Реформы Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:51, реферат

Описание работы

При написании своего реферата я использовала
- дескриптивный метод. Это научный метод, используемый во всех общественно-исторических и естественных науках и стоящий на первом месте по широте применения;
- письменный тип источников. К примеру, сюда можно отнести торжественную речь графа Головкина, обращенную к Петру I, 22 октября 1721 г. при праздновании заключения Ништадского мира со Швецией: «Вашими неусыпными трудами и руковождением мы из тьмы неведения на феатр славы всего света и только рещи, из небытия в бытие произведены, и общество политических народов присовокуплены».

Содержание работы

Введение 15
Глава I. Начало царствования Петра 6
1.1. Венчание Петра на царство 6
1.2. Предпосылки Петровских реформ 7
Глава II. Реформы Петра I 9
2.1. Военная реформа 9
2.2. Административная реформа 11
2.3. Социальные и экономические реформы 13
2.4. Реформы в области культуры и быта 17
2.5. Церковная реформа 18
Глава III. Итоги преобразований Петра I 24
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Реформы Петра I.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение 15

 

Глава I. Начало царствования Петра 6

           1.1. Венчание Петра на царство 6

           1.2. Предпосылки Петровских реформ 7

 

Глава II. Реформы Петра I 9

           2.1. Военная реформа 9

           2.2. Административная реформа 11

           2.3. Социальные и экономические реформы 13

           2.4. Реформы в области культуры и быта 17

           2.5. Церковная реформа 18

 

Глава III. Итоги преобразований Петра I 24

 

Заключение 25

 

Список использованной литературы 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Изменения  во всех отраслях и сферах  социально-экономической и политической  жизни страны, которые постепенно  накапливались и назревали в  XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны произошли огромные изменения. Коренным образом изменилось место, и роль России в международных отношениях того времени. Огромную роль в российской истории сыграл  царь Пётр I. Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования, т.к. рассматривая ее, можем анализировать огромный  процесс развития и роста Российского государства, превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы, интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени изучают не менее чем в прошлые века. Послужили ли его реформы «прорубанием окна в Европу» или разрушили Россию? Это основной вопрос, на который мне предстоит ответить в данном исследовании.

    При написании своего реферата я использовала дескриптивный метод. Это научный метод, используемый во всех общественно-исторических и естественных науках и стоящий на первом месте по широте применения. Предполагает соблюдение ряда требований: четкое представление об избранном предмете изучения; последовательность описания; систематизации, группировки или классификации, характеристики материала (качественной, количественной) в соответствии с поставленной исследовательской задачей. Среди других научных методов является исходным. В значительной мере он определяет успех работы с использованием других методов, которые обычно «просматривают» тот же материал в новых аспектах. Дескриптивный метод чаще всего используется при описании отдельных исторических явлений.

      В последнее время многие писатели, публицисты, продолжая в этом отношении традиции славянофильской и народнической историографии, пишут о том, что не будь Петра и его преобразований, развитие России могло пойти по иному, менее драматическому пути. Вопрос в том, в какой мере преобразования были случайны или закономерны, означали ли они радикальный разрыв преемственности исторического процесса или, напротив, были его логическим продолжением, был ли Петр великим преобразователем или тираном возник давно, едва ли не в саму эпоху преобразований. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи. Например, С. М. Соловьёв считал, что Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом, ни живым и открытым характером. Личность Петра очень цельной натурой. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых, было все же рациональное зерно.  В.В. Мальков видел Петра в образе «помазанника Божия» – царя-батюшки, который царил в сознаниях людей, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя.  Петра I  многие не понимали, его стиля мышления, его идей, зачастую обитавших в другом политическом пространстве.  Такой историк как Е. В. Анисимов считал, что за время петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем. При Петре были заложены основания имперской политики России XVIII-XIX вв.,  начали формироваться имперские стереотипы.   Другие историки наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном  выборе и преступных деяниях.  Н.И. Павленко выделял в Петре такие качества как грубость и жестокость, вседозволенность  и  пренебрежение  к  человеческому  достоинству, произвол  в  политике и в быту.  Он  сознавал  и  не  раз  подчёркивал, что  он – абсолютный  монарх, и  всё, что  он  делает  и  говорит, неподвластно  людскому  суду.   Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя – постоянные военные действия, внутренние - это оппозиция. Старое никогда не уходит с общественной сцены добровольно, и новое всегда рождается в жестких схватках с отжившим. Петру пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками, которые иногда оказывались слишком сильными, чтобы сломить их с первого удара.

     Между реально  существовавшей действительностью,  т.е. прошлым, и результатом исследования ученого – научно-воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его конкретно-историческая реконструкция. Исторический источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Существуют разные классификации исторических источников. Например, Л.Н. Пушкарев историк и филолог выделяет следующие семь типов источников: письменные; вещественные; этнографические; устные; лингвистические; фотокинодокументы; фонокументы. При написании своего реферата я использовала письменный тип источников. К примеру, сюда можно отнести торжественную речь графа Головкина, обращенную к Петру I, 22 октября       1721 г. при праздновании заключения Ништадского мира со Швецией: «Вашими неусыпными трудами и руковождением мы из тьмы неведения на феатр славы всего света и только рещи, из небытия в бытие произведены, и общество политических народов присовокуплены».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Начало царствования Петра I.

 

    1. Венчание Петра на царство.

 Сын великого государя  Алексея Михайловича царевич  Пётр был живой, подвижный ребёнок.  Он очень любил шумные игры, с удовольствием катался на обшитых кожей деревянных лошадках на колёсиках. Что ни день, приставленные к нему мамки и няньки поднимали переполох, когда царевич вдруг исчезал из виду и непонятно куда девался.  У Петра был старший брат Иван. По заведённому обычаю именно он должен был со временем стать царём. Но Иван был слабого здоровья, часто болел, и потому впервые в России были провозглашены два царя – ИванV и ПётрI.   Для них даже был сделан двойной царский трон с двумя сиденьями. Но поскольку и Иван, и Пётр были ещё детьми и не могли управлять страной, за братьев – царей и от имени стала править их старшая сестра, 25-летняя Софья. Так продолжалось семь лет. Софья держала обоих братьев в отдалении, не допуская их к решению государственных вопросов.  
Не проявляла заботы о том, чтобы продолжить их обучение. Хилый и не крепкий умом Иван был этому даже рад, а смышлёный и любознательный Пётр, видя, что сестра не желает уделять ему внимания, сам нашёл себе дело. Его детские игры в войну, в солдаты переросли из забавы в серьёзное  увлечение. Софья не чинила брату преград в этих занятиях. Для правительницы главным было то, чтобы брат не пытался отстранить её от власти. Однако и Иван, и Пётр уже выросли и, как взрослые люди, больше не нуждались в том, чтобы за них правила Софья. Правда, Иван, плохо соображая, что вокруг него происходит, спокойно относился к желанию сестры закрепить за собой власть.  Зато Пётр никак не мог с этим смириться. Узнав о коварных планах сестры и о том, что она готова ради власти злодейски лишить жизни собственного брата, Пётр жестоко расправился со сторонниками Софьи, а саму велел заключить в монастырь, где узницу днём и ночью стерегли и где под строгим надзором она томилась целых 12 лет, пока не умерла. Царь Иван передоверил все дела по управлению страной Петру, а после смерти брата Пётр I стал единоличным российским царём.1

    1. Предпосылки Петровских реформ.

  Страна стояла  накануне великих  преобразований. Каковы  же были предпосылки  петровских реформ? Россия была  отсталой страной. Эта отсталость  представляла собой серьезную  опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно-европейских стран. Русское войско в значительной  своей  части  состояло  из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и  неповоротливый  приказной  государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия,  не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры.  В народные массы просвещение почти не проникало,  и даже в правящих  кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

  Россия XVII века  самим ходом исторического развития  была поставлена перед необходимостью  коренных реформ,  так как только  таким путем могла обеспечить  себе достойное  место  среди  государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи,  использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась  и  заимствуя,  Россия развивалась самостоятельно,  брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа,  которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа,  закостеневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и  русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, социально-экономическую, административную (органов власти и управления, сословного устройства  русского общества), а также в области культуры и быта, церковную. Следует отметить, что  основной  движущей  силой петровских реформ стала война. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Реформы Петра I.

 

2.1. Военная  реформа.

  Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра I, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого,  так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне;  реформа оказала глубокое действие и на склад общества,  и  на дальнейший ход событий. Задачи создания современной боеспособной армии и флота  занимали юного царя еще до  того,  как он стал полновластным государем. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое,  часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства.  Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Осипович Ключевский писал: «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы».

  Главным шагом  Петра в первые годы царствования  было уничтожение стрельцов, которые   с самого детства царя становились  у него на пути. После того  как Петр заявил о своем   намерении реформировать вооруженные силы и сформировать новую армию на европейский   лад, он как бы дал понять, что время,  когда стрельцы были самой боеспособной силой, прошло.   Таким образом, стрельцы были осуждены на уничтожение. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной  структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере,  около Переславля-Залесского,  несколько  небольших  кораблей  под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые «потешные полки» – Семеновский и Преображенский.  Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится «стольный град Прешбург». Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во  время  Азовских  походов 1695-1696 гг.  Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время.  В казне  не  было необходимых средств,  и строительство флота поручалось так называемым «кумпанствам» (компаниям) – объединениям  светских  и  духовных землевладельцев.  С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику,  а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра,  Россия стала одной из сильнейших морских держав мира,  имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов. Начало Северной войны стало толчком  к  окончательному  созданию регулярной армии.  До Петра армия состояла из двух главных частей – дворянского ополчения и различных полурегулярных   формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то,  что Петр ввел новый принцип комплектования армии – периодические созывы  ополчения  были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический  принцип.  Рекрутские наборы распространялись на население,  платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г.  был произведен первый рекрутский набор,  с 1705 г.  наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными.  С  20  дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат  и  матросов).  Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня.  Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян,  обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская,  артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г.  – Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии.  К концу Северной войны Петр имел  огромную  сильную армию – 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной,  растянувшейся почти на четверть века войне. 3

Информация о работе Реформы Петра Первого