Реформы Петра великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:42, реферат

Описание работы

Для коренной ломки старого уклада жизни нужен был умный и талантливый руководитель. Таким и был Петр I. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру I по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, напоминающей гигантский корабль, который он выводил из тихой гавани в Мировой океан, расталкивая тину и обрубая наросты на бортах и днище. Нужны были и реформы, которые завершали бы процессы, на протяжении нескольких веков определявшие ход русской истории: закрепощение основной массы населения, создание мощного привилегированного сословия – дворянства, становление самодержавного государственного строя и др. Хотя свои преобразования Пётр проводил без определённой системы, они охватили все стороны русской жизни и заметно изменили её.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ. Среди них – автор первой «Арифметики»  Л.Ф.Магницкий, публицист И.С. Посошков, первый отечественный доктор медицины и философии П.В. Постников и многие другие «птенцы гнезда Петрова».

Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась. Так, в Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина на Покровке в начале 1705 года была учреждена школа для детей «бояр и окольничих, и думных, и  ближних, и всего служивого и купецкого чина…».

В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения « жениться не допускать и венечных памятей не давать».

К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.

К 1725 году было около 50 епархиальных школ. Количество учеников в цифирных школах сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием "посадских людей" (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть.

Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии - среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для "казеннокоштных" студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы, и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.

В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.

В 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных ("архиерейских") школ расширили свой курс за счет "средних" и "высших" классов и стали именоваться "семинариями". В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.

Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д. В ХVIII веке по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре I наименование «Московская типография».

Она печатала разнообразные календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел уже не славянскими, а русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского содержания. Сентября по декабрь 1714 года в городе было распродано 1525 азбук, за весь следующий год – 9796,а в 1716 году – более пяти тысяч. Рекордными тиражами выходили календари, только за один 1709 год – 7200.

Петр I живо интересовался делами образования, обращая особое внимание на вопросы воспитания добропорядочных и рачительных подданных, верных патриотов. Под его личным контролем огромным тиражем было напечатано и распространено «Юности честное зерцало», этот замечательный памятник национальной педагогической культуры, наполненный отеческими советами по многим вопросам. Оно стало наиболее популярным домашним чтением в дворянских семьях.

Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, "вписав" его в европейскую систему образования.

4. Культурные изменения Петра I

 

Одним из самых важных нововведений Петра I стало новое летоисчисление, так называемое «от Рождества Христова», начало нового года стали праздновать 1 января. Вернувшись из Великого посольства Петр I решил устранить также внешнее проявление устаревшего образа жизни русского народа, наиболее заметным было запрет на «ношение» бороды. Также Петр старался привить дворянству  стремление к образованию и светской культуре. Стали строится светские  образовательные учреждения, впервые появилась русская газета, стали появляться переводы иностранных книг. Петр Алексеевич сделал упор на невозможность роста по службе без наличия образования.  
 
При Петре I были созданы новые типографии  и только за 25 лет его правления, с 1700 по 1725 год, было издано 1312 наименований новых книг, а это в 2 раза больше, чем за всю историю русского государства до правления Петра. Именно благодаря росту книгопечатания к 1719 году потребление бумаги выросло более чем в 10 раз с начала правления Петра и дошло до 50 000 листов. Утверждение в 1708 году нового алфавита с более простым написанием букв позволила большим людским массам заниматься чтением и написанием книг. Также благодаря культурным изменениям в русский язык вошло более 4500 новых слов, заимствованных из зарубежных языков.

 
 
Немалое значение в культурной реформе  Петра I имело строительство каменного Петербурга, для строительства которого привлекалось много зарубежных архитекторов. Строительство города велось по плану, который был разработан Петром. В жизнь горожан привносилась новая форма развлечений и времяпрепровождений – театры, маскарады, цирки. Также менялись внутреннее убранство в домах, быт и состав еды. 
 
В 1718 году Петр издал специальный указ, который вносил новую форму общения между людьми. Если раньше празднование ограничивалось шумным застольем и пиром, то после введения указа дворяне могли свободно общаться и танцевать. Также царь активно приглашал в Россию иностранных художников и отправлял наиболее талантливых русских обучаться художественному искусству заграницу. Еще одним важным событием в культурном изменении России Петра Первого стало введение указа, в котором запрещалось писать имена сокращенно (Ванька, Сашка), вместо этого в документах необходимо было писать полное имя. Запрещалось падать на колени перед государем, в зимнее время года не было надобности снимать шапку, проходя мимо здания в котором находился царь. Все эти нововведения Петр объяснял просто – проявление почести царя не в унижении перед ним, а в упорном служении и верности государству и государю.

Во времена правления  Петра культурные изменения коснулись  и женщин. Он издал ряд царских  указов, в которых запрещалось  выдавать женщину замуж без ее воли. Между обручением и венчанием  должно было пройти не менее 6 недель, чтобы будущие молодожены могли лучше узнать друг друга. И если за это время жених или невеста передумали венчаться - так тому и быть, даже если родители настаивают на венчании. Если ранее женщины не могли участвовать в публичных празднествах, то с введением  ряда указов им разрешалось участвовать в общественных праздниках. 
 
       Со временем в дворянской среде стали формироваться другие ценности, мировосприятие, эстетическое поведение, которые сильно отличались от ценностей и мировоззрения остальных сословий.

 

 

III.Заключение.

 

С уходом из жизни Петра  Великого окончилась, пожалуй, самая  важная эпоха в развитии Российского  государства. Петр Алексеевич совершил крутой переворот в политической культуре государства, ибо вместо священной  особы самодержца всероссийского перед обществом явился «первый гражданин» этого общества, гражданин властный, но энергичный, тянущий в гору за десятерых, как точно сказал о нем И.Т. Посошков, в то время как под гору тянули миллионы.    Поражающий воображение народа имидж царя-труженика, бывшего и плотником, и кузнецом, в сочетании с яркими проявлениями фанатичного служения Отечеству, имел в ту эпоху огромное вдохновляющее воздействие, играл роль мощного импульса активизации огромных масс.                                                                    

 

Великий преобразователь  сделал гигантский вклад в создание могучей России, обладающей сильной  армией и флотом. В тщетных назиданиях сыну Алексею он подчеркивал, в частности, трагичность распада Византийской империи: «не от сего ли пропали, что оружие оставили, и единым миролюбием побеждены, и, желая жить в покое, всегда уступали неприятелю, который их покой в нескончаемую работу тиранам отдал». В конце своей деятельности он горделиво назвал Россию Империей, хотя эта историческая реальность не вполне соответствовала данному определению. Скорее, это был некий «симбиоз» империи и деспотии, социально-политический организм, где центральное звено конструкции (Великороссия) не имело практически никаких привилегий, а основной класс великороссийского общества - крестьянство - находилось в положении, гораздо более тяжелом, чем положение народов иных присоединенных к России территорий.  Главный вклад великого преобразователя  это создание в государстве промышленного производства, способствовавшего гигантскому скачку в развитии производительных сил страны.  Однако форсированное строительство производительных сил путем заимствования «западных технологий» таким архаическим социумом, как Россия, дало вместе с тем и чудовищный социальный эффект: были вызваны к жизни еще более жесткие, более грубые формы эксплуатации, чем самые суровые формы феодальной зависимости. Ведь посессионные крестьяне, порожденные петровской эпохой, - это практически «говорящие орудия», это люди, являющиеся принадлежностью фабрики и продающиеся в комплекте с фабрикой.   От классического рабства их статус отличается лишь тем, что, принадлежа фабрике, эти люди не могут быть убиты хозяином фабрики безнаказанно.

В середине XIXв, когда было очевидно, что крепостное право необходимо отменить, реакционеры, цеплявшиеся за отжившие крепостнические порядки и самодержавие, ополчились против Петра. Напротив, буржуазные историки – сторонники отмены крепостного права – видели в деятельности Петра пример, которому должен следовать царь, если он хочет избежать народной революции.

 

Иначе оценивали деятельность Петра русские революционеры. В  конце XVIIIв Радищев, враг крепостного права и самодержавия, увидел в преобразованиях Петра не только их положительную, но и отрицательную сторону. Он обвинял Петра в окончательном установлении деспотического режима.

 

Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов признавали прогрессивное  значение реформ начала XVIIIв, приобщивших Россию к европейской культуре и ускоривших её развитие. В то же время революционеры-демократы понимали, какой невыносимой тяжестью легли эти преобразования на плечи народа, как укрепили они неограниченную власть царя и крепостное право.

 

Выдающейся заслугой Петра I является  модернизация государственной машины, хотя во многом и преждевременная (создание чиновной бюрократии, создание механизма юридически разработанного функционирования государственного аппарата и т.п.). Российское общество первой половины XVIII в., видимо, не обладало достаточными условиями, чтобы обеспечить такого рода государственную и политическую надстройку. Главная же причина состояла в его неподготовленности к такой системе государственного управления, к идее разделения властей, ибо последняя реализуема лишь в гражданском обществе. Наконец, еще один исторически значимый аспект петровских преобразований - крутые реформы в области культуры. Это, пожалуй, единственный, далеко не бесспорный аспект деятельности Петра.  Слов нет, необходимость преобразований здесь вполне очевидна. Однако примитивно-варварский характер их реализации, сводящийся к механическому, буквальному перенесению культурных стереотипов Запада, способствовал подавлению потенций развития национальной культуры (каких-либо шедевров средневековой русской культуры в XVIII в. так и не появилось). К тому же столь резкое насильственное приобщение к внешней культуре Запада способствовало в дальнейшем ущербному для нации цивилизационному обособлению господствующего класса от коренных культурных традиций русского и иных народов России. Ведь только в XIX столетии, после национальных потрясений Отечественной войны 1812 года господствующий класс страны вновь проявляет интерес к национальным истокам и формам народной культуры.

Проведенные при Петре реформы укрепили Русское государство, заставили считаться с ним в Европе и во всем мире. Преобразования были направлены на преодоление вековой отсталости России.

 

        Я полностью согласен с выводами российских историков, которые дали объективную оценку деятельности Петра I. Они отметили прогрессивное значение его реформ, но указывали на их крепостническую сущность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Сахаров А. Н., Бугаев В. И. История России: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Зуев М.Н. «История России»  М. 2002г.

3 Павленко Н.И. «Петр первый и его время»  М.1999г.

4. Преображенский А.А. «История Отечества»  М. 2003г.

5. Маркова А.Н. Скворцова Е.М. Андреева И.А. История России. – М.2007г.

6. Сахаров А.Н. «История России с начала XVIII до конца XIX века»     М. 2001г.

7. Щетинов Ю.А. История России. ХХ век: учебное пособие. – М., 1998г.

8. Ханс Беггер  «Реформы Петра Великого» М. 1985г.

9. Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник. – М., 2006г.

Информация о работе Реформы Петра великого