Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:51, реферат
При написании своего реферата я использовала
- дескриптивный метод. Это научный метод, используемый во всех общественно-исторических и естественных науках и стоящий на первом месте по широте применения;
- письменный тип источников. К примеру, сюда можно отнести торжественную речь графа Головкина, обращенную к Петру I, 22 октября 1721 г. при праздновании заключения Ништадского мира со Швецией: «Вашими неусыпными трудами и руковождением мы из тьмы неведения на феатр славы всего света и только рещи, из небытия в бытие произведены, и общество политических народов присовокуплены».
Введение 15
Глава I. Начало царствования Петра 6
1.1. Венчание Петра на царство 6
1.2. Предпосылки Петровских реформ 7
Глава II. Реформы Петра I 9
2.1. Военная реформа 9
2.2. Административная реформа 11
2.3. Социальные и экономические реформы 13
2.4. Реформы в области культуры и быта 17
2.5. Церковная реформа 18
Глава III. Итоги преобразований Петра I 24
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Содержание.
Введение 15
Глава I. Начало царствования Петра 6
1.1. Венчание Петра на царство 6
1.2. Предпосылки Петровских реформ 7
Глава II. Реформы Петра I 9
2.1. Военная реформа 9
2.2. Административная реформа 11
2.3. Социальные и экономические реформы 13
2.4. Реформы в области культуры и быта 17
2.5. Церковная реформа 18
Глава III. Итоги преобразований Петра I 24
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Введение.
Изменения
во всех отраслях и сферах
социально-экономической и
При написании своего реферата я использовала дескриптивный метод. Это научный метод, используемый во всех общественно-исторических и естественных науках и стоящий на первом месте по широте применения. Предполагает соблюдение ряда требований: четкое представление об избранном предмете изучения; последовательность описания; систематизации, группировки или классификации, характеристики материала (качественной, количественной) в соответствии с поставленной исследовательской задачей. Среди других научных методов является исходным. В значительной мере он определяет успех работы с использованием других методов, которые обычно «просматривают» тот же материал в новых аспектах. Дескриптивный метод чаще всего используется при описании отдельных исторических явлений.
В последнее время многие писатели, публицисты, продолжая в этом отношении традиции славянофильской и народнической историографии, пишут о том, что не будь Петра и его преобразований, развитие России могло пойти по иному, менее драматическому пути. Вопрос в том, в какой мере преобразования были случайны или закономерны, означали ли они радикальный разрыв преемственности исторического процесса или, напротив, были его логическим продолжением, был ли Петр великим преобразователем или тираном возник давно, едва ли не в саму эпоху преобразований. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи. Например, С. М. Соловьёв считал, что Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом, ни живым и открытым характером. Личность Петра очень цельной натурой. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых, было все же рациональное зерно. В.В. Мальков видел Петра в образе «помазанника Божия» – царя-батюшки, который царил в сознаниях людей, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя. Петра I многие не понимали, его стиля мышления, его идей, зачастую обитавших в другом политическом пространстве. Такой историк как Е. В. Анисимов считал, что за время петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем. При Петре были заложены основания имперской политики России XVIII-XIX вв., начали формироваться имперские стереотипы. Другие историки наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Н.И. Павленко выделял в Петре такие качества как грубость и жестокость, вседозволенность и пренебрежение к человеческому достоинству, произвол в политике и в быту. Он сознавал и не раз подчёркивал, что он – абсолютный монарх, и всё, что он делает и говорит, неподвластно людскому суду. Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя – постоянные военные действия, внутренние - это оппозиция. Старое никогда не уходит с общественной сцены добровольно, и новое всегда рождается в жестких схватках с отжившим. Петру пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками, которые иногда оказывались слишком сильными, чтобы сломить их с первого удара.
Между реально
существовавшей
Глава I. Начало царствования Петра I.
Сын великого государя
Алексея Михайловича царевич
Пётр был живой, подвижный
Не проявляла заботы о том, чтобы продолжить
их обучение. Хилый и не крепкий умом Иван
был этому даже рад, а смышлёный и любознательный
Пётр, видя, что сестра не желает уделять
ему внимания, сам нашёл себе дело. Его
детские игры в войну, в солдаты переросли
из забавы в серьёзное увлечение. Софья
не чинила брату преград в этих занятиях.
Для правительницы главным было то, чтобы
брат не пытался отстранить её от власти.
Однако и Иван, и Пётр уже выросли и, как
взрослые люди, больше не нуждались в том,
чтобы за них правила Софья. Правда, Иван,
плохо соображая, что вокруг него происходит,
спокойно относился к желанию сестры закрепить
за собой власть. Зато Пётр никак не
мог с этим смириться. Узнав о коварных
планах сестры и о том, что она готова ради
власти злодейски лишить жизни собственного
брата, Пётр жестоко расправился со сторонниками
Софьи, а саму велел заключить в монастырь,
где узницу днём и ночью стерегли и где
под строгим надзором она томилась целых
12 лет, пока не умерла. Царь Иван передоверил
все дела по управлению страной Петру,
а после смерти брата Пётр I стал единоличным
российским царём.1
Страна стояла
накануне великих
Россия XVII века
самим ходом исторического
Глава II. Реформы Петра I.
2.1. Военная реформа.
Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра I, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне; реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий. Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Осипович Ключевский писал: «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы».
Главным шагом
Петра в первые годы
В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые «потешные полки» – Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится «стольный град Прешбург». Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым «кумпанствам» (компаниям) – объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов. Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей – дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии – периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. – Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию – 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне. 3