
армии - периодические созывы ополчения
были заменены систематическими рекрутскими
наборами. Офицерский состав российской
армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся
в гвардейских дворянских полках или в
специально организованных школах (пушкарская,
артиллерийская, навигационная, фортификационная,
Морская академия и т.д.). В 1716 году был
издан Воинский устав, которым определялись
не только организация и устройство армии,
обязанности военнослужащих, основы строевой
и полевой службы, но и военно-уголовные,
административные законы».5 В 1720 г. – создан Морской устав,
проводилось широкомасштабное перевооружение
армии.
Экономические реформы
В первой четверти XVIII века в
России произошёл резкий экономический
скачок. Характерная особенность экономического
бума в России начала XVIII века заключалась
в определяющей роли самодержавного государства
в экономике, его активном и глубоком проникновении
во все сферы хозяйственной жизни.6
Пётр I был приверженцем экономической
концепции меркантилизма, господствовавшей
тогда в Европе. Эта концепция исходила
из того, что основой богатства государства
и необходимым условием его существования
является накопление денег за счёт активного
баланса торговли, вывоза товаров на чужие
рынки и препятствования ввозу товаров
на свой. Уже одно это само по себе предполагало
вмешательство государства в сферу экономики.
Мощная металлургическая база
позволила расширить и металлообрабатывающее
производство, точнее – оружейную промышленность.
Пётр Первый энергично взялся
и за создание мануфактур в лёгкой промышленности.
в 1696-1697 годах была основана мануфактура
по производству парусины, требования
на которую с началом строительства флота
были огромны.
В начале века лихорадочно возводились,
преимущественно в Москве и Петербурге,
и другие казённые мануфактуры: бумажная,
пуговичная, чулочная, суконная, полотняная.
В результате Петровской политики
в экономической области за сверхкороткий
срок была создана мощная промышленность,
способная полностью обеспечить военные
и государственные нужды и ни в чём не
зависящая от импорта.
«Государственные монополии,
налоги, повинности – это были силовые
средства, применённые петровским государством
для получения максимально крупных сумм
денег для решения своих задач».7
Самодержавное государство
стремилось за счёт купечества и его профессионального
дела – торговли быстро добыть деньги
и товары для решения своих грандиозных
проблем.
Во время Северной войны также
непомерные повинности несли крестьяне.
Повинности были нескольких видов: 1) людские
(рекруты); 2) отработочные; 3) подводные;
4) лошадные; 5)постройные; 6) натуральные
(провиантом, фуражом и так далее); 7) денежные.8
Реформа государственного
управления
В первой четверти XVIII в. переход
к абсолютизму был ускорен Северной войной
и получил свое завершение. Именно в петровское
правление создаются регулярная армия
и бюрократический аппарат государственного
управления, происходит как фактическое,
так и юридическое оформление абсолютизма.
Петр I проводил политику
дальнейшего закрепощения крестьян,
принявшую наиболее жесткие формы
на исходе XVIII в. Административным преобразованиям
способствовал и перенос столицы в Петербург.
В первой четверти XVIII в. был
осуществлен целый комплекс реформ, связанных
с перестройкой центральных и местных
органов власти и управления, областей
культуры и быта, а также происходит коренная
реорганизация вооруженных сил. Почти
все эти изменения происходили во время
правления Петра I и имели огромное прогрессивное
значение.
Одним из внешних проявлений
этого было принятие русским царем титула
императора и преобразование России в
империю, что нашло отражение в общественном
сознании и в культуре.9
Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма
играла церковная реформа Петра I. Во второй
половине XVII в. позиции Русской православной
церкви были весьма прочными, она сохраняла
административную, финансовую и судебную
автономию по отношению к царской власти.
Церковная политика Петра, как и его политика
в других сферах государственной жизни,
была направлена, прежде всего, на как
можно более эффективное использование
церкви для нужд государства, а если конкретнее
- на выжимание из церкви денег на государственные
программы, прежде всего на строительство
флота.10 Петр стремился оградить себя
от влияния церкви, в связи с этим он начинает
ограничивать права церкви и ее главы:
был создан совет епископов, собиравшийся
периодически в Москве, а затем, в 1711г.,
после создания Синода - глава церкви потерял
последние штрихи независимости. Таким
образом, церковь была полностью подчинена
государству. В 1721 г. был создан Святейший
Синод, ведавший делами церкви. «Синод
был поставлен в один ранг с Сенатом, выше
всех остальных коллегий и административных
органов. Структура Синода ничем не отличалась
от структуры любой коллегии. В Синод входило
12 человек. Возглавлял Синод президент
, 2 вице-президента, 4 советника , 5 асессоров».11
В 1722 г. церковная реформа была
завершена установлением должности обер-прокурора
Синода. Таким образом, церковь лишилась
самостоятельной политической роли и
превратилась в составную часть бюрократического
аппарата. Нет ничего удивительного в
том, что такие нововведения вызвали недовольство
духовенства, именно по этой причине они
были на стороне оппозиции и участвовали
в реакционных заговорах. Не только внешний
вид управления церковью изменился, но
и внутри церкви произошли радикальные
изменения. Петр не жаловал ни «белых»,
ни «черных» монахов. Видя в лице монастырей
статью неоправданных расходов, царь решил
сократить расход финансов на эту сферу,
заявив, что укажет монахам путь к святости
не осетрами, медами и винами, а хлебом,
водой и работой на благо России. По этой
причине монастыри были обложены определенными
налогами, помимо этого им надлежало заниматься
столярным делом, иконописью, прядением,
шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано
монашеству. Создание такого вида управления
и организации церкви сам Пётр объяснил
следующим образом: «От соборного правления
можно не опасаться Отечеству мятежей
и смущения, каковые происходят от единого
собственного правления духовного...»
Таким образом, Петр устранил угрозу покушения
духовной власти на светскую и поставил
церковь на службу государству. Отныне
церковь являлась частью той опоры, на
которой стояла абсолютная монархия.12
Общественные реформы.
Реформы Петра Великого касались
различных сфер жизни общества. В 1699 г.
Петр издал указ об изменении календаря.
Ранее летоисчисление велось по календарю
византийского образца: Новый год начинался
1 сентября. С 1699 г. Новый год должен был
начинаться с 1 января, по европейскому
образцу. Эта реформа вызвала большое
недовольство, т.к. ранее летоисчисление
велось от сотворения мира, а в пересчете
на новый лад 1700 г. должен был наступить
только через 8 лет. В новом 1700 году был
издан указ о создании в Москве первых
аптек; другим указом запрещалось ношение
ножей под страхом кнута или ссылки. В
1701 г. либеральный дух нового царствования
был выражен в ряде указов: воспрещалось
падать на колени при появлении государя;
обнажать голову зимой, проходя мимо дворца.13
В 1702 г. наступил черед реформирования
семейной жизни: были сделаны попытки
обеспечить брачный союз более прочными
нравственными гарантиями. После посещения
Франции Петр издает указ о гостеприимстве.
Радикально изменяется положение женщины
в обществе. Петр попытался приобщить
ее к современной светской жизни, по примеру
Запада, обеспечить высшие круги к новым
формам обхождения.
Главным итогом всей совокупности
Петровских реформ стало установление
в России режима абсолютизма, венцом которого
стало изменение в 1721 г. титула российского
монарха - Петр объявил себя императором,
а страна стала называться Российской
Империей. Таким образом, было оформлено
то, к чему шел Петр все годы своего царствования
- создание государства со стройной системой
управления, сильной армией и флотом, мощной
экономикой, оказывающего влияние на международную
политику. В результате Петровских реформ
государство не было связано ничем и могло
пользоваться любыми средствами для достижения
своих целей. В итоге Петр пришел к своему
идеалу государственного устройства -
военному кораблю, где все и вся подчинено
воле одного человека - капитана, и успел
вывести этот корабль из болота в бурные
воды океана, обходя все рифы и мели. Россия
стала самодержавным, военно-бюрократическим
государством, центральная роль в котором
принадлежала дворянскому сословию. Вместе
с тем отсталость России не была полностью
преодолена, а реформы осуществлялись
в основном за счет жесточайшей эксплуатации
и принуждения. Сложность и противоречивость
развития России в этот период определили
и противоречивость деятельности Петра
и осуществленных им реформ. С одной стороны,
они имели огромный исторический смысл,
так как способствовали прогрессу страны,
были нацелены на ликвидацию ее отсталости.
С другой стороны, они осуществлялись
крепостниками, крепостническими методами
и были направлены на укрепление их господства.
Поэтому прогрессивные преобразования
петровского времени с самого начала несли
в себе консервативные черты, которые
в ходе дальнейшего развития страны выступали
все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию
социально-экономической отсталости.
В результате петровских преобразований
Россия быстро догнала те европейские
страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических
отношений, но она не могла догнать те
страны, которые встали на капиталистический
путь развития. Роль Петра Великого в истории
России трудно переоценить. Как бы не относиться
к методам и стилю проведения им преобразований,
нельзя не признать - Петр Великий является
одной из самых заметных фигур мировой
истории.
Вопрос 2. Законодательство
периода перестройки
Начало процесса перестройки
всего государственного устройства страны
было положено, как известно в 1985г. Начало
же практических изменений политических
и экономических отношений относится
к 1987г., когда страна вступила в полосу
действительно фундаментальных политических,
экономических и правовых реформ. Именно
с 1987г. М. Горбачев и его команда переходят
к новой стратегии реформ, в центре которой
находилась политическая демократизация.
На ее волне в течение 2-3 лет оформились
политический плюрализм, многопартийность,
начало зарождаться гражданское общество
и разделение властей. «Гласность», введенная
М. Горбачевым, вскрыла все несовершенство
существующей системы, в т.ч. в сфере управления.
«Перестройка - это назревшая необходимость,
выросшая из глубинных процессов развития
нашего социалистического общества. Оно
созрело для перемен, можно сказать оно
выстрадало их».14 Новое руководство попыталось
сохранить режим путем разграничения
функций партийных и государственных
органов и «вовлечения» трудящихся в управление.
Начался процесс передачи реальной власти
советам.
Выдвижение проекта конституционной
реформы, предложенной Верховным советом
СССР в октябре 1988г. стало вторым этапом
политических преобразований.
В годы перестройки в нашей
стране начался процесс формирования
новых субъектов политической жизни -
массовых движений, политических клубов,
ассоциаций, партий и т.п. В 1988г. государство
по существу пересмотрело свои подходы
к проблеме прав человека и преступило
к их реализации.
Перестройка должна была распространиться
и на национально-государственные отношения.
Речь шла о совершенствовании порядка
отношений между союзом ССР, союзными
и автономными республиками, о более полном
и всестороннем учете, как их интересов,
так и интересов союза в целом. Это было
необходимо сделать, ибо чрезмерная централизация
государственного управления стало одним
из тормозящих факторов в деле равноправного
и взаимовыгодного национально-государственного
развития.
К сожалению, последующие политические
процессы привели к выходу регионов из
подчинения центру, а точнее к разрушению
государства под названием СССР. Решающую
роль в этом процессе сыграла и Декларация
о суверенитете РСФСР, провозгласившая
приоритет российских законов над законами
СССР.
Весь последующий период, вплоть
до августа 1991 г. политическая ситуация
в России характеризовалась ожесточенной
борьбой между центральной и российской
властью за влияние на государственный
аппарат. Перелом наступил в августе 1991г.,
после чего Горбачев как президент СССР
не только лишился подчиняемого ему аппарата,
но и вообще вынужден был уйти в отставку.
Но с отставкой Горбачева процесс реформирования
общества не прекратился.15