Реформы Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:49, контрольная работа

Описание работы

В работе раскрыты сущность и противоречия реформ Столыпина.

Содержание работы

1. Социально-политическое и экономическое положение в России на рубеже веков. Идеология реформирования стр. 2
2 . Политическая карьера Петра Аркадьевича Столыпина стр.3
3 . Столыпинские реформы стр.4
3 . 1 . Аграрная реформа стр. 4
3 . 2 . Столыпин и рабочий вопрос стр. 7
3 . 3 . Другие направления реформ стр. 9
4 . Крушение П.А. Столыпина стр. 10
Смерть П.А. Столыпина
5 . Заключение стр. 12
6 . Список используемой литературы стр. 14

Файлы: 1 файл

П.А. Стопыпин.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТНРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине : История

По теме : Реформы Столыпина

 

 

 

 

Исполнитель : студент

Специальность Экономика

Группа ЭПБ-12 Тур

Ф.И.О. Белоусова Е.В.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

Содержание

 

1 . Социально-политическое и экономическое  положение в России на рубеже  веков. Идеология реформирования       стр. 2

 

2 . Политическая карьера  Петра Аркадьевича Столыпина  стр.3

 

3 . Столыпинские реформы       стр.4

 

3 . 1 . Аграрная реформа       стр. 4

 

3 . 2 . Столыпин и рабочий  вопрос      стр. 7

 

3 . 3 . Другие направления  реформ      стр. 9

 

4 . Крушение П.А. Столыпина      стр. 10

 

       Смерть П.А. Столыпина

 

5 . Заключение         стр. 12

 

6 . Список используемой литературы     стр. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1 .  Социально-политическое  и экономическое положение в  России на рубеже веков . Идеология реформирования

 

 

На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой . Потребность в ускорении капиталистического развития стала проявляться особенно отчетливо .

Начало 20 века в России ознаменовалось глубоким экономическим  кризисом 1900-1903 годов , развитием процесса концентрации производства и капитала , усилением деятельности значения монополий в различных отраслях хозяйства , финансового капитала , повышением роли банков в экономике , последующим значительным притоком иностранного капитала. Все эти процессы протекали в условиях сохранения значительных пережитков феодализма и крепостничества . Россия складывалась как страна военно- феодального монополистического капитализма . В начале 20 века Россия вошла в число ведущих капиталистических стран по производству промышленной продукции , но осталась аграрно-индустриальной страной . Большая часть национального дохода приходилась на долю сельского хозяйства , поэтому специфику развития России на рубеже двух веков надо было искать в аграрной сфере.

Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия . Хотя в 70 годы 19 века был сделан шаг по превращению государственного строя в буржуазную монархию , царизм сохранил все атрибуты абсолютизма .Высшим судебным органом был сенат . Исполнительская власть осуществлялась двумя министрами , контролируемые комитетом министров .

В эти же годы Россия вмешивается  в борьбу за передел рынка сбыта . Война между Россией и Японией  за господство на рынке сбыта в  Китае , заканчивается поражением России , показана неподготовленность русской армии и слабость экономики . С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация . России требовались как политические , так и экономические реформы , которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику . Вожаком этих реформ должен был стать человек , для которого важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин .

2

2 . Политическая  карьера Петра Аркадьевича Столыпина

Служебный путь , проделанный  Столыпиным , был обычным , не отличающимся от карьеры других чиновников . Происходя из старинного дворянского рода , Столыпин , окончив Виленскую гимназию , поступает на физико-математический факультет Петербурского университета . После окончания служит в министерстве государственного имущества  , но спустя год переводится в МВД предводителем дворян в Ковенскую губернию .

Такому назначению Столыпин был рад . Много общаясь с крестьянами , он помимал их разговоры : о земле , о ведении хозяйства .

Через 10 лет П.А. Столыпин назначается Ковенским губернатором . В 1902 г. Проднецским губернатором . В 1902 г. Столыпин участвует в совещании о развитии сельскохозяйственной промышленности , где он высказывается за уничтожение общинной чересполосицы и расселение по хуторам . Эта же позиция была высказана позже в 1906 году и в комбинации с другими новшествами была принята как            « Столыпинская реформа»

 

В марте 1903 года П.А. Столыпина  назначают губернатором в более крупную и важную саратовскую губернию . здесь и застала его первая революция , для подавления которой он применил весь арсенал средств – от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков .

 

26 апреля 1906 года Столыпин  назначен министром внутренних  дел .

П.А. Столыпин начал свой «конституционный» путь в ранге  министра , а не в ранге главы  правительства . Министерство , которое  он возглавлял являлось ключевым , оно определяло внутреннюю политику . Этот пост остался за ним и тогда , когда он сменил И.Л. Горемычкина на посту председателя Совета министров . Роспуск  I Думы и назначения Петра Аркадьевича Столыпина на пост  премьера произошли в один день – 8 июля 1906 года. II Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года и была распущена 3 июня 1907 г.  Период первых двух Дум был временем бурного восхождения Столыпина , утверждением его авторитета в «верхах» .

 

3

3 . Столыпинские  реформы

 

Возглавив российское правительство  Перт Аркадьевич Столыпин проявил себя как настойчивый , последовательный реформатор , озвучивший и попытавшийся реализовать идеи своего предшественника С.Ю. Витте .

По инициативе Петра  Аркадьевича Столыпина 9 ноября 1906 года император Николай II издал Указ , положивший начало новой сельхозхозяйственной реформе .

 

В начале ноября 1907 г.  Столыпин выступил перед III Думой  с правительственной декларацией , где первой задачей правительства были не реформы , а борьба с революцией . Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение аграрного закона 9 ноября 1906 г. , который являлся «коренной мыслью теперешнего правительства , руководящей его  идеей … не беспорядочная раздача земель , не успокоение бунта подачками – бунт погашается силой , а признание неприкосновенности частной собственности и как последствие, отсюда вытекающее , создание мелкой личной собственности , реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшения землепользования – вот задачи , осуществление которой правительство считало и считает вопросами бытия русской державы» 1)

 

Были также предложены реформы местного самоуправления , просвещения , страхование рабочих  и другие .

 

 

3 . 1 . Аграрная  реформа

 

 

Указ 9 ноября 1906 года  был главным делом Петра Аркадьевича Столыпина . Это был символ веры , великая и последняя надежда , одержимость , его настоящее и будущее – великое , если реформа удастся ; катастрофическое , если ее ждет провал .

 

4

Обсуждение Указа в  Думе шло более полугода . После принятия Указа  9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят , после чего по дате его утверждения царем стал именоваться Законом 14 июня 1910 г.

 

Аграрная реформа состояла из ряда последовательных и взаимосвязанных мероприятий . Реформа была рассчитана на превращения крестьянина – наемного работника в крестьянина –хозяина , напрямую заинтересованного   в результатах экономической трудовой деятельности , привязанного  к земле . Мыслилось что итогом реформы будет значительное повышение эффективности крестьянского труда , увеличение сбора урожая , продукции животноводства .

 

Было осуществлено крупномасштабное переселение крестьян на новые земли, количество переселенцев за период осуществления реформы превысило 3 миллиона человек .

При очень значительных масштабах реформы она распространилась не более чем на третью часть крестьянского  хозяйства России . Многое сельские жители воспользовались реформой , чтобы получить а затем продать земли, переселившись в город  , либо на новые места . Нелегко было переселяться в малонаселенные земли за Уралом или в еще более отдаленные районы . Вследствие этих причин , а также ограниченных финансовых возможностей государства в оказании помощи крестьянству первый поток инициаторов закрепления за собой земель и самостоятельного ведения хозяйства , наблюдавшийся в 1907-1910 годах , затем схлынул . Стали наблюдаться и возвраты переселенцев на старые места . Так что реформу удалось осуществить только частично , в меньших масштабах , чем намечалась и ее первоначальный эффект затем пошел на спад .

Результаты реформы характеризуются  быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризи-

 

5

са, но и превратить его  в доминанту экономического развития России. Валовой доход всего сельского  хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.

 

Дифференциация видов  аграрного производства по районам  привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%.

 

Еще больше ,на 61% по сравнению  с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта. Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. .

       Темпы роста  производительности труда в сельском  хозяйстве были сравнительно медленными. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к  новому  этапу  аграрных  преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.

На проведение аграрной реформы Столыпин просил 20 лет  , а история отвела ему только 10 лет  , проведение аграрной реформы  были прерваны войной и революцией . Как пишет в своей работе А.Я. Аврех : «Крах столыпинской реформы был обусловлен главными объективными факторами – тем , что она проводилась в условиях сохранения помещичьего  землевладения и для сохранения этого землевладения . В этом коренился изначальный порок политики аграрного бонапартизма , приведшего в конечном итоге к новой революции и превращению всей земли в общенародную собственность»1)

6

 

 

3.2. Столыпин  и рабочий вопрос 

 

Рабочий вопрос , так же как и  крестьянский достался Столыпину в  наследство от революции 1905-190 годов . Интересно отметить , что до этого не только царизм , но и буржуазия отрицала его существование . По мнению. А.Я. Авреха «это признание было равнозначно признанию несостоятельности политики  опоры на крестьянскую общину» . Революция развеяла все сомнения . Была создана комиссия по рабочему вопросу под председательством Коковцева , который в то время был министром финансов .

 

Можно выделить несколько  этапов разработки законопроектов по рабочему вопросу .

Первый этап был связан с работой комиссии Коковцева , который разработал следующую программу , где было 4 основных пункта  :

1 . Обязательная организация  больничных касс на базе совместных  взносов и хозяев и рабочих  .

 

2 . Создание на фабриках  и заводах смешанных органов  из представителей  администрации и рабочих «для обсуждения и разрешения возникающих на почве договора найма вопросов , а также для улучшения быта рабочих»

3 . Сокращение рабочего дня с  11,5 часов до 10 часов , ограничение  законом сверхурочных часов .

4 . Пересмотр  статей  закона , карающих забастовки и  досрочное расторжение договора  о найме .

Деятельность комиссии сразу породила открытый конфликт с  буржуазией – она не желала идти на даже сугубо экономические уступки  рабочим и обвиняло

 

 

7

правительство в том , что оно хочет решить рабочий вопрос за счет заводчиков и фабрикантов . Комиссия Коковцева прекратила свое существование

 

И все же определенный итог был достигнут – был твердо взят курс на буржуазную политику в рабочем вопросе , решать этот вопрос  полицейскими методами стало не реально . Были признаны права рабочих на стачку и свои профсоюзные организации .

 

Следующим этапом в решении  рабочего вопроса было Особое совещание (1906-1907 гг) . Это была целиком эра  П.А. Столыпина . На повестку сессии были внесены 10 законопроектов , сводившихся к нескольким пунктам :страхование болезней , несчастных случаев , инвалидности ; сберегательной касса обеспечения , правила найма рабочих , рабочее время , меры поощрения здоровых и дешевых  жилищ и так далее . Важно отметить , что без внимания остался вопрос о рабочем органе – считалось , что «Временные правил»  о союзах на время решают проблему . На основе этих правил в годы столыпинского правления были закрыты сотни профсоюзных организаций и еще сотням было отказано в регистрации   .

 

Остальные вопросы обсуждались , но встретили сильнейшее сопротивление  со стороны промышленников , т.е. крупной  буржуазии . С передачей в июне 1908 г. законопроектов в Думу наступил их последний этап превращения в законы . Он стал самым длинным . Сопротивление было не только со стороны промышленников , но и слева : трудовики и социал-демократы выступили с критикой страховых законопроектов с подлинно демократических позиций  . Страховые законопроекты стали в конечном итоге одной из причин , обострившей отношения между правыми и октябристами , помещиками и буржуазией . Можно сказать , что столыпинская рабочая политика провалилась . Ответом на нее со стороны рабочего класса был новый революционный подъем .

Информация о работе Реформы Столыпина