Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:42, реферат
Для коренной ломки старого уклада жизни нужен был умный и талантливый руководитель. Таким и был Петр I. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру I по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, напоминающей гигантский корабль, который он выводил из тихой гавани в Мировой океан, расталкивая тину и обрубая наросты на бортах и днище. Нужны были и реформы, которые завершали бы процессы, на протяжении нескольких веков определявшие ход русской истории: закрепощение основной массы населения, создание мощного привилегированного сословия – дворянства, становление самодержавного государственного строя и др. Хотя свои преобразования Пётр проводил без определённой системы, они охватили все стороны русской жизни и заметно изменили её.
общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ. Среди них – автор первой «Арифметики» Л.Ф.Магницкий, публицист И.С. Посошков, первый отечественный доктор медицины и философии П.В. Постников и многие другие «птенцы гнезда Петрова».
Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась. Так, в Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина на Покровке в начале 1705 года была учреждена школа для детей «бояр и окольничих, и думных, и ближних, и всего служивого и купецкого чина…».
В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать».
К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.
К 1725 году было около 50 епархиальных школ. Количество учеников в цифирных школах сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием "посадских людей" (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть.
Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии - среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для "казеннокоштных" студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы, и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.
В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.
В 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных ("архиерейских") школ расширили свой курс за счет "средних" и "высших" классов и стали именоваться "семинариями". В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.
Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д. В ХVIII веке по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре I наименование «Московская типография».
Она печатала разнообразные календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел уже не славянскими, а русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского содержания. Сентября по декабрь 1714 года в городе было распродано 1525 азбук, за весь следующий год – 9796,а в 1716 году – более пяти тысяч. Рекордными тиражами выходили календари, только за один 1709 год – 7200.
Петр I живо интересовался делами образования, обращая особое внимание на вопросы воспитания добропорядочных и рачительных подданных, верных патриотов. Под его личным контролем огромным тиражем было напечатано и распространено «Юности честное зерцало», этот замечательный памятник национальной педагогической культуры, наполненный отеческими советами по многим вопросам. Оно стало наиболее популярным домашним чтением в дворянских семьях.
Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, "вписав" его в европейскую систему образования.
Одним из самых важных
нововведений Петра I стало новое летоисчисление, так называемое
«от Рождества Христова», начало нового
года стали праздновать 1 января. Вернувшись
из Великого посольства Петр I решил устранить
также внешнее проявление устаревшего
образа жизни русского народа, наиболее
заметным было запрет на «ношение» бороды.
Также Петр старался привить дворянству
стремление к образованию и светской культуре.
Стали строится светские образовательные
учреждения, впервые появилась русская
газета, стали появляться переводы иностранных
книг. Петр Алексеевич сделал упор на невозможность
роста по службе без наличия образования.
При Петре I были созданы новые типографии
и только за 25 лет его правления, с 1700 по
1725 год, было издано 1312 наименований новых
книг, а это в 2 раза больше, чем за всю историю
русского государства до правления Петра.
Именно благодаря росту книгопечатания
к 1719 году потребление бумаги выросло
более чем в 10 раз с начала правления Петра
и дошло до 50 000 листов. Утверждение в 1708
году нового алфавита с более простым
написанием букв позволила большим людским
массам заниматься чтением и написанием
книг. Также благодаря культурным изменениям
в русский язык вошло более 4500 новых слов,
заимствованных из зарубежных языков.
Немалое значение в культурной реформе
Петра I имело строительство каменного Петербурга,
для строительства которого привлекалось
много зарубежных архитекторов. Строительство
города велось по плану, который был разработан
Петром. В жизнь горожан привносилась
новая форма развлечений и времяпрепровождений
– театры, маскарады, цирки. Также менялись
внутреннее убранство в домах, быт и состав
еды.
В 1718 году Петр издал специальный указ,
который вносил новую форму общения между
людьми. Если раньше празднование ограничивалось
шумным застольем и пиром, то после введения
указа дворяне могли свободно общаться
и танцевать. Также царь активно приглашал
в Россию иностранных художников и отправлял
наиболее талантливых русских обучаться
художественному искусству заграницу.
Еще одним важным событием в культурном
изменении России Петра Первого стало
введение указа, в котором запрещалось
писать имена сокращенно (Ванька, Сашка),
вместо этого в документах необходимо
было писать полное имя. Запрещалось падать
на колени перед государем, в зимнее время
года не было надобности снимать шапку,
проходя мимо здания в котором находился
царь. Все эти нововведения Петр объяснял
просто – проявление почести царя не в
унижении перед ним, а в упорном служении
и верности государству и государю.
Во времена правления
Петра культурные изменения коснулись
и женщин. Он издал ряд царских
указов, в которых запрещалось
выдавать женщину замуж без ее
воли. Между обручением и венчанием
должно было пройти не менее 6 недель, чтобы будущие молодожены могли
лучше узнать друг друга. И если за это
время жених или невеста передумали венчаться
- так тому и быть, даже если родители настаивают
на венчании. Если ранее женщины не могли
участвовать в публичных празднествах,
то с введением ряда указов им разрешалось
участвовать в общественных праздниках.
Со временем в дворянской
среде стали формироваться другие ценности,
мировосприятие, эстетическое поведение,
которые сильно отличались от ценностей
и мировоззрения остальных сословий.
III.Заключение.
С уходом из жизни Петра
Великого окончилась, пожалуй, самая
важная эпоха в развитии Российского
государства. Петр Алексеевич совершил
крутой переворот в политической
культуре государства, ибо вместо священной
особы самодержца всероссийского перед обществом явился
«первый гражданин» этого общества, гражданин
властный, но энергичный, тянущий в гору
за десятерых, как точно сказал о нем И.Т.
Посошков, в то время как под гору тянули
миллионы. Поражающий воображение
народа имидж царя-труженика, бывшего
и плотником, и кузнецом, в сочетании с
яркими проявлениями фанатичного служения
Отечеству, имел в ту эпоху огромное вдохновляющее
воздействие, играл роль мощного импульса
активизации огромных масс.
Великий преобразователь
сделал гигантский вклад в создание
могучей России, обладающей сильной
армией и флотом. В тщетных назиданиях
сыну Алексею он подчеркивал, в частности,
трагичность распада
В середине XIXв, когда было очевидно, что крепостное право необходимо отменить, реакционеры, цеплявшиеся за отжившие крепостнические порядки и самодержавие, ополчились против Петра. Напротив, буржуазные историки – сторонники отмены крепостного права – видели в деятельности Петра пример, которому должен следовать царь, если он хочет избежать народной революции.
Иначе оценивали деятельность Петра русские революционеры. В конце XVIIIв Радищев, враг крепостного права и самодержавия, увидел в преобразованиях Петра не только их положительную, но и отрицательную сторону. Он обвинял Петра в окончательном установлении деспотического режима.
Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов признавали прогрессивное значение реформ начала XVIIIв, приобщивших Россию к европейской культуре и ускоривших её развитие. В то же время революционеры-демократы понимали, какой невыносимой тяжестью легли эти преобразования на плечи народа, как укрепили они неограниченную власть царя и крепостное право.
Выдающейся заслугой Петра I является модернизация государственной машины, хотя во многом и преждевременная (создание чиновной бюрократии, создание механизма юридически разработанного функционирования государственного аппарата и т.п.). Российское общество первой половины XVIII в., видимо, не обладало достаточными условиями, чтобы обеспечить такого рода государственную и политическую надстройку. Главная же причина состояла в его неподготовленности к такой системе государственного управления, к идее разделения властей, ибо последняя реализуема лишь в гражданском обществе. Наконец, еще один исторически значимый аспект петровских преобразований - крутые реформы в области культуры. Это, пожалуй, единственный, далеко не бесспорный аспект деятельности Петра. Слов нет, необходимость преобразований здесь вполне очевидна. Однако примитивно-варварский характер их реализации, сводящийся к механическому, буквальному перенесению культурных стереотипов Запада, способствовал подавлению потенций развития национальной культуры (каких-либо шедевров средневековой русской культуры в XVIII в. так и не появилось). К тому же столь резкое насильственное приобщение к внешней культуре Запада способствовало в дальнейшем ущербному для нации цивилизационному обособлению господствующего класса от коренных культурных традиций русского и иных народов России. Ведь только в XIX столетии, после национальных потрясений Отечественной войны 1812 года господствующий класс страны вновь проявляет интерес к национальным истокам и формам народной культуры.
Проведенные при Петре реформы укрепили Русское государство, заставили считаться с ним в Европе и во всем мире. Преобразования были направлены на преодоление вековой отсталости России.
Я полностью согласен с выводами российских историков, которые дали объективную оценку деятельности Петра I. Они отметили прогрессивное значение его реформ, но указывали на их крепостническую сущность.
Список литературы:
1. Сахаров А. Н., Бугаев В. И. История России: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Зуев М.Н. «История России» М. 2002г.
3 Павленко Н.И. «Петр первый и его время» М.1999г.
4. Преображенский А.А. «История Отечества» М. 2003г.
5. Маркова А.Н. Скворцова Е.М. Андреева И.А. История России. – М.2007г.
6. Сахаров А.Н. «История России с начала XVIII до конца XIX века» М. 2001г.
7. Щетинов Ю.А. История России. ХХ век: учебное пособие. – М., 1998г.
8. Ханс Беггер «Реформы Петра Великого» М. 1985г.
9. Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник. – М., 2006г.