Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:49, контрольная работа
В работе раскрыты сущность и противоречия реформ Столыпина.
1. Социально-политическое и экономическое положение в России на рубеже веков. Идеология реформирования стр. 2
2 . Политическая карьера Петра Аркадьевича Столыпина стр.3
3 . Столыпинские реформы стр.4
3 . 1 . Аграрная реформа стр. 4
3 . 2 . Столыпин и рабочий вопрос стр. 7
3 . 3 . Другие направления реформ стр. 9
4 . Крушение П.А. Столыпина стр. 10
Смерть П.А. Столыпина
5 . Заключение стр. 12
6 . Список используемой литературы стр. 14
МИНИСТНРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
По дисциплине : История
По теме : Реформы Столыпина
Исполнитель : студент
Специальность Экономика
Группа ЭПБ-12 Тур
Ф.И.О. Белоусова Е.В.
Екатеринбург
2012
Содержание
1 . Социально-политическое и
2 . Политическая карьера
Петра Аркадьевича Столыпина
3 . Столыпинские реформы
3 . 1 . Аграрная реформа стр. 4
3 . 2 . Столыпин и рабочий вопрос стр. 7
3 . 3 . Другие направления реформ стр. 9
4 . Крушение П.А. Столыпина
Смерть П.А. Столыпина
5 . Заключение стр. 12
6 . Список используемой литературы стр. 14
1
1 . Социально-политическое и экономическое положение в России на рубеже веков . Идеология реформирования
На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой . Потребность в ускорении капиталистического развития стала проявляться особенно отчетливо .
Начало 20 века в России ознаменовалось глубоким экономическим кризисом 1900-1903 годов , развитием процесса концентрации производства и капитала , усилением деятельности значения монополий в различных отраслях хозяйства , финансового капитала , повышением роли банков в экономике , последующим значительным притоком иностранного капитала. Все эти процессы протекали в условиях сохранения значительных пережитков феодализма и крепостничества . Россия складывалась как страна военно- феодального монополистического капитализма . В начале 20 века Россия вошла в число ведущих капиталистических стран по производству промышленной продукции , но осталась аграрно-индустриальной страной . Большая часть национального дохода приходилась на долю сельского хозяйства , поэтому специфику развития России на рубеже двух веков надо было искать в аграрной сфере.
Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия . Хотя в 70 годы 19 века был сделан шаг по превращению государственного строя в буржуазную монархию , царизм сохранил все атрибуты абсолютизма .Высшим судебным органом был сенат . Исполнительская власть осуществлялась двумя министрами , контролируемые комитетом министров .
В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынка сбыта . Война между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае , заканчивается поражением России , показана неподготовленность русской армии и слабость экономики . С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация . России требовались как политические , так и экономические реформы , которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику . Вожаком этих реформ должен был стать человек , для которого важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин .
2
2 . Политическая
карьера Петра Аркадьевича
Служебный путь , проделанный Столыпиным , был обычным , не отличающимся от карьеры других чиновников . Происходя из старинного дворянского рода , Столыпин , окончив Виленскую гимназию , поступает на физико-математический факультет Петербурского университета . После окончания служит в министерстве государственного имущества , но спустя год переводится в МВД предводителем дворян в Ковенскую губернию .
Такому назначению Столыпин был рад . Много общаясь с крестьянами , он помимал их разговоры : о земле , о ведении хозяйства .
Через 10 лет П.А. Столыпин
назначается Ковенским
В марте 1903 года П.А. Столыпина назначают губернатором в более крупную и важную саратовскую губернию . здесь и застала его первая революция , для подавления которой он применил весь арсенал средств – от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков .
26 апреля 1906 года Столыпин назначен министром внутренних дел .
П.А. Столыпин начал свой «конституционный» путь в ранге министра , а не в ранге главы правительства . Министерство , которое он возглавлял являлось ключевым , оно определяло внутреннюю политику . Этот пост остался за ним и тогда , когда он сменил И.Л. Горемычкина на посту председателя Совета министров . Роспуск I Думы и назначения Петра Аркадьевича Столыпина на пост премьера произошли в один день – 8 июля 1906 года. II Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года и была распущена 3 июня 1907 г. Период первых двух Дум был временем бурного восхождения Столыпина , утверждением его авторитета в «верхах» .
3
3 . Столыпинские реформы
Возглавив российское правительство Перт Аркадьевич Столыпин проявил себя как настойчивый , последовательный реформатор , озвучивший и попытавшийся реализовать идеи своего предшественника С.Ю. Витте .
По инициативе Петра Аркадьевича Столыпина 9 ноября 1906 года император Николай II издал Указ , положивший начало новой сельхозхозяйственной реформе .
В начале ноября 1907 г. Столыпин выступил перед III Думой с правительственной декларацией , где первой задачей правительства были не реформы , а борьба с революцией . Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение аграрного закона 9 ноября 1906 г. , который являлся «коренной мыслью теперешнего правительства , руководящей его идеей … не беспорядочная раздача земель , не успокоение бунта подачками – бунт погашается силой , а признание неприкосновенности частной собственности и как последствие, отсюда вытекающее , создание мелкой личной собственности , реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшения землепользования – вот задачи , осуществление которой правительство считало и считает вопросами бытия русской державы» 1)
Были также предложены реформы местного самоуправления , просвещения , страхование рабочих и другие .
3 . 1 . Аграрная реформа
Указ 9 ноября 1906 года был главным делом Петра Аркадьевича Столыпина . Это был символ веры , великая и последняя надежда , одержимость , его настоящее и будущее – великое , если реформа удастся ; катастрофическое , если ее ждет провал .
4
Обсуждение Указа в Думе шло более полугода . После принятия Указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят , после чего по дате его утверждения царем стал именоваться Законом 14 июня 1910 г.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательных и взаимосвязанных мероприятий . Реформа была рассчитана на превращения крестьянина – наемного работника в крестьянина –хозяина , напрямую заинтересованного в результатах экономической трудовой деятельности , привязанного к земле . Мыслилось что итогом реформы будет значительное повышение эффективности крестьянского труда , увеличение сбора урожая , продукции животноводства .
Было осуществлено крупномасштабное переселение крестьян на новые земли, количество переселенцев за период осуществления реформы превысило 3 миллиона человек .
При очень значительных
масштабах реформы она
Результаты реформы
5
са, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Валовой доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.
Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%.
Еще больше ,на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта. Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. .
Темпы роста
производительности труда в
На проведение аграрной реформы Столыпин просил 20 лет , а история отвела ему только 10 лет , проведение аграрной реформы были прерваны войной и революцией . Как пишет в своей работе А.Я. Аврех : «Крах столыпинской реформы был обусловлен главными объективными факторами – тем , что она проводилась в условиях сохранения помещичьего землевладения и для сохранения этого землевладения . В этом коренился изначальный порок политики аграрного бонапартизма , приведшего в конечном итоге к новой революции и превращению всей земли в общенародную собственность»1)
6
3.2. Столыпин и рабочий вопрос
Рабочий вопрос , так же как и крестьянский достался Столыпину в наследство от революции 1905-190 годов . Интересно отметить , что до этого не только царизм , но и буржуазия отрицала его существование . По мнению. А.Я. Авреха «это признание было равнозначно признанию несостоятельности политики опоры на крестьянскую общину» . Революция развеяла все сомнения . Была создана комиссия по рабочему вопросу под председательством Коковцева , который в то время был министром финансов .
Можно выделить несколько этапов разработки законопроектов по рабочему вопросу .
Первый этап был связан с работой комиссии Коковцева , который разработал следующую программу , где было 4 основных пункта :
1 . Обязательная организация
больничных касс на базе
2 . Создание на фабриках и заводах смешанных органов из представителей администрации и рабочих «для обсуждения и разрешения возникающих на почве договора найма вопросов , а также для улучшения быта рабочих»
3 . Сокращение рабочего дня с 11,5 часов до 10 часов , ограничение законом сверхурочных часов .
4 . Пересмотр статей
закона , карающих забастовки и
досрочное расторжение
Деятельность комиссии сразу породила открытый конфликт с буржуазией – она не желала идти на даже сугубо экономические уступки рабочим и обвиняло
7
правительство в том , что оно хочет решить рабочий вопрос за счет заводчиков и фабрикантов . Комиссия Коковцева прекратила свое существование
И все же определенный итог был достигнут – был твердо взят курс на буржуазную политику в рабочем вопросе , решать этот вопрос полицейскими методами стало не реально . Были признаны права рабочих на стачку и свои профсоюзные организации .
Следующим этапом в решении рабочего вопроса было Особое совещание (1906-1907 гг) . Это была целиком эра П.А. Столыпина . На повестку сессии были внесены 10 законопроектов , сводившихся к нескольким пунктам :страхование болезней , несчастных случаев , инвалидности ; сберегательной касса обеспечения , правила найма рабочих , рабочее время , меры поощрения здоровых и дешевых жилищ и так далее . Важно отметить , что без внимания остался вопрос о рабочем органе – считалось , что «Временные правил» о союзах на время решают проблему . На основе этих правил в годы столыпинского правления были закрыты сотни профсоюзных организаций и еще сотням было отказано в регистрации .
Остальные вопросы обсуждались , но встретили сильнейшее сопротивление со стороны промышленников , т.е. крупной буржуазии . С передачей в июне 1908 г. законопроектов в Думу наступил их последний этап превращения в законы . Он стал самым длинным . Сопротивление было не только со стороны промышленников , но и слева : трудовики и социал-демократы выступили с критикой страховых законопроектов с подлинно демократических позиций . Страховые законопроекты стали в конечном итоге одной из причин , обострившей отношения между правыми и октябристами , помещиками и буржуазией . Можно сказать , что столыпинская рабочая политика провалилась . Ответом на нее со стороны рабочего класса был новый революционный подъем .