Реформы Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных c перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение.

Содержание работы

Введение
1.Реформы государственного управления.
2. Судебная реформа
3. Военные реформы
4. Церковная реформа
5. Реформы в области культуры и быта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реформы петра великого.docx

— 44.31 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ  ИСКУССТВ и КУЛЬТУРЫ» (ХГИИК)

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ИСТОРИЯ»

 

Тема: РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

 

                                                                                

 

 

                                                                                   Выполнила студентка

                                                                               1 курса группы 177

                                                                  Аюпова Т.В

 

                                                                                                Работу проверил

                                                                                                Тарасов О.Ю

 

 

 

Хабаровск

2013

Содержание

Введение

1.Реформы государственного управления. 

2. Судебная реформа

3. Военные реформы

4. Церковная реформа

5. Реформы в области культуры  и быта

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В первой четверти XVII в. был  осуществлен целый комплекс реформ, связанных c перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение.

Эпоха правления Петра I (1682—1725) явилась  поистине переломным периодом в истории  России. Реформы царя-преобразователя  охватили все сферы государственно-политической и общественной жизни страны, определив  на длительную перспективу ее развитие по пути великодержавия. Созданная Петром военно-феодальная, бюрократическая абсолютистская империя и ее основные политические институты пережили своего создателя на два столетия.

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.

Но несмотря на то, что почти  всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Реформы государственного  управления. 

Петр подверг коренной перестройке  все здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их “конзилией министров”, которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями.

С 1711 г. были введены должности фискалов в центре (обер-фискал Сената, фискалы центральных учреждений) и на местах (губернские, городовые фискалы). Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей, подсудности местным властям, даже от ответственности за неправильные доносы.

Сенат руководил всеми учреждениями в стране. Но и за самим Сенатом Петр организовал контроль. С 1715 г. его осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенатский обер-секретарь; наконец, с 1722 г. генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал и обер-прокурору, которых назначал обычно сам император. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата  не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные, с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только Царю, подлежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры (гласный надзор) и фискалы (тайный надзор) империи.

В 1720 г. опубликовали Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им  местные учреждения.

Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций. Например, Посольский приказ заменила Иностранная коллегия. Были образованы коллегии: Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизионколлегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг-мануфактур-коллегия.

Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными (армией и флотом отдельно), судебными делами, группа коллегий занималась финансами (доходами  Камер-коллегия, расходами Штатс-контор-коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургической и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия, которую в 1722 г. разделили на две: Берг и Мануфактур-коллегию). Позднее к ним прибавилась Вотчинная коллегия. Действовали коллегии по всей стране. Управление значительно упростилось, например, к Юстиц-коллегии перешли функции семи бывших приказов. Дела в них велись совещательным порядком, коллегиально, решения принимались большинством голосов.

К коллегиям примыкало несколько  учреждений, тоже по существу являвшихся таковыми. Таков например, Синод центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в 1721г. Его присутствие, как и в любой коллегии, составляли члены  церковные иерархи. Их, на манер чиновников, назначал царь, ему они присягали.

Особой коллегией стал и Главный  магистрат  центральное учреждение для управления городами. Политическим сыском по-прежнему занимался Преображенский приказ.

Перестройку местных учреждений Петр начал до того, как взялся за центральные. Восстания начала столетия выявили слабость, ненадежность власти в городах и уездах воеводской администрации и городского самоуправления. По реформе 1708 гг. Петр разделил страну на восемь губерний:

Московскую, Ингерманландскую (позднее Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавлял губернатор, в руках которого находилась вся полнота власти  административной, полицейской, судебной, финансовой.

В 1719 г. число губерний увеличилось до 11. Кроме того, страну разделили на 50 более мелких территориальных единиц провинций. Провинции делились на дистрикты.

2. Судебная реформа

Судебная реформа, проведенная  в 1719г., упорядочила, централизовала и  усилила всю судебную систему  России. Судебная реформа явилась  составным элементом реформы  центральных и местных органов  государственного аппарата. Были учреждены  Юстиц-коллегия, надворные суды в  губерниях и нижние суды в провинциях.

Основная задача реформы - отделение  суда от администрации. Однако идея отделения  суда от администрации и вообще идея разделения властей, заимствованная с  Запада, не соответствовала российским условиям начала XVIII в. Идея разделения властей свойственна феодализму в условиях нарастающего его кризиса, разлагающемуся под натиском буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком слабы, чтобы “освоить” сделанную им уступку в виде суда, независимого от администрации.

Во главе судебной системы стоял  монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным  судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали  суду царя.

Следующим судебным органом был  Сенат, который являлся апелляционной  инстанцией, давал разъяснения судам  и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные  преступления).

Юстиц-коллегия была апелляционным  судом по отношению к надворным  судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые  дела в качестве суда первой инстанции.

Областные суды состояли из надворных  и нижних судов. Президентами надворных  судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в  надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.

Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян.

Судебные функции исполняли  почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения  дел по инстанциям путался, губернаторы  и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи - в административные.

В связи с этим была проведена  новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы  надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).

Таким образом, суд и администрация  вновь слились в один орган. Некоторые  категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы  и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.

Особенностью развития процессуального  законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного  принципа принципом следственным, который  обуславливался обострением классовой  борьбы. Общая тенденция развития процессуального законодательства и судебной практики предшествующих веков -- постепенное увеличение удельного веса розыска в ущерб так называемому суду -- привела к полной победе розыска в начале правления Петра I. Владимирский-Буданов считал, что «до Петра Великого вообще надо признать еще состязательные формы процесса общим явлением, а следственные -- исключением»[5]. Иной точки зрения придерживался С. В. Юшков. Он полагал, что в это время только «менее важные уголовные и гражданские дела... рассматривались в порядке обвинительного процесса, т. е. так называемого суда»[6]. М. А. Чельцов говорил о «последних остатках состязательного процесса (старинного «суда»)», которые, по его словам, исчезают при Петре I.[7]. Думается, однако, что розыск нельзя еще до Петра I считать господствующей формой процесса, но нельзя считать и исключением.

Говоря о развитии процессуального  права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального  законодательства конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску...", главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском. Сам по себе указ не создает принципиально новых форм процесса. Он использует уже известные, сложившиеся на протяжении веков формы розыска.

Закон очень краток, в нем записаны лишь основные, принципиальные положения. Следовательно, он не заменял предыдущее законодательство о розыске, а наоборот, предполагал его использование  в нужных пределах. Это хорошо видно  из указа 16 марта 1697 г., изданного в  дополнение и развитие февральского указа. Мартовский указ говорит: «а которые статьи в Уложенье надлежат к розыску и по тем статьям разыскивать по прежнему[8]».

Указ 21 февраля 1697 г. был дополнен и  развит «Кратким изображением процессов  или судебных тяжб». Первое издание  появилось еще до 1715 г., возможно в 1712 г. "Краткое изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало  общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок  формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.

Указом от 5 ноября 1723г. "О форме  суда" была отменена розыскная форма  процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы  приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального  закона. Изменения, внесенные Указом "О форме суда" были не столь  принципиальными. По сути, указ был  создан в развитие "Краткого изображения".

Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом  усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и  служила интересам дворянства.

3. Военные реформы

Военные реформы занимают особое место  среди Петровских преобразований. Военные  реформы важны не только сами по себе. Они оказывали большое, подчас определяющее влияние на преобразования в других областях. «Война указала  порядок реформы, сообщила ей темп и  самые приемы», - писал выдающийся российский историк Василий Осипович Ключевский. Именно задачи создания современной, боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. С раннего детства Петра увлекало военное дело. В селах, в которых жил маленький царь, создал два «потешных» полка: Семеновский и Преображенский - уже совершенно по новым правилам, отвечавшим европейским стандартам. К 1692 г. эти полки были окончательно сформированы. По их образцу позже были созданы и другие полки.

Информация о работе Реформы Петра Великого