Роль Боярской думы в системе органов государственной власти и управления в XV-XVII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:54, контрольная работа

Описание работы

XVII век явился эпохой окончательного становления абсолютизма и складываем предпосылок для возникновения империи. К середине XVII века произошло ослабление роли основных органов сословно-представительной монархии – Боярской Думы и Земских Соборов. Их роль в политической жизни страны практически исчезает. Власть все более становится подчиненной царю. Свою волю народу он диктует через набирающие силу органы исполнительной власти – приказы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Роль Боярской думы в системе органов государственной власти и управления в XV-XVII веках
1.1. Возникновение Боярской думы.. ………………………………………….5
1.2. Роль Боярской Думы в системе органов власти и управления в XV-XVI веках…………………………………………………………………………..8
1.3. Роль Боярской Думы в системе органов власти и управления в XVII веках ……..………………………………………………………………10
Глава 2. Сословный состав Боярской Думы в XV-XVII в. 14
2.1. Бояре и окольничьи……………………………………………………….13
2.2. Думские дворяне и думские дьяки………………………………………15
2.3 Боярская Дума при Иване IV…………………………………….……….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы……………..…………………………………………….….23

Файлы: 1 файл

БОЯРСКАЯ ДУМА. ИОГП 1.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 

 В формировании централизованного  государства царская власть опиралась  на многочисленное дворянство, политическое значение которого все возрастало, и на купечество. Таким образом, создавалась сословно-представительная монархия, которая характеризуется наличием сословно-представительных органов как в центре (Земский собор. Боярская дума), так и на местах (губные и земские органы). Царское правительство опирается в этих органах на дворян и купечество для подавления протеста эксплуатируемых масс, а также для борьбы с феодальной аристократией, стремившейся возродить порядки периода феодальной раздробленности. Сословно-представительная монархия — важный этап развития феодального государства на пути к самодержавию.

1.3.  Роль Боярской думы в системе органов власти и управления в XVII вв.

В XVII в. число  членов Боярской Думы постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и  престижный чин — боярский —  царь жаловал представителям более чем двух десятков наиболее знатных родов, из Рюриковичей, Гедиминовичей (все они — князья, подчас, до 4/5 членов Думы), старомосковских боярских родов. Включаются в Думу и представители дворянства и служилой бюрократии (дьяки). Следовательно, состав Думы в первой половине XVII века был четырехстепенным: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Неродовитые бояре, дворяне и дьяки, выражавшие интересы служилого дворянства, значительно потеснили старую феодальную аристократию. Значение этих дворянских элементов было велико, так как думные дворяне и дьяки в большинстве случаев попадали в Думу после 20-30 лет службы, обладали большим опытом и знаниями, формулировали решения Думы. 

С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Этот процесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается созыв Земских соборов. Практически Собор 1653 года был последним полноценным, который собрался в полном составе. Соборы второй половины столетия состояли лишь из Боярской думы, высшего духовенства и выборных от столичных московских дворян и верхов посада. Уездного дворянства и посадских, как правило, не было. Да и такие соборы в конце столетия уже не собираются. Земские и губные старосты сначала были подчинены назначенным из Москвы воеводам, а затем эти должности вообще упразднены. Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение.

Власть монарха  становится неограниченной. В полной мере утверждается абсолютная монархия. Однако в исторической и историко-правовой литературе существуют и иные точки зрения. Ряд историков и юристов как дореволюционных, так и современных считает, что абсолютизм или самодержавие (эти термины рассматриваются как синонимы) утвердился еще с образования централизованного государства, т.е. с Ивана III. Другие, утверждение абсолютизма относят к царствованию Ивана Грозного. Действительно, и тот, и другой называли себя самодержцами. Это известно, как известно и то, что власть обоих этих монархов была велика. Но ведь не менее известно и другое. Именно при Иване Грозном собираются первые Земские соборы. Именно Земские соборы решали вопрос о чрезвычайных налогах, сборе дворянского ополчения, без чего царь не мог продолжать Ливонскую войну. Именно Земские соборы избирали царей при пресечении династии (Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова). Земский собор принял Соборное Уложение 1649 года.

Да и Боярская дума вовсе не была безгласна. Она  представляла собой действительно  реальный орган верховной власти, функционировавший вместе с царем. Следовательно, власть царя все же ограничивалась, коль скоро важнейшие решения он принимал не самостоятельно и единолично (как в XVIII в.), а совместно с Боярской думой и Земскими соборами. Да и не было еще в руках царя в XVI в. и в первой половине XVII в. таких непременных атрибутов абсолютизма как мощный бюрократический чиновничий аппарат, регулярные армия и полиция. Бюрократический чиновничий аппарат можно считать сформировавшимся лишь во второй половине XVII в., отдельные элементы регулярной армии (полки нового строя) тоже появляются лишь к концу XVII в., а регулярная полиция создается только в начале XVIII в. А самое главное, в XVI в. и первой половине XVII в. у царя не было еще достаточных доходов, независимых от Земского собора и Боярской думы, что и вынуждало его идти на созыв Земского собора и терпеть Боярскую думу. 

В течение  всего столетия Дума по своему составу  оставалась аристократической, но постепенно она пополнялась людьми не очень знатными или совсем незнатными, и ее численность в конце 70-х гг. составляла 94 человека [4]. Поэтому уже к середине XVII века возникла необходимость решения срочных вопросов в более узком кругу лиц. Уходит в прошлое даже традиционная формула закона как источника права: «царь указал, и дума приговорила». Акты стали издаваться от имени одного царя.

Наряду с  «большой» Боярской Думой существовала Дума малая, «ближняя», «тайная», «комнатная»  – группа из наиболее доверенных лиц  царя. Вместе с думцами в нее  могли входить и нечлены Думы; все зависело от воли государя. Постепенно роль малой Думы возрастала, а большой – падала.

Однако обширная по своему составу и сохранявшая  аристократический характер Дума не могла удовлетворить потребности зарождавшегося самодержавного государства, которое нуждалось в более оперативном бюрократическом органе.

Глава 2. Сословный  состав Боярской думы в XV-XVII веках

2.1. Бояре и окольничьи

 

Боярская дума развивалась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу входили потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре (20-30 человек) [5].

Представители менее родовитых  фамилий состояли в Думе в чине окольничего. В XVI веке Боярская дума из феодальной курии при князе превратилась в государственный орган сословно-представительной монархии. Состав этого органа значительно расширился в XVII веке за счет возведения в боярское достоинство неродовитых царских фаворитов, родственников.

 Включаются в Думу  и представители дворянства и служилой бюрократии (дьяки). Следовательно, состав Думы в первой половине XVII века был четырехступенным: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Неродовитые бояре, дворяне и дьяки, выражавшие интересы служилого дворянства, значительно потеснили старую феодальную аристократию. Значение этих дворянских элементов было велико, так как думные дворяне и дьяки в большинстве случаев попадали в Думу после 20-30 лет службы, обладали большим опытом и знаниями, формулировали решения Думы.

Бояре до конца XVII века занимали одно из главенствующих положений в государстве. Царь по своему усмотрению назначает бояр в тот или иной чин, согласно традициям. Обычай местничества играет при этом немаловажную роль. «Бояре и окольничие, и думные дворяне садятся по чинам: бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем, кто выше и преж в чину; окольничим под боярами против того ж; под окольничими думные дворяне потому ж, по своей породе, а не по службе» [6].

Таким образом, признак  местничества был существенным признаком при назначении на государственную должность. Лишь в 1681 году группа представителей разных чинов служилых людей под руководством князя       В. В. Голицына выдвинула требование об упразднении местничества, и в 1682 году Боярская дума утвердила эта решение. Ликвидация местничества явилась решающим этапом в вытеснении старой знати и становлении новой решающей силы — дворянства. 

В XVII веке служилые люди по отечеству (бояре и дворяне) окончательно оформляются в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству служить по военному, гражданскому и придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами.

Бояре занимали ключевые роли в государстве. Им жаловались чины бояр и окольничих. Лица в звании бояр могли занимать высшие должности по воинскому и гражданскому управлению. Они назначались начальниками-воеводами полков, управляли областями в качестве наместников и воевод, присутствовали в государственной думе — высшем государственном органе страны. Бояре также управляли главными приказами, являлись послами и вели дипломатические переговоры с представителями иностранных посольств. 

Лица в звании окольничих тоже могли занимать те должности, что и бояре, но с меньшим значением. Окольничие управляли многими приказами, назначались в помощники к боярам. В эти чины могли войти лишь лица, пожалованные государем. 

Сословие боярства было наследственным состоянием, но иногда жаловалось царем. Служба государству являлась единственной обязанностью боярства. Права бояр были намного шире. Они могли занимать только высшие должности в государстве, имели право наследственного владения землей и крестьянами. Крестьянские отходы чаще происходили из поместий в вотчины, так как помещики, получив крестьян и землю в условное владение, пытались получить как можно больше доходов, в то время как вотчинники, имея право наследственного владения, не так сильно прижимали крестьян. Поэтому, между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки. Дворяне требовали уничтожения разницы между поместьями и вотчинами. В середине XVI века была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем. С начала XVII века поместье могло превратиться в вотчину по царскому указу. Уравнение экономической базы приводит и к сословному уравнению. Бояре и дворяне начинают получать одинаковые права. Правительство, с одной стороны, отбирая некоторые права у бояр и, с другой стороны, давая новые привилегии дворянству, сближает эти два сословия, формируя один феодальный, аристократический слой общества. 

Кроме вышеперечисленных, к сословным  правам боярства (а также и дворянства) необходимо отнести преимущественное право в судебном процессе и право  чести [7].

Наказанием за бесчестье высших чинов была «отсылка виновного головою к потерпевшему», а также сложный тариф денежных штрафов (до 5 рублей).

Важным и существенным правом аристократии было освобождение от налогов и повинностей. Феодалы, не имеющие экономических обязанностей, а также получающие доходы со своих хозяйств, скапливали большие состояния, и именно на них могло положиться государство в случае необходимости денежных средств. Поэтому государству важно было поддерживать благоприятные отношения с феодалами. Однако, боярство все более стремится занять ключевые позиции в государстве. И в этот момент борьбы с боярством царь выдвигает новую движущую силу — дворянство.

 

 

2.2. Думские дворяне и думские дьяки

 

Дворянство было прогрессивной  движущей силой Московского общества. Однако, оно было очень неоднородным по своему формирующемуся составу. Выделялись дворяне более знатные и менее знатные, более богатые и те, кто жил поскуднее. На приказную (государственную) службу дворяне принимались в зависимости от их знатности. По царской воле дворянин мог достигнуть и самых высших чинов (боярина и окольничего), но обычно они — дворяне — занимали чин думного дворянина. Но чтобы получить этот чин, московскому дворянину необходимо было пройти чины стольника, стряпчего. Для городовых дворян необходимо было отслужить также и чин жильца. Обязанностью же думных дворян и московских чинов была ратная служба в «государевом полку». 

Чины спальников, стряпчих, стольников были особо почетны, так как давали возможность продвинуться по службе. Но эти чины могли получить лишь московские дворяне. Обязанностью спальников было услужение царю в царской спальне, соблюдение тишины в царских покоях. В обязанности стольников входили услуги за столом царю и его гостям. Стряпчие обязаны были нести царские регалии, если царь, к примеру, отправлялся в церковь. Впоследствии они занимали должности воевод, начальников приказов, помощников начальников приказов, иногда послов. Из московских дворян, из городовых, а также из гостей и поповских сыновей набирались дьяки. Причем, дьяки из дворян к началу XVII века составляли 87 %. Позднее в дьяки стали набирать из служилых людей по прибору, из ремесленников казенных монастырей и даже из гулящих людей. Думные дьяки служили при государственной думе, поэтому на эти должности могли попасть лишь люди из знатных дворян. На должности дьяков и подьячих брались все остальные. Дьяки пользовались значительными материальными выгодами. Они имели поместья и жалованье и, кроме того, брали даже взятки. Таки образом, чин дьяка был очень привлекательным.  

Были также и провинциальные дворяне, которые по своему имущественному состоянию делились на дворян выборных, детей боярских дворовых и детей  боярских городовых. Первые ходили в  дальние походы, вторые — в ближние, третьи же только несли осадную службу [9]. 

Ратная служба была обязанностью дворян, и отказаться от нее они не могли. В дворянский чин мог записаться любой освобожденный от тягла  человек. Но в XVII веке этот класс начинает приобретать сословную замкнутость. В 1642 году издается указ о возвращении записавшихся в службу холопов в прежнее состояние, а в 1675 году вообще запрещается верстать черносошных крестьян в дворяне [10]. 

Экономической базой  дворян было поместное условное владение. Причем землевладение дворян в XVII веке резко увеличилось за счет раздачи земель. Уже к 1678 году дворянам принадлежало около 57 % тяглых дворов, в то время как  Дворцу — 9,8 %, церкви — 13,3 %, боярам — всего 10 % [11]. Эти показатели говорят о возрастающей мощи нового растущего сословия. Однако, часть провинциальных дворян была беспоместна или малопоместна, и именно эта часть добивалась передачи своих поместий в вотчины. В XVII веке «расширяются права владельцев поместий: даются разрешения обмена поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий» [12].

Таким образом, поместья преобразуются в вотчины.

Дворяне, как и бояре, не обязаны были нести государственного тягла. Они несли только воинскую и государственные обязанности. Но все равно некоторые провинциальные дворяне разорялись и, не имея крестьян, превращались в однодворцев. Ведь дворянину поместье давалось под службу, то есть он должен был экипироваться за свой счет и выставлять определенное число «боевых холопов» (из своих же крестьян). Постепенно однодворцы сближались с крестьянами, а в XVIII веке вообще были превращены в крепостных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Боярская Дума при Иване IV

 

XVI в., в частности годы  правления Ивана IV, считаются  одной из мрачных полос в  истории Российского государства.  Именно на этот век пришлось  наиболее сильное изменение Боярской Думы, как государственного органа управления.

Эпоха боярского правления  в малолетство Ивана IV ознаменовалась лишь ожесточенною борьбою между  боярскими родами князей Телепневых-Оболенских, Шуйских, Бельских и Глинских; представители каждого рода хотели стоять во главе Думы, выказывая непосредственное и преобладающее влияние на ход государственной жизни, каждый род старался "засесть" другой. Пошли в ход обоюдные клеветы, подозрения, заточения, убийства.

Информация о работе Роль Боярской думы в системе органов государственной власти и управления в XV-XVII веках