Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:05, реферат
Программа Владимира ориентировалась на восстановление достижений аскольдовой эпохи, но в новых условиях конца Х — начала XI в. Владимир даже принял титул убитого правителя — каган (равный императорскому), чем пытался утвердить авторитет Руси в глазах политической Эйкумены и себя как носителя верховной власти в стране.
Реформы Владимира охватили широкий круг проблем. Наибольшее значение имела, вероятно, административная реформа, сущность которой заключалась в ликвидации ”племенных” княжений.
1.Реформы Владимира Великого :…………………………………………-3
Административная…………………………………………..-3
Военная……………………………………………………..-4-5
Судебная…………………………………………………....-5-6
Религиозная……………………………………………….-6-10
2.Реформы Ярослава Мудрого:………………………………………….10-12
2.1. Закон и суд во времена Русской Правды…………………………..12-26
3. Источники………………………………………………………………-
«По Ярославе же пакы совокупившеся сынове его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их: Коснячько, Перенег, Никифор, и отложиша убиение за голову, не кунами ся выкупати, а ино, все яко же Ярослав судил, токоже и сынове его уставиша», т.е.: после же Ярослава опять собрались сыновья его: Изяслав, Святослав, Всеволод, и мужи их: Коснячко, Перенег, Никифор, и отменили убиение за голову, но (установили) выкупаться кунами (т.е. деньгами); а иное все, как Ярослав судил, так и сыновья его уставили. Штраф, который оплачивается по Русской Правде преступником-убийцей князю, назывался «вирой»; та сумма, которую преступник платил родственникам убитого, носила название «головничества»; если преступник не был убийцей и не причинил увечья, то штраф в пользу князя назывался «продажа», а вознаграждение потерпевшему — «урок».
Если село или улица, где было совершено убийство, не могла или не хотела выдать убийцу, то платила следуемый штраф сообща по раскладки; такой штраф назывался «дикая вира».
Конокрадство и поджог карались «потоком и разграблением»; это значить, что преступника выгоняли из села или из города и отымали у него имущество.
Штрафы взимались тогдашними деньгами—гривнами кун. Гривной кун называли тогда слиток серебра, обыкновенно продолговатой сплющенной формы.
Слово «гривна»
значит фунт, а слово «куны» - деньги.
Надо думать, что до появления серебра
меновым знаком у славян были меха,
по преимуществу куньи. Название куны
осталось и для обозначения
В Русской Правде точно и аккуратно расценено, когда и сколько должен платить обвиненный или неправый. Так, например, по Русской Правде за убийство полагалось:
За княжего отрока, или конюха или повара – 40 гривен (за голову).
За сельского тиуна княжего или земледельческого – 12 гривен; за рядовича (наемного рабочего) – 5 гривен; столько же и за боярского (тиуна и рядовича).
За ремесленника и ремесленницу – 12 гривен.
За смерда (простолюдина) и за холопа –5 гривен; за рабу – 6 гривен.
За кормильца (дядьку) – 12 гривен; столько же и за кормилицу, будет ли это холоп или раба.
Если кто ударит кого батогом, либо чашей, либо рогом, либо тыльной (тупой) стороной меча, то 12 гривен; а если (обиженный), не стерпит того, ударит мечом (обидчика), то вины в том ему нет.
Если кто поранит другому руку и рука отпадет или отсохнет, или поранит ногу, глаз или нос, то платить полувирье, 20 гривен, а потерпевшему за увечье 10 гривен.
Кто отрубит другому какой-либо палец —3 гривны продажи (т.-е. пени князю), а самому потерпевшему — гривну кун.
Если толкнет муж мужа, либо (рванет) к себе, либо (оттолкнет) от себя, либо по лицу ударит, или жердью ударит, а явятся двое свидетелей, то 3 гривны продажи; если же обвинять будут варяга или колбяга (т.е. иностранца), то должно выставить полное число свидетелей (против обидчика) и принести присягу.
Так же тщательно рассчитаны «уроки» и «продажи» за похищение чужого имущества. Например: за кобылу — 60 кун, за вола — гривну, за корову—40 кун, за «третьяку»,т. е. трехлетку (лошадь или корову) — 30 кун, за «лоньщину», т.е. двухлетку — полгривны, за теленка — 5 кун, за свинью — 5 кун, за порося — ногату, за овцу — 5 кун, за барана — ногату, за жеребца «оже не вседано нань», т.е. неезженого — гривну кун, за жеребя — 6 ногат, за коровье молоко - 6 ногат. Это все урочные цены (или платежи потерпевшему за покражу) для смердов, которые (в случае воровства) платят еще продажу (или пеню) князю.
Так в Русской
Правде оценено и переведено на деньги
всякое преступное деяние. Оценивая назначаемая
по Русской Правде наказания, проф.
В. О. Ключевский говорить, что хотя
Русская Правда и уметь отличать
обиду, причиненную лицу, от ущерба,
причиненного его имуществу, но и
личную обиду рассматривает
Эта такса, как видно из приведенных статей, разработана очень тщательно. За одни преступления полагается и штраф в пользу князя и возмещение убытка потерпевшему, а за другие - только потерпевшему. Это значит, что Правда различала преступления, грозившие целому обществу, от преступлений, наносивших ущерб только отдельному лицу, т.е. различала дела уголовные и гражданские, говоря на языке нашего времени и быта.
Гражданские дела – это те, где разбираются споры двух сторон из-за чего-либо, например, из-за наследства, из-за имущества и т.п. В гражданском деле нет преступника или обвиняемого, а есть только спорящие из-за этого права. В уголовных делах разбираются поступки лиц, причинивших вред окружающим. Например, убийство, составление подложного духовного завещания, кража - се это дела уголовные. В уголовном деле есть преступник и потерпевший. Дело суда – покарать преступника в возмездие за зло, причиненное им, и восстановить, насколько можно, нарушенную злой волей справедливость. В гражданском деле суд никого не карает, а только разбирает тяжбу, устанавливает право тяжущихся по закону на предмет их тяжбы и взыскивает разве только судебные издержки с тяжущихся.
В этом отношении
интересны те статьи Русской Правды,
в которых говорится о том,
как наследуется имущество
Правда вникала в характер преступления и различала, например, преступления, совершенные в запальчивости, от тех, которые были следствием злого умысла. За убийство в ссоре она налагала меньшее наказание, нежели за разбой; если кто зарежет по злобе чужого коня или скотину, тот должен был уплатить урочную цену владельцу животного и платил усиленную «продажу» князю. Если кто у кого выдернет бороду или вырвет ус, то платить за обиду 12 гривен; за отрубленные же палец полагалось 3 гривны пени. Следовательно заметное обезображивание, хотя и менее тяжкое, наказывалось иногда более сурово, чем значительно сравнительное увечье.
Итак, в Русской Правде все сведено на деньги, на уплату деньгами или имуществом за понесенный вред. Плата покрывает все и является возмездием за преступление.
Понятия о преступлены, как о грех не только перед людьми, но и перед Богом, задачи исправления преступника наказанием — нет в Русской Правде. Этот «закон русский» - преследует совсем иные цели, поставленные ему тогдашней жизнью.
Идеалом жизни было в те времена «богатырство», когда человек был, богат и силен, хорошо вооружен и имел много имущества, которым жил и торговал и по Русской Правде имущество человека ценится дороже его здоровья и безопасности; одна пеня князя в 3 гривны кун и одно возвышении убытка — 1 гривна — грозит и за отсечение пальца и за покражу охотничьего пса на месте лова. Произведете труда для Правды важнее рабочей силы человека; поэтому имущественная безопасность, целость капитала, неприкосновенность собственности обеспечиваются в Правде личностью человека; если купец, торговавши в кредит, делался несостоятельным по своей вини, то кредиторы могли продать его в рабство; наемный сельский рабочий, получивши при найми от хозяина ссуду и обязавшийся за нее работать на хозяина, терял личную свободу и превращался в раба, полного холопа, за попытку убежать от хозяина не расплатившись по отношению к князю Правда делит все общество на два слоя: на княжих мужей и людей. «Княжими мужами» Правда называет тех, кто служить князю, составляет его дружину. Это были военные люди, которые дрались с врагом плечо о плечо со своим князем и помогали ему во всех делах его княжеских; за это они получали жалованье и полное содержание от князя. «Людьми» Правда называет всех свободных жителей сел и городов. Люди несвободные, рабы, называются в Правде холопами. По Русской Правде холопов не всегда даже можно счесть за людей: Правда относится к ним, как к вещам или рабочей силе, находящейся в полном распоряжении хозяина, за убийство холопа Правда требует не виры и головничества, а «продажи» в пользу князя и «урока» в пользу хозяина, как за порчу чужой вещи; если же убийцей холопа был его хозяин, то он не нес никакого наказания, кроме церковного покаяния.
«Если холоп ударить свободного человека, да убежит в хоромы, а господин его не выдаст, то платит за него господину 12 гривен; а затем, если где тот обиженный встретит своего обидчика, который его ударил, то Ярослав установил было убить холопа, а сыновья его, по смерти отца, уставили денежный выкуп: взять с господина гривну кун за сором, либо разложить холопа и побить (но не убить)».
Холопами становились все взятые в плен, и это был тогда самый обильный источник холопства, затем холопами становились все неоплатные должники, дети холопов, «плод от челяди», конечно, тоже были холопы, и Русская Правда считает их одинаково с приплодом от скота собственностью господина, которая переходит к его наследникам.
Холопство могло возникать и по доброй воле. Русская Правда перечисляет три источника такого холопства обельного, или полного: 1) продажа себя в присутствии свидетеля хотя бы за полгривны, 2) женитьба на рабе и 3) поступление на службу к кому-либо тиуном или ключником без уговора о сроке службы – «тиунство без ряду, или привяжет к себе ключ без ряду».
По имущественному состоянию Русская Правда различает бояр, смердов и наймитов, или ролейных закупов. Боярином Русская Правда называет богатого рабовладельца и земледельца, обладающего большими количествами пахотной земли и лесных угодий. Это значит, что обладатель большого денежного капитал захватывал для пользования большие пространства земли, а починенные ему люди, его рабы и наймиты использовали эти земли в интересах своего хозяина. Такие бояре выходили и из среды княжеских дружинников и из среды богатых горожан.
Но преимущественно называют тогда боярином служилого человека – «княжа мужа». Смердами Русская Правда называет людей, которые обрабатывали землю от себя, а наймитами, или ролейными (ролья - пашня) закупами, она называет тех земледельцев, которые селились на землях, занятых другими, брали у собственников земли ссуду на ее обработку и обязывались уплачивать свой долг как трудом, так и натурой. Это были полусвободные люди, которых известный хозяйственный неуспех легко превращал в холопов. Хозяин мог телесно наказывать наймита, на суде свидетельство наймита принималось лишь в очень незначительных случаях, даже за некоторые преступления, например, за кражу, наймит отвечал не сам, и пеню за него платил хозяин, в полного холопа которого наймит и превращался после этого.
Особенно тонко и отчетливо разработаны в Правде статьи, касающиеся различных имущественных сделок и обязательств. «Правда, - говорит проф. В.О. Ключевский, - строго отличает отдачу имущества на хранение – «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе – от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заем – от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. Правда дает, далее, определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операция в кредит – хорошо известно Русской Правде. Гости, иногородние или иноземные купцы «запускали товар» за купцов туземных, т.е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», т.е. на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», т.е. для оборота из барыша».
Русская Правда содержит в себе ряд статей о взимании процентов. «Если кто отдаст куны в рез (т.е. в рост или на проценты), или мед в настав, или жито в присып (т.е. с процентами), то следует ему ставить свидетелей: как он уговаривался, так ему и взять рост. Месячный рез за малое время брать по уговору; а зайдут куны за год (и не последует в этот срок уплаты), то взять заимодавцу куны в треть (т.е. за две куны – третью, или 50 процентов), а месячный раз не считать; если же не будет свидетелей… то рчи ему так: промиловал еси (т.е. промахнулся) оже еси не ставил послухов (свидетелей)». Мономах установил: 1) если кто взял три раза «куны в треть», то терял право на получение самого капитала, и 2) понизил проценты по займам, установив брать 20 %.
Информация о работе Реформы Владимира Великого и Ярослава Мудрого