Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:34, реферат
Цель данной работы рассмотреть реформаторскую деятельность С.Ю. Витте. Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить жизнь и деятельность С.Ю. Витте;
проанализировать работу Витте в финансовом ведомстве;
рассмотреть реформы, изменившие лицо России.
Введение ………………………………………………………………….3
Глава I. Биография
Семья. Родословная…………………………………………...4
Образование…………………………………………………...5
Глава II. Реформы
2.1. На службе в Обществе Юго-Западных железных дорог…..7
2.2. Во главе финансового ведомства……………………………10
2.3. Реформы, изменившие лицо России: ……………………….14
Винная монополия
Денежная реформа
Деятельность в сфере аграрного сектора экономики
Реформы в промышленности
Глава III. В отставке
3.1. Последние политические шаги…………………………………19
3.2. Награды С.Ю. Витте……………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….23
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет»
Кафедра музеологии
Выполнил:
Ворник В. В.
Ст. гр.
ПИ-109
Реформы С.Ю. Витте.
Попытка модернизаций страны.
Владимир 2009
Оглавление
Введение ………………………………………………………………….3
Глава I. Биография
Семья. Родословная…………………………………………...
Образование…………………………………………………
Глава II. Реформы
2.1. На службе в Обществе Юго-Западных железных дорог…..7
2.2. Во главе финансового ведомства……………………………10
2.3. Реформы, изменившие лицо России: ……………………….14
Винная монополия
Денежная реформа
Деятельность в сфере аграрного сектора экономики
Реформы в промышленности
Глава III. В отставке
3.1. Последние политические шаги…………………………………19
3.2. Награды С.Ю. Витте……………………………………………21
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………….23
Введение
Преобразование тарифного дела, превращение России в крупнейшую железнодорожную державу, управление финансами в сложную эпоху перехода страны на промышленный путь развития, смелая валютная реформа, введение казенной продажи винно-водочной продукции, подъем технологии финансового управления до высокого уровня, Портсмутский мир с Японией, манифест 17 октября, ряд важнейших законов 1905 - 1906 годов - все это связано с именем Сергея Юльевича Витте. Он был министром путей сообщения и министром финансов, председателем Совета министров России, почетным членом Императорской академии наук, кавалером многих российских и иностранных орденов, получил титул графа за заслуги перед Отечеством.
Перед нами предстает государственный деятель нового типа: это не только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик, все достоинства которого соответствовали потребностям переживаемой эпохи.
Цель данной работы рассмотреть реформаторскую деятельность С.Ю. Витте. Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить жизнь и деятельность С.Ю. Витте;
проанализировать работу Витте в финансовом ведомстве;
рассмотреть реформы, изменившие лицо России.
Тем самым доказать, что С.Ю. Витте был человеком своего времени- времени больших перемен в жизни русского общества.
Глава I. Биография
Семья. Родословная
У Сергея Юльевича Витте были все основания гордиться своими родителями и предками по материнской линии. Отец будущего великого отечественного государственника Юлий Федорович Витте происходил из старинного рода прибалтийских немцев с голландскими корнями. Более столетия выходцы из этой семьи не могли похвастаться своими успехами ни на чиновничьем, ни на военном поприще. Потомственное дворянство получили только в 1856 году, в начале царствования императора Александра II.
С.Ю. Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 г. И воспитывался в семье своего деда А.М. Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846 гг. саратовским губернатором, а затем членом совета управления Кавказского наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ закавказского края. Его родители познакомились в Саратове, куда отец был послан министром внутренних дел Л.А. Перовским как специалист по сельскому хозяйству. Там он повстречался с интересной и образованной дочерью местного губернатора. Думается, что их брак был счастлив. Отец был лютеранином, но поскольку женитьба могла состояться только при условии его перехода в православие, то Витте- старший без долгих раздумий сменил вероисповедание. Сильно набожным человеком он, разумеется, не был.
У супругов Витте было пятеро детей: трое старших- сыновья Александр, Борис и Сергей, двое младших- дочери Ольга и Софья. Все дети получили хорошее по тем временам домашнее образование. Причем большую роль сыграли в воспитании отец и мать, люди сами широко образованные. Но главным педагогом и воспитателем их детей была бабушка Елена Павловна Фадеева, урожденная Долгорукая.
Старший брат Сергея Юльевича- Александр ушел из жизни вскоре после окончания русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Он закончил Московский кадетский корпус и «примерно» служил в Нижегородском драгунском полку и дослужился до чина майора. Майор Александр Витте за отличия в Крымской воине, в том числе и за славное Карское дело, имел несколько боевых орденов.
Второй брат Сергея Юльевича - Борис окончил юридический факультет университета. Всю жизнь он добропорядочно прослужил в судебном ведомстве, закончив свою карьеру на посту председателя Одесской судной палаты.
Сестры Ольга и Софья всю жизнь прожили душа в душу в ставшей им родной Одессе, причем старшая рано ушла из жизни, заболев туберкулезом. С ними, как и с братьями, у Сергея Юльевича были самые теплые родственные отношения, и он всегда был внимателен к ним, даже когда поселился в Санкт- Петербурге. [3.,15-48]
Образование
Первоначальное образование Сергею Витте дала его бабушка. Она научила внука читать и писать, познакомила творениями русских литераторов. Также с Сергеем и его братом Борисом занимались достаточно квалифицированные учителя из единственной в то время в Тифлисе классической гимназии, которая была у российского Министерства образования на хорошем счету. В шестнадцать с половиной лет Сергей Витте хотел стать студентом Новороссийского императорского университета но, туда, по действовавшему тогда положению, не принимали юношей моложе семнадцать годов. Тогда отец привез сыновей в Одессу для продолжения учёбы и поместил их в Ришельевскую гимназию. Но вскоре предоставленные сами себе братья переехали из Одессы в недалекий Кишинев. Там они в местной гимназии продолжили подготовку для поступления в Новороссийский университет. После успешной сдачи выпускных экзаменов в кишиневской гимназии братья Витте смогли поступить в том же 1866 году в одесский университет. Сергей стал учиться на физико-математическом факультете, а Борис- на юридическом. Будущий российский министр финансов «занимался днем и ночью», став в скором времени отличником. Он закончил университет имея средняя отметку «круглые пять с половиной» баллов, чем всегда гордился. Именно во время учебы в одесском университете у С.Ю. Витте сложились те политические взгляды и принципы, которым он будет верен до последних дней своей жизни. [3.,15-48]
Глава II. Реформы
2.1 На службе в Обществе Юго-Западных железных дорог
1 мая 1870 г. Сергей Витте был зачислен в штат Общества Юго-Западных железных дорог, а 1 июля 1871 г. он поступает одновременно на государственную службу чиновником канцелярий новороссийского и бессарабского генерал-губернатора.
Молодой Витте поступает работать помощником бухгалтера на одной из станций Одесской линии Юго-Западных железных дорог. Обширные знания, незаурядные способности С.Ю. Витте обеспечили ему быстрое продвижение по служебной лестнице. В отличие от многих кабинетных чиновников он приобрел одно очень важное преимущество- практический опыт, который обеспечил С.Ю. Витте успех оп службе.
В 1877 г. титульный советник С.Ю. Витте назначается начальником эксплуатаций Одесской железной дороги. Которая вскоре стала собственностью частного общества. Когда началась Русско-турецкая война 1877- 1878 г., Сергей Витте проявил успешно свои административные способности в организации военных перевозок. За умелое руководство военными перевозками на театр боевых действии Витте дважды, в 1876 и 1877 гг., удостаивался «высочайших благодарности» главнокомандующего действующей армией великого князя Николая Николаевича.
После окончания освободительной войны 1877- 1878 гг. Витте получил назначение на должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог. В связи с этим он переезжает в 1879 г. в Петербург. Здесь Витте поселился на Троицкой улице, неподалеку от Невского проспекта. В Петербурге Витте принял участие в работе комиссии Э.Т. Баранова. Она была создана в 1876 г. и должна была выяснить недостатки и их причины в строительстве и эксплуатаций железных дорог. Богатый практический опыт работ на железной дороге позволили С.Ю. Витте стать одним из наиболее активных и деятельных членов комиссии, принимать ответственные решения общегосударственного значения. За короткое время работы в комиссии он сумел выяснить главные причины убыточности государственных и частных железных дорог, недостатки в тарифах и определил пути их устранения. Именно С.Ю. Витте лично написал один из томов работы комиссии- «История и деятельность съездов представителей русских железных дорог», а также подготовил проект «Общего устава российских железных дорог». [3.,49-87]
В 1880г. С.Ю. Витте получает очередное повышение- его назначают начальником эксплуатаций Юго-Западных железных дорог. Железные дороги этого направления приносили убытки, и руководство Общества поручило ему реорганизовать их деятельность. От Витте зависело обеспечение выгодных для Общества условий перевозки грузов к портам и западной границе России. Падение хлебных цен в начале 80-х годов способствовало обострению конкурентной борьбы между железными дорогами- перевозчиками хлебных грузов. Вместе с председателем правления Общества И.А. Вышнеградским Витте занимался разрешением конфликтов и заключением деловых соглашении с представителями дорог- конкурентов. Здесь в творческой деятельности Витте стали раскрываться выдающиеся способности администратора в сочетании с научными подходами при решении практических проблем, особенно в области железнодорожных тарифов. Свои соображения о тарифной политике С.Ю. Витте изложил в серии статей на страницах журнала «Инженер», а в 1883 г. в Киеве была опубликована его первая книга «Принципы железнодорожных тарифов при перевозке грузов», в которой он показал, как железные дороги могут избавиться от убытков. Публикация книги укрепила авторитет и известность С.Ю. Витте как крупнейшего специалиста по железнодорожным тарифам. Ведь именно благодаря его рекомендациям в организации эксплуатации дорог были устранены недостатки, повысилась их рентабельность. Важно отметить еще одно направление в активной деятельности С.Ю.Витте, ставшего с 1886 г. управляющим Юго-Западными железными дорогами. Речь идет о его внешнеэкономическом сотрудничестве: он заключил несколько соглашений с правлениями зарубежных смежных дорог. За активное развитие российско-германского сотрудничества в этой сфере С.Ю.Витте был награжден 8 декабря 1881 г. орденом Прусской короны. В начале 80-х гг. XIX в. С.Ю.Витте становится известной фигурой не только в железнодорожном элитарном мире, но и в экономической сфере, его знают как одного из лучших менеджеров в административной области. [1.,15-26]
Разумеется, творческие идеи С.Ю.Витте и их успешное осуществление были встречены в штыки защитниками устаревших методов. Но у идей С.Ю.Витте, в отличие от его оппонентов, было одно явное преимущество: его новшества на практике превращались в увеличивавшиеся доходы Общества.
Успешное развитие Юго-Западных железных дорог, растущий авторитет С.Ю.Витте как зрелого теоретика и опытного практика железнодорожного хозяйства привлекли внимание тогдашнего министра финансов И.А.Вышне- градского. Последний попросил его высказать свои соображения о том, как устранить дефицитность частных железных дорог, что очень обременяло бюджет страны.
1892 г. в служебной карьере С.Ю.Витте стал решающим. Дело в том, что министр финансов И.А.Вышнеградский тяжело заболел, и в правительственных кругах началась закулисная борьба за этот высокий пост. В конечном итоге все закончилось тем, что Александр III освободил И.А.Вышнеградско- го от занимаемой должности и 30 августа 1892 г. назначил С.Ю.Витте управляющим Министерством финансов, а 1 января 1893 г. министром финансов с одновременным получением чина тайного советника. Назначение С.Ю.Витте было обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, русское правительство с 1881 г. приступило к выкупу железных дорог в казну, и поэтому требовался человек, хорошо знающий порядки на частных железных дорогах. Во-вторых, из-за русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и хронических неурожаев финансовое хозяйство империи существенно расстроилось и новый министр финансов должен был изыскать возможности его восстановления. С.Ю.Витте вполне соответствовал этим требованиям.
2.2. Во главе финансового ведомства
Должность министра финансов давала большие возможности и открывала широкие перспективы в осуществлении задуманной С.Ю.Витте программы модернизации экономики России, о чем убедительно свидетельствовали первые обстоятельные докладные записки императору Александру III. Именно в этой должности, на которой Сергей Юльевич проработал одиннадцать лет, до августа 1903 г., в полной мере раскрылись его способности как реформатора и был осуществлен ряд смелых и актуальных преобразований государственного значения.
Министерство финансов представляло собой некий конгломерат ведомств. В руках министра сосредоточивалось управление не только финансами, но и промышленностью, торговлей, торговым мореплаванием, отчасти народным образованием, коммерческим и аграрным кредитом. Под его контролем фактически находилось министерство путей сообщения. Оказавшись на столь влиятельном посту, Витте дал волю распиравшей его энергии. Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Задача преодоления отставания от Запада являлась главной, стержневой во всей экономической политике С.Ю.Витте. Суть комплексной программы перестройки всего хозяйства страны заключалась в следующих составляющих: золотой рубль, индустриализация, протекционизм при существенной роли государства в развитии рыночной экономики, активная внешняя торговля с мощным коммерческим флотом, иностранные займы и привлечение зарубежных капиталов, модернизация сельского хозяйства. При этом Витте подчеркивал, что «создание своей собственной промышленности -- это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционистской системы». Государственная деятельность С.Ю.Витте была направлена на поддержку крупной и средней промышленно-торговой буржуазии, которая выступала в роли основной движущей силы экономического подъема капиталистической России.
Информация о работе Реформы С.Ю. Витте. Попытка модернизаций страны