Реформы в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:51, реферат

Описание работы

К середине XIX века стало заметно отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали ее ослабление во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Предпосылки реформ………………………………………………….4
3. Отмена крепостного права………………………………………… ....5
4. Формирование всесословного управления…………………………...7
5. Судебная реформа………………………………………………………8
6. Военная реформа……………………………………………….……….9
7. Реформа полиции и тюремной системы……………………………....11
8. Финансовая реформа (1862-1868 гг.)……………………………...…..13
9. Контрреформы 80-90-х годов……………………………………….…15
10. Заключение………………………………………………………….....17
11. Список литературы……………………………………………………18

Файлы: 1 файл

История Реформы в 19 веке.docx

— 39.10 Кб (Скачать файл)

 

Резко был усилен правительственный  контроль за земствами. По закону 1892 г. был изменен порядок выборов  и в городские думы. В выборах  теперь участвовали лишь дворяне, крупные  буржуа и некоторая часть средней  буржуазии. Число избирателей резко  сократилось. Усилилось вмешательство  губернаторов в городские дела.

 

Не менее решительно контрреформы проводились в системе образования. По уставу 1884 г. ликвидирована была университетская автономия. Должности  ректоров, деканов, профессоров вновь  стали замещаться не по выбору, а  по назначению. Университеты были поставлены в полную зависимость от министра просвещения и попечителей учебных  округов. В 1887 г. были изменены правила  приема: за добропорядочный, с точки  зрения правительства, "образ мысли" абитуриентов, должна была поручаться средняя школа. Одновременно в пять раз повысилась оплата за обучение. В том же 1887 г. последовал известный  министерский циркуляр о "кухаркиных детях". Он закрывал доступ в гимназии детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. д. Все эти  меры были направлены на возрождение  сословности в образовании.

 

Решительный удар был нанесен  по женскому высшему образованию. Прием  на высшие женские курсы был прекращен. Он возобновился лишь в самом конце XIX века. Усилился контроль церкви за содержанием  образования (в том числе и  высшего)..

 

В 1882 г. были введены новые "Временные правила о печати", фактически восстанавливавшие предварительную  цензуру для периодической печати. Усиливались административные меры против «строптивых» изданий: их душили штрафами и конфискациями тиражей. Школой, церковью, цензурой активно  проводился в жизнь официальный  лозунг: "Православие, самодержавие, народность", выдвинутый еще в  царствование Николая I тогдашним министром  просвещения графом Уваровым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Заключение

 

Итак, вторая половина XIX века – время реформ и государственных  преобразований, последствием которых  явилось перерождение России феодальной в Россию буржуазную.

 

Изменилась вся общественная структура, в том числе и государство, и право, и социально-экономический  строй. Конечно, рождение нового социально-экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг наиболее трудный  и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому вполне уместна  его оценка многими исследователями  как "революции сверху"', однако, по ряду причин незавершенной.

 

Историческое значение опыта  реформ состоит также в том, что  они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического  кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных  потрясений и социальных катаклизмов. Короче, без "революции снизу", с ее неизбежными громадными кровавыми  жертвами и разрушениями

 

Реформы не были доведены до своего логического завершения. Они  не увенчались конституционной реформой. Зарождение парламентаризма не состоялось. Соответственно не завершена была и  «революция сверху». Этот провал попыток  конституционной реформы, поворот  к политике контрреформ не только оттолкнул от правительства либеральные  слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который в сочетании  с нерешенностью аграрной, социальной, национальной проблем привел Российское государство, в конечном счете, к  революционным катаклизмам 1905-1907 годов  и 1917 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 Н. Верт. История советского государства., М.: ИПА, 1995.

 В. Бондарев. Кто есть  кто и почему., М., 1995.

 М. Бок. П. А. Столыпин., М.: "Современник", 1992.. В. Пантелеев. Сибирская одиссея Столыпина., Былое, N 9- 10, 1996.

 Н. Эйдельман. "Революция  сверху" в России., М.: "Книга", 1989.

 


Информация о работе Реформы в 19 веке