Реформы Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

Реформы Петра носили классовый характер и были направлены на возвышение дворянства в феодальном обществе, на повышение его роли в армии и государстве.
Вместе с тем классовая направленность преобразований Петра не исключает их общенационального значения – они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития. Пребывая всю жизнь в
трудах и заботах, проявляя при этом недюжинный ум, исполненный самых добрых надежд, государь все свои устремления нацеливал на достижение в стране “всеобщего порядка” и “счастливого времени”.

Содержание работы

Введение. 3
Реформы Петра Первого. Абсолютизм в России. 4-17
Первые реформы Петра Первого. 4-5
Политика глубоких пребразований Петра Первого. 5-13
Абсолютизм в России. 13-17
Заключение. 18
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 60.66 Кб (Скачать файл)

за рубеж вдвое превысил ввоз импортных товаров.

Глубокие социально-экономические  изменения начала 18в. послужили

предпосылками для широких преобразований, осуществленных Петром 1 и его

правительством. Обострение классовых  противоречий требовало укрепления

самодержавного аппарата в центре и на местах, создания боеспособной

регулярной армии. Растущий абсолютизм нуждался в более гибком

централизованном аппарате. Нарождающаяся  буржуазия ожидала от правительства,

что ее потребности тоже будут соответствующим  образом учтены. Эти

обстоятельства обусловили проведение реформ не только в центральном и  местном

управленческом аппарате, но и в  других сферах социально-экономической  и

культурной жизни страны.

     Губернская реформа. До 1712 - 1715 гг. изменения в

центральных органах  управления были спонтанными и не всегда удачными, т.

к. у государя много сил и внимания занимала довольно длительная и тяжелая

Северная война. "Так, созданный  для управления "потешными полками"

Преображенский приказ лишь постепенно, под влиянием событий, превратился  в

главный орган политического сыска. Так или иначе, в связи с  войной появились 

Адмиралтейский и Военный приказы, Приказ рудокопных дел, Приказ

артиллерии и т. д." [2,С.64].

В 1708 - 1710 гг. была проведена губернская реформа. Страна была

разделена на 8 губерний (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская,

Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). "Во главе губернии

стояли генерал-губернаторы и  губернаторы" [2,С.64]. В губернаторы  избирались

особо доверенные лица из  окружения  царя. Глава губернии имел помощника

(вице-губернатора), обер-коменданта (ведал  военными делами), обер-комиссара,

обер-провиантмейстера (денежные и  хлебные сборы) и ландрихтера (ведал

правосудием). Первоначально губернии делились на "уезды" с "комендантом" во

главе. Затем появились "провинции" (возглавлялись обер-комендантами), т. к.

губернская канцелярия не справлялась  с множеством уездов. "В 1713 - 1714 гг.

появились еще три губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская)"[2,С.65]. С

1715 г. губернии стали делиться  на провинции, а провинции на "доли" во главе с

ландратом (подразделения на уезды  уже не было). Через некоторое  время вместо

"доль" появились "дистрикты". Возникли и полковые дистрикты. "В провинции

основными административными звеньями были комендант, комерир, организующий сбор

налогов, и рентмейстер, возглавлявший  местное казначейство (рентерею) [2,С.65].

В дистриктах земские комиссары  отвечали в первую очередь за сбор налогов и

выполняли полицейские функции.

     Сенат и коллегии. В феврале 1711 г. по указу Петра 1 был создан

Сенат. В него входили 9 сенаторов, и создан он был как бы временно. В

последующем указе от 2 марта определялся  перечень полномочий (попечение о

правосудии, об устройстве государственных  доходов, общем управлении, о торговле

и хозяйстве). "Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом.

Поначалу Сенат был коллегиальным  органом из 9 сенаторов, обладавших равными

голосами"[2,С.65]. Губернские комиссары  осуществляли связь Сената с губерниями.

Почти одновременно с Сенатом Петр 1 основал новый контрольно-ревизионный

институт так называемых фискалов. "Это была целая армия официальных лиц,

действовавших тайным образом и  выявлявших все неправедные действия, наносившие

ущерб государству (казнокрадство, взяточничество, нарушение законопорядка и т.

д.). Фискалы направляли в палату свои наблюдения, откуда дела поступали  в

Сенат.  Во главе фискалов стоял  обер-фискал при Сенате. У него в  подчинении

было 4 фискала (2 от купечества и два  от дворянства). При губернских правлениях

было также по 4 фискала, в городах - 1-2 фискала"[2,С.65-66]. Фискалы не

получали жалования, им полагалась в награду за труды половина конфискованного

имущества. Но и этого было достаточно, чтобы со стороны фискалов начались

злоупотребления, тем более что  они не отвечали перед законом  за клевету. "Рукою

Петра в указе об обязанности  фискала было дописано: "Буди же и не уличит

(т. е. не докажет виновность), отнюдь фискалу в вину не ставить..."

(Письма и бумаги императора  Петра Великого. Т. 11. М., 1962.-С.

125)"[1,сС.570]. Через три года  царь вынужден  был обнародовать   новый указ,

по которому за неправильный донос  фискалу присуждалось такое же наказание,

которое понес бы обвиняемый, если бы его вина была доказана. Но в условиях

абсолютистского государства осталась неизменной форма контроля над чиновниками

и частными лицами.

Следующим этапом реорганизации органов  государственной власти и управления была

замена системы приказов коллегиями в 1717-1718 гг., т. к. она уже

устарела и перестала соответствовать  новым условиям и задачам, которые  стояли

перед страной. Часть приказов ведала определенными сферами управления (

Посольский приказ, Поместный, Стрелецкий и др.), другие решали все вопросы

на какой-то определенной территории страны (Сибирский приказ, Казанский,

Малороссийский).       Многие распоряжения приказов дублировались. Это

приводило к путанице и волоките, к задержке в решении неотложных

государственных дел.

Коллегии

же имели ряд преимуществ  по сравнению с приказами:

"в коллегиях устанавливался  совместный (коллегиальный) принцип  рассмотрения

и решения всех дел;

каждая из коллегий ведала определенными  отраслями или сферами руководства  и

управления в масштабах всей страны;

в основе коллегиальной системы  лежала высокая степень нейтрализации".[1,сС.57]

Сначала коллегий было 9 (Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская и т.

д.).  Иностранная коллегия занималась приемом иностранных послов и

руководила работой всех русских  дипломатических представителей за рубежом. "

Военная коллегия ведала комплектованием, вооружением, снаряжением и

обучением армии" [1,С.571]. Кроме того, в ее      распоряжении находились

гарнизонные полки. Адмиралтейская коллегия была создана в связи с

превращением России в морскую  державу и созданием военно-морского флота. "Под

ее наблюдением и руководством находились все корабельные верфи  и военно-морские

крепости" [1,С.572]. А также она  отвечала за комплектование, подготовку и

обучение экипажей военных кораблей и была обязана проявлять заботу о

корабельных лесах. "Остальные коллегии занимались вопросами финансов, торговли

и промышленности [1,С.572]. Камер-коллегия ведала доходами, руководила

сбором подати, наблюдала за выполнением  натуральных повинностей и заключала

подряды на поставку продовольствия и вина. "Штатс-контор-коллегия ведала

расходами, определяла денежные суммы  на содержание армии, флота,

государственного аппарата, на дипломатию и просвещение" [1,С.572]. "

Ревизион-коллегия осуществляла контроль за состоянием государственной

деятельности предыдущих двух коллегий" [1,С.572]. Промышленность находилась под

руководством двух коллегий: горным делом ведала  Берг-коллегия и

легкой промышленностью - Мануфактур-коллегия. Внешней торговлей

занималась Коммерц-коллегия. Юстиц-коллегия ведала вопросами

гражданского судопроизводства. Дворянским землевладением - Вотчинная

коллегия. Церковными делами управляла Духовная коллегия или

Синод.

     Реформа местного управления. В 1720 г. был создан Главный

магистрат. Он координировал деятельность городовых магистратов, которые

избирались имущим ("регуляторным") населением. В сферу их деятельности входили

сбор налогов и судебные разбирательства.

"По этому уставу все городское  население делилось на три  группы:

"регулярные" (имущие) люди "первой  гильдии, или         первостатейные"

(знатные   купцы, мастера по  золоту, серебряники, иконники, аптекари,

живописцы и др.);

"регулярные" люди "второй  гильдии" (мелкие торговцы, мастера-ремесленники);

"прочие же все люди подлые, обретающиеся в наймах и прочих  работах, которые

нигде между знатными и регулярными  гражданами не счисляются". Эта категория

населения была лишена права участия  в городском самоуправлении"[1,С.573].

Было создано несколько контор и департаментов. Герольдмейстерская контора

занималась службой дворян и  производством их в чины. Преображенский приказ

и позже созданная Тайная канцелярия разбирали дела о государственных

преступлениях. А также были Монетный департамент, Соляная контора, Межевая

канцелярия.

В 1715 г. появилась должность "генерального ревизора, или надзирателя указов"

для контроля над государственными учреждениями т. к. фискалы не могли

справиться с этой задачей, поскольку  были всего лишь регистраторами нарушений.

Позже эти функции исполняли  обер-секретарь Сената и гвардейские  офицеры,

дежурившие в Сенате и выполнявшие  личные поручения царя. Но этого  было

недостаточно для действенного контроля, т. к. обер-секретарь подчинялся Сенату,

а гвардейские офицеры менялись через месяц и поэтому не могли  иметь должного

авторитета. Для надлежащего контроля нужно было должностное лицо, наделенное

большой властью и независимое  от контролируемых учреждений. Поэтому  в 1722 г.

был образован институт прокуратуры, во главе которого стоял

генерал-прокурор Сената, заведовавший канцелярией Сената. А также ему

подчинялись и прокуроры центральных  учреждений. Сам он был независимым  и за

свои действия отвечал только перед  царем. "Поскольку в его задачу входило не

только раскрытие преступления, но и предупреждение его, он имел право  принимать

участие в обсуждениях любого вопроса, указывать на незаконность того или  иного

решения, требовать пересмотра дел  и при необходимости даже приостанавливать

решение Сената"[1,С.575].

     Формирование новой армии и флота. В первой четверти 18 в. в

России была создана регулярная армия. Она формировалась на основе

рекрутской повинности, введенной в 1705г. “Сначала брали по одному рекруту с

20 дворов, а с 1724г. раскладку  рекрутов стали вести в соответствии  с числом

душ мужского пола, положенных в оклад.”[4,С.127] Документом, определяющим жизнь

и деятельность армии, стал “Устав воинский” 1716г. В 1704г. в Петербурге

началось строительство Адмиралтейства и верфей, на которых создавались  корабли

Балтийского военного флота. Раньше центрами строительства военных кораблей были

Воронеж и Архангельск. Жизнь и  деятельность морского флота определял  “

Морской устав” 1720г.

     Табель о рангах. Особое место среди государственных

преобразований Петра 1 принадлежит, принятой в 1722г., Табели о рангах. Ее

значение заключается в том, что она привела в систему  все государственные чины,

распределив их по трем родам службы. Табель о рангах обязывала всех дворян

служить  и объявляла службу единственным способом получения государственного

чина, а значит, служила основой  любой карьеры. При этом некоторые  возможности

продвижения вверх по служебной  лестнице открывались и для выходцев из “подлого

люда”: всякий получивший первый офицерский чин или восьмой ранг гражданской

службы (всего их было 14) становился дворянином.

     Церковная реформа. Петр 1 особенно не  жаловал   своими

симпатиями духовенство. "По царскому указу монастырскую братию посадили на

скудный паек, запретили держать  в кельях бумагу и чернила и "для  пользы вечной"

обязали монахов и монахинь заниматься "художествами" - столярным делом,

иконописанием, прядением, шитьем, прядением  кружев и всем другим, что было "не

противно монашеству"[1,С.576]. Реформа  не обошла и белого духовенства.

Приходские священники пребывали  в невежестве и темноте. Царский  указ заставил

их более ответственно относиться к своим обязанностям. "По этому  указу дети

попов и дьяконов обязаны были учиться  в греческой и латинской школах.

Запрещалось занимать "отцовы места" необученным детям духовенства" [1,С.576].

Натянутыми были отношения Петра  с патриархом Адрианом, который открыто  выступал

против бритья бород и других новшеств царя. "В 1700 г. патриарх Адриан умер"

[1,С.576]. Приближенные царя посоветовали  государю "до времени обождать" с

избранием нового пастыря всея Руси. Петр 1, зная об отрицательном отношении

большинства духовенства к его  реформам, последовал этому совету, посчитав его

разумным. "Руководство делами церкви было поручено рязанскому митрополиту

Стефану Яворскому -   он был объявлен местоблюстителем патриаршего престола"

[1,С.577]. "В его лице государь  не имел активного сторонника  своих

преобразований, но в тоже время  он не выступал против политики Петра. 25 января

1721 г. был издан царский манифест  о создании Духовной коллегии  или Синода.

Царем назначались двенадцать членов Духовной коллегии из числа архиереев,

архимандритов, игуменов и протопопов. Был составлен Духовный регламент.

"Духовный регламент  - законодательный акт, определявший  функции Синода,

обязанности и деятельность его членов по управлению русской  православной

Информация о работе Реформы Петра Первого