Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 12:52, реферат
Описание работы
Россия XVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Основной движущей силой петровских реформ стала война.
Страна стояла на пути реформирования,
что, естественно, требовало и преобразований
в системе советского права. Можно выделить
несколько тенденций в развитии права
в этот период. Первая - обновление законодательства,
связанное на первом этапе «перестройки»
с необходимостью регулирования и либерализации
и демократизации социалистического общества,
государства и экономики, а в последующем-
с созданием правовой базы перехода к
многоукладной экономики, рынку на основе
частной собственности, свободы предпринимательства
и приватизации. Другая важнейшая тенденция
в развитии права этого периода - возрастание
роли и усилении республиканского законодательства,
отход от принципа соответствия законодательства
союзных и автономных республик федеральному.16
Среди многочисленных политических
изменений того времени выделялось введение
альтернативных выборов депутатов всех
уровней. Первого декабря 1988г. были приняты
два закона - «Об изменениях и дополнениях
Конституции (Основного закона) Союза
ССР»17 и «О выборах народных депутатов
СССР».18. Крупным шагом в реализации
политической реформы явились организация
и проведение выборов народных депутатов
СССР.
В 1988-1990 гг. в Конституцию СССР
были внесены существенные изменения:
отмена статьи 6 о руководящей роли КПСС,
чтобы преодолеть параллелизм в управлении;
с целью оживления власти Советов произведены
изменения некоторых других статей Конституции.
Была введена представительная двухуровневая
система - возрождается съезд Советов
(2250 народных депутатов), избираемый на
5 лет. Выборы были альтернативные, двухступенчатые:
1500 депутатов избраны населением в округах,
а 793 чел. - от общественных организаций.
В функции съезда входило проведение конституционных,
политических и социально-экономических
реформ, а также выборы постоянного органа
Верховного совета СССР (544 чел.), его председателя.
Сам Верховный Совет избирал Президиум
ВС, Верховный суд СССР, Генерального прокурора.
Весной 1990г. III внеочередной
съезд народных депутатов СССР учредил
ещё один пост- Президента СССР, наделенного
широкими полномочиями. Он являлся главой
исполнительной власти, руководил внешней
политикой, обороной, исполнительным аппаратом,
назначением министров. Президент избирался
на 5 лет съездом советов.19
В результате устанавливается
следующая система органов государственной
власти: Президент СССР- Съезд народных
депутатов СССР- Верховный Совет СССР-
Совет Федерации- Комитет конституционного
надзора.
Политика демократизации в
1988- 1990 гг. привела к принятию ещё ряда
важных законов. Среди них наиболее важными
были - Закон «О праве граждан на судебное
обжалование неправомерных решений администрации»,
Закон «О государственной безопасности»,
Закон «О прессе и средствах массовой
информации», Закон «Об общественных организациях»,
Закон «О въезде и выезде из СССР».20
В этот период был начат пересмотр
основ уголовного законодательства (например,
отменяется статья об антисоветской пропаганде).
Был принят ряд законов, касающихся судебной
реформы. С 1 декабря 1989г. действовали основы
законодательства СССР и союзных республик
о судоустройстве- нормативный акт, определивший
принцип построения суда, его деятельности.
В то же время Основы предоставляли гражданам
право на защиту - участие адвоката (защитника)
с момента задержания, ареста или предъявления
обвинения.
С 1 июля 1990вступил в действие
Закон СССР «О порядке обжалования в суд
неправомерных действий органов государственного
управления и должностных лиц, ущемляющих
права гражданина». По этому закону каждый
имел право обжаловать в суде неправомерность
действия не только кого-то конкретного
должностного лица, как это делалось раньше,
но и коллегиальные.
Важным шагом на пути к многопартийности
стала отмена III съездом народных депутатов
СССР конституционного положения о руководящей
роли КПСС и легализации таким образом
принципа политического плюрализма. К
этой основе вскоре был принят Закон СССР
«Об общественных объединениях» от 9 декабря
1990г., определивший правовые параметры
создания и деятельности политических
партий.21
В 1988г. государство приступило
к пересмотру своих подходов к проблеме
прав и свобод человека. Первым шагом на
этом пути было снятие оговорок к шести
международным договорам по правам человека.
Тем самым СССР признал обязательную юрисдикцию
международного суда в отношении этих
судов.
Гражданское право развивается
на основе тех же закономерностей, что
и другие отрасли права. Первый период
перестройки характеризуется изменениями,
не порывающими с социалистическими принципами.
Последующее развитие происходит под
воздействием начавшегося перехода от
планово- распределительной экономики
к рыночной и от государственного монополизма
к многоукладности, что необходимо было
обеспечить соответствующими изменениями
в гражданском праве.22
Важнейший вопрос - вопрос о
собственности. Закон «О собственности
в СССР», принятый в 1990г., и последующие
изменения Конституции содержат отказ
от принципиальной позиции коммунистов
по поводу общенародной государственной
собственности на средства производства
и приоритета государственной собственности.
Закон «О собственности в РСФСР»
от 24 декабря 1990г. пошел значительно дальше
общесоюзного. В нем собственность разделяется
на частную, государственную, муниципальную
и собственность общественных организаций
(объединений). Размер частной собственности
не ограничивается.
Разрешается предпринимательство.
Четвертого июня 1990г. принимается закон
СССР «О предприятиях в СССР»; 25 декабря
1990г. - Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской
деятельности». Начинает формироваться
целая система предпринимательского законодательства,
включающая положения, регулирующие отдельные
формы предпринимательства и виды деятельности,
регистрации и лицензирования и т.д.
Появляется целый блок законодательства,
регулирующий деятельность коммерческих
банков. В основе его в РСФСР лежит Закон
«О банках и банковской деятельности»,
принятый 2 декабря 1990г.
Прекращается монополия на
внешнеэкономическую деятельность. Разрешаются
иностранные инвестиции. Формируется
валютный рынок.
Начинается приватизация муниципальной
и государственной собственности. Третьего
июля 1991г. принимается закон « О приватизации
жилищного фонда в РСФСР», а 4 июля 1991г.
- закон «О приватизации жилищного фонда
в РСФСР», который предусматривает бесплатную
приватизацию занимаемого жилья в размере
не менее 18 кв.м. на человека и 9 кв.м. дополнительно
на семью.
Определенный итог развития
гражданского права этого периода - принятие
31 мая 1991г. «Основ гражданского законодательства
Союза ССР и республик», которые представляли
собой первую кодификацию в условиях перехода
к многоукладной экономике.
Трудовое право, как и другие
отрасли, испытало влияние перемен. В феврале
1988г. в «Основе законодательства Союза
ССР о труде» вносятся дополнения, которые
предусматривают создание советов трудовых
коллективов как полноправных представителей
работников с широкими правами по контролю
действий администрации. Вводилась выборность
руководителей предприятий. Расширены
льготы для увольняемых и дополнительные
гарантии им. Соответствующие изменения
были внесены и в КЗоТ РСФСР 1971г., который
продолжал действовать.
В 1989г. принимается Закон СССР
«О порядке разрешения коллективных трудовых
споров (конфликтов)». В этом акте предусматривалось
право рабочих и служащих на забастовку
в том случае, когда споры между трудовым
коллективом не смогли быть урегулированы
примирительной комиссией или трудовым
арбитражем. А в связи с усиливающейся
безработицей в условиях кризиса 19 апреля
1991г. принимается закон «О занятости населения
в РСФСР», который предусматривал комплекс
мер с тем, чтобы смягчить удар надвигавшейся
массовой безработицы. Эти меры предусматривали
организацию обучения и содействие в трудоустройстве,
а также материальную помощь в минимальных
размерах.
Итак, за свою семидесятилетнюю
историю СССР многого добилось. Это и развитая
промышленность, и авторитет на мировой
арене, и высокий уровень культуры и науки.
Но период взлета сменился, в конце 70-х,
периодом упадка или «застоя». И СССР,
с легкой руки Горбачева и его сподвижников,
пошел по пути демократизации всех сфер
жизни, по пути «перестройки» экономики,
управления и идеалистических ценностей,
что, в свою очередь, привело к распаду
самого СССР.23
Идеологи перестройки стремились
создать правовое государство, но теперь
уже общепризнанно, что создание предпосылок
для правового государства едва ли возможно
без длительного переходного периода.
В нашей стране нет пока социально-экономических
и политических условий, нравственного
климата, политического и культурного
уровня, которые позволяют осуществлять
принципы провозглашенного правового
государства. Оно остается для нас пока
идеалом. Парадокс заключается в том, что,
несмотря на все бросающиеся в глаза перемены,
действительно новой государственности
в России так и не создано.24
В то же время законодательство
остается одним из важнейших средств достижения
поставленной цели. Движение к правовому
государству предполагает совершенствование
системы законодательства. В переходный
период, переживаемый ныне Россией, когда
контуры нового общества не вполне ясны
или не получили всеобщего признания и
четкого юридического оформления, это
довольно сложная задача. За прошедший
постсоветский период не удалось не только
создать новой, демократической законности,
но и во многом недосягаемый стал уровень
старой дореформенной законности.25
Вопрос 3. каким образом
происходил суд в скифском обществе? Сравните
суд скифов с судом в Хазарском каганате
Скифское общество делилось
на три части во главе с тремя царями. Один
из трех царей был верховным правителем.
Имена всех известны только для периода
скифо-персидской войны, когда верховным
царем Скифии был Иданфирс, а двумя младшими
– Скопасис и Татсакис. Верховный царь
был главнокомандующим и высшим судьей,
он возносил молитвы богам от имени всего
народа.
Для скифского общества характерен
состязательный процесс. Был развит розыскной
суд для наиболее опасных преступлений.
Среди наиболее распространенных выделялись:
смертная казнь как высшая кара за совершенное
преступление; отсечение правой руки;
изгнание; кровная месть.
Состязательный суд проводился
для решения споров между общинниками.
Проигравший суд подлежал смертной казни.
Число судей всегда было нечетным. Царь
не участвовал в заседании, полагалась
на объективность судей. Пересмотра решения
суда не было: имущество обвиненного конфисковывалось,
женщины перераспределялись по другим
родам и не обладали правом наследования.
Наиболее опасными преступлениями считались
преступления против царя. Наказуемо было
не только преступление, но и покушение.
Тяжкими преступлениями также считались
убийство, воровство, оскорбление действием,
оговор невинного, прелюбодеяние и др.
Значительно отличался судебный
процесс в Хазарском каганате. В Хазарии
было два судебно-полицейских учреждения:
высший дворец в подчинении главы государства,
обладавшего правом высшего суда, и низший
дворец в подчинении царя. Царю принадлежала
высшая исполнительная власть. Некоторые
из глав государства уделяли достаточное
внимание рассмотрению судебных дел, лично
принимали судебные решения.
Но в многоплеменной Хазарии,
где население исповедовало разные религии,
не сложилось единого государственного
права и единой системы судопроизводства.
Из-за огромной территории, заселенной
хазарами и другими племенами, имеющими
собственную власть, отношения в вопросах
подсудности строились по принципу вассалитета-сюзеренитета.
Несмотря на видимые различия
между организацией суда у Скифов и Хазар,
у них было одно явное сходство – суд был
архаичным, соответствующим родоплеменному
устройству общества, характерному для
первобытного общества и ранней государственности.
Вопрос 4. Раскройте
содержание терминов и выражений
Натуральное хозяйство - тип хозяйства, при котором
продукты труда производятся для удовлетворения
самих производителей, а не для продажи.
С появлением и углублением общественного
разделения труда вытесняется товарным
производством.
Феодальная раздробленность - период ослабления центральной
власти в феодальных государствах в силу
разной по своей продолжительности и эффекту
децентрализации, обусловленной усилением
крупных феодалов в условиях сеньориальной
системы организации труда и воинской
повинности. Новые более мелкие территориальные
образования ведут практически независимое
сущеcтвование, господствующим в них является
натуральное хозяйство.
Местничество – система распределения мест
при назначении на военную, административную
и придворную службу с учетом происхождения
и служебного положения предков человека,
а также прецедентов его собственной служебной
карьеры. Отменено в 1682 г.
Магистрат – орган городского сословного
самоуправления в России, ведавший судебными,
полицейскими, хозяйственными и финансовыми
вопросами. Магистраты были созданы в
1720 г. приказом Петра I. В ведении магистратов находились
городское купечество и мещанство и исключались
дворяне, духовенство, иностранцы.
Кодификация – это не только закрепление
определенных, действующих норм и их систематизация,
но и одновременно выработка новых правовых
установлений, совершенствование законодательства
по существу. Главная функция кодификации
— су-щественное комплексное развитие
правовой системы, изменение содержания
правового регулирования.
Изгои – на Руси 11—12 вв. люди, вышедшие
("выжитые") в силу каких-либо обстоятельств
из своего обычного общественного положения.
Изгои имелись во владениях церковных
и светских феодалов. Большинство изгоев.
происходило, видимо, из крестьян, порвавших
в процессе феодализации связь с общиной,
и из выкупившихся или отпущенных на свободу
холопов. С развитием феодализма изгои
слились с массой феодально-зависимого
населения.
Уставная грамота - документ, фиксировавший отношение
помещика с временнообязанными крестьянами
в России по "Положениям" 19 февраля
1861. Уставная грамота устанавливала размер
пореформ. надела и повинностей (содержала
также сведения о дореформ. наделе и повинностях),
фиксировала сведения о разверстании
угодий и перенесении усадеб и т. п. Должна
была составляться помещиком на каждое
селение в отдельности (что не всегда соблюдалось)
и в случае согласия подписывалась крестьянами;
вводилась в действие мировым посредником.