Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:34, реферат
Цель данной работы рассмотреть реформаторскую деятельность С.Ю. Витте. Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить жизнь и деятельность С.Ю. Витте;
проанализировать работу Витте в финансовом ведомстве;
рассмотреть реформы, изменившие лицо России.
Введение ………………………………………………………………….3
Глава I. Биография
Семья. Родословная…………………………………………...4
Образование…………………………………………………...5
Глава II. Реформы
2.1. На службе в Обществе Юго-Западных железных дорог…..7
2.2. Во главе финансового ведомства……………………………10
2.3. Реформы, изменившие лицо России: ……………………….14
Винная монополия
Денежная реформа
Деятельность в сфере аграрного сектора экономики
Реформы в промышленности
Глава III. В отставке
3.1. Последние политические шаги…………………………………19
3.2. Награды С.Ю. Витте……………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….23
В целом на этом этапе он попытался приспособить экономическую политику к общеполитической доктрине царствования Александра III с ее курсом на отстаивание консервативных начал во всех сферах жизни страны, к укреплению и расширению роли самодержавного государства. Усиление государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны нашло отражение в ряде мер - от разработки и широкого внедрения тарифного законодательства, чрезвычайного усиления регулирующей роли государства во внутренней и внешней торговле до выкупа в казну почти 2/3 всех железных дорог, расширения казенного промышленного сектора и усиления роли Государственного банка во всей народнохозяйственной системе и т.д. Вместе с тем он попытался активизировать и частный сектор, ввести новую систему налогообложения, облегчить порядок возникновения и деятельности акционерных предприятий.
Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74,3 миллиона рублей. Расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли: с 1893 года по 1903 год они возросли почти вдвое - с 1040 до 2071 миллиона рублей. Ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогового обложения, с ростом прямых и особенно косвенных налогов. Немалую роль в увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 года государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в казну.
Пути экономического развития России С.Ю.Витте тезисно изложил в окончательном варианте проекта, который был представлен Государственному совету 30 октября 1893 г. В проекте наряду с другими важными задачами подчеркивалось значение усиления роли Департамента торговли и мануфактур, акцента в политике Министерства финансов на промышленное развитие.
Министр финансов понимал актуальность проблемы таможенной защиты отечественной промышленности в условиях ее становления и уделял этому большое внимание. Его предшественники Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский, уже проводили охранительную таможенную политику, увеличивая ввозные пошлины на промышленные изделия из-за границы. В частности, сам Витте принимал непосредственное участие в разработке внешнеторгового тарифа 1891 г. Проводя последовательную таможенную политику, он ввел совершенно новое положение в таможенный тариф 1891 г. Суть новшества заключалась в том, что министр финансов с согласия императора получил право в отдельных случаях с конкретными зарубежными странами повышать ставки тарифа. Первым практическим шагом по реализации намеченной программы явилась реорганизация Департамента торговли и мануфактур: вместо 58 сотрудников к концу 90-х гг. XIX в. в его штатах уже работало более 150 человек.
Свою экономическую программу Витте смог осуществить только при наличии в министерстве высококвалифицированных специалистов, которых тщательно подбирал, готовил и воспитывал. Для него важнейшими требованиями были научная компетентность, безупречный профессионализм, деловая хватка, настойчивость в достижении поставленной цели. Умение подбирать профессионалов -- единомышленников обеспечивало эффективность и успех дела. Это умение, по мнению Витте, «составляет одно из самых главных и необходимых достоинств администраторов по крупным делам, а по государственным в особенности». Такой нетрадиционный подход к кадровой политике резко отличал его от столичной бюрократии. Безусловно, его мудрая кадровая политика, которую он проводил на всех должностях, -- одно из достоинств этого выдающегося государственного деятеля. Он не скрывал своей гордости тем, что из числа его ближайших сотрудников вышли известные финансисты, администраторы, государственные деятели. Среди них: А.И.Путилов, в разное время исполнявший обязанности управляющего Дворянского, Крестьянского и Азиатского банков; П.Л.Барк, управляющий Волжско-Камского банка; В.И.Ковалевский, директор Департамента торговли и мануфактур; министры финансов Э.Л.Плеске, И.П.Шипов, В.Н. Коковцев и другие. Вопреки сопротивлению противников реформ, С.Ю.Витте упорно и целенаправленно претворял в жизнь свою программу экономического возрождения страны, демонстрируя здоровый практицизм, деловую хватку, видение перспективы развития. С целью реализации задуманных реформ министру финансов удалось через Государственный совет добиться увеличения штатов своего ведомства. Представленный им документ «Об изменении штатов Департамента торговли и мануфактур» был одобрен в ноябре 1893 г.
Большую роль в экономическом проникновении России на Дальний Восток сыграло решение правительства о строительстве Великого сибирского пути. Необходимые изыскания для осуществления этого грандиозного проекта начались еще при Александре II в соответствии с его распоряжением от 22 мая 1882 г. Торжественная закладка строительства Сибирской железной дороги состоялась 19 мая 1891 г. во Владивостоке, а в декабре того же года был создан специальный комитет Сибирского железнодорожного строительства во главе с великим князем Николаем Александровичем, наследником престола, С.Ю. Витте прекрасно понимал большое общегосударственное экономическое и стратегическое значение Сибирского пути для страны и всячески содействовал финансовой поддержкой ускоренному введению его в действие. Строительство Транссибирской магистрали являлось составной частью общей программы по модернизации экономики России С.Ю.Витте. И в планах реализации большое значение придавалось торгово-финансовым связям с южными и восточными соседями Российской империи. По замыслам министра финансов, Сибирский путь должен был сыграть роль своеобразного моста между Западом и Востоком. Предполагалось с помощью торговли и финансов осуществлять мирное освоение Востока. Весной 1893 г. Витте на Особом совещании Министерства финансов представил план образования русско-азиатских банков при активном участии зарубежных капиталов. Персидский учетно-ссудный банк финансировал русскую торговлю с Ираном, Афганистаном и Бухарой.
По инициативе Витте и при активном участии российского правительства в 1895 г. был учрежден Русско-Китайский банк, пайщиками которого стали четыре русских и шесть французских банков. Правительство Китая предоставило Русско-Китайскому банку концессию на строительство железной дороги через Маньчжурию. [2.,18-40]
2.3. Реформы, изменившие лицо России
Винная монополия:
По инициативе Витте в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками, вначале в 4 губерниях (Пермской, Оренбургской, Уфимской, Самарской), в последующие годы распространена на всю страну. Основная суть питейной монополии заключается в том, что никто не может продавать вино кроме государства, производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких его покупает государство, а следовательно и теми условиями, на которых будет настаивать государство.
В России водка с давних времен и до сих пор остается одной из важнейших статей дохода казны, а при Витте торговля водкой производилась только в казенных винных лавках, ректификация (обработка спирта и приготовление водки) делалась также государством. Производство первичного спирта оставалась за частными заводчиками. Однако заводчики могли произвести лишь столько спирта, сколько предпишет государство и соответственно продавать могли только это количество.
При Витте винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день и именно при нем бюджет страны окончательно стал строится на спаивании населения.
Денежная реформа:
Денежная реформа 1895-1897 годов, проведенная Витте, осуществлялась в несколько этапов и состояла из целого ряда мероприятий, ставивших целью установление твердого золотого содержания российской валюты, обеспечение свободного размена банкнот на золото по твердому курсу, внедрение в денежное обращение золотых монет. Последняя задача была сложной не столько по техническому ее решению, сколько из-за психологических факторов. Дело в том, что хотя в России со времен Петра I и чеканились регулярно золотые монеты, но они практически не участвовали во внутреннем денежном обороте, а использовались населением в качестве сокровищ, либо для внешних платежей. Этому способствовала и практика раздачи золотых монет членами императорской фамилий в качестве наград отличившимся военнослужащим (включая рядовых солдат) и чиновникам. В 80-е - первой половине 90-х годов XIX века золотые монеты фактически начали участвовать в денежном обращении, но юридически сохранял силу закон, по которому все сделки должны были заключаться в серебре.
С середины 90-х годов с целью подготовки населения к обращению бумажных денежных знаков, разменных на золото, были приняты меры по увеличению выпуска депозитных металлических квитанций. Государственный банк выдавал «депозитки» частным лицам в обмен на золото в слитках, иностранные золотые монеты и разменные на золото иностранные банкноты, квитанции золотодобывающих шахт и приисков на золото, тратты на заграницу, оплачиваемые золотом. Петербургская и Московская конторы Госбанка производили свободный размен депозитных металлических квитанций на золотые 5- рублевые монеты.
Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем было два основных положения: всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа.
Деятельность Министерства финансов стала мишенью ожесточенных нападок со стороны консервативных кругов общества. Сторонники исторической исключительности и национальной самобытности развернули шумную кампанию по дискредитации и самого С. Ю. Витте, и его финансовых начинаний. Наивысшего накала общественные страсти достигли в 1896 г. Русское общество, совсем еще недавно очень далекое от экономических интересов, вдруг с невиданным жаром погрузилось в оживленные дискуссии о путях и методах финансовой реорганизации.
Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила. Но неизбежно вставал вопрос о том, как девальвация и свободный размен рубля на золото отразятся на внутрихозяйственной деятельности и в первую очередь на положении основной части подданных российской короны в ближайшем времени. С. Ю. Витте считал, что ни к каким заметным общественно-экономическим пертурбациям реорганизация финансового обращения не приведет. Система конвертации валюты затрагивала главным образом внешнеэкономическую деятельность, а вводимое соотношение металлических и бумажных денежных знаков лишь закрепляло реально сложившееся положение. Уклад жизни основной массы населения, его повседневное материальное и производственное обеспечение фактически не зависели ни от самого золотого паритета, ни от характера мировых денежных расчетов. [5.,70-72]
Деятельность в сфере аграрного сектора экономики:
Нарастание противоречий в стране вело к переосмыслению роли аграрных преобразований в подъеме общественных производительных сил России. Витте не раз обращался к этой проблеме, но всякий раз встречал резкое сопротивление со стороны наиболее консервативных слоев дворянства. Объясняя создавшееся положение, он обращается к истории развития аграрных отношений после 1861 г. Он отмечает, что повсеместно можно было арендовать землю дешевле, чем платить за надельную. Отсюда стремление крестьян бросить надел.
Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Витте смог глубже осознать значение крестьянского вопроса и возможности его решения. Создание такого органа во многом было обусловлено нарастающим подъемом крестьянского движения. По принятому на его заседании решению, царь утвердил сеть созданных при нем губернских и уездных комитетов.
Главное препятствие подобным преобразованиям заключалось в сохранении общины. Он утверждал, что суть крестьянского вопроса именно в замене общинной собственности на землю индивидуальной, а не в недостатке земли, а стало быть и не в том, чтобы провести принудительное отчуждение помещичьих владений. Призывая к свободному выделению крестьян из общины, Витте говорит о том, что целесообразно содействие выделяющимся из общины со стороны правительства и общества. Однако изложенные им, хотя и в достаточно деликатной форме, меры по новому обустройству крестьянского быта, способствующие в целом перелому в этом деле, вызвали сопротивление дворянского сословия. Витте пришлось отстранить от руководства работой Особого совещания. [6.,238-253]
Реформы в промышленности:
С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все большее место в деятельности министерства финансов занимала проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих. Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, создан орган по контролю за соблюдением этих законов - фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее компетенции находился также контроль за техническим состоянием предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами различных ссуд из Государственного банка и наблюдение за разумным использованием кредитов. Рост забастовочного и революционного движения служил достаточно убедительным доказательством несостоятельности его прежних представлений о причинах социальной напряженности на предприятиях. Именно нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного законодательства. С участием Витте были разработаны и приняты законы об организации рабочего времени на предприятиях (2 июня 1897 г.), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903 г.), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 г.), которые были при всей их ограниченности все же шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Витте видимо, рассчитывал установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.
Глава III. В отставке
3.1. Последние политические шаги
В августе 1903 г. кампания против Витте увенчалась успехом: он был снят с должности министра финансов и назначен на пост председателя Комитета министров. Несмотря на громкое название, это была "почетная отставка", так как новый пост был несоизмеримо менее влиятелен. Вместе с тем Николай II не собирался окончательно удалять Витте, ибо тому явно симпатизировали императрица-мать Мария Федоровна и брат царя великий князь Михаил. Кроме того, на всякий случай Николай II и сам хотел иметь под рукой такого опытного, умного, энергичного сановника.
Информация о работе Реформы С.Ю. Витте. Попытка модернизаций страны