Режим капитуляций в Османской империи в ХVI- н XX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть сущность режима «капитуляций» в Османской империи в ХVI- н XXв.
Задачи:
- изучить литературные источники по данной теме;
-рассмотреть, как сложился этот режим, что представлял собой, как работал;
-проследить, как оформлялись отношения Османской империи и странами Европы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.22 Кб (Скачать файл)

Вскоре после подписания этого  договора турецкие войска начали наступательные операции в Западном Иране и овладели Хамаданом. В 1725 г. они захватили Казвин, а затем, после нелегкой осады, и Тебриз. Иранскому шаху в 1726 г. удалось все же одержать победу над султанскими войсками, находившимися уже на подступах к Исфахану. В 1727 г. был заключен ирано-турецкий договор на выгодных для Османской империи условиях. Иран уступил ей не только те земли в Закавказье, которые султан уже считал своими по русско-турецкому договору 1724 г., но и признал власть империи османов в Хузестане и Зенджане, Казвине и Тегеране. Таким образом, Иран уступал Османской империи чуть ли не половину своей территории. Но успех турок оказался недолговечным. Талантливый иранский полководец Надир, в конце 20-х годов XVIII в. ставший фактическим правителем страны, добился перелома в войне в пользу Ирана. В 1730 г. он изгнал султанские войска из Хамадана, Керманшаха и Южного Азербайджана. В 1733 г. армия Надира разгромила турок в битве при Киркуке, в 1734—1735 гг. его войска заняли Северный Азербайджан, Восточную Грузию и Северную Армению. Походы войск Надира, так же как и турецкие завоевания, приносили тяжелейшие страдания народам Закавказья. Их земли опустошались, десятки тысяч мирных жителей уводились в рабство. В 1736 г. в Эрзуруме был подписан ирано-турецкий мирный договор, по которому Османской империи пришлось вернуть Ирану все принадлежавшие ему области, которые отошли ей по ранее заключенным договорам или были захвачены в войне 1724—1736 гг. Престижу Османской империи снова был нанесен большой урон.

 

§2. Попытки реформ и отхода от режима капитуляций

Кризис империи, становившийся  все более очевидным с XVIII в., достиг своего апогея в начале XIX в. Реформы  Селима III и Махмуда II на рубеже XVIII—XIX вв. были отчаянной попыткой покончить  с пережитками тянувшей страну в  средневековье военно-ленной системы. Кое-чего они помогли добиться, но последующий ход событий и, в  частности, военные успехи Мухаммеда  Али Египетского, поставившего Порту (этим термином в Европе обозначали султанское правительство и Османскую  империю в целом) на грань военного краха, свели результаты второго  тура реформ практически на нет. От полной гибели империя была спасена  лишь в результате вмешательства  держав, не желавших этого: неизбежно  вставал вопрос об обширном наследстве владений империи в Европе, больной  вопрос о проливах, на которые претендовала Россия, что категорически не устраивало другие страны, прежде всего Англию. Уже летом 1839 г. державы официально объявили, что берут Порту под  свое «коллективное попечение», а  Лондонская конференция, ультимативно потребовавшая от Мухаммеда Али  отказаться от плодов его побед, в 1840 г. узаконила это коллективное попечительство, причем у нового султана Абдул-Меджида (1839-1861) не было иного выхода, как  принять его. Острый внутриполитический и экономический кризис, военное  поражение, давление держав, успешно  добивавшихся все новых уступок  и льгот, — все это ставило  перед новым султаном и его  советниками, наиболее известным из которых был Решид-паша, нелегкие задачи, решить которые можно было только с помощью очередного тура реформ [12, с. 29].

Быстро росла внешняя торговля, но приток европейской промышленной продукции отрицательно сказался на финансах и экономике Османской  империи. Импорт британских фабричных  тканей разрушил кустарное текстильное  производство и выкачал из государства  золото и серебро. Еще одним ударом по хозяйству явилось подписание в 1838 Балто-Лиманской торговой конвенции, по которой импортные пошлины  на товары, ввозимые в империю, замораживались на уровне 5%. Это означало, что зарубежные коммерсанты могли действовать в империи на равных с местными купцами. В результате большая часть торговли в стране оказалась в руках иностранцев, которые в соответствии с «Капитуляциями» были освобождены от контроля со стороны чиновников.

Требовались радикальные преобразования, и именно к ним управители империи  вынуждены были прибегнуть. Очередной  тур реформ (1839-1870) получил наименование Танзимата («реформы», «преобразования»).

Реформы 50-60-х годов XIX в сделали  еще один шаг по пути установления равенства всех подданных империи: был учрежден официальный статус немусульманских общин-миллетов (греческой, армянской, еврейской и др.), объявлено  о допуске их представителей к  государственной службе (вопрос об участии их в армии остался  нерешенным). Был принят важный закон  о земле, отменены цеховые регламенты в городах, упорядочена система  налоговых откупов. Судебная власть была отделена от административной, а  шариатские суды несколько потеснены. Было создано министерство просвещения, ведавшее светскими учебными заведениями, вплоть до высших. И наконец, реформы  предоставили немало прав и льгот  иностранному капиталу, прежде всего, право на владение недвижимостью. Осуществление всех этих реформ было связано с деятельностью виднейших реформаторов второй половины XIX в. Али-паши и Фуад-паши, советников Абдул-Меджида и его преемника Абдул-Азиза 1 (1861-1876), руководивших правительством империи. Руководствуясь доктриной османизма (все подданные империи — османы), они стремились сохранить доминирующее положение турок в стране при формальном равенстве всех населяющих империю народов. Понимая необходимость дальнейшей европеизации страны, они делали соответствующие уступки иностранному капиталу, хотя и отчетливо осознавали, сколь непопулярна эта политика и какие мощные силы в империи противостоят ей.

Что касается уступок, то они сводились  к тарифным льготам (8% — единый таможенный налог для иностранных товаров), к подтверждению режима капитуляций, к учреждению ведущего в финансовых делах империи англо-французского Оттоманского банка (1856), вскоре приобретшего статус государственного банка, а также к обширным капиталовложениям в промышленное, железнодорожное строительство, добычу и обработку сельскохозяйственного и иного сырья. Следует заметить, что одновременно рос внешний долг страны, ибо дефицит государственного бюджета со времен Крымской войны погашался за счет займов. Задолженность к 1876 г. достигла огромной суммы в 6 млрд. франков. Платой за это было все более широкое предоставление иностранному капиталу возможностей для проникновения в экономику империи. Результатом этого было постепенное изменение хозяйства страны, втягивавшейся в мировой рынок. Изменялся облик экономики как в сфере традиционного ремесла и торговли, так и в области сельского хозяйства. Все более заметные позиции в хозяйстве занимала нарождавшаяся промышленность, для ее нужд создавалась развитая инфраструктура [6, с. 152].

Таким образом, система капитуляций  носила фактически тройной характер, а общее руководство капитуляциями, как торговыми, так и религиозно-административными, осуществляло ведомство иностранных  дел.

Внешняя торговля находилась целиком  в руках иностранных компаний, которые пользовались в силу режима капитуляций рядом привилегий, в  то время как местные торговцы были их лишены. Иностранные купцы  платили таможенную пошлину, согласно неравноправным договорам, в размере  лишь 5%, а затем 3% стоимости товара и притом только один раз - при ввозе  товара в страну. Турецкие подданные  должны были платить таможенные сборы  в размере 10 или 12%, причем с одного и того же товара пошлина взималась  по нескольку раз на многочисленных внутренних таможнях, существовавших в каждой области.

На основе капитуляций данных в XVII—XVIII вв. жизнь и имущество иностранных  купцов были неприкосновенны. В то же время жизнь и имущество местных  купцов зависели от произвола феодальных властей, от пашей, часто присваивавших себе их собственность. При таком положении местные купцы не могли конкурировать с иностранцами.

В XVII-XVIII вв. Османская империя представляла собой феодальную деспотию во главе  с султаном-халифом.

 

§3. Режим «капитуляции» в начале XX века

Турция, в силу своего выгодного  географического положения, благоприятных  природных условий, богатейших запасов  сырья, а также внутренней политической слабости, давно привлекала внимание западных держав. С 70-х годов XIX века под влиянием перерастания капитализма  в империализм борьба ведущих  империалистических государств за монопольное  обладание сферами приложения капитала в Османской империи обострилась, но, поскольку взаимные противоречия не позволили им довести раздел империи  до конца, неразделенная часть постепенно превратилась в полуколонию империализма в целом.

Важнейшими рычагами экономического подчинения Турции были займы, концессии, банки, внешняя торговля и система  капитуляций (неравноправных договоров). Иностранному капиталу принадлежали железные дроги, морской транспорт, средства связи, кредитно-банковские учреждения, промышленные, муниципальные и торговые предприятия.

Постепенно «пальма первенства»  в экономической и политической жизни переходит к кайзеровской Германии, которая вовлекла Турцию в мировую империалистическую войну  на своей стороне и превратила ее в «своего военного и финансового  вассала».

Для ведения войны Турция не имела  прочной экономической базы. Страна была разорена, казна опустошена. Армия  и флот целиком подчинялись германскому  военному командованию. Не хватало  медикаментов, обмундирования, боеприпасов, продовольствия, транспорта, средств  связи и др. военного имущества.

Военная конъюнктура способствовала обогащению турецкой буржуазии, но положение  рабочих и ремесленников было плачевным. В стране процветала спекуляция, была введена карточная система, цены на продукты широкого потребления  росли непрерывно, а заработная плата  осталась на уровне 1913 г. Рабочий день доведен до 14 часов, выходные и отпуска  отменены.

Ремесленники, объединенные в средневековые  цехи, находились в бедственном положении, незавидным было и положение мелких чиновников, конторских и торговых служащих, которые по несколько месяцев не получали жалованья и вынуждены были идти в кабалу к ростовщикам.

Анти германские настроения распространялись и среди офицеров. В их среде возникло тайное общество. В одном из выпущенных им прокламаций говорилось: "Солдаты, вы боретесь за чужие интересы. Вы жертвуете своей жизнью, чтобы обратить нашу дорогую родину в германскую колонию".

Формой протеста среди солдат стало  массовой дезертирство с фронта. Дезертировали  в одиночку и группами, часто с  оружием. Остановить это бегство  не могли даже специально созданные  карательные отряды.

В стране усилилось недовольство младотурецким  режимом. Повсюду стихийно проходили  массовые демонстрации и антиправительственные  выступления, в которых принимали  участие даже женщины и дети.

В связи с поражением Германии в  мировой войне, главную роль "вершительницы  судеб" на Ближнем Востоке среди  империалистических государств стала  играть Англия. Её ближайшей целью  в Турции был захват проливов и  расчленение Малой Азии. Это входило  составной частью в общий план британского империализма, связанный  с интервенцией в Советской России, с установлением протектората над  Ираном и Афганистаном, с захватом арабских областей и созданием, таким образом, сплошного пояса английских колоний или полуколоний от Индии до Босфора [6, с. 159].

После военного разгрома Турции, она  подписала позорное Мудросское перемирие, означавшее крах Оттоманской Империи. Державы Антанты считали, что  могут, наконец, осуществить её полный раздел. Империалисты не видели в Турции силы, которая могла бы помещать оккупации и затем расчленению  страны. Противники Антанты - младотурки ушли с политической арены.

Страны Антанты, не удовлетворившись отторжением от Османской империи  арабских земель, стремились покончить  с существованием самой Турцией, территория которой привлекала их и как объект колониальной эксплуатации, и как плацдарм для развёртывания антисоветской интервенции. После подписания Мудросского перемирия началась оккупация Анатолии войсками Великобритании, Франции, Италии и Греции. Державы Антанты назначили в Стамбул своих верховных комиссаров, восстановили режим капитуляций, отмененный в начале войны, взяли под свой контроль банки, фабрики, рудники, железные дороги и государственные учреждения. Всё это нанесло тяжёлый удар по экономическим интересам различных слоев турецкого общества.

Успехи кемалистской революции  спутали все карты держав Антанты. Условия навязанного султану  в 1920 г. кабального Севрского договора, в соответствии, с буквой которого и началась, в частности, интервенция греков в Анатолии, были пересмотрены. В итоге конференции в Лозанне была признана независимость Турции в ее современных границах. Еще ранее, 1 ноября 1922 г., ВНСТ приняло закон о ликвидации султаната, после чего осенью 1923 г. Турция была провозглашена республикой. Правда, давление исламского духовенства сказалось в том, что представитель султанской династии Абдул-Меджид II был официально провозглашен «халифом всех мусульман», однако в марте 1924 г. был ликвидирован и халифат.

Вначале 1919 г. к власти в стране пришли иттиляфисты, но пределы их власти были весьма ощутимо ограничены войсками Антанты, оккупировавшими ряд территорий империи и введшими свой флот в  проливы. В мае 1919 г. в добавление к этому Греция оккупировала Измир  и прилегающие территории. А поскольку  турецкая армия по условиям капитуляции  оказалась демобилизованной, все  это открывало простор для  дальнейшего расчленения страны. Неудивительно, что подобная перспектива  вызвала сопротивление, принявшее  вначале стихийный характер. В  зоне оккупации начали действовать  партизанские отряды, количество которых  быстро росло. По всей стране стали  возникать общества защиты прав местного населения, в руководстве которых  основную роль играли представители интеллигенции и прежде всего офицерства. В 1919 г., сначала в июле в Эрзеруме, а затем в сентябре в Сивасе состоялись один за другим два конгресса этих обществ, на которых был избран Представительный комитет во главе с генералом Кемаль-пашой. Документы конгрессов призывали страну к борьбе за независимость и против оккупантов, а султана — к созданию нового кабинета. В октябре был создан новый кабинет, а в январе 1920 г. созван вновь избранный парламент, принявший «Национальный обет», т. е. декларацию независимости Турции, содержавшую призывы к уничтожению всех препятствий для развития страны, включая, прежде всего привилегии держав. В ответ на эту декларацию державы в марте 1920 г. оккупировали Стамбул и разогнали парламент. Султан был вынужден покориться, а его новое правительство официально выступило против Представительного комитета и Кемаля-паши. Такой поворот событий вызвал бурный взрыв негодования по всей стране. На волне национально-патриотического подъема в апреле 1920 г. в Анкаре был избран новый меджлис — Великое национальное собрание Турции (ВНСТ), в которое были включены и 105 бежавших из Стамбула членов разогнанного парламента. Председателем ВНСТ стал Мустафа Кемаль-паша, провозгласивший новый орган власти единственной законной властью Турции [3, с. 202].

Информация о работе Режим капитуляций в Османской империи в ХVI- н XX в.