Репрессии 1930х гг. Трагедия в истории советского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:56, реферат

Описание работы

Я выбрала тему реферата, посвящённую репрессиям в СССР, потому что эта трагедия затронула миллионы судеб. Почти в каждой семье были родные и близкие люди незаконно и жестоко репрессированные и потерявшие лучшие годы жизни в тюремных лагерях, миллионы безвинно казнённых жестокой системой сталинских репрессий. 20-е – 30-е годы – одна из самых страшных страниц в истории СССР. Было проведено столько политических процессов и репрессий, что еще долгие годы историки не смогут восстановить все детали страшной картины этой эпохи. Эти годы обошлись стране в миллионы жертв, причем жертвами, как правило, становились талантливые люди, технические специалисты, руководители, ученые, писатели, интеллигенция. «Цена» борьбы за «счастливое будущее» становилась всё выше. Руководство страны стремилось избавиться от всех свободно мыслящих людей. Проводя один процесс за другим, государственные органы фактически обезглавили страну.

Содержание работы

Введение. 3

Основная часть.

Глава I. Период до убийства С.М.Кирова.

1. Идеологическая основа репрессий. 5
2. Борьба с вредительством. 6
2.1. Шахтинское дело 7
2.2. Дело Промпартии 8
2.3. Дело Трудовой крестьянской партии 8
2.4. Дело «Союзного бюро» 8
2.5. Репрессии в отношении иностранных технических специалистов 9
3. Раскулачивание 9

Глава II. «Большой террор».

1. Убийство С. М. Кирова и его последствия. 12
2. Московские процессы 16
3. Репрессии в армии 16
4. Массовый террор 17
5. Репрессии в отношении иностранцев и этнических меньшинств 19
6. Депортации народов 20
6.1 Депортации конца 1930-х 20
6.2. Депортация народов в 1941—1944 21

Глава III. Оценки масштабов репрессий

1. Количество осуждённых за «контрреволюционные преступления» 22
2. Количество депортированных 23

Заключение 24

Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат для сайта.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
 
 
 
 
 

Кафедра истории и психологии 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине: «Отечественная история»

на  тему:

 «Репрессии 1930х гг. Трагедия в истории советского народа» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2008 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.  

Введение.                                                                                  3

                                                                             

Основная  часть.  

       Глава I. Период до убийства С.М.Кирова.                    

          1. Идеологическая основа репрессий.                      5

        2. Борьба с вредительством.                                      6

              2.1. Шахтинское дело                                         7

             2.2. Дело Промпартии                                        8

             2.3. Дело Трудовой крестьянской партии      8

              2.4. Дело «Союзного бюро»                                8

              2.5. Репрессии в отношении иностранных технических специалистов                                                                          9

       3. Раскулачивание                                                       9

  

     Глава II. «Большой террор». 

            1. Убийство С. М. Кирова и его последствия.        12

       2.  Московские процессы                                           16

       3. Репрессии в армии                                                   16

       4. Массовый террор                                                     17

       5. Репрессии в отношении иностранцев и этнических меньшинств 19

    1. Депортации народов                                                20

               6.1 Депортации конца 1930-х                             20

               6.2. Депортация народов в 1941—1944             21

 

      Глава III. Оценки масштабов репрессий

     1. Количество осуждённых за «контрреволюционные преступления» 22

    2. Количество депортированных                                   23

 

Заключение                                                                                   24 

Список  литературы                                                                     25 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Я выбрала тему реферата, посвящённую  репрессиям в СССР, потому что эта  трагедия затронула миллионы судеб. Почти в каждой семье были родные и близкие люди незаконно и  жестоко репрессированные и потерявшие лучшие годы жизни в тюремных лагерях, миллионы безвинно казнённых жестокой системой сталинских репрессий. 20-е – 30-е годы – одна из самых страшных страниц в истории СССР. Было проведено столько политических процессов и репрессий, что еще долгие годы историки не смогут восстановить все детали страшной картины этой эпохи. Эти годы обошлись стране в миллионы жертв, причем жертвами, как правило, становились талантливые люди, технические специалисты, руководители, ученые, писатели, интеллигенция. «Цена» борьбы за «счастливое будущее» становилась всё выше. Руководство страны стремилось избавиться от всех свободно мыслящих людей. Проводя один процесс за другим, государственные органы фактически обезглавили страну.

     Террор  охватывал без разбора все  регионы, все республики. В расстрельных списках были фамилии русских, евреев, украинцев, грузин и других представителей больших и малых народов страны. Особенно тяжелыми были его последствия для тех районов, которые отличались культурной отсталостью до революции и где в 20 — 30-е годы быстро формировался слой интеллигенции, специалистов. Большой урон несли не только советские люди,но и представители зарубежных партий и организаций, работавших в СССР. «Чистка» коснулась и Коминтерна. Отправлялись в тюрьмы и концлагеря, высылались с позором из страны специалисты, добросовестно помогавшие стране в подъеме экономики.     

     Второй  тотальный кризис власти свидетельствовал о росте недоверия, отчужденности, враждебности вокруг партии и государственных организаций. В ответ – политика подавления, насилия, массового террора. Лидеры правящей партии проповедовали, что все стороны жизни общества должны быть пропитаны непримиримым духом классовой борьбы. Хотя с каждым годом революция становилась все дальше, число осужденных за «контрреволюционную» деятельность быстро росло. Миллионы людей побывали в лагерях, миллионы были расстреляны. Около ряда крупных городов (Москва, Минск, Воркута и др.)появились массовые захоронения замученных и расстрелянных.

             

     Цель  работы: изучить комплекс проблем, определяющих массовые репрессии, исследовать причины и последствия массовых репрессий в СССР

     Исходя  из степени изученности проблемы и не претендуя на исчерпывающее  ее исследование, автор поставил следующие  главные задачи:

     -выявить  причины осуществления массовых репрессий;

     -определить  масштаб репрессий по стране

     -раскрыть  структуру, формы и методы деятельности  партийно-государственной «машины».

     При написании реферата я использовала множество источников. Источниковую базу данного реферата составляют документы, на базе которых осуществлялись репрессии, а также документы, связанные с реабилитацией репрессированных и статистикой.  Кроме того, в своём реферате я использовала историческую литературу по этой проблеме, труды историков, посвящённые этой теме, дневники современников.

     Многие  историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков, которые начались после Октябрьской  революции 1917 года (Н.Верт). Ряд других исследователей (А.Дойчер) считает сталинские репрессии отходом советского руководства от политики большевиков. Некоторые историки (Марк Ферро) отмечают большое влияние внешних факторов, приведших Сталина к радикализации карательной политики: это и угроза мировой войны, и опыт устранения Гитлером своих потенциальных конкурентов, и практика гражданской войны в Испании. Причина перехода репрессий в террористическую стадию именно в 1937 году усматривается в наложении друг на друга причин внутренних и внешних. Но некоторые исследователи считают, что следует различать насилие в 1930 году, явившееся своего рода завершением начатой в 1917 году эпохи революционного насилия во имя становления государственности, и насилие в 1937 году. Кроме того, до сих пор продолжаются споры о так называемом «голодоморе» - о голоде в Украине в 1932-1933 годах. Украинские историки и политики утверждают, что это был тщательно спланированный геноцид против народа Украины, однако статистические ланные говорят о том, что от голода в те годы погибло много людей не только в Украине, но и по всему СССР, а потому все разговоры о геноциде являются лишь политической манипуляцией.

     Особое  место в литературе посвященной  сталинским репрессиям занимает Солженицын со своим произведением «Архипелаг ГУЛАГ», книга «О Сталине и сталинизме» Роя Медведева, и произведение Роберта Конквеста «Большой Террор». Жизнь в исправительно-трудовых лагерях того времени, куда направляли политических заключенных, описывается в книге Евгении Гинзбург «Крутой Маршрут», а также во многих ныне опубликованных дневниковых записках и мемуарах репрессированных в те страшные годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I.

     Период  до убийства С.М.Кирова.

      

    1. Идеологическая основа репрессий.
 

     Идеологическая  база сталинских репрессий (уничтожение  «классовых врагов», борьба с национализмом и «великодержавным шовинизмом» и т. д.) сформировалась ещё в годы гражданской войны. Самим Сталиным новый подход (концепция «усиления классовой борьбы по мере завершения строительства социализма») был сформулирован на пленуме ЦК ВКП(б) в июле 1928 года.

       И. В. Сталин, Речь «Об индустриализации  и хлебной программе» 9 июля 1928 года  на пленуме ЦК ВКП(б):

     «Мы говорим часто, что  развиваем социалистические формы хозяйства  в области торговли. А что это значит? Это значит, что  мы тем самым вытесняем  из торговли тысячи и тысячи мелких и средних торговцев. Можно ли думать, что эти вытесненные из сферы оборота торговцы будут сидеть молча, не пытаясь сорганизовать сопротивление? Ясно, что нельзя.

     Мы  говорим часто, что  развиваем социалистические формы хозяйства  в области промышленности. А что это значит? Это значит, что мы вытесняем и разоряем, может быть, сами того не замечая, своим продвижением вперед к социализму тысячи и тысячи мелких и средних капиталистов-промышленников. Можно ли думать, что эти разоренные люди будут сидеть молча, не пытаясь сорганизовать сопротивление? Конечно, нельзя.

     Мы  говорим часто, что  необходимо ограничить эксплуататорские поползновения  кулачества в деревне, что надо наложить на кулачество высокие  налоги, что надо ограничить право  аренды, не допускать права выборов кулаков в Советы и т. д., и т. п. А что это значит? Это значит, что мы давим и тесним постепенно капиталистические элементы деревни, доводя их иногда до разорения. Можно ли предположить, что кулаки будут нам благодарны за это, и что они не попытаются сорганизовать часть бедноты или середняков против политики Советской власти? Конечно, нельзя.

     Не  ясно ли, что все  наше продвижение  вперед, каждый наш  сколько-нибудь серьезный  успех в области  социалистического  строительства является выражением и результатом классовой борьбы в нашей стране?

     Но  из всего этого  вытекает, что, по мере нашего продвижения  вперед, сопротивление  капиталистических  элементов будет  возрастать, классовая  борьба будет обостряться, а Советская власть, силы которой будут возрастать все больше и больше, будет проводить политику изоляции этих элементов, политику разложения врагов рабочего класса, наконец, политику подавления сопротивления эксплуататоров, создавая базу для дальнейшего продвижения вперед рабочего класса и основных масс крестьянства.

     Нельзя  представлять дело так, что социалистические формы будут развиваться, вытесняя врагов рабочего класса, а враги  будут отступать  молча, уступая дорогу нашему продвижению, что затем мы вновь  будем продвигаться вперед, а они - вновь отступать назад, а потом "неожиданно" все без исключения социальные группы, как кулаки, так и беднота, как рабочие, так и капиталисты, окажутся "вдруг", "незаметно", без борьбы и треволнений, в лоно социалистического общества. Таких сказок не бывает и не может быть вообще, в обстановке диктатуры-пролетариата - в особенности.

     Не  бывало и не будет  того, чтобы отживающие классы сдавали добровольно  свои позиции, не пытаясь  сорганизовать сопротивление. Не бывало и не будет  того, чтобы продвижение  рабочего класса к социализму при классовом обществе могло обойтись без борьбы и треволнений. Наоборот, продвижение к социализму не может не вести к сопротивлению эксплуататорских элементов этому продвижению, а сопротивление эксплуататоров не может не вести к неизбежному обострению классовой борьбы.» 

         2.Борьба с вредительством. 

     Решение задачи форсированной индустриализации требовало не только вложения огромных средств, но и создания многочисленных технических кадров. Основную массу  рабочих, однако, составляли вчерашние неграмотные крестьяне, не обладавшие достаточной квалификацией для работы со сложной техникой. Советское государство также сильно зависело от технической интеллигенции, доставшейся в наследство от царских времён. Эти специалисты зачастую были довольно скептически настроены к коммунистическим лозунгам.

     Партия  коммунистов, выросшая в условиях гражданской  войны, воспринимала все сбои, возникавшие  в ходе индустриализации, как сознательный саботаж, результатом чего стала  кампания против так называемого вредительства. В ряде процессов по делам о вредительстве и саботаже выдвигались, например, такие обвинения:

Информация о работе Репрессии 1930х гг. Трагедия в истории советского народа