Содержание
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Роль Боярской думы в системе органов
государственной власти и управления
в XV-XVII веках
1.1. Возникновение Боярской думы.. ………………………………………….5
1.2. Роль Боярской Думы в системе органов
власти и управления в XV-XVI веках…………………………………………………………………………..8
1.3. Роль Боярской Думы в системе
органов власти и управления в XVII веках ……..………………………………………………………………10
Глава 2. Сословный состав Боярской Думы
в XV-XVII в. 14
2.1. Бояре и окольничьи……………………………………………………….13
2.2. Думские дворяне и думские дьяки………………………………………15
2.3 Боярская
Дума при Иване IV…………………………………….……….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы……………..…………………………………………….….23
Введение
XVII век явился эпохой окончательного
становления абсолютизма и складываем
предпосылок для возникновения империи.
К середине XVII века произошло ослабление
роли основных органов сословно-представительной
монархии – Боярской Думы и Земских Соборов.
Их роль в политической жизни страны практически
исчезает. Власть все более становится
подчиненной царю. Свою волю народу он
диктует через набирающие силу органы
исполнительной власти – приказы.
Именно в XVII веке усиливается власть
царя. Он увеличивает доходы казны, реорганизует
финансовое управление. Царь создает полки
«нового строя», которые состоят из рейтаров.
Это явление говорит о стремлении царя
к усилению своего влияния в отношении
к дворянству. Царь решает вопрос о кодификации
законов в виде нового Соборного Уложения
1649 г. XVII век стал решающим в становлении
российской государственности. Он знаменовался
значительным усилением царской власти.
Боярская
дума - это высший совет, состоявший
из представителей феодальной аристократии.
В эпоху Киевской Руси Боярская дума являлась совещанием
князей со своими дружинниками и «старцами
градскими» (местной родоплеменной знатью),
в удельный период боярские думы представляли
собой совет при великом князе.
Известно
мало подробностей о ходе дел в
Боярской Думе, но большие последствия ее работы явственны
всем. Под ее руководством создавался
московский государственный строй, добывавший
средства и способы отбиваться от бесчисленных
внешних врагов, отовсюду оцепивших Московское
государство, в Думе создавался и самый
порядок направления этих средств на защиту
страны и на ее внутреннее устройство.
Боярская
Дума существовала до самых времен
Петра Великого, когда ее значение
перешло к Сенату.
В распоряжении
современных исследователей находятся
достаточно многочисленные источники
по истории государева двора
России. Прежде всего это письменные источники.
Сюда можно отнести юридические, деловые
документы, а также исторические труды.
Наиболее ценным источником
является Соборное уложение 1649 года. Этот
законодательный документ состоял из
25 глав, в которые входили 967 статей. Первые
главы Соборного уложения посвящены борьбе
с выступлениями против церкви и государства.
Подобные инциденты карались смертной
казнью. Таким образом, государство поставило
под свой контроль все население страны,
все его социальные слои.
Глава 1. Роль
Боярской думы в системе органов
государственной власти и управления
в XV-XVII веках.
Возникновение Боярской думы
Политическим строем Российского
государства стало самодержавие
с Боярской думой и боярской аристократией.
Царь являлся главой государства. Он законодательствовал
в масштабе всей страны, был главой исполнительной
власти, командовал войсками, распоряжался
финансами, был высшим судьей. Все государственные
функции царь осуществлял при участии
Боярской думы, Земских соборов через
систему приказов и воевод.
Реорганизация
государственного аппарата начинается
еще с 80-х годов XV в., после присоединения
к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода,
Великого Новгорода и освобождения
Руси от татарского ига. Дворцово-вотчинная
система государственного управления,
сложившаяся еще во времена феодальной
раздробленности, стала непригодна в новых
условиях. Значительно усиливается власть
царя, оформляется Боярская дума, создаются
центральные органы управления — приказы.
Боярская
дума, постоянно действующий совет
знати, сложилась при великом
князе. Ее члены назначались великим
царем на основе местнических правил. Боярская дума развивалась
из совета при князе, включавшего наиболее
крупных феодалов. В Думу входили потомки
бывших удельных князей и наиболее родовитые
и влиятельные бояре (20-30 человек) [1].
Не раз
бояре даже правили государством
за малолетних или неспособных князей.
Дмитрий Донской, умирая, приказал своим
детям: «бояр же своих любите и
честь им достойную воздавайте, без
их думы ничтоже творите».
Заседания Думы
проходили под председательством
царя или наиболее родовитого из бояр.
Дума обсуждала
запросы приказов и воевод о делах,
которые эти органы не могли решить,
давала указания приказам и воеводам по делам текущего
управления. В ней обсуждались военные
и международные вопросы, через нее проходила
дипломатическая переписка.
Дума же была
высшим контрольным учреждением. Она
собирала сведения о служилых людях,
интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи,
как, например, о том, сколько денег было
потрачено в приказе на свечи, чернила
и дрова [2].
Решение (приговор)
Думы (особенно с участием царя) по сложному
делу, поступившему из приказа, или
по частной жалобе становилось прецедентом при разборе в приказах
аналогичных дел.
Компетенция
Боярской Думы в основном была намечена
Судебником 1550 г. и Соборным Уложением
1649 г. Законодательное значение
Думы было прямо утверждено царским Судебником
1550 г. (ст.98). Дума участвовала в принятии
законов вместе с царем, затем в качестве
составной части Земского Собора. Боярская
Дума не имела твердо очерченной компетенции,
отдельной от царской власти. Дума участвовала
в законодательстве, обсуждала законопроекты,
утверждавшиеся царем. Она обсуждала запросы
приказов и воевод о делах, которые эти
органы не могли решить, давала указания
приказам и воеводам по делам текущего
управления. В ней обсуждались военные
и международные вопросы, через нее проходила
дипломатическая переписка.
Поскольку Дума часто выступала в роли высшей
судебной инстанции, то ее решения в этой
области, очень часто восполняли пробелы
законодательства. Это было законодательство
Думы посредством прецедентов. Дума также
утверждала новые налоги, принимала решения
по вопросам организации армии, земельным
делам, международным связям, руководила
приказами и надзирала за местным управлением.
Боярская
дума разрешала важнейшие государственные
дела. Ею был утверждён великокняжеский
судебник 1497 г. и судебники 1550, 1589 гг. Статья
98 Судебника 1550 г. считала приговор Боярской
думы необходимым элементом законодательства:
«а которые будут дела новые, и в сём судебнике
не написаны, и как те дела с государства
доклада и со всех бояр приговор вершаться».
Указ о кабальном холопстве в апреле 1597
г. царь «приговорил со всеми бояры», ноябрьский
указ того же года о беглых крестьянах
«царь указал и бояре приговорили».
Значение
думы было указано в царском судебнике:
«А которые будут дела новые, а в сем судебнике
не написаны, и как те дела с государева
докладу и со всех бояр приговору вершатся,
- и те дела в сем судебнике приписывати».
Законодательными источниками были признаны
государевы указы и боярские приговоры.
Общая законодательная формула была такова:
«Государь указал, и бояре приговорили».
Это понятие о законе, как результате нераздельной
деятельности царя и думы, доказывается
всею историей законодательства в Московском
государстве. Но из этого общего правила
были и исключения. Так, упоминаются в
качестве законов царские указы без боярских
приговоров; с другой стороны, есть ряд
законов, данных в форме боярского приговора
без царского указа: «Все бояре на Верху
приговорили». Царские указы без боярских
приговоров объясняются или случайностью
борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью
разрешаемых вопросов, не требовавших
коллегиального решения, или поспешностью
дела. Боярские же приговоры без царских
указов объясняются или полномочием, данным
на этот случай боярам, или отсутствием
царя и междуцарствием. Таким образом,
из этих случаев отнюдь нельзя заключать
о раздельности законодательных прав
царя и думы.
Заседания Боярской
думы проводились в Кремле: в Грановитой
палате, иногда в личной половине дворца
(Передней, Столовой или Золотой
палатах), реже вне дворца, например,
в опричном дворце Ивана Грозного в Москве
или Александровской слободе.
Функции и
прерогативы Думы расширялись по
мере усложнения и дифференциации задач
государственного управления. Фактически она превратилась
в «соправительствующий» орган при монархе.
1.2. Роль Боярской думы в системе
органов власти и управления в XV-XVI вв.
В течение
всего своего существования Дума
по своему составу оставалась аристократической,
но постепенно она пополнялась людьми
не очень знатными или совсем незнатными,
и ее численность в конце 70-х
гг. составляла 94 человека [3].
Поэтому уже к середине XVII века возникла необходимость
решения срочных вопросов в более узком
кругу лиц.
При молодом царе Иване IV сложилось правительство,
которое, по определению А. Курбского,
вошло в историю под названием «Избранной
рады». В 50–е годы оно приступило к реформам.
«Избранная рада» по составу представляла
все сословия феодалов. Реформ требовало
дворянство, недовольное засильем крупных
феодалов в период «боярского правления».
Проводимые в 50–е годы реформы объективно
способствовали усилению центральной
власти и дворянства.
Нежелание считаться с
мнением Боярской думы могло иметь
своим последствием отъезд бояр к
другому князю, изоляцию князя, ослабление
его влияния. В своих вотчинах
они чувствовали себя по-прежнему
удельными князьями, какими были их отцы
и деды. Словом, новое московское боярство
приняло вид родовой и земельной аристократии
с притязаниями на участие в управлении
государством. С конца XV в., когда стало
расти политическое влияние дворянства
и когда великий князь принял суровые
меры против отъезжающих из Москвы бояр,
стало падать и значение Боярской думы.
Огромные
военные расходы и тяготы войны
обострили внутреннее положение
в стране. Правительство «Избранной
рады» фактически распалось, его
руководители подверглись опале. Иван
IV стал в своем правлении опираться на
узкий круг доверенных лиц и на аппарат
приказов. Влияние боярской Думы падало.
Политический курс Ивана IV, направленный
на дальнейшую централизацию власти в
стране, сопровождался «опалой» ее противников. Опричнина стала своеобразным
государством над государством. В опричнине
царь освободился наконец от укоренившейся
опеки со стороны боярской Думы и церкви.
Опричнина явилась первой попыткой утверждения
в России самодержавной формы правления.
В декабре 1564 г. царь со всем двором
неожиданно покинул столицу и переехал
в Александровскую слободу. В грамотах,
посланных в Москву, Иван Грозный обвинял
бояр в «измене», однако в отношении горожан
говорилось, что царь на них «не гневается
и опале их не подвергает». Купцы и горожане
объявили, что сами готовы «потребить
всех изменников», просили боярскую Думу
вернуть царя. У послов от митрополита
и бояр Иван IV потребовал всей полноты
власти, чтобы «опалы свои класть, а иных
казнить и животы их имати». Так, объявив
о своем отречении от престола и использовав
поддержку московского посада, царь вырвал
у Думы и Священного собора согласие на
введение в государстве чрезвычайного
положения.
Вся территория
страны была разделена на «опричнину»
и «земщину». Опричнина управлялась особым
«государевым двором», имела свой приказной
аппарат и войско. Земщиной по–прежнему
управлял боярская Дума. Передача правления
Думе носила фиктивный. характер.
Иван Грозный
создал репрессивный режим опричнины,
чтобы устранить со своего пути те общественные
группы и слои, которые ограничивали его
власть. Опричный террор обрушился на
многие княжеские и боярские фамилии.
Ответом на эти
действия стали боярско–княжеские
заговоры. В1564 г. последовало поражение
русского войска между Улой и Оршей. Оно связывается
с изменой ближайшего помощника царя,
князя Андрея Курбского.