Религия восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 19:38, реферат

Описание работы

Целью данной работы является:
1. Выявить особенности язычества; почему новая религия, христианство, не вычеркнуло полностью язычество которое, казалось бы, не совершенно, почему оно внедрилось своими обрядами в обряды христиан?
2. Выявить повлияли ли обряды язычества на дальнейшее развитие «славянского менталитета».
3. Существовал ли в религии Древней Руси, четко выраженный пантеон богов?

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 61.10 Кб (Скачать файл)

В русальской обрядности и в совершении тех христианских празднеств, которые оказались связанными с русальной неделей, с семиком -- троицы,духова дня, дня Ивана Купалы -- очень большую роль играет зелень: плетение венков, украшение зеленью п цветами жилищ, завивание березки. Все этии другие подобные действия отражают отношение людей к русальским празднествам и животворящим/ силам природы. Богиней плодородия объясняются и многие другие явления русальной обрядности -- действия, связанные с культом воды (бросание в воду венков пли соломенных чучел, взаимное обливание водой, почитание русалок) и огня (прыганье через костры, сожжение кукол), ритуальные захоронения мужской фигурки (Костромы, Косторубоньки, Го-рюна или фаллического Ярилы к вопросу опроисхождении).

В русальских песнях, плясках, хороводах также прояв-ляется все та же языческая вера в магическую силу действия заклина-ний на животворящую природу.

«Прекрасным подтверждением этого значения русальской обрядности стали теперь истолкованные С.А.Рыбаковым изображения на древнерусских браслетах-обручах, где персонажи, справляющие русалии, неизменно сопоставляются с орнаментальными символами воды, расти-тельности или с фигурами божеств -- покровителей плодородия.

Правда, в восточнославянских русалиях прослеживается еще одна сторона обряда -- это связь с номинальным культом. Этой стороне русальской обрядности придается иногда слишком большое значение, и это обстоятельство наряду с этимологическим толкованием термина русалии (rosalia) стало причиной возведения славянских русалий к римскому об-ряду розалий. В частности, А. Н. Веселовский видел в русалиях в основном поминальный обряд, а русалок отождествлял с римскими манами (manes), обожествленными духами предков. Мнение это, достаточно широко распространившееся ", безусловно, ошибочно. Уже Д. К. Зеленин убедительно доказал, что если русалок -- центральный мифологический образ, связанный с русалиями, можно рассматривать как олицетворение душ умерших, то лишь как душ покойников, называемых «заложными», т. е. умершими не своей смертью: самоубийц, утопленниц и т. п. а также некрещеных младенцев, по никак не душ предков» там же стр.

Русальные игрища состоят в разнообразных танцах и прыжках. Танцы ведутся в очень быстром темпе, таком, что кажется, будто танцующие не касаются ногами земли. Пляски сопровождаются разными вскриками и восклицаниями и заканчиваются тем, что русальцы доходят до исступления и падают без чувств на землю.

Имеются описания и русских русалий. Так, в XIX вв. Пензенской губернии парни рядились козлами, свиньями, лошадьми, надевали маски и под музыку, звон сковородок, печных заслонок плясали и скакали, переходя из села в село. Во главе процессии часто носили чучело коня с настоящим конским черепом на шесте. Иногда обряд встречи русалий проходил на ржаном поле. Всю эту неделю мужики «русальничали». т. е. пили и гуляли на все лады.

Кульминацией русалий был праздник Купалы.

КУПАЛА

Все купальские ритуальные действа можно условно разделить на 4 группы в зависимости оттого, с какими мифологическими представлениями они связаны:

1) посвященные солнцу: разжигание  костров на возвышенных местах, пускание горящих колес, круговые  танцы-хороводы и т. п.;

2) относящиеся к очистительной  магии: костры для отпугивания  нечистой силы, прыжки через огонь  и др.;

3) связанные с культом  плодородных сил природы: хороводы  в рощах, купание в росе и  реках, на заре купальского утра, моления рекам и источникам;

4) «проводы» мифологически  персонифицированных духов растительности: похороны Купалы, Ярилы, Костромы.

Отсутствие ряда черт обрядов у восточных славян свидетельствует против теории проникновения античного обряда розалий в восточноевропейский мир через южных славян

.

Противопоставление - весна -- зима особое значение имеет Весна, связан-ная с мифологическими персонажами, воплощающими плодородие -- Ярилой, Костромой, Мореной и т. д., а также с обрядами похорон зимы и отмыка-ния весны, с растительными и зоо-морфными символами.

Противопоставление солнце -- луна воплощается в мифологическом моти-ве брачных отношений Солнца и Ме-сяца.

Для праславянского периода вос-станавливаются многочисленные празднества, в частности карнаваль-ного типа, связанные с определёнными сезонами. В неофициальной народной культуре эти обряды сохраняются до 19--20 вв. во всех славян-ских традициях: ср. смеховые похоро-ны, мифологических существ типа Костромы, Масленицы, Ярилы, Мары. У восточных славян (где в сезонных обрядах участвуют и зоо-морфные символы типа «коровьей смерти»), выносилось чучело с исполнением песен.

ПЯТНИЦА, персонаж в восточно-славянской и отчасти южнославян-ской традиции, продолжение главного женского божества славянского пан-теона -- Мокоши.

«У восточных славян Пятницы -- персонифицированное представление нечётного дня недели, следующего за чётным днём, четвергом, посвя-щенным различным ипостасям громо-вержца Перуна. В паре Четверг--Пят-ница, воспроизводящей более древ-нюю пару Перун--Мокошь. Особенно ясна взаимная связь противопоставлений чёт -- нечет и мужской -- женский. Пятницы иначе называлась льняницей (по-кровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 ок-тября старого стиля -- дня, посвященного Пятнице), «бабьей святой», занимаю-щейся повоем. В день Пятницызапрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пят-ницу, может утонуть. По украинским поверьям, П. ходит исколотая иглами и изверченная веретёнами (до 19 в. на Украине сохранялся обычай «во-дить Пятницу» -- женщину с распущенны-ми волосами), потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвящен-ные ей дни (по другому поверью -- прядут не лён, а волосы Недели, отождествляемой или соединяемой с Пятницей). Согласно «Стоглаву» и другим древнерусским текстам, в день Пятницы женщины не пряли и не стирали платья, а мужчины не паха-ли, чтобы не запылить Пятницу и не за-сорить ей глаз. В случае нарушения запретов Пятница может покарать болезня-ми глаз и другими бедами» мифы илегенды.

У восточных славян дере-вянные скульптуры Пятнице ставились на колодцах, ей приносили жертвы, бро-сая в колодец ткани, льняную кудель, выпряденные нитки и овечью шерсть (название обряда -- мокрида -- не-посредственно связано с основой такого, от которого образовано имя Мокоши, соединяющее мотивы пряжи и влаги-воды). В украинских сказках святая Пятница вместе с Понедельником и Сре-дой выступает в качестве трёх пер-сонажей, несущими службу на под-ступах к городу.

 

                              2.2.ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН

1. Праздник первых ростков -- 2 мая..

2. Моления о дожде  с 20 по 30 мая.

3. Ярилин день -- 4 июня.

4. Моления о дожде  с 11 по 20 июня.

5. Праздник Купала (позднее  Иван Купала) -- 24 июня.

6. Моления о дожде  с 4 по 6 июля.

7. Отбор жертв для праздника Перуна 12 июля.

8. Моления о дожде  с 15 но 18 июля.

9. Праздник Перуна (ильин  день) 20 июля.

10. Начало жатвы -- 24 пюля. Моления о прекращении дождей.

11. «Зажинки», окончание  жатвы -- 7 августа. Праздник «первых  пло-дов»

12. 25 декабря -- 6 января с  зимние святки

20 июля в языческой  Руси отмечался праздник Перуна, замещенный с принятием христианства  днем Ильи-пророка. В этот день  грозному Перуну приносили обильные  жертвы. А в следующем месяце, августе, отмечались праздники начала  и окончания жатвы: зажинки и  дожинки, включавшие в себя многие  ритуалы аграрной магии и благодарения  божеств урожая: Мокоши, Велеса и др. В сентябре устраивались общинные пиры в честь Рода и рожаниц. Сакральным моментом в них являлось пение песен языческого содержания и питье меда из ритуальной чаши (чары), ходившей по кругу. А в жертву богам приносили хлебные лепешки, каши, творог, иногда и животных. Зимние праздники начинались с дня солнцеворота. После самого короткого светового дня, начинались обряды, посвященные духам умерших предков. Готовились ритуальные блюда для поминовения или совместной трапезы с духами предков: кутья, овсяный кисель, блины. В ночь на 25 декабря разводили костры из соломы для того, чтобы души предков «грелись». С 25 декабря открывался период зимних святок центральным моментом которых являлись обряды, связанные с мифологическими представлениями о Коляде. Колядная обрядность так же многопланова, как и купальская. Кроме культа солнца и культа предков колядные действа были связаны с аграрной магией (пение колядок и щедровок, обряды, сопровождавшие их) и брачной символикой. Исследователи полагают, что коляды у славян служили началом брачных церемоний, сезона свадеб. Гадания в зимние святки носят в основном брачно-любовный характер.

Следующий зимний языческий праздник, дошедший до наших дней, -- Масленица.

Многие исследователи полагают, что Масленица в языческие времена была посвящена поминовению предков.

Неделя проходит в бурном веселье и обильном угощении, которое называли -тризной. В современном обыденном понимании тризна -- это языческий погребальный пир. Однако у древних славян тризна являлась особой частью погребального ритуала, заключавшейся в отличие от стравы -- поминального пира по умершему в боевых играх, ристаниях, состязаниях. Тризна служила демонстрацией жизнеспособ-ности соплеменников умершего и была призвана отгонять смерть от них.

Обязательными блюдами на масленой неделе были блины и овсяный кисель -- поминальные и жертвенные блюда славян. В то же время блины являлись символами солнца и, следовательно, имели отношение к древним солярным культам. На Масленицу, чаще всего в последний ее день, жгли костры из соломы.

Существует один момент, связывающий Масленицу с культом солнца, -- это календарная близость праздника к дню весеннего равноденствия. Христианский великий пост сдвинул Масленицу с ее исконного места в календаре и сделал переходящим праздником. Кроме того, Масленица завершала свадебный период. Поэтому на Масленицу принято, с одной стороны, славить тех, кто вступил в брак в течение последнего года, а с другой -- символически наказывать холостых и незамужних.

Название же праздника -- Масленица к языческой мифологии отношения не имеет. Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 - 120 с.

. (Славянская мифология. -)

 


Информация о работе Религия восточных славян