Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:03, курсовая работа
Октябрьский переворот 1917 г., нацеленный на коренной слом старого государственного аппарата, на приобщение к его деятельности широких трудящихся масс, по форме кардинально изменил государственный аппарат. Всероссийский съезд Советов стал высшим органом государственной власти. В период между его съездами избирался ВЦИК -- исполнительная власть. Для непосредственного управления страной образовано первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Для руководства отдельными отраслями государственного управления постановлением Съезда были созданы первые 13 народных комиссариатов (наркоматов).
Введение
Октябрьский
переворот 1917 г., нацеленный на коренной
слом старого государственного аппарата,
на приобщение к его деятельности
широких трудящихся масс, по форме
кардинально изменил
По
составу новый аппарат
1.Верховный Совет - высший орган государственной власти в СССР
Высшие органы государственной власти. Конституция СССР 1936 г внесла коренные изменения в систему и организацию деятельности высших общесоюзных и республиканских органов власти. Она вводила всеобщее равное, прямое избирательное право для всех граждан с 18 лет, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав. С принятием Конституции СССР 1936 г прекратили свое существование Всесоюзные съезды Советов. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти учреждался Верховный Совет СССР. Первые выборы в Верховный Совет СССР состоялись 12 декабря 1937 г. В этот день трудящиеся СССР избрали в свой верховный орган 1143 депутата 12--19 января 1938 г состоялась первая сессия Верховного Совета СССР.
Верховный
Совет СССР единственный общесоюзный
законодательный орган, высший орган
государственной власти в СССР двухпалатной
системы. Совет Союза представлял
общие интересы всех граждан СССР
независимо от их национальной принадлежности
Совет национальностей являлся
органом национального
В каждой палате имелся Совет
старейшин. Совет старейшин — совещательный
рабочий орган Верховного Совета, образовывавшийся
в каждой из палат. До 1989 года существование
Совета старейшин не было юридически закреплено,
и он функционировал в силу традиции[1],
а после принятия 20 декабря 1989 г. Регламента
Съезда народных депутатов СССР и Верховного
Совета СССР Совет старейшин получил правовой
статус, его работе была посвящена статья
62 Регламента.[2]
Совет старейшин создавался в каждой из
палат (по квоте: Совет старейшин Совета
Союза — один представитель на четырёх
депутатов; Совет старейшин Совета Национальностей —
по два представителя от каждой союзной
республики и по одному от каждых автономной
республики, автономной области и автономного
округа); в задачи Совета старейшин входило
предварительное решение организационных
вопросов работы сессии Верховного Совета
(обсуждение повестки дня, установление
порядка обсуждения докладов и т.п.).
1.2 Полномочия Верховного Совета
Полномочия Верховного Совета расширялись по мере развития нашего государства. Конституция 1936 г. не содержала особой главы, определяющей права Верховного Совета СССР В ней было записано, что Верховный Совет СССР осуществляет законодательную власть, избирает Президиум, образует Правительство, назначает Верховный Суд СССР и Генерального прокурора.
Конституция
1936 г. по сравнению с первой союзной
Конституцией расширила полномочия
общесоюзных органов. К компетенции
СССР было отнесено утверждение образования
новых автономных республик и
автономных областей в составе союзных
республик, организация государственного
страхования, установление основ законодательства
о труде. У союзных республик
было изъято право на издание кодексов,
законодательство о суде, право решения
вопросов о трудовом законодательстве,
административно-
Верховному
Совету СССР была присвоена важная
контрольная функция право
Срок полномочий депутатов Верховного Совета СССР первого созыва истекал осенью 1941 г. В связи с нападением фашистской Германии Президиум Верховного Совета СССР 25 июня 1941 г принял решен отложить выборы. В годы Великой Отечественной войны состоялось 3 сессии Верховного Совета: в июне 1942 г., в феврале 1944 г в апреле 1945 г. На первой из них депутаты ратифицировали англо-советский договор о союзе в войне; на второй было принято решение расширении прав союзных республик в области внеших сношений и обороны страны и принят бюджет на 1944 г, апрельская сессия 1945 г рассмотрела и приняла закон о бюджете на 1945 г Воробьев, Г.Л. Делопроизводство. - М., 1987. - С. 182.
Первые послевоенные выборы состоялись в марте 1946 г. На сессиях 1946--1953 гг. обсуждались главным образом бюджеты СССР и отчеты об их исполнении утверждались указы Президиума Верховного Совета. На мартовской сессии 1951 г Верховный Совет принял Закон о защите мира.
На сессиях Верховного Совета СССР 1954--1957 гг. нашел отражение целый ряд мероприятий по расширению прав союзных республик в деле хозяйственного и культурного строительства, по расширению внешнеполитической деятельности Верховного Совета. В феврале 1955 г сессия Верховного Совета одобрила внешнюю политику Советского правительства и приняла Декларацию с призывом ко всем народам и государствам о необходимости укрепления международного сотрудничества, запрещения атомного оружия. В декабре 1955 г, сессия приняла постановление об обмене делегациями между Верховным Советом СССР и парламентариями иностранных государств.
Президиум
это орган, который обеспечивал
проведение выборов в Верховный
Совет СССР он разрабатывал и утверждал
положение о выборах, устанавливал
день проведения выборов и образовывал
избирательные округа, утверждал
состав Центральной избирательной
комиссии устанавливал единые формы
избирательных документов. Особенно
велики полномочия Президиума в вопросах
государственного строительства. Он определял
систему и компетенцию
Начиная
с 1953 г Президиум проделал огромную
работу по совершенствованию советского
законодательства, подготовил проекты
новых союзных законов, усилил контроль
за деятельностью Правительства Во
1.3 Принятие регламента Верховного Совета СССР
Высшим органом государственной власти согласно Конституции СССР 1936 г являлся Верховный Совет СССР, где сосредоточена вся полнота государственной власти. 7 октября 1977 г Верховный Совет СССР принял новую Конституцию СССР которая закрепила основы общественного строя и принципы организации и цели государства, а 19 апреля 1979 г был принят Регламент Верховного Совета СССР.
Демократический характер Советов в значительной мере определяется порядком их создания. Советы формируются на основе всеобщих равных, прямых выборов при тайном голосовании. В Советы любого уровня могут быть избраны с 8 лет а в Верховный Совет - с 21 года, Право выдвижения кандидатов принадлежит трудовым коллективам, кооперативным и другим общественным организациям, профсоюзам, ВЛКСМ, КПСС.
Верховный Совет СССР высший орган государственной власти, правомочный решать все вопросы, отнесенные к ведению СССР в том числе, утверждение и внесение изменений в Конституцию, принятие в состав СССР новых республик, образование новых автономных республик и автономных областей, утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета и отчета о его исполнении, образование подотчетных ему органов.
Верховный Совет СССР состоит из двух палат Совета Союза и Совета национальностей. Двухпалатная система обеспечивает представление в нем не только общих, но и особых национальных интересов трудящихся Правдина, И.В. Делопроизводство. - Ленинград, 1990. - С. 200.
Обе палаты наделены правом законодательной инициативы. Каждая из палат взаимно информирует о принятых его решениях ею законопроектам и другим вопросам. Каждая палата избирает председателя и 4 заместителей. Председатель руководит заседаниями палаты, ведает внутренним распорядком. Совместные заседания палат поочередно ведут председатели. Каждая палата образует Совет старейшин. Совет Союза формирует Совет старейшин из представителей групп депутатов, избранных по избирательным округам.
Основной организационной формой деятельности Верховного Совета остаются сессии Конституция предусматривает очередные и внеочередные сессии. Последние созываются по инициативе Президиума по требованию одной союзной республики или по требованию не менее 1/3 депутатов одной из палат. Верховный Совет избирает Президиум, образует Правительство, избирает Верховный Суд СССР, назначает Генерального прокурора СССР, образует различные комиссии.
1.4 Президиум, его функции
Президиум Верховного Совета постоянно действующий высший орган государственной власти, подотчетный Верховному Совету Конституция СССР 1936 г не давала определения его правового положения, записав лишь, что это орган, дающий толкование законов и издающий указы. Но деятельность Президиума выходила за эти рамки. Новая Конституция дала определение Президиуму постоянно действующий орган Верховного Совета, ему подотчетный, осуществляющий функции высшего органа государственной власти СССР в период между сессиями».
Работой Верховного Совета
руководил Президиум, который заново избирался
в начале работы Совета каждого созыва
на совместном заседании обеих палат из
числа депутатов. Президиум состоял из
председателя, его 15 заместителей (по одному
от каждой союзной республики), секретаря
и 20 членов.
Президиум был уполномочен ратифицировать
и денонсировать международные договоры,
вводить в отдельных местностях или по
всему СССР военное положение, отдавать
приказ об общей или частичной мобилизации,
объявлять войну, назначать послов СССР.
Кроме того, в функции Президиума входило:
издание указов; толкование действующих
законов; осуществление право помилования;
приём в советское гражданство, лишение
его и утверждение добровольного выхода
из советского гражданства; учреждение
орденов, медалей, почётных званий СССР
и награждение ими; установление воинских
званий, дипломатических рангов и т. п.;
назначение и смещение высшего командования
Вооруженных Сил и министров (последнее —
с последующим утверждением Верховным
Советом); отмена постановлений совета
министров СССР в случае их несоответствия
закону; представление Верховного Совета
(в период между его сессиями) в сношениях
с парламентами других стран; приём верительных
и отзывных грамот аккредитованных при
нём дипломатических представителей других
стран; проведение референдумов. Также
президиум имел право распустить Верховный
Совет и назначить досрочные выборы.