Реформы Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:51, реферат

Описание работы

При написании своего реферата я использовала
- дескриптивный метод. Это научный метод, используемый во всех общественно-исторических и естественных науках и стоящий на первом месте по широте применения;
- письменный тип источников. К примеру, сюда можно отнести торжественную речь графа Головкина, обращенную к Петру I, 22 октября 1721 г. при праздновании заключения Ништадского мира со Швецией: «Вашими неусыпными трудами и руковождением мы из тьмы неведения на феатр славы всего света и только рещи, из небытия в бытие произведены, и общество политических народов присовокуплены».

Содержание работы

Введение 15
Глава I. Начало царствования Петра 6
1.1. Венчание Петра на царство 6
1.2. Предпосылки Петровских реформ 7
Глава II. Реформы Петра I 9
2.1. Военная реформа 9
2.2. Административная реформа 11
2.3. Социальные и экономические реформы 13
2.4. Реформы в области культуры и быта 17
2.5. Церковная реформа 18
Глава III. Итоги преобразований Петра I 24
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Реформы Петра I.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

В 1703  г.  в  Москве  выходит первый номер  газеты "Ведомости" - первой русской  газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания  театра.

Происходили важные изменения в быту российских  дворян,  переделавшие российское дворянство «по образу и подобию» европейского. В 1717 г.  выходит книга «Юности честное зерцало» – своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи – дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти  преобразования исходили исключительно  сверху,  а потому были достаточно  болезненны  как для высших,  так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых  из этих преобразований внушал отвращение к ним и  вел к резкому неприятию остальных,  пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во  всех смыслах этого  слова  и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

 

2.5. Церковная реформа.

Важную роль  в  утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине  XVII  в.  позиции  Русской  православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию  по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в  других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о «кумпанствах»). После путешествия Петра в составе Великого посольства  его   занимает  еще  и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Поворот к новой  политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается  провести ревизию для переписи имущества  Патриаршего дома.  Воспользовавшись информацией о выявленных  злоупотреблениях, Петр  отменяет выборы нового патриарха,  поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост  «местоблюстителя патриаршего  престола».      В 1701 г. образуется Монастырский приказ – светское  учреждение – для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства,  право распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов  общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов:  за разрешением на постриг  теперь нужно было  обращаться  в Монастырский приказ.  Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

  Сложившиеся  отношения  между церковью  и властью требовали нового  юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент,  который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового  органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в «Святейший правительственный Синод»,  официально уравненный в правах  с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами – Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная,  была сосредоточена в руках Петра.  Современник сообщает,  что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил:  «Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх».

Принятие Духовного  регламента фактически превратило русских  священнослужителей в государственных  чиновников,  тем  более  что  для надзора за Синодом было поставлено светское лицо – обер-прокурор.

  Реформа  церкви осуществлялась параллельно с  податной  реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года,  в котором  священнослужителям вменялось в  обязанность  нарушать тайну исповеди,  если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

В результате  церковной  реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и  превратилась в  часть  государственного  аппарата, строго контролируемую и  управляемую светской властью.

Для установления жесткого контроля над управлением  Петр в 1711 г. создает систему фискалов,  которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных  лиц.  Фискалы были практически безнаказанны,  но если их донос подтверждался, фискал получал половину имущества виновного.  Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции и дал широкие возможности для  сведения  счетов.

Однако на этом Петр не остановился – в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Главная его роль заключалась в надзоре за Сенатом,  теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом,  роль  Сената  как органа государственной власти была резко снижена.

Но новый  централизованный  аппарат  власти с учреждением Сената еще только начинал создаваться,  и образцом для дальнейшей  реформы государственного управления  Петр  избрал  шведское государственное устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта.

Шведская государственная  система была построена на принципах камерализма – учения о бюрократическом управлении,  получившего распространение в  Европе в XVI-XVII вв.  Камерализм содержал ряд черт, весьма привлекательных для Петра:

1) Это функциональный  принцип управления, который предусматривал  создание учреждений, специализировавшихся  в какой-либо сфере;

2) Это устройство  учреждения на началах коллегиальности,  четкой регламентации обязанностей чиновников,  специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.

В 1712  г.  у  Петра появляется идея создать по шведскому образцу коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к  23 марта 1715 г. – только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции,  Иностранных дел,  Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом.  Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются президенты и вице-президенты коллегий.

С появлением коллегий прекращали свое  существование  многие  из сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью коллегиальной системы  стало  более  четкое разграничение сфер деятельности и совещательный порядок ведения дел. Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при жизни Петра неоднократно изменялся.  В 1721 г.  была образована Духовная коллегия – Синод,  который был выведен из подчинения Сената, в 1722 г.  Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию,  была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.

В 1720 г. был принят Генеральный регламент – документ, определяющий штаты  коллегий,  окончательно  разграничивавший  их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она функционировала почти столетие – с 1717 по 1802 г.

После учреждения коллегий Петр решил по шведскому  образцу реформировать и местное управление.  Началась очередная реформа местного административно-территориального устройства.  В 1719-1720  г.  были отменены «доли» и должности ландратов,  губернии теперь делились на провинции, а те,  в свою очередь,  на дистрикты,  во главе  которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

Городское управление было  передано  в  руки  городских  верхов. Должность бурмистров  отменялась.  Все посадское население делилось на три части:  1-ю гильдию (богатые  купцы и  владельцы  ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд», составлявший подавляющее большинство городского населения.  Правом выбора  в новые органы городского самоуправления – магистраты – получили лишь представители «регулярного» населения – члены гильдий,  избираться могли лишь члены 1-ой гильдии.  Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720  г. Главный магистрат.

Наряду с  разделением городского населения, были проведены преобразования и  в отношении многочисленного класса некрепостного населения – оно объединялось в сословие  государственных крестьян  со значительным сужением прав и возможностей.  Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано холопство путем слияния его с   крепостными крестьянами.

Новая система  органов управления создала мощный слой  чиновничьего дворянства в  России,  сложился разветвленный  дворянско-бюрократический аппарат. После полного уравнения земельных  владений дворян (поместий) и  бояр  (вотчин)  дворянское землевладение окончательно превратилось в господствующее,  причем указ о майорате 1714 г. предотвратил дроблений владений.  Но эта мера полностью реализована не была.

Своеобразным  итогом административных преобразований Петра I стала принятая в 1722 г.  Табель о рангах – свод законов о порядке государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить, и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из «подлого люда», а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы управления. Петр отмечал в указе о Табели:  «Мы для того никому никакого ранга  не позволяем,  пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат». По Табели все должности делились на шесть частей – военные (сухопутные,  гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.

Многие историки считают  административные преобразования наиболее слабым местом   Петровских  реформ.  Известный  российский  историк В.Я.Уланов писал: «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало, чем уступавшим войне Петровского времени»5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Итоги преобразований Петра I.

 

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма,  венцом которого стало изменение в 1721 г.  титула российского монарха – Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей.  Таким образом, было оформлено то,  к чему шел Петр все годы своего царствования – создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ  государство  не  было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей.  Россия превратилась в абсолютную монархию. В итоге Петр пришел к своему  идеалу  государственного устройства – военному кораблю, где все и вся подчинено  воле одного человека – капитана,  и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели. Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию.

   Вместе с тем  отсталость России не была  полностью преодолена,  а реформы  осуществлялись в основном за  счет жесточайшей эксплуатации  и  принуждения. Население было разделено на 2 части. Первые, это славянофилы. Их точка зрения состояла в том, чтобы страна развивалась консервативно, шла по естественному пути развития. Они считали, что Петр это нарушил и тем самым нанёс непоправимый вред стране. Вторая же часть населения – (западники) хотели,  чтобы Россия шла по европейскому пути развития. Они считали, что этот путь самый лучший и эффективный.  Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить.  Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать – Петр Великий является одной из самых заметных  фигур мировой истории. 6

 

 

 

Заключение.

Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала  столько жарких споров. Разных взглядов на Петра, в его эпоху – великое  множество. В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом. Вряд-ли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании, какого-либо взгляда. В спорах о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого-историка.

Вообще, споры о Петре  Великом – нечто большее, нежели споры об одном отдельном периоде  русской истории, одном отдельном  правителе. Этот, непрекращающийся уже столетия, спор между западниками и славянофилами, норманистами и антинорманистами, церковью и светским миром. Но в любом случае, самым наглядным свидетельством величия Петра, грандиозности его времени, значимости его реформ, являются сами эти споры, непрекращающиеся на протяжении уже трех столетий.

Информация о работе Реформы Петра Первого