Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:57, контрольная работа
На этом фоне в России во второй половине XIX в. только начинался процесс политической модернизации. Важное место в этом процессе занимали либеральные реформы 60-70-х годов. Масштабные по своему характеру и последствиям, реформы знаменовали существенные изменения всех сторон жизни российского общества.
Цели: осмыслить тенденции мирового развития во второй половине XIX в; уяснить причины, ход и последствия либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в. в России и их воздействие на развитие страны.
Введение.
Причины необходимости дальнейшего реформирования российского общества.
Отмена крепостного права.
Земская реформа.
Городская реформа.
Военная реформа.
Реформы в области образования.
Судебная реформа.
Финансовая реформа.
Реформа печати.
Заключение. Значение реформ.
Вводился состязательный процесс: обвинение поддерживал прокурор, защиту - адвокат (присяжный поверенный). Было установлено несколько судебных инстанций - мировой и окружной суды. В качестве апелляционных инстанций создавались судебные палаты. Представителей и членов судебных палат и окружных судов утверждал император, а мировых судей – Сенат.
Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные конторы со штатом нотариус.
В связи с подготовкой судебной реформы была проведена и такая важная мера, как отмена телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. Закон отменял публичное наказание по приговорам гражданских и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками», клеймение. Однако телесные наказания все же окончательно не отменялись: они сохранялись для податных сословий и для крестьян по приговорам волостных судов, а также к штрафным солдатам и матросам, ссыльным и
заключенным в арестантские отделения.
Судебная реформа 1864 г. дала России новый суд: бессословный, гласный, с адвокатурой, выборностью мирового судьи, с присяжными заседателями.
Потребности развивающегося рынка
вызвали необходимость
Упорядочен был государственный бюджет. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого времени начала публиковаться для всеобщего сведения роспись доходов и расходов. В России начали утверждаться акционерные общества, преимущественно, связанные с железнодорожным строительством.
На Государственный Банк было возложено проведение выкупной операции, которая имела решающее влияние на состояние финансов Российской империи в пореформенный период. Согласно основным актам реформы, крепостные крестьяне получили гражданские и имущественные права, крестьянские общества получили самоуправление. Бывшие крепостные крестьяне сохранили право пользования сельскохозяйственными угодьями. За пользование этими угодьями крестьяне, получившие статус «временнообязанных», должны были отбывать в пользу землевладельцев барщину и платить оброк. Прекратить «временнообязанное» состояние крестьяне могли, выкупив используемые ими угодья.
Во всех случаях выкупная сделка заключалась при посредстве государства. Выкупная операция была задумана так, чтобы ее проведение не требовало дополнительных расходов со стороны казны. Операция имела кредитный характер. Однако крестьянская реформа не вызвала подъема производительных сил земледелия. Выкупные платежи оставались наиболее тяжелой статьей крестьянских повинностей.
В целях получения из западноевропейских стран товаров, необходимых для промышленности и транспорта, прежде всего продукции металлургии и машиностроения правительство Александра II радикально изменило таможенную политику.
Следует отметить, что в документах бюджетной реформы, проведенной в 60-е годы XIX столетия впервые в законченной форме воплотились принципы рациональной организации бюджетного процесса и ведения бюджетного хозяйства. Эти принципы сохраняют свое значение и по сей день.
Следствием гласности стали "Временные правила" 1865 г. о цензуре, отменившие предварительную цензуру для изданий, выходивших в Москве и Петербурге. Полностью от цензуры освобождались правительственные и научные издания.
Реформа цензуры имела особое значение в серии реформ середины XIX в. Значение негативного слова прекрасно осознавалось правительством. Понимая необходимость освобождения печати от цензурных сужений, оно долгое время не решалось осуществить эту единственную реформу, не требовавшую никаких материальных затрат.
Ослабление цензурных ограничений, начатое в 1855 г. и осуществлявшееся не столько путем принятия нормативных актов, сколько на практике, продолжалось до 1861 г. Однако повышение революционной активности побудило правительство опубликовать 12 мая 1862 г. Временные правила по цензуре, которые были использованы для борьбы с радикальной периодической печатью. В дальнейшем планировалось издать новый цензурный устав. Вопрос был передан в Министерство внутренних дел, где была образована специальная комиссия. Но Устав его так и не был выработан, а дело ограничилось Именным указом от 6 апреля 1865 г. “О даровании некоторых облегчениях и удобств отечественной печати” и основанными на нем высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от того же числа “О некоторых переменах и дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях”, правил по цензуре, которые и действовали без значительных изменений 40 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ
В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы закладывали традиции, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Следствием «великих реформ» стало создание необходимых условий для развития капитализма в России, позволившее ей пойти общеевропейским путем.
В стране резко возросли темпы экономического развития, начался переход к рыночной экономике. Под воздействием этих процессов формировались новые слои населения - промышленная буржуазия и пролетариат. Крестьянские и помещичьи хозяйства все больше втягивались в товарно-денежные отношения.
Однако почти все реформы носили непоследовательный и незавершенный характер. Они сохраняли сословные преимущества дворянства и контроль государства над обществом. На национальных окраинах реформы претворялись в жизнь в неполном объеме. В неизменном виде остался принцип самодержавной власти монарха.
Внешняя политика правительства Александра II почти на всех главных направлениях носила активный характер. Дипломатическим и военным путем Российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, восстановить свое положение великой державы. За счет среднеазиатских территорий расширились рубежи империи.
Эпоха «великих реформ» стала временем превращения общественных движений в силу, способную влиять на власть или противостоять ей. Колебания правительственного курса и противоречивость реформ привели к росту радикализма в стране. Революционные организации встали на путь террора, стремясь за счет убийства царя и высших чиновников поднять крестьян на революцию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК