Реформы Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных c перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение.

Содержание работы

Введение
1.Реформы государственного управления.
2. Судебная реформа
3. Военные реформы
4. Церковная реформа
5. Реформы в области культуры и быта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реформы петра великого.docx

— 44.31 Кб (Скачать файл)

Армия, доставшаяся Петру, была наследственной, она находилась на самообеспечении. Каждый воин шел в поход и содержал себя в войске на собственные средства. Никакого особого обучения в армии не существовало, точно так же как и не было и однородного обмундирования, и вооружения. Руководящие должности в армии занимались в связи не с заслугами или специальным образованием, а, как говорилось по породе. Другими словами, армия не являлась той силой, которая могла бы оказать сопротивление современной ей европейской армии, от которой к концу ХVII века она более чем отставала.

«Еще отец Петра, Алексей Михайлович, предпринимал попытки переустройства армии. При нем в 1681 г. была создана  комиссия под председательством  князя В. В. Голицына, которая должна была изменить устройство армии. Были проведены некоторые изменения: армия стала более структурированной, теперь она делилась на полки и роты, также были назначены офицеры в зависимости от опыта и заслуг, а не от происхождения. 12 января 1682г Боярская Дума приняла постановление, в котором говорилось, что старшим офицером может стать и незнатный человек, но опытный и знающий, и все независимо от происхождения должны ему подчиняться». Валишевский Казимир Петр Великий: Исторический очерк в 3-х частях :ч-1 Воспитание; ч-2 Личность; ч-3 Дело--М.:СП “КВАДРАТ” 1993--448с. стр.-240.

Благодаря этим изменениям московское войско стало более организованным и структурированным. Но все же эту  военную организацию нельзя было назвать реальной регулярной армией из-за огромного количества пережитков, сохранившихся с давних времен, некоторые из них относились еще к временам царствования Василия III.

Таким образом, Петр получил армию  хоть и не удовлетворявшую всем требованиям  военной науки, но в какой-то мере уже подготовленной к дальнейшим преобразованиям.

Главным шагом Петра было уничтожение  стрельцов. Сущность военной реформы  состояла в ликвидации дворянских ополчений  и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVII веке), а по «артикулу», по единому строевому уставу.

Военно-морской флот создавался в  процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота  Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж  и сделало ее морской державой. Его жизнь и деятельность определял  “Морской устав “. Флот строился и  на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота.

В 1708 г. был спущен первый 28- пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет  российский флот на Балтийском море был  самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся  также из рекрутов. Для обучения морскому делу составлялись инструкции: “Артикул корабельный”, “Инструкции  и артикулы военные Российскому  флоту” и др.

В 1715 г. в Петербурге была открыта  Морская академия, готовившая морских  офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через  гардемаринскую роту. Тогда же была создана морская пехота. Вместе с  тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.

С формированием флота был создан и его устав. Зачатками морского устава являются 15 статей, составленные Петром I во время его плавания на галерах к Азову в 1696 г. В 1715 г. Петр приступил к составлению  более полного морского устава, который  был издан в 1720г. - «Книга устав  морской, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море». Морской устав Петра отличался оригинальностью и являлся результатом его многолетнего боевого опыта.

Петром I была радикально изменена и  система военного управления. Вместо многочисленных приказов (Разрядный  приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал - комиссара, Приказ артиллерии и др), между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр I для руководства соответственно армией и военно-морским флотом учредил Военную и Адмиралтейскую коллегии, строго централизовав тем самым военное управление.

Таким образом, реформы в области  организации вооруженных сил  были наиболее успешными. В результате Россия стала могущественной в военном  отношении государством, с которым  приходилось считаться всему  миру.

4. Церковная реформа

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и ее главы: был создан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после создания Синода - глава церкви потерял последние  штрихи независимости. Таким образом, церковь была полностью подчинена  государству. Но царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И  в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. «Синод был  поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем  не отличалась от структуры любой  коллегии. В Синод входило 12 человек. Возглавлял Синод президент, 2 вице-президента, 4 советника, 5 асессоров»

«По указу от 25 января 1721 г. Синод  был основан, а уже 27 января, заранее  созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло  торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью  Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем».

Духовный регламент - это законодательный  акт, определявший функции, права и  обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений. Церковь отныне полностью подчинялась  светской власти. Нарушалась даже тайна  исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении  исповедовавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа  была завершена установлением должности  обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной  политической роли и превратилась в  составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного  в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.

Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни «белых», ни «черных» монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил  сократить расход финансов на эту  сферу, заявив, что укажет монахам  путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и  работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого  им надлежало заниматься столярным  делом, иконописью, прядением, шитьем и  т.д. - всем тем, что не было противопоказано  монашеству.

Создание такого вида управления и  организации церкви сам Пётр объяснил следующим образом: « От соборного  правления можно не опасаться  Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...» В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и  превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и  управляемую светской властью.

5. Реформы в области культуры и быта

Для русской культуры конца XVII - XVIII вв. были характерны, прежде всего, три  взаимосвязанных процесса: 1. Происходило  дальнейшее обмирщение культуры - освобождение ее от церковного влияния. В результате определяющим в культурной жизни  в XVIII веке становится светское направление. 2. В ней появляются новые для  России мировоззренческие принципы- рационализм и индивидуализм, развивается личностное начало. 3. Смелее преодолевается ее национальная замкнутость в ходе вступления России в систему европейских государств, европеизации культуры. Петровские реформы открыли широкие возможности для развития этих тенденций в русской культуре в целом. Обмирщение характеризуется появлением светских школ (первые - Навигационная и Артиллерийская - основаны в 1701 г.), в том числе начальных (цифирных) в губерниях (1714), в которых детей обучали арифметике и началам геометрии.

В петровское время были открыты  медицинское училище (1707), инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. Чтобы удержать командные высоты в государстве  и способствовать развитию Отечества, дворянство должно было овладевать знаниями. Специальным указом Петр Великий  запретил жениться неграмотным дворянам. Их обучали не только в стране, но и стали направлять для учебы  за границу.

При Петре I осуществлялась коренная перестройка всей системы образования  и науки в стране. Выходят учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Первое  учение отрокам» Ф. Прокоповича, знаменитая «Арифметика» Л. Магницкого. Эту книгу, как и первую печатную грамматику М. Смотрицкого, М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учености». Издавались словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре, истории и др. В то время издано свыше 600 названий книг и других изданий, в том числе и переводных. С этой целью в первой четверти 18в. было открыто несколько новых типографий.

Для печатания книг с 1703 г. введены  упрощенный гражданский шрифт и  арабские цифры. Возникли светские библиотеки, открываются лавки для продажи  книг. В 1714 г. В Петербурге основана старейшая в России библиотека. Фонд ее составили книги и рукописи царского собрания Московского Кремля, ряда иностранных библиотек, книжное  собрание Петра I. Эта библиотека как  книгохранилище существовала вначале  при Кунсткамере - первом в России музее, открытом в 1719 г. с 1723 г. библиотека стала доступной для общественного  пользования. С декабря 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости».

Крупный вклад в развитие отечественной  науки внесли географы, землепроходцы. В. Атласов составил первое этнографическое  и географическое описание Камчатки. В 1713-1714 гг. русские землепроходцы  побывали на Курильских островах. Началось изучение производительных сил страны. В 1720 г. правительство организует первую в России экспедицию в Сибирь под руководством Даниила Миссершмидта, которая открыла много нового в познании природы края и культуры сибирских племен. За три недели до своей кончины Петр I подписал указ об отправке первой морской Камчатской экспедиции. Они возглавлялись известными мореплавателями В.И. Берингом и А.И. Чириковым. Итогом экспедиций стало открытие в 1741 г. пролива, разделяющего Европу и Азию. Его назвали Беринговым проливом. Члены экспедиции нанесли на карту и описали почти все побережье Сибири. Ботаник Гмелин, входивший в сухопутный отряд второй экспедиции, по результатам исследований написал труд «Флора Сибири», описав 1200 видов растений. С.П. Крашенинников же составил и издал «Описание земли Камчатки» и стал основоположником русской этнографии. Его труд был переведен на многие языки мира и не утратил своего значения до сих пор. Согласно петровского указа с 1722 г. начался сбор материалов по истории России, в том числе В.Н. Татищевым (1686-1750), который позже написал пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен», переизданную в наше время.

В 1724 г. Петром I было принято решение  о создании Петербургской Академии наук, которая открылась в 1725 г. (вскоре после его смерти) и стала не только общенациональным научным центром  России, но и базой подготовки научных  кадров.

Петровские преобразования и военные  походы нашли отражение в литературе, публицистике. В 1717 г. в Петербурге вышло  в свет «Рассуждение..» о причинах войны со Швецией, подготовленное по поручению Петра I вице-канцлером В.В.Шафировым. По сути это первый в российской истории трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика представлена «Книгой о скудности и богатстве» ученого-самородка И.Т.Посошкова, который высказал ряд смелых для своего времени мыслей по вопросам развития предпринимательства в России Петр Великий понимал важность предпринимательства и оценивал людей не «по породе» и подхалимству, а по деловым качествам. Его «Табель о рангах» (1722) способствовала продвижению по службе людей предприимчивых, одаренных, вытесняя старые, тормозившие развитие страны обычаи, создавая новую морально-психологическую обстановку. При Петре I церковь была подчинена государству и введенное им синодальное устройство русской православной церкви оставалось неизменным в России в течение 197 лет. Но в то же время по этому вопросу шли споры, высказывались разные мнения, нашедшие отражение в литературе.

Главным сторонником церковной  реформы был Феофан Прокопович- один из видных церковных деятелей, писатель. В 1722 г. в этой связи им был разработан «Духовный регламент».

Литературная же деятельность митрополита  Стефана Яворского, выступившего против реформаторства и протестантизма, отражена в религиозных трактатах «Знамение  пришествия антихристова» и «Камень веры». Светским содержанием наполняется живопись. Светская портретная живопись получила развитие в портретах А.М. Матвеева- «Автопортрет с женой», И.Н. Никитина- «Петр I ». Появляются батальные полотна Никитина- «Куликовская битва», «Полтавская битва», видовые гравюры братьев Зубовых и т.д.

16 мая 1703 г., как сообщает историк  С.М. Соловьев, приступили к строительству  нового города Петербурга, созданного  в короткий срок. Он становится  столицей Российской империи.  В 1725 г. в нем жило 40 тыс. жителей.  Замечательными памятниками архитектуры  в Петербурге стали: Петропавловская  крепость, летний дворец Петра  I (архитектор Д. Трезини), Адмиралтейство (архитектор И.К. Коробов), здание Двенадцати коллегий (архитекторы Д. Трезини и М.Г. Земцов) и другие.

Существенные изменения в петровскую эпоху произошли и в быту. Патриархальный образ жизни постепенно уступал  место светскости и рационализму. Европеизация быта прослеживается, как  отмечал еще историк 19в. Погодин, при простом восстановлении деталей нашей повседневной жизни. Мы проснулись, какой нынче день? - и называем дату по введенному Петром летоисчислению от рождества Христова (с Новым годом I января). Бреемся - брить бороды заставлял дворян и бояр Петр I. Одеваемся - одежда европейского покроя введена Петром. Материалы одежды с фабрик, которым он положил начало, а если шерсть - овец тоже начали разводить при нем. За завтраком пьем кофе, возможно, курим табак, читаем газеты- все петровские нововведения. Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

Информация о работе Реформы Петра Великого