Реформы в России второй половины XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

На этом фоне в России во второй половине XIX в. только начинался процесс политической модернизации. Важное место в этом процессе занимали либеральные реформы 60-70-х годов. Масштабные по своему характеру и последствиям, реформы знаменовали существенные изменения всех сторон жизни российского общества.
Цели: осмыслить тенденции мирового развития во второй половине XIX в; уяснить причины, ход и последствия либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в. в России и их воздействие на развитие страны.

Содержание работы

Введение.
Причины необходимости дальнейшего реформирования российского общества.
Отмена крепостного права.
Земская реформа.
Городская реформа.
Военная реформа.
Реформы в области образования.
Судебная реформа.
Финансовая реформа.
Реформа печати.
Заключение. Значение реформ.

Файлы: 1 файл

Реформы в России.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

  1. Причины необходимости дальнейшего реформирования российского общества.
  2. Отмена крепостного права.
  3. Земская реформа.
  4. Городская реформа.
  5. Военная реформа.
  6. Реформы в области образования.
  7. Судебная реформа.
  8. Финансовая реформа.
  9. Реформа печати.

Заключение. Значение реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Во всемирной истории вторая половина XIX в. отмечена мощными модернизационными  процессами, которые укрепили капитализм и утвердили индустриальное общество в развитых странах Европы и СШA. Технические изобретения и научные открытия последней трети XIX в. привели к созданию новых отраслей промышленности.

В политической сфере важными факторами  модернизации стали: развитие европейской  государственности и оформление национальной идеологии и национальных движений; образование Германской империи, Итальянского королевства; завершение гражданской войны 1861-1865 гг. в СШA торжеством единства страны. Во второй половине XIX в. завершился процесс создания политических партий, оформились и многие общественные организации. К концу XIX в. в ряде развитых стран (Великобритания, США, отчасти Франция, Бельгия, Швеция) утвердились элементы гражданского общества и политическая модернизация начала приносить свои плоды.

На этом фоне в  России во второй половине XIX в. только начинался процесс политической модернизации. Важное место в этом процессе занимали либеральные реформы 60-70-х годов. Масштабные по своему характеру и последствиям, реформы знаменовали существенные изменения всех сторон жизни российского общества.

Цели: осмыслить тенденции мирового развития во второй половине XIX в; уяснить причины, ход и последствия либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в. в России и их воздействие на развитие страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРИЧИНЫ НЕОБХОДИМОСТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Во  второй  половине  XIX  столетия  Россия  была  самой  большой  по своей территории державой, с населением в 126 млн.  человек.  Вся  полнота власти принадлежала    самодержцу,    возглавлявшему    сильное  централизованное государство. Главной  опорой  царя  выступали  дворяне-помещики, занимавшие ведущие  посты  в  государственном  управлении.   В   распоряжении   монарха находилось армия, которая даже в мирное  время  насчитывала  свыше  миллиона человек, а также жандармско-полицейский аппарат.

Одной из особенностей страны является ее расположение на  стыке  двух  типов цивилизации – восточной и западной. С полуазиатской опорой монархов  в  виде общины внизу.

В 30 – 50-е гг. XIX  века  конфликт  между  развитием  производительных сил страны и  сковавшей  их  системой  крепостного  хозяйства  вымелся  в  форму кризиса. Техническая,  промышленная  и  административная  отсталость  России послужила поражением в Крымской войне (1853 –  1856).  Экономика  и  финансы страны были расстроены, отставание от ведущих капиталистических  государств, Европа стало таким, что России  грозило  опасность  оказаться  навсегда  вне путей  мировой  цивилизации.  Взволнованное  общественное  мнение  требовало перемен.

 

  1. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Великие реформы 60-70-х г. 19 в. начались с отмены крепостного права. 19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей” и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. По этим документам крепостные крестьяне получили личную свободу и большинство общегражданских прав, учреждалось крестьянское самоуправление, крестьянам предоставлялись наделы земли. Однако крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялась община и общинное землевладение, крестьянские наделы оказались в среднем на 20% меньше тех, которыми они пользовались при крепостном праве. Величина крестьянского выкупа земли у помещиков в полтора раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупной суммы помещикам выплачивало государство, а крестьяне выплачивали ему долг с процентами в течение 49 лет.

Итоги крестьянской реформы неоднозначны. С одной стороны, она дала толчок развитию капитализма в сельском хозяйстве и промышленности. С другой стороны, реформа законсервировала крепостнические отношения, возложив на крестьян всю тяжесть выкупной операции, обрекая их на малоземелье и истощение хозяйства. В результате создать слой мелких собственников в России не удалось.

Поскольку крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию  системы управления, судопроизводства, принцип комплектования армии и  многое другое, отмена крепостного  права диктовала необходимость  продолжения реформ.

 

  1. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА

1 января 1864 г. был принят закон «Положение о губернских  и  уездных земских  учреждениях». Земская реформа вводила всесословное выборное представительство в масштабах уезда и губернии. Все  избиратели  делились  на  три  курии:  1)  уездных землевладельцев,  2)  городских  избирателей  и  3)  выборных  от   сельских обществ.

Выборы  в  губернские  земские  собрания  происходили   на  уездных земских  собраниях из расчета - один губернский гласный на  шесть  уездных. Председателем  по   должности   был предводитель дворянства: в  уезде  –  уездный,   в  губернии  –  губернский. Исполнительными  органами  земства  стали  земские  управы   –   уездные   и губернские. Председателя  уездной управы утверждал губернатор, а  губернской  –  министр  внутренних  дел. 

Земства   были   лишены   каких-либо   политических   функций. Они ведали хозяйственными вопросами, школами, медициной, благотворительностью, получили право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Исполнение    земствами    местных    хозяйственно-административных функций рассматривалось самим правительством, которое имело право приостанавливать любое постановление земского собрания, признав его «противным  законам или общим государственным пользам». Члены и служащие земств привлекались к  судебной ответственности, если они выходили за рамки своей компетенции.

Однако, несмотря на  эти  ограничения  и  стеснения, земства сыграли огромную роль в решении местных  хозяйственных  и  культурных  задач.  Таким образом,  земства показали   свою жизнеспособность, приспособленность к местным условиям и требованиям  жизни. Вопреки законодательным запретам земства превратились в  очаги  общественной деятельности  либерального дворянства.

 

 

  1. ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА

Городская реформа по своим задачам и содержанию была тесно связана с земской. (Городские думы, 1870 г.). «Городовое положение» закрепляло систему  органов  городского  общественного управления: городское избирательное собрание и городскую  думу  с  городской управой – исполнительным органом. Думу и  управу  возглавляло  одно  лицо  – городской  голова,  утверждаемый  в   своей   должности   губернатором   или министерством  внутренних  дел.  Городской  голова  мог приостановить решение управы. Разногласие думы и управы решал губернатор.

В  компетенцию  городской  думы  входили  вопросы:  о   назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении  недоимок, установлении правил о заведовании городскими  имуществами,  о  приобретении городских недвижимостей, о займах. Расходы думы складывались из расходов по управлению, на  общественные здания  и  помещения,  городские  займы,   на  учебные  и  благотворительные заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем.   Смету  расходов  и доходов контролировал губернатор.

Как  и  земские органы,   решения органов   городского   самоуправления   в значительной  степени  зависели   от   государственных   бюрократических   и полицейских учреждений. Для выполнения своих постановлений  Городские думы вынуждены  были  запрашивать  содействия полиции,  которая  подчинялась правительственным чиновникам.  Они и решали  в  городах реальную власть.

Однако  городская  реформа  1870г.,  основанная  на  буржуазном  начале имущественного ценза, была значительным шагом вперед. Она создавала намного лучшие,  чем  раньше,  условия  для  развития  городов,  потому что  теперь городская  дума  и   управы   руководствовались   уже составными, а общегражданскими интересами горожан.

 

  1. ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. В 1863-1864 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную -- в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища, куда принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии.

В 1867 г. была открыта  Военно-юридическая академия, в 1877 г. Морская академия. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20-ти лет (позднее - с 21 года). Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет, из них 6 лет - действительной службы, 9 лет - в запасе. На флоте -10 лет: 7 - действительной, 3 - в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища), до 6 месяцев (для получивших высшее образование).

От службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы  семьи, а также те призывники, у  которых старший брат отбывал  или уже отбыл срок действительной службы Освобожденные от призыва  зачислялись в ополчение, формировавшееся лишь во время войны. Не подлежали призыву духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. В армии были отменены телесные наказания розгами сохранялось только для штрафников, улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте. Происходило перевооружение армии и флота: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные; на вооружение были приняты скорострельные винтовки американского изобретателя Бердана. Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

В результате реформ Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям  времени. Значительно усилилась  боеспособность войск. Переход ко всеобщей воинской повинности был серьёзным ударом по сословной организации общества.

 

  1. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Значительной перестройке подверглась  и система образования. В июне 1864 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах", согласно которому такие учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковноприходских, воскресных и т. д. Срок обучения в них не превышал, как правило, трёх лет.

С ноября 1864 г. Основным типом учебного заведения стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древнем языкам - латинскому и греческому. Срок обучения в них сначала был семилетним, а с 1871 г. - восьмилетним. Выпускники классических гимназий имели возможность поступить в университеты. Шестилетние реальные гимназии были призваны готовить "к занятиям различными отраслями промышленности и торговли".

Основное внимание в них уделялось  изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах. Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение. В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

 

  1. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

 

Подготовка судебной реформы начались в конце 1861 г. 20 ноября 1864 г. Император   утвердил   проекты    судебных    уставов. Судебные    уставы предусматривали бессословность суда и его независимость от  административной власти,  несменяемость  судей  и  судебных  следователей,   равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность  судебного  процесса  с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов.

Информация о работе Реформы в России второй половины XIX в