Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть сущность режима «капитуляций» в Османской империи в ХVI- н XXв.
Задачи:
- изучить литературные источники по данной теме;
-рассмотреть, как сложился этот режим, что представлял собой, как работал;
-проследить, как оформлялись отношения Османской империи и странами Европы.
Вскоре после подписания этого договора турецкие войска начали наступательные операции в Западном Иране и овладели Хамаданом. В 1725 г. они захватили Казвин, а затем, после нелегкой осады, и Тебриз. Иранскому шаху в 1726 г. удалось все же одержать победу над султанскими войсками, находившимися уже на подступах к Исфахану. В 1727 г. был заключен ирано-турецкий договор на выгодных для Османской империи условиях. Иран уступил ей не только те земли в Закавказье, которые султан уже считал своими по русско-турецкому договору 1724 г., но и признал власть империи османов в Хузестане и Зенджане, Казвине и Тегеране. Таким образом, Иран уступал Османской империи чуть ли не половину своей территории. Но успех турок оказался недолговечным. Талантливый иранский полководец Надир, в конце 20-х годов XVIII в. ставший фактическим правителем страны, добился перелома в войне в пользу Ирана. В 1730 г. он изгнал султанские войска из Хамадана, Керманшаха и Южного Азербайджана. В 1733 г. армия Надира разгромила турок в битве при Киркуке, в 1734—1735 гг. его войска заняли Северный Азербайджан, Восточную Грузию и Северную Армению. Походы войск Надира, так же как и турецкие завоевания, приносили тяжелейшие страдания народам Закавказья. Их земли опустошались, десятки тысяч мирных жителей уводились в рабство. В 1736 г. в Эрзуруме был подписан ирано-турецкий мирный договор, по которому Османской империи пришлось вернуть Ирану все принадлежавшие ему области, которые отошли ей по ранее заключенным договорам или были захвачены в войне 1724—1736 гг. Престижу Османской империи снова был нанесен большой урон.
§2. Попытки реформ и отхода от режима капитуляций
Кризис империи, становившийся все более очевидным с XVIII в., достиг своего апогея в начале XIX в. Реформы Селима III и Махмуда II на рубеже XVIII—XIX вв. были отчаянной попыткой покончить с пережитками тянувшей страну в средневековье военно-ленной системы. Кое-чего они помогли добиться, но последующий ход событий и, в частности, военные успехи Мухаммеда Али Египетского, поставившего Порту (этим термином в Европе обозначали султанское правительство и Османскую империю в целом) на грань военного краха, свели результаты второго тура реформ практически на нет. От полной гибели империя была спасена лишь в результате вмешательства держав, не желавших этого: неизбежно вставал вопрос об обширном наследстве владений империи в Европе, больной вопрос о проливах, на которые претендовала Россия, что категорически не устраивало другие страны, прежде всего Англию. Уже летом 1839 г. державы официально объявили, что берут Порту под свое «коллективное попечение», а Лондонская конференция, ультимативно потребовавшая от Мухаммеда Али отказаться от плодов его побед, в 1840 г. узаконила это коллективное попечительство, причем у нового султана Абдул-Меджида (1839-1861) не было иного выхода, как принять его. Острый внутриполитический и экономический кризис, военное поражение, давление держав, успешно добивавшихся все новых уступок и льгот, — все это ставило перед новым султаном и его советниками, наиболее известным из которых был Решид-паша, нелегкие задачи, решить которые можно было только с помощью очередного тура реформ [12, с. 29].
Быстро росла внешняя торговля, но приток европейской промышленной продукции отрицательно сказался на финансах и экономике Османской империи. Импорт британских фабричных тканей разрушил кустарное текстильное производство и выкачал из государства золото и серебро. Еще одним ударом по хозяйству явилось подписание в 1838 Балто-Лиманской торговой конвенции, по которой импортные пошлины на товары, ввозимые в империю, замораживались на уровне 5%. Это означало, что зарубежные коммерсанты могли действовать в империи на равных с местными купцами. В результате большая часть торговли в стране оказалась в руках иностранцев, которые в соответствии с «Капитуляциями» были освобождены от контроля со стороны чиновников.
Требовались радикальные преобразования, и именно к ним управители империи вынуждены были прибегнуть. Очередной тур реформ (1839-1870) получил наименование Танзимата («реформы», «преобразования»).
Реформы 50-60-х годов XIX в сделали еще один шаг по пути установления равенства всех подданных империи: был учрежден официальный статус немусульманских общин-миллетов (греческой, армянской, еврейской и др.), объявлено о допуске их представителей к государственной службе (вопрос об участии их в армии остался нерешенным). Был принят важный закон о земле, отменены цеховые регламенты в городах, упорядочена система налоговых откупов. Судебная власть была отделена от административной, а шариатские суды несколько потеснены. Было создано министерство просвещения, ведавшее светскими учебными заведениями, вплоть до высших. И наконец, реформы предоставили немало прав и льгот иностранному капиталу, прежде всего, право на владение недвижимостью. Осуществление всех этих реформ было связано с деятельностью виднейших реформаторов второй половины XIX в. Али-паши и Фуад-паши, советников Абдул-Меджида и его преемника Абдул-Азиза 1 (1861-1876), руководивших правительством империи. Руководствуясь доктриной османизма (все подданные империи — османы), они стремились сохранить доминирующее положение турок в стране при формальном равенстве всех населяющих империю народов. Понимая необходимость дальнейшей европеизации страны, они делали соответствующие уступки иностранному капиталу, хотя и отчетливо осознавали, сколь непопулярна эта политика и какие мощные силы в империи противостоят ей.
Что касается уступок, то они сводились
к тарифным льготам (8% — единый таможенный
налог для иностранных товаров)
Таким образом, система капитуляций
носила фактически тройной характер,
а общее руководство
Внешняя торговля находилась целиком в руках иностранных компаний, которые пользовались в силу режима капитуляций рядом привилегий, в то время как местные торговцы были их лишены. Иностранные купцы платили таможенную пошлину, согласно неравноправным договорам, в размере лишь 5%, а затем 3% стоимости товара и притом только один раз - при ввозе товара в страну. Турецкие подданные должны были платить таможенные сборы в размере 10 или 12%, причем с одного и того же товара пошлина взималась по нескольку раз на многочисленных внутренних таможнях, существовавших в каждой области.
На основе капитуляций данных в
XVII—XVIII вв. жизнь и имущество иностранных
купцов были неприкосновенны. В то же
время жизнь и имущество
В XVII-XVIII вв. Османская империя представляла собой феодальную деспотию во главе с султаном-халифом.
§3. Режим «капитуляции» в начале XX века
Турция, в силу своего выгодного
географического положения, благоприятных
природных условий, богатейших запасов
сырья, а также внутренней политической
слабости, давно привлекала внимание
западных держав. С 70-х годов XIX века
под влиянием перерастания капитализма
в империализм борьба ведущих
империалистических государств за монопольное
обладание сферами приложения капитала
в Османской империи
Важнейшими рычагами экономического подчинения Турции были займы, концессии, банки, внешняя торговля и система капитуляций (неравноправных договоров). Иностранному капиталу принадлежали железные дроги, морской транспорт, средства связи, кредитно-банковские учреждения, промышленные, муниципальные и торговые предприятия.
Постепенно «пальма первенства»
Для ведения войны Турция не имела
прочной экономической базы. Страна
была разорена, казна опустошена. Армия
и флот целиком подчинялись
Военная конъюнктура способствовала обогащению турецкой буржуазии, но положение рабочих и ремесленников было плачевным. В стране процветала спекуляция, была введена карточная система, цены на продукты широкого потребления росли непрерывно, а заработная плата осталась на уровне 1913 г. Рабочий день доведен до 14 часов, выходные и отпуска отменены.
Ремесленники, объединенные в средневековые цехи, находились в бедственном положении, незавидным было и положение мелких чиновников, конторских и торговых служащих, которые по несколько месяцев не получали жалованья и вынуждены были идти в кабалу к ростовщикам.
Анти германские настроения распространялись и среди офицеров. В их среде возникло тайное общество. В одном из выпущенных им прокламаций говорилось: "Солдаты, вы боретесь за чужие интересы. Вы жертвуете своей жизнью, чтобы обратить нашу дорогую родину в германскую колонию".
Формой протеста среди солдат стало массовой дезертирство с фронта. Дезертировали в одиночку и группами, часто с оружием. Остановить это бегство не могли даже специально созданные карательные отряды.
В стране усилилось недовольство младотурецким режимом. Повсюду стихийно проходили массовые демонстрации и антиправительственные выступления, в которых принимали участие даже женщины и дети.
В связи с поражением Германии в мировой войне, главную роль "вершительницы судеб" на Ближнем Востоке среди империалистических государств стала играть Англия. Её ближайшей целью в Турции был захват проливов и расчленение Малой Азии. Это входило составной частью в общий план британского империализма, связанный с интервенцией в Советской России, с установлением протектората над Ираном и Афганистаном, с захватом арабских областей и созданием, таким образом, сплошного пояса английских колоний или полуколоний от Индии до Босфора [6, с. 159].
После военного разгрома Турции, она подписала позорное Мудросское перемирие, означавшее крах Оттоманской Империи. Державы Антанты считали, что могут, наконец, осуществить её полный раздел. Империалисты не видели в Турции силы, которая могла бы помещать оккупации и затем расчленению страны. Противники Антанты - младотурки ушли с политической арены.
Страны Антанты, не удовлетворившись отторжением от Османской империи арабских земель, стремились покончить с существованием самой Турцией, территория которой привлекала их и как объект колониальной эксплуатации, и как плацдарм для развёртывания антисоветской интервенции. После подписания Мудросского перемирия началась оккупация Анатолии войсками Великобритании, Франции, Италии и Греции. Державы Антанты назначили в Стамбул своих верховных комиссаров, восстановили режим капитуляций, отмененный в начале войны, взяли под свой контроль банки, фабрики, рудники, железные дороги и государственные учреждения. Всё это нанесло тяжёлый удар по экономическим интересам различных слоев турецкого общества.
Успехи кемалистской революции спутали все карты держав Антанты. Условия навязанного султану в 1920 г. кабального Севрского договора, в соответствии, с буквой которого и началась, в частности, интервенция греков в Анатолии, были пересмотрены. В итоге конференции в Лозанне была признана независимость Турции в ее современных границах. Еще ранее, 1 ноября 1922 г., ВНСТ приняло закон о ликвидации султаната, после чего осенью 1923 г. Турция была провозглашена республикой. Правда, давление исламского духовенства сказалось в том, что представитель султанской династии Абдул-Меджид II был официально провозглашен «халифом всех мусульман», однако в марте 1924 г. был ликвидирован и халифат.
Вначале 1919 г. к власти в стране
пришли иттиляфисты, но пределы их власти
были весьма ощутимо ограничены войсками
Антанты, оккупировавшими ряд территорий
империи и введшими свой флот в
проливы. В мае 1919 г. в добавление
к этому Греция оккупировала Измир
и прилегающие территории. А поскольку
турецкая армия по условиям капитуляции
оказалась демобилизованной, все
это открывало простор для
дальнейшего расчленения
Информация о работе Режим капитуляций в Османской империи в ХVI- н XX в.