Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 15:57, реферат

Описание работы

Пётр I Великий (Пётр Алексеевич; 30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8 февраля) 1725 года) — царь Московский из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года). В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.

Содержание работы

План.
Глава 1. Жизненный путь
Ранние годы Петра 1672-1689 г.
Стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти Софьи Алексеевны
Воцарение Петра I
Глава 2. Начало экспансии России. 1690—1699
2.1 Азовские походы. 1695—1696
2.2 Великое посольство. 1697—1698
Глава 3. Создание Российской империи. 1700—1724 годы
3.1 Северная война со Швецией (1700—1721)
3.2 Русско-турецкая война 1710—1713
3.3 Российская империя при Петре I
3.4 Смерть Петра I
Глава 4. Реформы Петра I
4.1 Реформа государственного управления
4.2 Реформа армии и флота
4.3 Церковная реформа
4.4 Финансовая реформа
4.5 Социальная политика:
А) Дворянство
Б) Крестьянство
4.6 Преобразования в сфере культуры
4.7 Образование
Заключение

Файлы: 1 файл

Родился Петр 30 мая 1672 года в Москве.docx

— 52.80 Кб (Скачать файл)

В результате податной реформы был  значительно увеличен размер казны  за счёт распространения налогового бремени не только на крестьянство, но и на их помещиков.

4.6 Социальная политика

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, — юридическое  оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая  структура общества, в которой  более отчётливо сформировался  сословный характер. Были расширены  права и определены обязанности  дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

Дворянство

Основные вехи:

  1. Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.
  2. Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и приравниваются друг к другу.
  3. Указ о единонаследии 1714 года: землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.
  4. «Табель о рангах» 1721(1722) года: разделение военной, гражданской и придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе.
  5. Указ о престолонаследии 5 февраля 1722 года: в связи с отсутствием наследника Петр I решает издать приказ о престолонаследии,в котором оставляет за собой право назначать себе наследника ([1724 год ] церемония коронации супруги Петра Екатерины Алексеевны)

Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх  классов «Табели о рангах». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой.

Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью  всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии  на него возлагается ответственность  перед государством за податную исправность  своих крестьян. Дворянство обязано  для подготовки к службе учиться.

Пётр разрушил прежнюю замкнутость  служилого класса, открыв путём выслуги  через Табель о рангах доступ в  среду шляхетства людям других сословий.

Крестьянство

Реформы Петра изменили положение  крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости  от помещиков или церкви (черносошные  крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая  единая категория государственных  крестьян — лично свободных, но плативших  оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как  группы населения, составившие государственных  крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные  — они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли  быть пожалованы царём частным лицам  и церкви в качестве крепостных.

Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать  в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные  органы и т. п.), но были ограничены в  передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных  людей) переведены монархом в разряд крепостных.

Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство  помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками  на суде и держать их на правеже  за долги владельца. Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков разорявших своих крестьян, а крестьянам предоставлена возможность  записываться в солдаты, что освобождало  их от крепостной зависимости (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крестьяне  лишились этой возможности).

В то же время были значительно  ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам  было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию  холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены  монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей.

При Петре создалась новая категория  зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти  крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено  дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне  не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог  ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное  жалование и выполняли фиксированный  объём работ.

Другие меры Петра по развитию сельского  хозяйства, включали распространение  среди землевладельцев новых  пород скота — голландских  коров, мериносных овец из Испании, создание конских заводов. На южных окраинах страны были предприняты меры по насаждению виноградников и плантаций тутовых  деревьев.

4.8 Преобразования в сфере культуры

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества  Христова». 7208 год по византийской эре  стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако эта реформа не затронула  юлианский календарь как таковой  — изменились только номера годов.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее  обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной  культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими  цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв, две буквы "кси" и "пси" были исключены. Петром созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованых из европейских языков.

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после  его смерти).

Особое  значение имело строительство каменного  Петербурга, в котором принимали  участие иностранные архитекторы  и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая  городская среда с незнакомыми  прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены  ассамблеи, представлявшие новую для  России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали  и свободно общались, в отличие  от прежних застолий и пиров.

Петр приглашал иностранных  художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых  людей обучаться «художествам»  за границу, в основном в Голландию  и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские  пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый  художественный опыт и приобретённое  мастерство.

Постепенно в правящей среде  складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

4.9 Образование

Петр ясно сознавал необходимость  просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января 1700 года в Москве была  открыта школа математических  и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная  и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская  академия в Петербурге, горные  школы при Олонецких и Уральских  заводах. В 1705 была открыта  первая в России гимназия. Целям  массового образования должны  были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных  городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная  мера для городского населения встретила  яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась, но тем  не менее в его царствование были заложены основы для распространения  образования в России.

Глава 5. Оценка деятельности

С. М. Соловьёв отзывался  о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и  во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:

Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности  при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Историк считал, что главную  свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а  Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию. По мнению Соловьёва:

Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности  влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более  разноречивых взглядов и мнений порождает  оно, и тем долее толкуют о  нём, чем долее ощущают на себе его влияние.



 

С. Ф. Платонов принадлежал  к числу апологетов Петра. В своей  книге «Личность и деятельность»  он писал следующее:

Люди всех поколений  в оценках личности и деятельности Петра сходились в одном: его  считали силой. Пётр был заметнейшим  и влиятельнейшим деятелем своего времени, вождём всего народа. Никто не считал его ничтожным человеком, бессознательно употребившим власть или же слепо  шедшим по случайной дороге.

Однако не все мнения были столь восторженными.

Крайне отрицательную оценку личности Петра и результатам его реформ дал мыслитель и публицист  Иван Солоневич. По его мнению итогом деятельности Петра стал разрыв между  правящей верхушкой и народом, денационализация первой. Самого Петра он обвинил  в жестокости, некомпетентности и  самодурстве.

А. М. Буровский называет Петра I вслед  за старообрядцами "царём-антихристом", а также "бесноватым садистом" и "кровавым извергом", утверждая, что его деятельность разорила и  обескровила Россию.

Заключение.

Говоря о значении реформ Петра I, в заключение следует прежде всего  отметить, что они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе. При сохранении известной преемственности новая  система учреждений, созданных в  России в первой четверти XVIII в., означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления. Административные реформы Петра  воплощали в себе развитие, модернизацию и европеизацию, выступали первыми  в ряду подобных преобразований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и других стран вплоть до настоящего времени. 

Список литературы.

Л.А. Кацва История России.

Интернет-ресурсы

http://www.encyclopaedia-russia.ru/

http://www.encyclopedia.ru

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реформы Петра I