Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 15:45, реферат
Революция 1905–1907 гг. заставила царизм заняться обновлением изрядно обветшавшего строя, без представительных учреждений монархия уже была не в состоянии решать ни внутри, ни внешнеполитические проблемы. Согласно Основным законам 1906 г. Россия становилась дуалистической монархией: вся исполнительная власть по-прежнему сосредоточивалась в руках императора (члены Совета министров во главе с его председателем назначались царем и не были подотчетны Думе), а законодательная власть осуществлялась императором и общероссийским законодательным пред¬ставительством. Законодательное представительство было двухпалатным. Низовая палата – Государственная дума – формировалась согласно
1.Введение
Революция
1905–1907 гг. заставила царизм заняться обновлением
изрядно обветшавшего строя, без представительных
учреждений монархия уже была не в состоянии
решать ни внутри, ни внешнеполитические
проблемы. Согласно Основным законам 1906 г.
Россия становилась дуалистической монархией:
вся исполнительная власть по-прежнему
сосредоточивалась в руках императора
(члены Совета министров во главе с его
председателем назначались царем и не
были подотчетны Думе), а законодательная
власть осуществлялась императором и
общероссийским законодательным представительством.
Законодательное представительство было
двухпалатным. Низовая палата – Государственная
дума – формировалась согласно избирательному
закону. Верхняя палата – Государственный
совет – состояла из равного числа назначаемых
императором и выборных членов. Государственный
совет в силу принципов своего формирования
являлся органом представителей крупного
землевладения и верхов буржуазии и надежно
охранял царизм от реформ. Значительный
перевес дворянства и верхов буржуазии
в Думе обеспечил новый избирательный
закон в 1907 г., который внес большое значение
в политическую историю России.
Целью написания данной работы является изучение политической истории России в 1907-1914гг.
2. Россия в 1907-1914 гг.
2.1. Третьиюньская политическая система.
Новая система организации государства, сложившаяся после I русской революции получила название «третьиюньская политическая система».
Главным архитектором “третьеиюньской” политической системы являлся П. А. Столыпин, представитель старинного дворянского рода. Энергичный саратовский губернатор был замечен в апреле 1906 г. и получил портфель министра внутренних дел, а после разгона I Государственной думы в июле того же года стал председателем Совета министров.
20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. Она оказалась левее первой. Хотя главенствующее положение в Думе продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 депутатских мест. Представительство кадетов сократилось с 43 до 19%. Октябристам удалось провести 42 своих депутата. Социал-демократы, отказавшиеся от тактики бойкота, получили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%). В Думу были избраны также черносотенцы — 30 депутатов. В начале марта в Думе выступил председатель Совета министров Столыпин П.А. с правительственной декларацией о проведении либеральных реформ. В декларации говорилось, что правительство рассмотрело законопроекты о неприкосновенности личности, ненаказуемости участников экономических стачек, реформах в народном образовании и т.д., а так же аграрный вопрос. Правительственный проект не получил поддержки Думы.
Левые требовали радикального решения: полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность. В высших сферах было принято решение распустить Думу и изменить избирательный закон.
Черносотенцы организовали массовую кампанию, по приказу их Главного совета, местные отделы начали присылать тысячи телеграмм с требованием роспуска Думы. Так создавалась видимость "народного гласа". В качестве предлога для роспуска Думы была использована политическая провокация: 55 депутатов социал-демократов были обвинены в подготовке государственного переворота. Правительство потребовало отстранить их от заседания.
3 июня 1907 г. II Государственная дума была досрочно распушена, а некоторые члены социал-демократической фракции арестованы. В тот же день был издан новый закон, изменивший порядок выборов.
Изменение избирательного
губернские избирательные собрания, курии землевладельцев было предоставлено преобладание над другими куриями: в 34 губерниях из 52-х съезды землевладельцев выбирали в губернские избирательные собрания абсолютное большинство выборщиков; в общей сложности курия землевладельцев избрала 50,5% выборщиков (вместо 31%), крестьянская курия — 22,5% (вместо 42%);
Городская курия избирала по-прежнему 27% выборщиков, но теперь городские избиратели были разделены на две курии, причем первой (“цензовой”) было предоставлено большинство выборщиков.
Рабочая курия сохранилась лишь в 6-ти наиболее промышленных губерниях.
От каждой курии губернские избирательные собрания непременно должны были избрать в Думу по одному представителю, остальные депутаты могли быть избраны из любой курии.
Выборы в 3-ю Думу происходили осенью 1907 года в обстановке террора и разгула реакции. Правительство сумело на этот раз обеспечить послушный состав Думы. Большинство в ней имели помещики и буржуазия. Однако абсолютного большинства не имела ни одна партия, и дали следующий состав: правых 50, “умеренно-правых” 71, националистов 26 (всего правых 147), октябристов (центр.) 154; налево от октябристов: прогрессистов 28, кадетов 54, трудовиков 13, социал-демократов 20, поляков и литовцев 18, мусульман 8 (всего 141). Главную роль в третьей Думе играла фракция октябристов.
Третья Государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и ее состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников.
2.2.
Столыпинский план модернизации
страны
Послереволюционная
жизнь России неразрывно связана с личностью
премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина.
Это был, пожалуй, крупнейший государственный
деятель России начала XX в. Искренний монархист,
один из последних в высших эшелонах власти,
он представлял собой тип русского консерватора
новой формации, понимавшего, что для защиты
самодержавия, надлежит не только демонстрировать
силу, но и проводить необходимые реформы,
в частности — создать социальную базу
умиротворительной политики из мелких
собственников. Он никогда не сомневался,
что авторитаризм (самодержавие) и Россия
— вещи неразрывные, что все серьезные
преобразования можно проводить лишь
сильной рукой, что введение правового
строя — процесс длительный, требующий
многолетних усилий сверху, поддержки
и понимания снизу.
Девиз премьера был прост
и в тех условиях логичен: «успокоение
и реформы». Однако реформы приходилось
осуществлять в атмосфере не утихающих
беспорядков. Хотя с 1907 г. волна насилия
в стране пошла на спад, но не прекратилась.
По неполным данным, с января 1908 г. по май
1910г. отмечено 19 957 случаев террористических
актов и экспроприаций, от которых пострадало
по всей империи 7634 человека (в 1905—1907 гг.
в результате деятельности революционных
террористов убито и ранено не менее 9000
человек).
Модернизация страны, проведение социально-экономических и политических реформ для решения аграрного, рабочего и др. вопросов осознавалось правительством как необходимые меры, без которых усилия по успокоению страны оставались тщетными. При этом государство допускало только те преобразования, которые считались неизбежными. Речь шла о сложном лавировании между интересами различных классов и групп, но главным ориентиром оставалось сохранение "твердых монархических устоев" самодержавно- бюрократического государства.
События революции
1905 -1907 гг. показали, что важнейшее место
в социально - экономической и общественно
- политической жизни страны занимает
аграрный вопрос. Ситуация в русской деревне
была очень сложной.
По реформе 1861 г. крестьяне были наделены
землёй, но надельной землёй распоряжалась
община. Крестьянские семьи росли, земли
в общине становилось всё меньше. И крестьяне
свои взоры обращали на помещичьи земли.
У крестьян был свой, особый взгляд на
землю. Крестьяне считали, что земля не
может быть в личной собственности, она
- "Богова". Землю нельзя продавать,
закладывать, дарить, как это делали помещики.
Земля только временно принадлежит тому,
кто её обрабатывает. Частную собственность
на землю помещиков они считали несправедливой.
Напряжение между крестьянской общиной
и помещиками всё время росло. Община из
очага спокойствия превращалась в очаг
бунта. Кроме того, община сдерживала развитие
капитализма в деревне. Разрыв между уровнем
развития капитализма в промышленности
и сельском хозяйстве стал уже катастрофическим.
Нужно было срочно выправлять ситуацию.
Страна обладала исключительными по масштабам
земельными ресурсами, 85% населения было
занято в сельскохозяйственном производстве.
Если землю превратить в товар и пустить
её на рынок свободной продажи, то государство
может получить огромные деньги. Если
поднять производительность сельского
хозяйства, то также можно получить огромные
деньги и высвободившуюся рабочую силу.
Полученные средства и рабочую силу можно
направить для дальнейшей модернизации
страны. Но было ясно, что врагом частной
собственности на землю была крестьянская
община. И в правящих кругах возникла идея:
разрушить крестьянскую общину и утвердить
в обществе частную собственность на землю.
Правительство
П.А. Столыпина разработало реформу крестьянского
земельного владения, которая получила
название "столыпинская аграрная реформа". При
проведении аграрной реформы в России
П.А. Столыпин решил сделать ставку на
создание фермерских крестьянских хозяйств
с сохранением помещичьего землевладения.
Суть реформы состояла в том,
чтобы принудить крестьян к выходу из
общины с наделом. П.А. Столыпин считал,
что община держится, благодаря зажиточным
крестьянам. Ставку нужно делать не на
"убогих и пьяных, а на крепких и сильных".
Нужно дать возможность зажиточным крестьянам
выйти из общины. Они станут "маленькими
помещиками". Это подорвёт общину изнутри.
В стране возникнет новый слой собственников.
Они станут опорой власти. Остальные крестьяне
разорятся. Часть из них станет батраками
у фермеров, другую часть поглотит бурно
развивающаяся российская промышленность.
2.3.Основные
направления Столыпинской
аграрной реформы.
Проведение
земельной реформы началось в 1906 г. Цель
реформы состояла в том, чтобы сохранить
помещичье землевладение и одновременно
ускорить буржуазную эволюцию сельского
хозяйства, преодолеть общинную ментальность
и воспитать в каждом крестьянине чувство
собственника хозяина земли, сняв тем
самым социальную напряженность в деревне
и создав там прочную социальную опору
правительства в лице сельской буржуазии.
Основные направления аграрной столыпинской
реформы:
1)разрушение общины;
2)создание Крестьянского банка;
3)переселение крестьян в Сибирь и Казахстан.
4)Разрушение общины.
9 ноября 1906 г.
Николай II издал указ " О дополнении
некоторых постановлений
Из них у 2,8 млн. дворов земля была закреплена
в личной собственности по реформе 1861
г.Однако, не все к 1906 г. смогли расплатиться
с выкупными платежами и выйти из общины
после реформы 1861 г. , а только 0,8 млн. крестьянских
дворов. Предполагалось, что, согласно
указу 9 ноября 1906 г., 9,2 млн. крестьянских
дворов выйдут из общины и закрепят общинную
землю в личную собственность. 14 июня 1910
г. был издан закон, по которому выход
из общины стал обязательным. П.А.
Столыпин предполагал, что на проведение
аграрной реформы потребуется 20 лет. Он
говорил: "Дайте государству 20 лет покоя
внутреннего и внешнего и вы не узнаете
нынешнюю Россию". За это время он предполагал
провести реформы в области суда, местного
управления, народного просвещении, национальном
вопросе.
За 1907 - 1914 гг. из общины вышло примерно
2,5 млн. крестьянских дворов. В 1915 г. выход
из общины прекратился. Проведение реформы
принесло неожиданные результаты. Оказалось,
что первыми из общины устремились бедняки.
Богатые крестьяне выходить из общины
не спешили. Русская община оказалась
более жизнестойкой, чем полагало правительство.