Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:51, статья
Мы можем смело утверждать, что на территории Северного Кавказа реликты тотемизма сохранились, хоть и в неравной степени, до наших дней, и по большей части поддаются реконструкции. Исходя из анализа источников, можно заключить, что тотемизм был распространен ab urbe condita повсеместно в данном регионе. Его следы присутствуют как в археологических и этнографических данных, так и в памятниках духовной культуры, включая, конечно же, и Нартский эпос.
Существует также некая
мистическая связь между
Осетинский вариант. Владетель крепости Гори Елахсарттон отказывается выдать свою дочь за Сослана, тогда последний решает похитить ее силой, собирает большое войско и осаждает крепость. Война затягивается и, убедившись, что силой ничего не сделаешь, Сослан зарезал быка, выпотрошил его, облекся в его шкуру и притворился мертвым. Таким образом ему удалось выманить Елахсарттона из крепости и убить его38.
Кабардинский вариант. Сатаней похищена враждебным племенем испов. Для ее освобождения нарты снаряжают большое войско во главе с Уазырмесом. Осада не приносит резултата. Победу приносит не прославленный воин Уазырмес, а свинопас Горгоныж. Он выпотрошил кабана, влез в его шкуру и подкрался к крепости, затем метнул кабанью шкуру на крепостную стену и разрушил ее. Сатаней была освобождена («Как нарты, во главе с Уазырмесом, освободили Сатаней, похищенную испами»39)
Мотив «героя в шкуре животного» встречается и в сюжетах, не связанных с борьбой за женщину: в осетинском сказании о последней военной экспедиции нарта Урызмага говорится, что он велел зашить себя в шкуру коня и забросить себя в море. Море вынесло его к владениям владыки Кафтысар-Хуэндон-алдара, где ему предстояло совершить свой последний боевой подвиг40.
В нартском сказании о схватке Сослана с Тотрадзом, Сослан проигрывает. Тотрадз побеждает его и на острие копья вносит в селение нартов. Сослан обращается за советом к Сатане, и та советует ему одеть волчьи шкуры и в таком виде вновь сразиться с Тотрадзом.
Как видим, мотив о подвигах зооморфного героя вплетается во многие мифологические и фольклорные сюжеты. Но все же «классическим» остается его использование в сюжете «борьбы за женщину».
Приходится учитывать
следующее: то, что в фольклорном
прототипе было самым главным, ключевым
и очевидным, в литературном произведении
может оказаться
1. Похищение жены героя.
2. Долгие (в течение
10 лет) и тщетные усилия
3. Овладение крепостью
и освобождение похищенной
Id est, перед нами все то же воспроизведение нартских сказаний о похищении и освобождении жены (невесты) нарта Сослана. С одной существенной разницей: Сослан побеждает, облекаясь в шкуру животного; греки – используя деревянного коня. Вполне возможно, конь представляет собой попытку рационализации старого шаманского мотива: «герой в шкуре животного», т.е. репрезентацию данного элемента в качестве военной хитрости. Видимо, сакральное «Timeo Danaos et dona ferentes» имеет палимпсестный, многослойный ритуальный код, поддающийся различным методикам декодировки. Ad notam, и хитрость сама по себе может отсылать нас к первоначальному пропповскому «шаманскому мифу»: в первобытном мышлении «хитрость» была синонимом «колдовства». В осетинском языке слово xin «хитрость» означает также «колдовство». В нартском эпосе есть герои, которые охотно прибегают к xin: Сатана, Сирдон, Сослан (Сосруко), Хамыца, Куйцук. И есть герои, которые полагаются только на tyx «силу», таков Батраз.
Как пишет Тронский: «Рассказы о греческих героях отделены тысячелетиями от первобытной стадии мышления, но они покоятся на представлениях того же типа, переосмысленных и усложненных в соответствии с изменениями социальной структуры»41. В данном случае, фольклорные и литературные сюжеты, пережиточно сохраняющие этот древний мотив тождества героя и зверя, говорят скорее не о превосходстве шамана над воином, не о соперничество между уже претерпевшим изменение сознанием и реликтами мифологического мышления, между вторым и третьим поколением эпических героев по И. В. Шталь42, а скорее намекают нам на непреходящую генетическую связь различных типов героев, на их единый источник – шаманский инициационный миф, присутствующий в качестве архетипической универсалии во всех крупнейших мифо-эпических системах мира. В свою очередь, это приводит нас к мысли о глубоко укоренной психологической потребности человеческого сознания в определенных элементах повествования, связанных с инициацией. Это, по сути, движение ab exterioribus ad interiora.
In brevi, можно ли говорить о тотемизме, и, в частности, о культе волка как о реальном историческом явлении или же исключительно как о литературном мотиве, заимствованным обыденным сознанием и трансформировавшемся в ряд популярных суеверий? На оба вопроса, видимо, смело можно ответить – «да». Архаическое, синкретическое мышление подразумевает полное тождество обыденной, «профанной» реальности с реальностью сакральной. В великой диалектике этой стадии человеческого сознания невозможно провести демаркационную линию, т.к. быт был религией, а религия – бытом, а миф – лишь повествованием о повседневном.
Данной статьей мы предлагаем эффективную, на наш взгляд, методику реконструкции древнейших представленческих комплексов путем сосредоточения внимания на героях первого и второго поколения по И. В. Шталь, т.к. именно вокруг этих персонажей группируется целый ряд наиболее архаических форм сознания и религии, включая такие как шаманизм, анимизм, культ предков, магия, тотемизм и др. Мы взяли лишь один аспект личности архаического героя – его умение черпать магическую силу у животных предков, и, как читатель мог заметить, все рассмотренные персонажи относятся к героям второго поколения. Это не может быть простым совпадением. С той же легкость мы можем исследовать и интерпретировать и другие аспекты фантастических способностей архаических героев в будущем.
1 Авдеев А. Д. Опыт типологической классификации по этнографическим материалам. М., Л. 1957.
2 Золотарев А. Пережитки тотемизма у народов Сибири. Л. 1934.
3 Семенов Ю. И. Возникновение человеческого общества. Красноярск. 1962.
4 Толстов С. П. Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1935. № 9–10. С. 224–245.
5 Хе В. Х. Культ животных у народов Кавказа – источник сведений о териофауне исследуемого региона. Вестник Ставропольского государственного университета. Ставрополь. 2010. Вып. 69(4). С. 230.
6 Там же.
7 Чибиров Л. А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвали. 1984. С. 96-97.
8 Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. К., М. 2002. С. 215.
9 Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М. 1960. С 413.
10 Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М. 1984. С. 421.
11 Карпов Ю. Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб. 1996. С. 177.
12 Уарзиаты В. С. Праздничный мир осетин. Владикавказ. 1995. С. 58.
13 Хасиев С. А. О некоторых древних чеченских оберегах: к вопросу о пережитках первобытных культов у вайнахов // Археолого-этнографический сборник. Грозный, 1969. Т. 3. С. 189.
14 Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. ст. М. 1976. С. 300.
15 См.: Шталь И.В. Эволюция эпического изображения (четыре поколения героев "Одиссеи" Гомера) // Типология народного эпоса. М. 1975.
16 См.: Баркова А.Л. Проблема глубины корней эпоса и воспроизводимости архаического клише в поэпическое время // Язык, литература, культура: Традиции и инновации. М. 1993; Баркова А.Л. Отличительные черты архаических героев в эпических традициях различных народов // Актуальные проблемы языкознания и литературоведения. М. 1994.
17 См.: Афанасьев Г.Е. Дохристианские религиозные воззрения алан (по материалам амулетов могильника Мокрая Балка). Советская этнография. 1976. № 1; Хе В. Х. Культ животных у народов Кавказа – источник сведений о териофауне исследуемого региона. Вестник Ставропольского государственного университета. Ставрополь. 2010. Вып. 69(4). С. 230-237.
18 Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М. 1960
19 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М. 1976. С. 179.
20 Абаев В.И. Нартский эпос осетин. Цхинвали. 1982. C. 155.
21 Там же. C. 219.
22 Иванов Вяч. Вс. Сходные черты в культе волка на Кавказе, в древней Малой Азии и на Балканах // Кавказ и Средиземноморье. Тбилиси. 1980. С. 58.
23 См.: Карпов Ю. Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб. 1996. С. 152.
24 Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. М. 1957. С. 143.
25 Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев/ Сост. Ортабаева Р. А. М. 1994. С. 309.
26 Там же. С. 309.
27 Там же. С. 319
28 Хаджиева Т. М. Нартский эпос балкарцев и карачаевцев // Нарты. Героический… С. 36 - 37.
29 Нарты. Героический… С. 622. Прим. 2.
30 Нарты. Осетинский героический эпос. М. 1990. Т.2. С. 389.
31 Нарты. Героический... С. 324.
32 Там же. С. 334.
33 Там же. С. 619. Прим. 1.
34 Джортуул, жортууул и др. - набег, поход за добычей.
35 Нарты: Адыгский героический эпос. М. 1974. С. 223.
36 См.: Михайлова Т. А. Отношение к смерти у кельтов: номинация умирания в гойдельских языках // Представления о смерти и локализация Иного мира у древник кельтов и германцев. М. 2002. С. 23.
37 Abaev V. Le cheval de Troie. // Annales. 1963. № 6. Novembre-Decembre. P. 1047.
38 Там же. P. 1047-1048.
39 Нарты. Кабардинский эпос. Нальчик. 1951. С. 227-229.
40 Abaev V. Le cheval de Troie. // Annales. 1963. № 6. Novembre-Decembre. P. С. 1058.
41 Тронский И.М. Предисловие. Илиада. M., Л. 1935. С. 24.
42 См.: Шталь И.В. Эволюция эпического изображения (четыре поколения героев «Одиссеи» Гомера) // Типология народного эпоса. М. 1975.