Реформы С.Ю. Витте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:43, реферат

Описание работы

Основные реформы Витте - это, во-первых, денежная реформа 1897 г., которая позволила накопить достаточный золотой запас для сбережения размена государственных кредитных билетов; во-вторых, введение винной монополии для увеличения государственных доходов и сократить дефицит» госбюджета; затем строительство крупной сети железных дорог, начатое с 1891 г.; а также разработка и внедрение покровительственного тарифа, помогли развитию крупной фабрично - заводской промышленности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Реформа железных дорог ……………………………………………………...5
2. Денежная реформа……………….………………………………………….…7
3. Реформы в налоговой системе…………………………………...…………..10
4. Реформа винной монополии………………………………………………….12
5. Реформы в промышленности…………………………………………...……13
Заключение ………………………………………………………………...…….14
Список литературы………………………………………………………...…….15

Файлы: 1 файл

Реферат по Витте.docx

— 40.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Реформа железных дорог ……………………………………………………...5
  2. Денежная реформа……………….………………………………………….…7
  3. Реформы в налоговой системе…………………………………...…………..10
  4. Реформа винной монополии………………………………………………….12
  5. Реформы в промышленности…………………………………………...……13

Заключение ………………………………………………………………...…….14

Список литературы………………………………………………………...…….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конец XIX и начало XX столетия – это время,  когда  Россия балансировала на грани  между  реформой  и  революцией,  когда  сталкивались самые различные представления о  политическом,  социальном  и  экономическом развитии страны. В чрезвычайно сложных обстоятельствах рубежа веков  на  характер  действия  властей  воздействовали  убеждения, взгляды, индивидуальные свойства людей, причастных к  принятию  политических  решений. Одним из таких людей был Сергей Юльевич Витте.

     Сергей  Юльевич   Витте  родился  в  Тифлисе  17  июня  1849   г.   И воспитывался в семье своего деда А. М. Фадеева, тайного  советника,  бывшего в 1841-1846 гг. саратовским губернатором, а затем членом  совета  управления Кавказского наместника и управляющим  экспедицией  государственных  имуществ Закавказского края. В 1870 г. он  окончил курс наук в Новороссийском университете  по  математическому факультету  со степенью кандидата, написав диссертацию «О  бесконечно  малых величинах». 1  июля  1871  г.  Витте был причислен чиновником   к   канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора,  а через два года назначен столоначальником. В управлении Одесской железной дороги,  он на практике изучил железнодорожное дело,  начав с самых низших степеней, побывав в роли конторщика грузовой  службы  и даже помощника машиниста,  но  скоро,  заняв должность   начальника   движения, превратился в крупного железнодорожного предпринимателя. После окончания русско-турецкой войны 1877-1878  гг.  принадлежавшая казне Одесская дорога  влилась в частное Общество  Юго-Западных  железных дорог, возглавлявшееся известным банкиром и железнодорожным дельцом И.  С. Блиохом. Там Витте получил место   начальника  эксплуатационного   отдела. Новое назначение потребовало переезда  в Петербург.  В столице он  прожил около двух лет.  События 1  марта 1881  г.,  оставившие  заметный  след  в биографии Витте, застали его уже в Киеве.

После 1 марта Витте живо  включился  в  большую  политическую   игру,

затеянную Фадеевым  и  его  единомышленниками.   В  1889  г.  при  поддержке «Московских  ведомостей»  он  получил   должность   директора   Департамента железных   дорог   в   Министерстве   финансов.

В  начале  1892  г.  он  уже   министр   сообщения. В августе 1892 г. в  связи  с  болезнью Вышнеградского, Витте сделался его преемником на посту министра финансов. Заняв кресло одного из  самых  влиятельных  министров,  Витте  показал себя  реальным  политиком. Витте в 1894-1895 гг.  добился стабилизации рубля,  а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам,  -  ввел  золотое денежное  обращение,  обеспечив  стране  твердую  валюту  вплоть  до  первой мировой войны и приток иностранных капиталов.  При  этом  резко  увеличилось налогообложение, особенно косвенное.  Одним  из  самых  эффективных  средств  выкачивания   денег   из   народного   кармана   стала    введенная    Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий.1

Едва ли есть в российской истории  XIX  –  начала  XX  в.  еще  один

государственный деятель, личность которого  вызвала  столько  противоречивых суждений и оценок,  как  это  произошло  с  С.  Ю.  Витте,  министром  путей сообщения в 1892  г.,  финансов  в  1892-1903  гг.,  председателем  Комитета министров в  1903-1905  и  реформированного  Совета  министров  в  1905-1906 годах. Витте, как никто  другой,  с  величайшим  усердием  всеми  средствами насаждал собственные версии и трактовки  важнейших  событий  времени  своего пребывания у власти и написал  мемуары,  полностью  подчиненные  этой  цели. С полным основанием в нем видели и видят одного из  крупнейших преобразователей в истории России.

 

 

 

  1. Реформа железных дорог

 
        Пристрастие Сергей Юльевич именно к железным дорогам понятно, если вспомнить начало его трудовой биографии и прибавить к этому огромные пространства тогдашней России.  Приведение в порядок и развитие железнодорожного хозяйства страны всегда оставались в поле зрения Витте даже после его ухода из Министерства путей сообщения. В России времён Витте более ¾ всего железнодорожного полотна находились в собственности акционерных предприятий, и менее ¼ принадлежало государству. Акционерные общества пользовались полной самостоятельностью по части установки тарифов, что постепенно привело к убыточности ряда железных дорог и к негативному влиянию подобной «частной собственности» на экономику в целом. Нестабильность тарифной политики собственников железных дорог в условиях жёсткой конкуренции между ними, льготы так называемым «своим людям» и т.п. лишали торговлю и промышленность возможности вести свои операции на более или менее предсказуемых условиях, а экономика страны отчасти сходила с буржуазно-капиталистического пути развития. Ещё в 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах.       Где устанавливались единые тарифы грузовых и пассажирских перевозок, что значительно упрощало жизнь пассажиров и грузоотправителей. Тарифное дело было поставлено под государственный контроль. В дальнейшем Витте публиковал новые редакции положение и, маневрируя тарифными ставками, менял направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые отрасли промышленности от конкурентных импортных товаров, то есть, поддерживая отечественного производителя.

          Другое направление реформирования железнодорожного хозяйства при Витте – выкуп убыточных железных дорог государством. К 1902 г. 2/3 железных дорог России были выкуплены в собственность казной.  Это была разветвлённая железнодорожная сеть со стратегическим значением – связь Запада с Востоком, Центра с окраинами.  И только 1/3 – дороги, приносившие какой-никакой доход – находилась в собственности негосударственных организаций.  В результате принятых мер железные дороги стали приносить государству чистый доход: к 1898г. железные дороги принесли стране почти 20 млн. руб.2 

Большинство железных дорог  строились государством. Позволялось  также строить железные дороги и  акционерным обществом, но государство  больше не давало им никаких гарантий и не оказывало поддержки. Мало того, Витте, как уже сказано выше, много  внимания уделял национализации железных дорог. Если сначала это касалось только убыточных железнодорожных  предприятий, то впоследствии это коснулось  совершенно всех железных дорог. Министерство финансов постоянно выкупало пакеты акций железнодорожных компаний и влияло на политику этих фирм. За 90-е  годы по официальной статистике было построено 20,5 тыс. вёрст новых линий. Это были такие магистрали как  Среднеазиатская, Пермь-Котласская, Вологодско-Архангельская. Самой протяжённое из них, значение которой и по сей день трудно переоценить, являлась Транссибирская магистраль.  И к середине 1902г. общая протяжённость  железнодорожного полотна в Российской империи составляла 61,7 тыс. вёрст, в  том числе 53,3 тыс. вёрст дорог, введённых  в эксплуатацию, и 8,4 тыс. строящихся линий.  Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России. В экономическую жизнь стран были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы с богатейшими природными ресурсами. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие развитию тяжёлой промышленности России.  Одновременно со строительством железных дорог в России получили импульс к развитию такие сопутствующие отрасли как: металлообработка, производство рельсов паровозостроение, а также интенсивно развивалась угледобыча.

  1. Денежная реформа

 
            Рубль кредитный, ставший основой денежного обращения еще с середины ХIХ века, служил объектом беззастенчивых спекулятивных манипуляций за границей, а в Берлине даже существовала специальная «рублевая биржа». Положение бумажных денег не было прочным и внутри страны.  И Витте решается на смелый и дерзкий шаг. В самом начале 1895г. министерство финансов России закупает на Берлинской фондовой бирже на огромные по тем временам суммы, предлагавшиеся на срок российские рубли. Тут же правительство запрещает вывоз бумажных денег за границу, указав российским банкам, что вывоз кредитных билетов из России будет рассматриваться как участие в спекуляции против национальной валюты.  
Встревоженные европейские биржевики поняли, что раздобыть рубль к сроку стало невозможно, и что они явно промахнулись с продажей. Многие из них вынуждены были обратиться к министерству финансов России с просьбой разрешить им приобретение потребного количества рублей. Витте «милостиво» разрешил, но «заломил» новую цену - 234 марки за 100 рублей. Покупатели вынуждены были согласиться. Русская казна существенно пополнилась в результате этой операции. Для ликвидации шаткости финансовой системы требовалось изыскать надежный металлический эквивалент. Первоначально Сергей Юльевич был сторонником укрепления кредитного рубля посредством административного контроля. В начале 1893 г. были установлены таможенные пошлины (1 копейка за 100 рублей), запрещены сделки, основанные на курсовой разнице рубля, как и прочих ценностей, усилен контроль за биржевыми операциями в России и введен запрет на производство биржевых сделок маклерами-иностранцами. Благодаря этим решениям колебания курса стали уменьшаться. Но прежде чем приступать к реформированию, надо было окончательно решить для себя и доказать другим, в первую очередь монарху, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). Трезвый расчет и видение исторических возможностей России сделали С.Ю. Витте убежденным сторонником монометаллизма.  Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету.  По таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма. В основу реформы был положен принцип существенной девальвации. Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила.

В марте 1896 г. был представлен в Государственный совет законопроект «Об исправлении денежного обращения» где С. Ю. Витте следующим образом определял главные условия проведения и цели реформы: «Закрепить достигнутые успехи в области финансового хозяйства посредством подведения под них прочного фундамента металлического денежного обращения». При этом реформа «должна быть осуществлена так, чтобы не произвести ни малейшего потрясения и каких бы то ни было искусственных изменений существующих условий, ибо на денежной системе покоятся все оценки, все имущественные и трудовые интересы населения... Проектируемая реформа, не нарушая народных привычек, не колебля цен, не внося беспорядка во все расчеты, поведет за собой переход нашей родины от неопределенного с юридической стороны, вредного в экономическом и опасного в политическом отношениях бумагоденежного обращения к обращению золотой монеты и разменных на нее знаков».3  
В 1896 году возникла необходимость приступить к изготовлению золотой монеты нового образца. Было решено чеканить новую монету с надписью на империале «15 рублей» и на полуимпериале «7 рублей 50 копеек». Стоимость кредитного рубля была определена 1/15 империала, и закон обязывал обменивать бумажные деньги на золотые без ограничения.  
Решающий этап реформы денежного обращения наступил в 1898 году, когда серией именных высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы новой финансовой системы. 3 января последовал указ о выпуске в обращение золотой империальной монеты в 15 рублей и полуимпериальной в 7 рублей 50 копеек. 29 августа - об установлении твердого основания для эмиссии кредитных билетов. Государственный банк обязывался выпускать дензнаки в соответствии с потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом: не менее чем в половине суммы, пока общий размер эмиссии не достигнет 600 млн. рублей. Сверх этой нормы кредитные билеты должны обеспечиваться в пропорции рубль за рубль. Затем последовало распоряжение о чеканке и выпуске в обращение пятирублевой золотой монеты, равной одной трети империала. В этот же день появился и еще один указ, касавшийся надписи на кредитных билетах: на них теперь обозначалось обязательство государства и государственного банка непременно разменивать кредитные билеты на золото и было установлено определение новой монеты.  
Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, новая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 года. Основные положения его сводились к следующему. Государственной денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота. Золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, предоставляемого частными лицами. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомогательными в обращении. Золото довольно быстро утвердилось в качестве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса. Таким образом, введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие.

3. Реформы в налоговой системе

 
        Бурно развивающаяся страна требовала всё новых экономических вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и поиска новых источников денежных поступлений. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения. К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги: поземельный налог, налог с недвижимости, налог на денежные капиталы, квартирный налог, промысловый налог. Главный бич всех этих налогов – обложение не размера дохода, а формы собственности и личности владельца (в зависимости от гильдии, титула и т.п.). К началу двадцатого века эти налоги приносили казне около 7% от всей суммы государственных доходов.  
Торговля и промышленность России облагались налогами в весьма малом размере. Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью которой было переориентирование с внешних признаков при налогообложении на другие, более современные методы. Наилучшим выходом мог бы стать так называемый прогрессивный налог. Однако Россия была к этому просто не готова. После жарких дебатов на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог состоял из основного и дополнительного. Основной налог являлся ни чем иным, как ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала и устанавливался по принципу умеренной прогрессивности. Дополнительный налог со всех остальных предприятий взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли.4 Новый промысловый налог несколько увеличил доходы казны (за первый же год поступления выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть 27%). Основную же массу бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно на увеличение акцизных сборов, то есть косвенных налогов приходилась основная часть «налоговых» доходов государственного бюджета. Так же был установлен государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов плательщиков и представляющий собой важное в принципиальном отношении нововведение.  Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом. Потребитель сахара – российский народ – защищался от высоких цен путём выпуска на рынок неприкосновенных запасов. В результате производство сахара с 42 млн. пуд. возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пуд., потребление его возросло с 27,8 млн. пуд. до 36,5 млн. пуд., а поступления доходов от сахарного акциза и патентного (лицензия на право производства или продажи) сбора – с 42,7 млн. пуд. до 67,5 млн. пудов.

Информация о работе Реформы С.Ю. Витте