Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:18, реферат
В процессе подготовки данной работы я пользовалась следующими источниками: Л.С. Васильев «История Востока»; И.Е. Войнич «Всемирная история: национально-освободительные войны XIX века»; И.Д. Стадуб «История государства и права зарубежных стран». В каждом из них я смогла найти информацию по различным интересующим меня вопросам. В частности, в «Истории Востока» Васильева, мне удалось найти наиболее полное и детальное описание буржуазных реформ, которые проводились в Японии после революции Мэйдзи. Таким образом, с помощью данных источником я получила последовательную и точную информацию по исследуемому вопросу.
Введение 3
1. Государственный строй Японии до середины 60-х гг. XIX в. 4
2. Революция Мэйдзи. Восстановление императорской власти 6
3. Буржуазные реформы 70 – 80-х гг. 8
3.1 Административная реформа 8
3.2 Аграрная реформа 9
3.3 Военная реформа 9
3.4 Экономические преобразования 10
3.5 Политические преобразования 11
4. Конституция 1889 г. 13
5. Создание судебной системы 15
Заключение 16
Список использованных источников 17
РЕФЕРАТ
на тему: «Революция Мэйдзи в Японии, её итоги»
Минск 2012
Содержание:
Целью данной работы является полное рассмотрение темы, изучение основных событий. Необходимо выявить предпосылки революции, изучить ключевые моменты и определить основные итоги революции Мэйдзи.
Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
- выделить причины
ослабления власти
- рассмотреть революцию 1868 года, в результате которой была восстановлена власть императора;
- изучить буржуазные реформы 70 – 80-х гг.
Объектом исследования является история Японии с 1860 года по 1893 год.
Предметом исследования являются ослабление, упадок власти Токугава, революция Мэйдзи, восстановление императорской власти и буржуазные реформы 70 – 80-х гг.
В процессе подготовки данной работы я пользовалась следующими источниками: Л.С. Васильев «История Востока»; И.Е. Войнич «Всемирная история: национально-освободительные войны XIX века»; И.Д. Стадуб «История государства и права зарубежных стран». В каждом из них я смогла найти информацию по различным интересующим меня вопросам. В частности, в «Истории Востока» Васильева, мне удалось найти наиболее полное и детальное описание буржуазных реформ, которые проводились в Японии после революции Мэйдзи. Таким образом, с помощью данных источником я получила последовательную и точную информацию по исследуемому вопросу.
До XIX в. Япония являлась феодальной страной, процессы развития в которой были в значительной степени заторможены политикой «самоизоляции» прежде всего от «западных варваров». Начиная с XV в. рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, к окончательному утверждению экономической и политической самостоятельности владетельных князей – представителей крупных феодальных домов – даймё («большое имя»). Владения даймё охватывали провинции или группу провинций. Они лишь номинально признавали власть центрального военно-олигархического правительства, возглавляемого сёгуном, представителем одного из крупнейших и сильнейших феодальных домов (сёгуны родов Минамото, Асикага, Токугава правили Японией с конца XII в. по 1867 г.).
Вся административная и судебная иерархия находилась под контролем сёгуна. Власть императора была номинальной. Он почти безвыездно жил в своем дворце, его видели в основном прислуживающие ему лица и близкие родственники. Обычно по достижении некоторого возраста государи отказывались от престола и проводили остаток дней в уединении и молитвах.
Правительственными делами ведала администрация ставки сёгуна- бакуфу.
В предреволюционный период XIX в. в Японии начали складываться капиталистические отношения, существовали развитое ремесленное производство, домашняя и мануфактурная промышленность. Важную роль в экономике играла торгово-промышленная буржуазия. Интенсивно начинает разрушаться натуральное сельское хозяйства происходят массовое обнищание крестьян, быстрое углубление дифференциации японской деревни [3, с. 319].
Прямым следствием этих социальных сдвигов стал рост антиправительственных настроений среди определённых слоёв японского дворянства. В результате обеднения даймё самураи (светские феодалы; к высшему слою самурайского сословия принадлежали князья, занимавшие все административные посты при сёгуне, «внешние» князья, отстранённые от дел управления, придворная аристократия, служилое военное самурайство) потеряли своих покровителей, а вместе с тем и «рисовые пайки», которые они получали от сёгунской администрации, пополняя армию недовольных правящим режимом. Возрастало недовольство и крестьянства, беднейшая часть которого, задавленная тяжелыми арендными платежами, налогами, голодом, злоупотреблениями администрации, грабежами ростовщиков, становится главной силой так называемых «рисовых бунтов».
Рост антибакуфского движения затронул и некоторую часть крупных феодалов, среди которых выделились могущественные кланы юго-западных княжеств, где капиталистические отношения получили наибольшее развитие.
Широкое недовольство вызывала и неспособность сегуната противостоять угрозе независимости страны. В 1865 г. Англия, Франция, США и Голландия добились ратификации неравноправных торговых договоров, на основе которых Япония была приравнена впоследствии в торговых отношениях с ними к полуколониальному Китаю.
В этих условиях устранение сёгуната и восстановление власти императора становятся той идейной платформой, на которой происходит объединение различных слоев населения. Показательна и религиозная окраска антибакуфской идеологии. Так как буддизм был религией сегуната, ему противопоставлялась древняя религия японцев - синто, обожествлявшая императора [3, с. 320].
Восстановление императорской власти стало истинно переломным событием в истории Японии. 3 января 1868 г. императорским декретом сёгун был лишён власти и создано новое правительство, охрана которого, как и императорского дворца, поручалась самураям княжеств Сацума, Тесю и др. Токугава Кэйки решил оказать военное сопротивление новому правительству и повёл свои войска против императора на Киото. Потерпев поражение, Кэйки бежал на корабле в Эдо. Население Эдо встретило сёгуна враждебно, его дворец был подожжён, к городу вскоре подошли императорские войска. Видя неизбежность поражения, 4 мая 1868 г. Кэйки сдал Эдо без боя.
Императорский
двор и новое правительство обоснова
И после
этого сопротивление
Таким образом, завершилась борьба, окончательно восстановившая в Японии власть императора [2, с. 278]. Развернувшиеся в 1868 г. события привели к победе антибакуфских сил, к отставке сёгуна, упразднению бакуфу и восстановлению власти императора. Эти события получили название революция (или реставрация) Мэйдзи. Мэйдзи («просвещенное правление») - официальное наименование годов правления японского императора Муцухито (1868-1912 гг.)
Дальновидные самурайские круги видели в императорском престоле, в культе императора единственно надежную опору в деле консолидации японцев перед внешней угрозой. Не случайно именно в это время в Японии формируется тэнноизм (от слова тэнно - Сын Неба, древнего названия японского императора) как сложное многоплановое явление, получившее название императорский путь, несущее политический, идеологический, религиозный и мировозренческиий смысл, ставшее объединительным началом, которое выработало у японцев особое чувство национальной общности.
События 1868 г. расчистили путь для развития капиталистических
отношений, становления буржуазного государства.
Главные пропагандисты реформ в середине XIX в. происходили из купеческой среды, оппозиционной сегуну аристократии и тех лиц, которых сегуны посылали учиться в Европу или Америку военному делу и которые возвращались преисполненными удивления и восторга перед западной цивилизацией.
Революция Мэйдзи происходила не в феодальном, а в более архаичном и отсталом обществе. Если на Западе феодальное общество несло на себе следы культурного и политико-правового влияния нескольких цивилизаций, на базе которых оно сложилось, то здесь ситуация была во многом иной.
Как и
все великие революции,
В 70 - 80 гг. XIX в. были проведены реформы Мэйдзи. Муцухито и действовавшие от его имени советники начали с того, что радикально реформировали систему социальных связей в стране. Этому способствовала административная реформа 1871 г. С целью ослабить и сделать невозможными в дальнейшем феодальные распри реформа 1871 г. ликвидировала феодальные уделы и наследственные привилегии князей-даймё, а также подорвала социальную и экономическую базу самурайства. Вся Япония была разделена на губернии и префектуры во главе с назначаемыми из центра чиновниками. Кадры чиновников, за неимением альтернативы, комплектовались из числа тех же князей и самураев, но теперь это были уже не независимые аристократы или рыцари, но именно находившиеся на службе у государства и получавшие за это жалованье из казны чиновники. Причем это были чиновники, сформировавшиеся как социальный слой практически заново, не имевшие ни опыта, ни корней, ни традиций и потому еще не погрязшие в коррупции, не научившиеся практике бюрократических проволочет взяточничеству и всему остальному, что неизбежно сопутствует бюрократической структуре и что, в частности, было традиционной нормой в Китае. Конечно, связи и протекционизм при этом продолжали сохраняться и играли свою роль, но это зло в условиях всеобщих перемен не было угрожающим для трансформирующегося общества [1, с. 220].
Тем самым ликвидировался
феодальный сепаратизм, завершалось
государственное объединение
Особое место занимает аграрная реформа 1872 - 1873 гг. Земля, законодательно признанная собственностью тех, кто ею реально владеет, была закреплена за крестьянами. Правда, при этом значительная часть мелких землевладельцев теряла свои участки и, не будучи в силах выплатить выкуп за землю и налоги, переходила в разряд арендаторов и батраков либо переселялась в города. Но это в принципе не изменяло сути дела. Суть же сводилась к тому, что зажиточное крестьянство было освобождено от земельной ренты в пользу князей (собственно, именно за это князья и получили от казны свои крупные пенсии) и получило возможность за не столь уж тяжелый выкуп владеть своей землей и работать на рынок.
Иногда эту
реформу сопоставляют с
Требования, продиктованные угрозой экспансионизма стран Запада, определили в значительной мере содержание и других реформ Мэйдзи., в частности военной, ликвидировавшей старый принцип отстранения низших сословий от военной службы. В 1878 г. был введён закон о всеобщей воинской повинности. Его принятие стало прямым следствием, во-первых, роспуска самурайских формирований, во-вторых, провозглашения в 1871 г. «равенства всех сословий».
В 1872 г. был принят также закон о ликвидации старых званий, упрощавших сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку). Всё остальное население было отнесено к «простому народу». «Равенство всех сословий» не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты отверженных («эта»). Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. От воинской повинности можно было откупиться [3, с. 322].
Реформы открыли
перед японским купеческим капиталом
достаточно широкий простор для
частнопредпринимательской
И наконец, еще одной принципиально важной акцией японского правительства, направленной все в ту же сторону, было решение вначале взять на себя строительство наиболее крупных и экономически неэффективных промышленных предприятий (арсеналы, металлургические заводы, верфи и т. п.), а затем, согласно принятому в 1880 г. закону, за бесценок продать их в руки наиболее крупных и умело действовавших торгово-промышленных компаний, таких, как Мицуи, Мицубиси, Фурукава и др. Тем самым японское правительство не только ясно продемонстрировало твердый курс на поддержку защищенного законом частного предпринимательства, но и избавило Японию как государство от невыносимого груза неэффективной казенной промышленности, тяжесть которого всегда ощущали и ныне ощущают подавляющее большинство развивающихся стран [1, с. 222].