Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:24, реферат
Реформы Петра носили классовый характер и были направлены на возвышение дворянства в феодальном обществе, на повышение его роли в армии и государстве.
Вместе с тем классовая направленность преобразований Петра не исключает их общенационального значения – они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития. Пребывая всю жизнь в
трудах и заботах, проявляя при этом недюжинный ум, исполненный самых добрых надежд, государь все свои устремления нацеливал на достижение в стране “всеобщего порядка” и “счастливого времени”.
Введение. 3
Реформы Петра Первого. Абсолютизм в России. 4-17
Первые реформы Петра Первого. 4-5
Политика глубоких пребразований Петра Первого. 5-13
Абсолютизм в России. 13-17
Заключение. 18
Список использованной литературы.
за рубеж вдвое превысил ввоз импортных товаров.
Глубокие социально-
предпосылками для широких преобразований, осуществленных Петром 1 и его
правительством. Обострение классовых противоречий требовало укрепления
самодержавного аппарата в центре и на местах, создания боеспособной
регулярной армии. Растущий абсолютизм нуждался в более гибком
централизованном аппарате. Нарождающаяся буржуазия ожидала от правительства,
что ее потребности тоже будут соответствующим образом учтены. Эти
обстоятельства обусловили проведение реформ не только в центральном и местном
управленческом аппарате, но и в других сферах социально-экономической и
культурной жизни страны.
Губернская реформа. До 1712 - 1715 гг. изменения в
центральных органах управления были спонтанными и не всегда удачными, т.
к. у государя много сил и внимания занимала довольно длительная и тяжелая
Северная война. "Так, созданный для управления "потешными полками"
Преображенский приказ лишь постепенно, под влиянием событий, превратился в
главный орган политического сыска. Так или иначе, в связи с войной появились
Адмиралтейский и Военный приказы, Приказ рудокопных дел, Приказ
артиллерии и т. д." [2,С.64].
В 1708 - 1710 гг. была проведена губернская реформа. Страна была
разделена на 8 губерний (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская,
Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). "Во главе губернии
стояли генерал-губернаторы и губернаторы" [2,С.64]. В губернаторы избирались
особо доверенные лица из окружения царя. Глава губернии имел помощника
(вице-губернатора), обер-коменданта (ведал военными делами), обер-комиссара,
обер-провиантмейстера (денежные и хлебные сборы) и ландрихтера (ведал
правосудием). Первоначально губернии делились на "уезды" с "комендантом" во
главе. Затем появились "провинции"
(возглавлялись обер-
губернская канцелярия не справлялась с множеством уездов. "В 1713 - 1714 гг.
появились еще три губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская)"[2,С.65]. С
1715 г. губернии стали делиться на провинции, а провинции на "доли" во главе с
ландратом (подразделения на уезды уже не было). Через некоторое время вместо
"доль" появились "дистрикты". Возникли и полковые дистрикты. "В провинции
основными административными звеньями были комендант, комерир, организующий сбор
налогов, и рентмейстер, возглавлявший местное казначейство (рентерею) [2,С.65].
В дистриктах земские комиссары отвечали в первую очередь за сбор налогов и
выполняли полицейские функции.
Сенат и коллегии. В феврале 1711 г. по указу Петра 1 был создан
Сенат. В него входили 9 сенаторов, и создан он был как бы временно. В
последующем указе от 2 марта определялся перечень полномочий (попечение о
правосудии, об устройстве государственных доходов, общем управлении, о торговле
и хозяйстве). "Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом.
Поначалу Сенат был
голосами"[2,С.65]. Губернские комиссары осуществляли связь Сената с губерниями.
Почти одновременно с Сенатом Петр
1 основал новый контрольно-
институт так называемых фискалов. "Это была целая армия официальных лиц,
действовавших тайным образом и выявлявших все неправедные действия, наносившие
ущерб государству (казнокрадство, взяточничество, нарушение законопорядка и т.
д.). Фискалы направляли в палату свои наблюдения, откуда дела поступали в
Сенат. Во главе фискалов стоял обер-фискал при Сенате. У него в подчинении
было 4 фискала (2 от купечества и два от дворянства). При губернских правлениях
было также по 4 фискала, в городах - 1-2 фискала"[2,С.65-66]. Фискалы не
получали жалования, им полагалась в награду за труды половина конфискованного
имущества. Но и этого было достаточно, чтобы со стороны фискалов начались
злоупотребления, тем более что они не отвечали перед законом за клевету. "Рукою
Петра в указе об обязанности фискала было дописано: "Буди же и не уличит
(т. е. не докажет виновность), отнюдь фискалу в вину не ставить..."
(Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 11. М., 1962.-С.
125)"[1,сС.570]. Через три года царь вынужден был обнародовать новый указ,
по которому за неправильный донос фискалу присуждалось такое же наказание,
которое понес бы обвиняемый, если бы его вина была доказана. Но в условиях
абсолютистского государства осталась неизменной форма контроля над чиновниками
и частными лицами.
Следующим этапом реорганизации органов государственной власти и управления была
замена системы приказов коллегиями в 1717-1718 гг., т. к. она уже
устарела и перестала
перед страной. Часть приказов ведала
определенными сферами
Посольский приказ, Поместный, Стрелецкий и др.), другие решали все вопросы
на какой-то определенной территории страны (Сибирский приказ, Казанский,
Малороссийский). Многие распоряжения приказов дублировались. Это
приводило к путанице и волоките, к задержке в решении неотложных
государственных дел.
Коллегии
же имели ряд преимуществ по сравнению с приказами:
"в коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип рассмотрения
и решения всех дел;
каждая из коллегий ведала определенными
отраслями или сферами
управления в масштабах всей страны;
в основе коллегиальной системы
лежала высокая степень нейтрализации"
Сначала коллегий было 9 (Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская и т.
д.). Иностранная коллегия занималась приемом иностранных послов и
руководила работой всех русских дипломатических представителей за рубежом. "
Военная коллегия ведала комплектованием, вооружением, снаряжением и
обучением армии" [1,С.571]. Кроме того, в ее распоряжении находились
гарнизонные полки. Адмиралтейская коллегия была создана в связи с
превращением России в морскую
державу и созданием военно-
ее наблюдением и руководством находились все корабельные верфи и военно-морские
крепости" [1,С.572]. А также она отвечала за комплектование, подготовку и
обучение экипажей военных кораблей и была обязана проявлять заботу о
корабельных лесах. "Остальные коллегии занимались вопросами финансов, торговли
и промышленности [1,С.572]. Камер-коллегия ведала доходами, руководила
сбором подати, наблюдала за выполнением
натуральных повинностей и
подряды на поставку продовольствия и вина. "Штатс-контор-коллегия ведала
расходами, определяла денежные суммы на содержание армии, флота,
государственного аппарата, на дипломатию и просвещение" [1,С.572]. "
Ревизион-коллегия осуществляла контроль за состоянием государственной
деятельности предыдущих двух коллегий" [1,С.572]. Промышленность находилась под
руководством двух коллегий: горным делом ведала Берг-коллегия и
легкой промышленностью - Мануфактур-коллегия. Внешней торговлей
занималась Коммерц-коллегия. Юстиц-коллегия ведала вопросами
гражданского судопроизводства. Дворянским землевладением - Вотчинная
коллегия. Церковными делами управляла Духовная коллегия или
Синод.
Реформа местного управления. В 1720 г. был создан Главный
магистрат. Он координировал деятельность городовых магистратов, которые
избирались имущим ("регуляторным") населением. В сферу их деятельности входили
сбор налогов и судебные разбирательства.
"По этому уставу все
"регулярные" (имущие) люди "первой гильдии, или первостатейные"
(знатные купцы, мастера по золоту, серебряники, иконники, аптекари,
живописцы и др.);
"регулярные" люди "второй гильдии" (мелкие торговцы, мастера-ремесленники);
"прочие же все люди подлые,
обретающиеся в наймах и
нигде между знатными и регулярными гражданами не счисляются". Эта категория
населения была лишена права участия
в городском самоуправлении"[1,
Было создано несколько контор и департаментов. Герольдмейстерская контора
занималась службой дворян и производством их в чины. Преображенский приказ
и позже созданная Тайная канцелярия разбирали дела о государственных
преступлениях. А также были Монетный департамент, Соляная контора, Межевая
канцелярия.
В 1715 г. появилась должность "генерального ревизора, или надзирателя указов"
для контроля над государственными учреждениями т. к. фискалы не могли
справиться с этой задачей, поскольку были всего лишь регистраторами нарушений.
Позже эти функции исполняли обер-секретарь Сената и гвардейские офицеры,
дежурившие в Сенате и выполнявшие личные поручения царя. Но этого было
недостаточно для действенного контроля, т. к. обер-секретарь подчинялся Сенату,
а гвардейские офицеры менялись через месяц и поэтому не могли иметь должного
авторитета. Для надлежащего контроля нужно было должностное лицо, наделенное
большой властью и независимое от контролируемых учреждений. Поэтому в 1722 г.
был образован институт прокуратуры, во главе которого стоял
генерал-прокурор Сената, заведовавший канцелярией Сената. А также ему
подчинялись и прокуроры центральных учреждений. Сам он был независимым и за
свои действия отвечал только перед царем. "Поскольку в его задачу входило не
только раскрытие преступления, но и предупреждение его, он имел право принимать
участие в обсуждениях любого вопроса, указывать на незаконность того или иного
решения, требовать пересмотра дел и при необходимости даже приостанавливать
решение Сената"[1,С.575].
Формирование новой армии и флота. В первой четверти 18 в. в
России была создана регулярная армия. Она формировалась на основе
рекрутской повинности, введенной в 1705г. “Сначала брали по одному рекруту с
20 дворов, а с 1724г. раскладку
рекрутов стали вести в
душ мужского пола, положенных в оклад.”[4,С.127] Документом, определяющим жизнь
и деятельность армии, стал “Устав воинский” 1716г. В 1704г. в Петербурге
началось строительство
Балтийского военного флота. Раньше центрами строительства военных кораблей были
Воронеж и Архангельск. Жизнь и деятельность морского флота определял “
Морской устав” 1720г.
Табель о рангах. Особое место среди государственных
преобразований Петра 1 принадлежит, принятой в 1722г., Табели о рангах. Ее
значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины,
распределив их по трем родам службы. Табель о рангах обязывала всех дворян
служить и объявляла службу единственным способом получения государственного
чина, а значит, служила основой любой карьеры. При этом некоторые возможности
продвижения вверх по служебной лестнице открывались и для выходцев из “подлого
люда”: всякий получивший первый офицерский чин или восьмой ранг гражданской
службы (всего их было 14) становился дворянином.
Церковная реформа. Петр 1 особенно не жаловал своими
симпатиями духовенство. "По царскому указу монастырскую братию посадили на
скудный паек, запретили держать в кельях бумагу и чернила и "для пользы вечной"
обязали монахов и монахинь заниматься "художествами" - столярным делом,
иконописанием, прядением, шитьем, прядением кружев и всем другим, что было "не
противно монашеству"[1,С.576]. Реформа не обошла и белого духовенства.
Приходские священники пребывали в невежестве и темноте. Царский указ заставил
их более ответственно относиться к своим обязанностям. "По этому указу дети
попов и дьяконов обязаны были учиться
в греческой и латинской
Запрещалось занимать "отцовы места" необученным детям духовенства" [1,С.576].
Натянутыми были отношения Петра с патриархом Адрианом, который открыто выступал
против бритья бород и других новшеств царя. "В 1700 г. патриарх Адриан умер"
[1,С.576]. Приближенные царя
избранием нового пастыря всея Руси. Петр 1, зная об отрицательном отношении
большинства духовенства к его реформам, последовал этому совету, посчитав его
разумным. "Руководство делами церкви было поручено рязанскому митрополиту
Стефану Яворскому - он был объявлен местоблюстителем патриаршего престола"
[1,С.577]. "В его лице государь не имел активного сторонника своих
преобразований, но в тоже время он не выступал против политики Петра. 25 января
1721 г. был издан царский манифест о создании Духовной коллегии или Синода.
Царем назначались двенадцать членов Духовной коллегии из числа архиереев,
архимандритов, игуменов и протопопов. Был составлен Духовный регламент.
"Духовный регламент
- законодательный акт,
обязанности и деятельность его членов по управлению русской православной