Реформы Петра великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:42, реферат

Описание работы

Для коренной ломки старого уклада жизни нужен был умный и талантливый руководитель. Таким и был Петр I. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру I по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, напоминающей гигантский корабль, который он выводил из тихой гавани в Мировой океан, расталкивая тину и обрубая наросты на бортах и днище. Нужны были и реформы, которые завершали бы процессы, на протяжении нескольких веков определявшие ход русской истории: закрепощение основной массы населения, создание мощного привилегированного сословия – дворянства, становление самодержавного государственного строя и др. Хотя свои преобразования Пётр проводил без определённой системы, они охватили все стороны русской жизни и заметно изменили её.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

I. Введение

 

  В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный период своей истории. Россия в то время не имела крупных промышленных предприятий, выходов к морям. В России не было и военного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим правилам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Необходимо было реорганизовывать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить все управления страной.

  Для коренной ломки старого уклада жизни нужен был умный и талантливый руководитель. Таким и был Петр I. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру I по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, напоминающей гигантский корабль, который он выводил из тихой гавани в Мировой океан, расталкивая тину и обрубая наросты на бортах и днище. Нужны были и реформы, которые завершали бы процессы, на протяжении нескольких веков определявшие ход русской истории: закрепощение основной массы населения, создание мощного привилегированного сословия – дворянства, становление самодержавного государственного строя и др. Хотя свои преобразования Пётр проводил без определённой системы, они охватили все стороны русской жизни и заметно изменили её. Прежде всего из Московского государства, чьи контакты с внешним миром были довольно ограниченными, страна превратилась в Российскую империю – одну из могущественнейших стран Европы. Пётр не только «прорубил окно в Европу», но и сделал всё от него зависящее, чтобы Россия стала европейской страной. Деятельность Петра I создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой, образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси. Но его реформы вызывали большие споры.

  В то время в России существовало два лагеря: сторонников и противников петровских преобразований.  Великий учёный М.В.Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью, а историк Карамзин боялся всяких перемен, обвинял Петра в измене русской жизни, а его реформы называл «блестящей ошибкой».

 

Юность Петра.

 

  Будущий первый российский император Пётр I родился в ночь на 30 мая 1672 года в Теремном дворце московского Кремля. Маленький Пётр рос баловнем в царской семье.

  В конце января 1676г. умер царь Алексей Михайлович. Петру шёл всего четвёртый год. Летом того же года венчался на царство пятнадцатилетний Фёдор, сводный брат Петра.  Фёдор беспокоился, что брата не учат грамоте. Через полгода нашли подходящего учителя – дьяка Никиту Михайловича Зотова.

  В обязанности Зотова входило воспитывать у мальчика царственную величавость и статность. Но «дядька» и не пытался принуждать бойкого, подвижного ребёнка к многочасовому восседанию с прямой спиной на стуле для выработки привычки к трону. Он позволял царевичу вволю лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми.

  Занятия с Зотовым оставили след в памяти Петра на всю жизнь. Став взрослым, проводя реформы в стране, он мечтал, чтобы была написана книга по истории отечества; сам составил азбуку русского языка, простую по написанию и лёгкую для запоминания.

  Царь Фёдор Алексеевич скончался в 1682г., не назвав своего приемника. После его смерти на трон претендовали два брата – шестнадцатилетний Иван и десятилетний Пётр. Братья по отцу, они имели разных матерей, родственники которых начали борьбу за власть. Заручившись поддержкой духовенства, Нарышкины и  их сторонники возвели на престол Петра, а его мать, царицу Наталью Кирилловну, объявили правительницей. Но недовольные Милославские (родственники царевича Ивана и царевны Софьи)  нашли поддержку среди стрельцов, которых в Москве было более 20 тыс. человек.

  Ранним утром 15 мая 1682г. стрельцы, подстрекаемые Милославскими, двинулись в Кремль. Десятилетний Пётр стал очевидцем ужасов стрелецкого бунта. Всю жизнь он ненавидел слово «стрельцы», которое вызывало у него желание отомстить за гибель близких, слёзы и унижения матери.

  Правительница Софья, подозревавшая Наталью Кирилловну в интригах, вынудила её вместе с Петром покинуть Москву. Царица Наталья обосновалась в подмосковном дворце в селе Преображенском.

  В Преображенском Пётр пользовался полной свободой. Он с ватагой сверстников из дворовых слуг убегал в окрестные поля и леса. На вольном воздухе он физически окреп, на время, забыв пережитое.

  Обследовав кладовые Преображенского, Пётр обнаружил в них ржавые ружья и пистоли. Множество полезных для мальчишеских игр вещей – шлемы, латы и другую военную амуницию – ему привозили из Оружейной палаты. Он одел и вооружил своё войско, состоявшее из друзей и сверстников по играм и потехам.

  Постепенно мальчишеская забава превращалась в серьёзное увлечение. Вместо богословско-схоластических наук он изучал военно-технические.

  Любознательность привела Петра в расположенную по соседству с Преображенским  Немецкую слободу, где жили купцы, лекари, наёмные военные и разного рода мастера из Западной Европы. Москвичи сторонились обитателей Немецкой слободы. Молодой государь нашёл там себе друзей, научился говорить по-голландски и по-немецки. Петр познакомился с голландским инженером Францем Тиммерманом, который стал заниматься с ним арифметикой, алгеброй, геометрией, артиллерийской наукой, обучил основам строительства крепостей и укреплений.

 

      После тяжбы с сестрой, в 1689 году, Петр приказал правительнице отречься от власти и уйти в монастырь, и позволил царствовать матери. Царица умерла в 1694г., а в 1696г. скончался соправитель Петра – Иван V. Вся власть оказалась в руках Петра I, и он почувствовал, что ничто в мире не может ей противостоять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основная часть:

 

1. Экономические реформы Петра I

 

     В основу всех преобразований Петра I (1682 – 1725 гг.) в области промышленности и торговли были положены идеи меркантилизма (это экономическая политика, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь с целью накопления капитала внутри страны для повышения ее благосостояния) и протекционизма (поддержка национальной экономики, осуществляемая, главным образом, с помощью торгово-политических барьеров). При этом государство способствует развитию промышленности, особенно мануфактурной; поддерживает экспансию торгового капитала (в частности, создание монопольных торговых компаний), развитие мореплавания и флота; резко повышает степень налогового обложения. Кроме того, государство поощряет выпуск "полезных и нужных" для него товаров, одновременно запрещая или ограничивая производство товаров "ненужных".

     Для протекционизма характерна также финансовая поддержка национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Петр I, в отличие от предшественников, содействовал прежде всего развитию национальной промышленности.

     Вершиной протекционистской политики правительства Петра I в области промышленности и торговли являлся таможенный тариф 1724 г. Теперь размеры пошлин, взимаемых с заграничных товаров, зависели от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуристы, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за границы.

     Преимущественное развитие в данный период получили те отрасли промышленности, которые производили продукцию, необходимую для армии и флота. За первую четверть ХVIII в. было создано около 100 (по другим данным — 200) мануфактур вместо 15-20 допетровских. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. В результате, русская металлургия оказалась способной удовлетворить внутренние потребности в металле и даже продавать его за границу (первая партия в количестве 42,4 тыс. пудов была продана в 1722 г., и далее вывоз из года в год увеличивался). В Москве и других районах центра России появились суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры. Впервые были созданы бумажные, стекольные и даже шпалерные предприятия. Однако рост промышленного производства сопровождался усилением эксплуатации, расширением применения принудительного труда на мануфактурах. Правительство предприняло ряд мер в целях обеспечения предприятий рабочей силой. Так, к предприятиям приписывались государственные крестьяне. В 1721 г. был издан указ, предоставляющий владельцам мануфактур право покупать к предприятиям крестьян (посессионные крестьяне). Кроме того, указом 1722 г. мануфактуристы получают право не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством. Таким образом, мануфактуры, которые на Западе были капиталистическими предприятиями, в России развивались на крепостнической основе (хотя квалифицированные работники были большей частью вольнонаемными). Большинство мануфактур в это время были казенными; практиковалась (до 1717 г.) и передача казенных предприятий частным владельцам на льготных условиях.

     Развитию внешней и особенно внутренней торговли способствовали рост промышленности, создание регулярной армии и флота, налоговая политика правительства (к 1724 г. была закончена перепись населения и подушная подать заменила подворную), строительство городов, появление новых торговых путей и портов (например, использование с 1709 г. приобретенных в ходе Северной войны Риги, Ревеля, Выборга и др.). Из России вывозились не только сырье — лен, пенька, кожа, мачтовый лес, но и первые изделия молодой промышленности — железо и полотно. Баланс внешней торговли был активным для России — вывоз по стоимости в два раза превышал ввоз, и это можно считать одним из главных достижений меркантилистской политики Петра I, ибо приток благородных металлов в страну у меркантилистов считается одним из важнейших показателей обогащения государства.

     В сельском хозяйстве можно отметить некоторые сдвиги, обусловленные увеличением спроса развивающейся промышленности на сельскохозяйственное сырье (меры по развитию овцеводства, расширение посевов льна — в соответствии с нуждами суконных и текстильных мануфактур). Однако в основном сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивным путем (за счет расширения посевных площадей, в том числе земледельческой колонизации Поволжья, Урала, Сибири). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальные реформы Петра I

 

     В конце XVII — первой четверти XVIII вв. продолжался начавшийся еще в XVII столетии процесс стирания граней между двумя формами землевладения — вотчиной и поместьем.

     Указ о единонаследии 1714 г. окончательно закрепил слияние этих форм землевладения в одну: поместные и вотчинные земли были объявлены "недвижимой" собственностью, которую нельзя было продавать, закладывать или делить на части. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движимое имущество получали остальные дети и вдова, что мотивировалось необходимостью предотвращения раздробления помещичьих хозяйств. Однако главная цель указа 1714 г. состояла в том, чтобы принудить молодых дворян "хлеба своего искать службой, ученьем, торгами и прочим".

     Консолидации дворянства способствовала и Табель о рангах 1722 г., определившая новый порядок прохождения службы. Служебная лестница состояла теперь из 14 ступеней или рангов — от фельдмаршала, генерал-адмирала или канцлера до прапорщика или коллежского регистратора. Отныне значение для карьеры дворянина имели его личные способности, а не происхождение. Вместе с получением 8-го ранга по гражданской службе или обер-офицерского по военной становились дворянами и приобретали все привилегии дворянства выходцы из других сословий. Эти реформы способствовали слиянию в единый класс родовитых и неродовитых служилых людей, термин «боярство» исчез из употребления, «дворянами» стали называться все землевладельцы, эксплуатирующие крепостных крестьян.

     Крестьянство, составлявшее 92% населения, приняло на себя основное бремя модернизации страны. Крестьяне строили города, верфи, крепости, заводы, составляли костяк армии, несли основную податную нагрузку. К 1724 г. закончилась перепись населения и подушная подать заменила собой подворную. Это привело не только к общему росту объема налогообложения, но и к некоторым социальным изменениям. Ликвидирована была такая категория, как холопство; черносошные крестьяне, однодворцы южных уездов и ясачное население Поволжья и Сибири объединились в сословие государственных крестьян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Преобразования в области науки и образования.

 

        Российского образования в ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I, великого реформатора, придававшего образованию первостепенную государственную значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки  рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Благодаря Петру  в России возникла система профессионального образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов.   27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». В нее набрано 180 первых добровольцев, среди которых были подростки 12 – 17 лет. Было и несколько взрослых – двадцатилетних учеников. Обучение в школе было бесплатное. Боле того – неимущие ученики (а такие тоже принимались в школу) получали от нее денежное пособие на питание. В этой  школе готовили кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ.

«Навигацкая школа» располагалась в Сухаревской башне.  Занятия начинались с изучения грамоты. Самыми первыми предметами были русская грамота и арифметика. В зависимости от социального происхождения  своих родителей ученики получали различное образование. В «Навигацкой школе» была введена строгая  дисциплина, за прогулы с учащихся взимали штраф. Окончившие школу шли служить на флот, в артиллерию, а лучших учащихся посылали за границу для продолжения образования.

Выпускники: Навигацкой, Инженерной, Медицинской, Артиллерийской школ, открытых в Москве по именным указам Петра I, получая не только

Информация о работе Реформы Петра великого