Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:18, реферат
В процессе подготовки данной работы я пользовалась следующими источниками: Л.С. Васильев «История Востока»; И.Е. Войнич «Всемирная история: национально-освободительные войны XIX века»; И.Д. Стадуб «История государства и права зарубежных стран». В каждом из них я смогла найти информацию по различным интересующим меня вопросам. В частности, в «Истории Востока» Васильева, мне удалось найти наиболее полное и детальное описание буржуазных реформ, которые проводились в Японии после революции Мэйдзи. Таким образом, с помощью данных источником я получила последовательную и точную информацию по исследуемому вопросу.
Введение 3
1. Государственный строй Японии до середины 60-х гг. XIX в. 4
2. Революция Мэйдзи. Восстановление императорской власти 6
3. Буржуазные реформы 70 – 80-х гг. 8
3.1 Административная реформа 8
3.2 Аграрная реформа 9
3.3 Военная реформа 9
3.4 Экономические преобразования 10
3.5 Политические преобразования 11
4. Конституция 1889 г. 13
5. Создание судебной системы 15
Заключение 16
Список использованных источников 17
Были ликвидированы все ограничения на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциями, была упорядочена денежная система. Всё это способствовало развитию капиталистических отношений.
С целью предотвращения народных выступлений император в 1881 г. издаёт указ о введении с 1890 г. парламентского правления.
Буржуазно-либеральная оппозиция в 1881 г. создаст Либеральную Партию (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоёв и сельской буржуазии. К ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники и арендаторы.
В 1882 г. создаётся партия умеренной оппозиции – Партия конституционных реформ (Кайсинто), в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции.
Программные требования обеих партий были почти одинаковыми. Они требовали введения парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, снижения налогов, пересмотра неравноправных договоров с западными странами, проведения денежной реформы и др. [3, с. 322].
На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной Конституционно-имперской партии (Мэйсэито), деятельность которой была направлена на то, чтобы ограничить будущие конституционные реформы угодными ему рамками. Наряду с созданием правительственной партии охранительным антидемократическим целям служило и предконституционное законодательство. В частности, законом 1884 г. в Японии на европейский манер вводились новые титулы знатности: князей, маркизов, графов, виконтов, баронов, которым было предоставлено впоследствии право формировать верхнюю палату японского парламента.
В 1885 г. был создан Кабинет министров при верхней палате (нижняя палата упразднена в 1873 г., что содействовало возвышению знати из дворцового окружения императора). Одновременно в противовес Кабинету было учреждено Министерство императорского двора, куда вошли министр двора, хранитель печати и главный камергер, должности вполне автономные. В 1886 г. был создан Тайный совет для дачи рекомендаций и утверждения проекта конституции [3, с. 323].
11 февраля 1889 г. император «даровал» своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам.
В Конституции закреплена обширная власть японского императоpa. Он «занимал престол на вечные времена» и правил «в силу своего происхождения», являлся носителем государственного суверенитета.
Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной». Император имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, назначать всех должностных лиц, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и т. д. Законодательная власть также вверялась императору и парламенту. Император утверждал законы и предписывал их исполнение. Императорские указы имели силу закона.
Эти указы обычно появлялись вовремя парламентских каникул, которые длились девять месяцев в году. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения. Министры и все высшие должностные лица назначались императором и были ответственны перед ним.
Парламент по Конституции состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. Ст. 17 Конституции запрещала парламенту какие-либо обсуждения, касающиеся изменений в статусе императорского дома [3, с. 323].
По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основе высокого (25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получали избирательных прав. Избирательным правом пользовался только 1 % населения. Нижняя палата на 48 % состояла из помещиков.
Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие «особые заслуги» перед императором. Срок полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней - в 7 лет.
Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатов, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, который мог быть отнесен к разряду «секретных». В случае отклонения бюджета парламентом правительство
могло применить бюджет предыдущего года.
В Конституции нашла отражение относительно самостоятельная роль военщины, правящей монархической демократии. Привилегированное положение занимали Тайный совет и Совет старейшин (генро), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящая верхушка армии. Тайный совет, состоящий из президента, вице-президента и 25 советников, назначался императором из высших военно-бюрократических кругов. Он был независим от парламента и от Кабинета министров. Фактически каждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета. От Тайного совета же исходило одобрение императорских указов и назначений. В
неконституционный орган Генро (Совет старейшин), оказывающий решающее влияние на политику страны вплоть до первой мировой войны, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших юго-западных княжеств.
Специальный раздел Конституции был посвящен правам и обязанностям японских подданных, в котором на первое место поставлены их обязанности платать налоги и нести военную службу. Среди прав и свобод названы свобода выбора местожительства, перемещения, свобода от произвольных арестов, свобода слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, союзов. Но все эти свободы допускались «в установленных законом пределах» [3, с. 324].
Реформы периода Мэйдзи потребовали не только организационного, но и законодательного обеспечения, что и было осуществлено в последующие десятилетия. Иностранные инструкторы обучали войско, приглашенные европейские правоведы приобщали к опыту кодификационных работ. 80-е гг.
стали начальной стадией обновления законодательства, а первое десятилетие следующего века - периодом уточнений и адаптации к более консервативному кругу [3, с. 324].
В 1880 г. с помощью иностранных консультантов были разработаны уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. Оба составлялись под большим влиянием европейских образцов, прежде всего Французского уголовного кодекса.
Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась «от имени императора и согласно законам».
В 1890 г. на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии, создаются местные окружные суды, оппеляционные суды и Большой суд правосудия, которому принадлежало право толковать законы, выступать в качестве высшей апелляционной инстанции. Из судей апелляционных судов и Большого суда правосудия образовывались коллегии административных судов.
Законом 1890 г. предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров.
В 1893 г. был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем, как министра юстиции, так и прокуратуры [3, с. 325].
Уже на рубеже XIX—XX вв. сформировались основные черты и характерные особенности японского капитализма, начало которому положил приход к власти императора. Крупные феодалы (дайме), являвшиеся основной социальной опорой сёгуната, были вскоре отстранены от власти. Были изданы законы о свободе внутренней и внешней торговли, уничтожении средневековых гильдий, свободе купли и продажи земли, свободном выборе сельскохозяйственных культур (для посевов), создании банков и акционерных обществ и т.д.
Радикальный характер
реформ очевиден. Пришедшее к власти
новое руководство во главе с императором решительно
отказывалось от старых принципов, чреватых
феодальной раздробленностью и междоусобицами,
ведших к децентрализации и своеволию
сильных и независимых, опиравшихся на
собственные воинские формирования князей.
Взамен этого создавалась стройная административно-
Однако наиболее
важные преобразования буржуазного
характера были осуществлены уже
позднее – в начале 70-х годов,
после окончания Гражданской во
Важно заметить, что с самого начала XX в. японский капитализм был сильным, динамично эволюционирующим и конкурентоспособным на международном рынке. Японский капитал и созданная им промышленная база послужили прочной основой для всей политики Японии, особенно для ее внешней политики.
1. Васильев, Л.С. Реформы и становление основ японского капитализма / Л.С. Васильев // История Востока: учебник в 2 т. / Т.2, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2001 – с.220-225.
2. Войнич, И.Е. Революция Мэйдзи. Восстановление императорской власти/ И.Е. Войнич // Всемирная история: Национально-освободительные войны XIX века / М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. – с. 259 – 278.
3. Стадуб, И.Д. Революция Мэйдзи / И.Д. Стадуб // История государства и права зарубежных стран / Дистанционное образование: учеб.-метод. пособие – 2-е изд. – Мн.: БИП-С Плюс, 2005. – с. 319 – 325.