Революция Мэйдзи в Японии, её итоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

В процессе подготовки данной работы я пользовалась следующими источниками: Л.С. Васильев «История Востока»; И.Е. Войнич «Всемирная история: национально-освободительные войны XIX века»; И.Д. Стадуб «История государства и права зарубежных стран». В каждом из них я смогла найти информацию по различным интересующим меня вопросам. В частности, в «Истории Востока» Васильева, мне удалось найти наиболее полное и детальное описание буржуазных реформ, которые проводились в Японии после революции Мэйдзи. Таким образом, с помощью данных источником я получила последовательную и точную информацию по исследуемому вопросу.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный строй Японии до середины 60-х гг. XIX в. 4
2. Революция Мэйдзи. Восстановление императорской власти 6
3. Буржуазные реформы 70 – 80-х гг. 8
3.1 Административная реформа 8
3.2 Аграрная реформа 9
3.3 Военная реформа 9
3.4 Экономические преобразования 10
3.5 Политические преобразования 11
4. Конституция 1889 г. 13
5. Создание судебной системы 15
Заключение 16
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

Революция Мэйдзи в Японии.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

3.5 Политические преобразования

 

Были ликвидированы  все ограничения на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциями, была упорядочена денежная система. Всё это способствовало развитию капиталистических отношений.

С целью предотвращения народных выступлений император  в 1881 г. издаёт указ о введении с 1890 г. парламентского правления.

Буржуазно-либеральная оппозиция в 1881 г. создаст Либеральную Партию (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоёв и сельской буржуазии. К ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники и арендаторы.

В 1882 г. создаётся партия умеренной оппозиции – Партия конституционных реформ (Кайсинто), в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции.

Программные требования обеих партий были почти одинаковыми. Они требовали введения парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, снижения налогов, пересмотра неравноправных договоров с западными странами, проведения денежной реформы и др. [3, с. 322].

На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной Конституционно-имперской партии (Мэйсэито), деятельность которой была направлена на то, чтобы ограничить будущие конституционные реформы угодными ему рамками. Наряду с созданием правительственной партии охранительным антидемократическим целям служило и предконституционное законодательство. В частности, законом 1884 г. в Японии на европейский манер вводились новые титулы знатности: князей, маркизов, графов, виконтов, баронов, которым было предоставлено впоследствии право формировать верхнюю палату японского парламента.

В 1885 г. был создан Кабинет министров при верхней палате (нижняя палата упразднена в 1873 г., что содействовало возвышению знати из дворцового окружения императора). Одновременно в противовес Кабинету было учреждено Министерство императорского двора, куда вошли министр двора, хранитель печати и главный камергер, должности вполне автономные. В 1886 г. был создан Тайный совет для дачи рекомендаций и утверждения проекта конституции [3, с. 323].

 

 

4. Конституция 1889 г.

 

11 февраля 1889 г. император «даровал» своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам.

В Конституции  закреплена обширная власть японского императоpa. Он «занимал престол на вечные времена» и правил «в силу своего происхождения», являлся носителем государственного суверенитета.

Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной». Император имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, назначать всех должностных лиц, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и т. д. Законодательная власть также вверялась императору и парламенту. Император утверждал законы и предписывал их исполнение. Императорские указы имели силу закона.

Эти указы обычно появлялись вовремя парламентских каникул, которые длились девять месяцев в году. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения. Министры и все высшие должностные лица назначались императором и были ответственны перед ним.

Парламент по Конституции  состоял из двух палат: палаты пэров  и палаты представителей. Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. Ст. 17 Конституции запрещала парламенту какие-либо обсуждения, касающиеся изменений в статусе императорского дома [3, с. 323].

По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основе высокого (25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получали избирательных прав. Избирательным правом пользовался только 1 % населения. Нижняя палата на 48 % состояла из помещиков.

Членами верхней  палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие «особые заслуги» перед императором. Срок полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней - в 7 лет.

Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатов, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, который мог быть отнесен к разряду «секретных». В случае отклонения бюджета парламентом правительство

могло применить  бюджет предыдущего года.

В Конституции  нашла отражение относительно самостоятельная роль военщины, правящей монархической демократии. Привилегированное положение занимали Тайный совет и Совет старейшин (генро), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящая верхушка армии. Тайный совет, состоящий из президента, вице-президента и 25 советников, назначался императором из высших военно-бюрократических кругов. Он был независим от парламента и от Кабинета министров. Фактически каждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета. От Тайного совета же исходило одобрение императорских указов и назначений. В

неконституционный орган Генро (Совет старейшин), оказывающий решающее влияние на политику страны вплоть до первой мировой войны, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших юго-западных княжеств.

Специальный раздел Конституции был посвящен правам и обязанностям японских подданных, в котором на первое место поставлены их обязанности платать налоги и нести военную службу. Среди прав и свобод названы свобода выбора местожительства, перемещения, свобода от произвольных арестов, свобода слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, союзов. Но все эти свободы допускались «в установленных законом пределах» [3, с. 324].

 

5. Создание судебной  системы

 

Реформы периода  Мэйдзи потребовали не только организационного, но и законодательного обеспечения, что и было осуществлено в последующие десятилетия. Иностранные инструкторы обучали войско, приглашенные европейские правоведы приобщали к опыту кодификационных работ. 80-е гг.

стали начальной  стадией обновления законодательства, а первое десятилетие следующего века - периодом уточнений и адаптации к более консервативному кругу [3, с. 324].

В 1880 г. с помощью иностранных консультантов были разработаны уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. Оба составлялись под большим влиянием европейских образцов, прежде всего Французского уголовного кодекса.

Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась «от имени императора и согласно законам».

В 1890 г. на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии, создаются местные окружные суды, оппеляционные суды и Большой суд правосудия, которому принадлежало право толковать законы, выступать в качестве высшей апелляционной инстанции. Из судей апелляционных судов и Большого суда правосудия образовывались коллегии административных судов.

Законом 1890 г. предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров.

В 1893 г. был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем, как министра юстиции, так и прокуратуры [3, с. 325].

Заключение

 

Уже на рубеже XIX—XX вв. сформировались основные черты  и характерные особенности японского капитализма, начало которому положил приход к власти императора. Крупные феодалы (дайме), являвшиеся основной социальной опорой сёгуната, были вскоре отстранены от власти. Были изданы законы о свободе внутренней и внешней торговли, уничтожении средневековых гильдий, свободе купли и продажи земли, свободном выборе сельскохозяйственных культур (для посевов), создании банков и акционерных обществ и т.д.

Радикальный характер реформ очевиден. Пришедшее к власти новое руководство во главе с императором решительно отказывалось от старых принципов, чреватых феодальной раздробленностью и междоусобицами, ведших к децентрализации и своеволию сильных и независимых, опиравшихся на собственные воинские формирования князей. Взамен этого создавалась стройная административно-бюрократическая система, основанная на равенстве сословий, на усилении роли казны и единой финансовой системы страны, на подчиненных центру регулярных воинских подразделениях. Впервые в истории Японии император и его правительство сказывались не одной из соперничающих политических сил, но единственной, полной и общепризнанной властью.

Однако наиболее важные преобразования буржуазного  характера были осуществлены уже  позднее – в начале 70-х годов, после окончания Гражданской войны. Эти преобразования оказались возможными лишь в результате событий 1867 – 1868 гг.

Важно заметить, что с самого начала XX в. японский капитализм был сильным, динамично эволюционирующим и конкурентоспособным на международном рынке. Японский капитал и созданная им промышленная база послужили прочной основой для всей политики Японии, особенно для ее внешней политики.

Список использованных источников:

1. Васильев, Л.С. Реформы и становление основ японского капитализма / Л.С. Васильев // История Востока: учебник в 2 т. / Т.2, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2001 – с.220-225.

 

2. Войнич, И.Е. Революция Мэйдзи. Восстановление императорской власти/ И.Е. Войнич // Всемирная история: Национально-освободительные войны XIX века / М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. – с. 259 – 278.

 

3. Стадуб, И.Д. Революция Мэйдзи / И.Д. Стадуб // История государства и права зарубежных стран / Дистанционное образование: учеб.-метод. пособие – 2-е изд. – Мн.: БИП-С Плюс, 2005. – с. 319 – 325.




Информация о работе Революция Мэйдзи в Японии, её итоги