Реформы в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:51, реферат

Описание работы

К середине XIX века стало заметно отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали ее ослабление во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Предпосылки реформ………………………………………………….4
3. Отмена крепостного права………………………………………… ....5
4. Формирование всесословного управления…………………………...7
5. Судебная реформа………………………………………………………8
6. Военная реформа……………………………………………….……….9
7. Реформа полиции и тюремной системы……………………………....11
8. Финансовая реформа (1862-1868 гг.)……………………………...…..13
9. Контрреформы 80-90-х годов……………………………………….…15
10. Заключение………………………………………………………….....17
11. Список литературы……………………………………………………18

Файлы: 1 файл

История Реформы в 19 веке.docx

— 39.10 Кб (Скачать файл)

 

Офицерский корпус комплектовался из дворян, то есть назначения на командные  должности производились не за заслуги  и знания, а по принципу сословной  принадлежности по протекции. Отсюда крайне слабая общая и боевая подготовка командного состава, особенно высшего.

 

Запутанная, хаотическая  система военного управления, устаревшее вооружение (как следствие отсталости промышленности), крайне слабая маневренность  войск, вынужденных передвигаться  к месту боевых действий пешим  порядком, подчас тысячи километров из-за неразвитости сети железных дорог - все  это дополняло общую неприглядную картину состояния армии. Необходимость  военной реформы была ясна и новый  Устав о воинской повинности был  введен в действие с 1 января 1874г.

 

Существо военной реформы  заключалось прежде всего в изменении  системы комплектования армии и  флота. Вместо набора рекрутов из числа  податных сословий была введена всеобщая бессословная воинская повинность. Сроки  действительной службы были установлены  следующие: в армии 6 лет и 9 лет  в запасе; во флоте - 7 лет и 3 года в запасе. Слишком длительные сроки  действительной службы в армии сокращали  число военнообученного резерва, отрицательно сказывались на обороноспособности страны. Но армия предназначалась  царским правительством не только для  обороны страны, но рассматривалась  и как мощное орудие внутренней политики, вооруженная опора государственной  власти. Для подавления крестьянских бунтов нужен был вымуштрованный солдат, покорно выполняющий любой  приказ офицеров.

 

Важной задачей реформы  явилось укрепление и обновление офицерских кадров, создание резерва  офицеров на случай войны. Была создана  широкая сеть военных училищ. В  мирное время в офицеры, как правило, производились лица, окончившие военные  училища и сдавшие соответствующие  государственные экзамены. Для подготовки офицерского резерва на случай войны был учрежден институт "вольноопределяющихся". Лица с высшим образованием призывались на действительную службу на 6 месяцев, а со средним - на 1,5 года, затем держали экзамен на офицерский чин и увольнялись в запас младшими офицерами.

 

Реформа открыла дорогу в  офицерский корпус разночинной интеллигенции, но только на должности младших офицеров. Генералы и старшие офицеры по-прежнему были в основном родовитыми дворянами.

 

Территория страны была разделена  на 15 военных округов, во главе которых  были поставлены командующие войсками военных округов. Таким образом, была создана стройная, единообразная  система военного управления.

 

Проведена была военно-судебная реформа и отменены в армии  телесные наказания. Однако избиение солдат офицерами продолжалось, по-прежнему между привилегированным офицерским составом и бесправной солдатской массой сохранялась пропасть, отделявшая "барина" от "мужика".

 

Важной составной частью военной реформы явилось перевооружение армии современным по тем временам оружием и строительство парового броненосного флота. Введены были новые  военные уставы и перестроено  обучение войск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Реформа полиции и тюремной системы

 

Падение крепостного права, революционная ситуация в стране вынудили правительство постепенно реформировать полицейский аппарат. Поскольку до отмены крепостного  права крестьяне находились под  властью помещиков, то необходимости  в большом полицейском аппарате в уездах не было. После крестьянской реформы положение изменилось, крестьяне  освободились от вотчинной власти помещиков, отсюда для правительства возникла потребность в значительном увеличении численности местной полиции. С  целью усиления полиции были проведены  следующие реформации:

 

1. В 1862 г. уездная и  городская полиция уездных городов  объединена и в каждом уезде  создано единое полицейское управление  во главе с исправником. 

 

2. Расширен низовой аппарат  полиции. Кроме того, полиции обязаны  были оказывать помощь в сельской  местности представители крестьянского  самоуправления (волостные старшины, сельские старосты, десятские и  т. д.), в городах - дворники.

 

3. Изменились принципы  комплектования полиции. Если  до военной реформы, когда нижние  чины в армии служили 25 лет,  она комплектовалась солдатами  и унтер-офицерами старших возрастов,  годными для службы в полевых  войсках, то после военной реформы  1874 г. был введен принцип вольного  найма по контракту, значительно  увеличено жалованье, введены  пенсии и иные льготы служащим  полиции.

 

4. Полиция была освобождена  от несвойственных ей функций:  хозяйственные дела (после земской  и городской реформ) перешли к  органам местного самоуправления; предварительное следствие (после  судебной реформы) передано судебным  следователям.

 

5. В крупных городах  вместо прежних управ благочиния  созданы полицейские управления  во главе с полицмейстерами,  а в столицах (Петербурге и  Москве) - обер-полицмейстерами (или  градоначальниками). Города делились  на части (районы) во главе с  частными приставами, а те в  свою очередь на участки и  околотки с участковыми и околоточными  надзирателями.

 

Вся губернская полиция подчинялась  губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды завершал министр внутренних дел.

 

В 1880 г. завершилось создание единой системы полицейских органов  в стране.

 

Корпус жандармов, хотя и  был реорганизован (созданы территориальные  органы - губернские управления), однако сохранил свою военную организацию. Жандармы по-прежнему были недостаточно приспособлены к ведению политического  сыска в среде разночинной  интеллигенции. Жандармы использовались главным образом для проведения арестов, дознаний и ведения следствия  по делам о государственных преступлениях.

 

Одновременно с реформированием  полиции была проведена тюремная реформа. До реформы в России отсутствовало  централизованное управление местами  заключения. Строго соблюдасля принцип  сословности в режиме отбывания  наказания. Для каждого сословия существовали свои особые места лишения  свободы, принадлежащие различным  ведомствам. Суть реформы состояла в создании единой общегосударственной  тюремной системы. Вместо сословных  тюремных учреждений были созданы тюрьмы трех основных типов:

 

крупные тюрьмы (так называемые "централы"), такие как Александровский  централ около Иркутска и др.

 

тюрьмы общего типа, подчиненные  губернским тюремным инспекциям;

 

каторжные тюрьмы.

 

Практиковалось также  заселение отбывшими свой срок каторжниками отдаленных местностей (Сахалина, Якутии и т. д.).

 

Изменилось положение  заключенных , стал активно использоваться их труд, была создана система медицинского обслуживания.

 

Хотя и медленно, но смягчался  режим заключения. В 1863 г. отменено клеймение  каторжников, телесные наказания женщин-заключенных, ограничивалось применение розг. В  армии отменялись шпицрутены, но сохранялись  розги. Раздельно содержались политические и уголовные заключенные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Финансовая реформа (1862-1868 гг.)

 

Существенную роль в приспособлении российского государственного аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансовая реформа. Ее существо сводилось к трем основным элементам. Первый из них - это упорядочение государственных  финансов. Дело в том, что до реформы  каждое ведомство имело и бюджет, и свою кассу. Контроль за расходованием  средств практически отсутствовал, что способствовало казнокрадству  и без-хозяйственности.

 

Первый элемент реформы - ликвидация финансовой самостоятельности  министерств и ведомств и введение единого общегосударственного бюджета  и единой общегосударственной кассы  укрепляло твердый порядок в  расходовании средств. Государственный  бюджет теперь калькулировался Министерством  финансов, а рассматривался и утверждался  Государственным советом.

 

Важное значение имело  установление гласности бюджета. С 1862 г. роспись государственных доходов  и расходов стала публиковаться  в печати.

 

Второй элемент реформы - отмена государственной кредитной  монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков.

 

Третий элемент реформы - изменение налоговой системы. Один из главных источников доходов был "питейный сбор". Он давал до 40% доходной части бюджета. Государство  обычно продавало с аукциона право  продажи водки откупщикам, которые  вносили всю сумму в бюджет, а потом торговали водкой по монопольной  цене в свою пользу и наживали огромные деньги. Винные откупа вызывали наибольшую ненависть народа. С 1863 г. винные откупа были упразднены и введена свободная  торговля водкой с уплатой акцизного  сбора в казну. В дальнейшем (в  конце XIX века) введена была вновь  государственная монополия на водку, но с продажей ее в казенных лавках (без откупов). Упразднен также  архаичный соляной налог. Подушная подать, которая бралась с мужских  ревизских душ-крестьян и мещан (духовенство  и дворянство были от нее освобождены), также была упразднена и заменена поземельным налогом для крестьян и землевладельцев и подоходным налогом для остальных налогоплательщиков. Таким образом, налоговая система  также стала всесословной. Но основной доход все же давали не прямые, а  косвенные налоги, которые ложились всей своей тяжестью на народные низы. Немалые средства извлекало государство  и в виде натуральных повинностей (дорожной, гужевой и т. д.), распространявшихся также на крестьян.

 

Основные статьи расходов по государственному бюджету составляли затраты на содержание вооруженных  сил (свыше 35% бюджета), государственного аппарата, в том числе полиции, царского двора, уплату процентов по государственным долгам. А расходы  по Министерству просвещения в 1866 г. составляли всего лишь 1,6% госбюджета,

 

8. Реформы системы просвещения  и цензуры 

 

В общем ряду реформ 60-80-х  годов существенное место занимали школьные и университетские реформы, а также реформа цензуры. Развитие капитализма требовало отмены сословных  ограничений для разночинной  интеллигенции, наиболее зажиточной части  крестьян и квалифицированных рабочих. Развивавшаяся промышленность нуждалась  в массовой квалифицированной рабочей  силе, что требовало решительного расширения начального образования. Все  это и обусловило реформы системы  просвещения. В 1863 г. был утвержден  новый университетский устав, который  ввел автономию университетов В 1869 г. были открыты высшие женские  курсы университетского типа в Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем  в Москве, Киеве и Казани. Начали работать врачебные женские курсы.

 

В 1864 г. был утвержден новый  устав гимназий и прогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший  в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и  женские гимназии. В том же 1864 г. утверждено "Положение о начальных  народных училищах".

 

Периодическая печать (газеты, журналы) с разрешения министра внутренних дел освобождалась от предварительной  цензуры, но за опубликование чего-либо преступного с точки зрения правительства  авторы и издатели могли быть привлечены к судебной ответственности, а при  обнаружении “вредного направления” подлежали административной ответственности (предостережению, штрафу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Контрреформы 80-90-х  годов

 

1 марта 1881 г. Александр  II был убит террористами-народовольцами. Новое правительство Александра III из которого были изгнаны  либерально настроенные министры, взяло курс на укрепление самодержавия, усиление роли дворянства и  укрепление репрессивного аппарата.

 

В 1881 году было принято «Положения о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия» (1881 г.)., возвратившее и закрепившее  все ранее сделанные изъятия  из общего судебного порядка. 

 

В дополнение к нему в 1892 г. принимается закон о военном  положении, регламентировавший полномочия военных властей в прифронтовой полосе в условиях войны. Этот закон  предусматривал возможности объявления военного положения и в мирное время в случае массовых беспорядков. Следующим шагом явилось учреждение в 1889 г. института земских участковых начальников, разрушивший раздельность судебной и административной властей. Каждый уезд делился на участки, в  которые назначались участковые земские начальники из местных потомственных  дворян, имевшие в данном уезде  земельные владения н высшее или  среднее образование. Земский начальник  сосредоточивал в своих руках  жесткий контроль за крестьянскими  общинами, административную и судебную власть. Мировые судьи были упразднены в уездах, где были назначены земские  начальники. Это была попытка возродить  сословные органы власти потомственного дворянства.

 

В 1887 г. суду предоставлялось  право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».

 

Пересмотрены были Положения  о земских и городских органах  самоуправления. По закону 1890 г. изменения  в земском самоуправлении сводились  к следующему: на выборах в уездные  земские собрания система курий  сохранилась, но по первой курии теперь избирали не все землевладельцы, а  только дворяне, то есть был применен сословный принцип, для них снижался имущественный ценз Одновременно с  этим ценз значительно увеличился во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к  крестьянской курии усиливался контроль администрации – земских начальников, губернатора. Крестьяне избирали лишь выборщиков, из числа которых губернаторы  назначали депутатов земского собрания.

Информация о работе Реформы в 19 веке