Роль личности в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 19:29, реферат

Описание работы

Столыпин Петр Аркадьевич (2.04.1862–5.09.1911), государственный деятель, Председатель Совета Министров России (1906–11). Столыпин был выдающимся русским государственным деятелем с сильной державной волей, превыше всех своих интересов ставившим интересы России. Однако в силу воспитания и образования многие жизненные воззрения Столыпина имели западный оттенок, и поэтому его политические взгляды не всегда отражали интересы России. Столыпин родился в Дрездене. Детство и раннюю юность провел в основном в Литве, на лето, выезжая в Швейцарию. Учился в Виленской гимназии.

Содержание работы

1. Исторические условия, в которых протекала деятельность
Столыпина П.А……………………………………………………………3
2.Задачи, которые стремился решать Столыпин П.А……………………5
3.Личные качества Столыпина П.А……………………………………...11
4. Оценка результатов деятельности Столыпина П.А………………..13

Файлы: 1 файл

Столыпин.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

Другой  закон, принятый по инициативе Столыпина, ограничил возможности немецкой колонизации западных губерний. Он позволил остановить скупку помещичьих земель немцами-колонистами.

Высшим  государственным актом для укрепления позиции Русского государства был  закон о земствах в западных губерниях  – Витебской, Минской, Могилевской, Киевской, Волынской, Подольской. Русское население этих губерний, несколько веков находившихся под польской оккупацией, подвергалось дискриминации со стороны местных польских землевладельцев, которые владели большей частью земли, составляя лишь несколько процентов населения. Если бы земства в этих губерниях вводились по общероссийскому закону, то большая часть мест в них досталась бы полякам и представительствовать за русских людей стали бы люди другой национальности. Чтобы этого не произошло, по инициативе Столыпина в общероссийский закон о земствах применительно к западным губерниям вносятся поправки. Чтобы лишить крупных польских землевладельцев преимуществ перед русскими людьми, избирательный ценз снижен вдвое против общерусского. Все избиратели были распределены по двум куриям – русской и польской, причем русская избирала большее число гласных. Кроме того, русским давались преимущества в управах и в составе земских служащих. Закон позволял постепенно покончить с колонизацией этого края поляками и вернуть исконно русские земли в руки русского народа. Закон этот, поддержанный царем, вызвал бурю ненависти к Столыпину со стороны антирусских сил, которые начали бешеную кампанию против него, втянув в нее даже некоторых патриотов.

Либерально-масонское  подполье провело сложную интригу, конечной целью которой было свалить  Столыпина. В результате 1 марта 1911 Государственный Совет отклонил предложенный Столыпиным и уже одобренный Государственной думой закон о введении земских учреждений в Западном крае. Тогда Столыпин решился на рискованный шаг. Испросив повеления царя на временный роспуск законодательных палат, Столыпин, используя ст. 87 Основных законов, подписал законопроект у царя, минуя Государственный Совет. Разразился скандал. Хотя формально Столыпин мог так поступить, законодательные палаты сочли незаконным использование ст. 87. Государственный Совет счел себя оскорбленным, а масон А.И. Гучков, якобы в знак протеста, сложил с себя полномочия председателя Государственной думы. Скандал был раздут искусственно, но его организаторы достигли главного – они поколебали положение Столыпина и вызвали недовольство к нему со стороны царя.

 

3.Личные качества Столыпина П.А.

 

Столыпин  старался держаться здорового образа жизни. Он не курил, употреблял спиртное только в исключительных случаях, не любил игры в карты, считая это  занятие пустым и даже вредным, чем  зачастую ставил в затруднительное положение своих сослуживцев и подчиненных. "Высокий, представительный, великолепно воспитанный, всесторонне образованный; говорил громко, убедительно. Большим благородством веяло от его слов и поступков, что располагало к нему даже его политических противников. В нужных случаях он действовал решительно... Был он примерным семьянином. Гостеприимный, радушный, веселый и остроумный, когда не был чем-то озабочен; он был образцом всех мужских добродетелей. Строгий к себе и снисходительный к ошибкам подчиненных. Он не был честолюбив, и все неблагородное и нечистое было противно его высокой душе" (князь А.В. Оболенский, "Мои воспоминания и размышления") "Как человек П.А. Столыпин отличался прямодушием, искренностью и самоотверженной преданностью Государю и России. Он был чужд гордости и кичливости благодаря исключительно редким качествам своей уравновешенной натуры. Он всегда относился с уважением и пониманием к чужим мнениям. Враг всяких неясностей, подозрений и гипотез, он чуждался интриганства и интриганов. По своим политическим взглядам П.А. Столыпин не зависел от каких-либо партийных давлений и притязаний. Твердость, настойчивость, находчивость и высокий патриотизм были присущи его честной открытой натуре. Столыпин особенно не терпел лжи, воровства, взяточничества и корысти и преследовал их беспощадно; в этом отношении он был горячий сторонник сенаторских ревизий." (П.А. Столыпин. Некролог, опубликованный в газете "Новое время" 6 сентября 1911 г.) "За его словами никогда не бывает пустоты" (А.Ф. Керенский)

Оценка  деятельности Петра Аркадьевича  Столыпина, дававшаяся и его современниками, и историками, никогда не была однозначной: по словам одних Столыпин являлся  талантливым государственным деятелем, не только предложившим уникальную для своего времени программу реформ, но и стремившимся к их проведению наиболее "мягкими средствами", по словам других Столыпин – "душитель и вешатель", "проводник политики, вошедшей в историю под именем столыпинской реакции".

4. Оценка результатов деятельности Столыпина П.А.

 

В своих намерениях Столыпин не хотел наступления той реакции, которая сейчас связывается с его именем. Он сделал все, что мог для подавления революции. Но после ее окончания он рассчитывал на длительный период эволюционного развития. Его афоризм: "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Под руководством Столыпина была составлена программа реформ, включавшая в себя переустройство местного самоуправления и суда, введение социального страхования для рабочих, распространение земских учреждений на окраины страны, вероисповедные реформы, переход к всеобщему начальному образованию. В своей совокупности они имели бы большее значение, чем аграрная реформа. Осуществилось из этих реформ немногое: страхование от несчастных случаев, реформа местного суда, кроме того, ввели земство в некоторых регионах. Все остальные реформы еще при жизни Столыпина застряли в Государственном совете – верхней палате российского парламента, а после его смерти они были провалены. Придя к власти, правительство обнародовало свою программу, по которой предполагалось сделать очень многое. Если бы все удалось осуществить, положение в стране изменилось бы в лучшую сторону. Страна нуждалась в коренных реформах. Но большинство законопроектов встречало оппозицию уже в самом Совете министров.

Совет министров  под председательством Столыпина  не был объединенным кабинетом. В  нем находились как сторонники, так  и противники, выбранного премьером  реформаторского курса. Попытки  Столыпина создать более объединенное правительство чаще всего терпели  крах, потому что это было не выгодно  императору. Во многих министерствах  очень часто менялось руководство (министерство торговли и промышленности, военное министерство, министерство народного просвещения, морское министерство), что негативно сказывалось на их работе.

Очень большую  роль сыграло то, что кабинету не удалось добиться взаимопонимания  с императором. Монарха характеризует  умение выбирать сторонников: так, грандиозная  личность Людовика XIV является таковой  только потому, что этот король очень  мудро выбирал советников, достижения которых позволили засиять личности короля-солнца. Иное с Николаем II: сам по себе довольно заурядный, хотя и не плохой человек, император боялся слишком ярких личностей вокруг себя. Он ревновал к славе П.А. Столыпина, к его влиянию и государственному уму. По мере того, как реформы набирали силу, а вместе с этим росли авторитет и влияние главы правительства, император и его ближайшее окружение стали высказывать недоверие Столыпину. «Министерский кризис» весной 1909 года показал, что Николай II уже не одобряет политическую линию главы правительства. Но Столыпин все же продолжал бороться и отстаивать законопроекты своего правительства.

Кроме того, полной реализации задач мешало противодействие «правых» в окружении императора, самого Николая II, а также Государственного Совета, не понимавших необходимости реформ. Хотя в Государственном совете правительство поддерживала всегда группа центра, самая многочисленная, но и с Советом отношения тоже не сложились, из-за ряда причин (интриги правых и т. д.).

Отношения правительства с Государственной  думой были натянутыми. Распустив. Первую Думу, кабинету Столыпина не удалось провести во Вторую большинство для поддержки своих реформ. Только с Третьей Думой отношения более или менее сложились.

В результате из задуманного реально удалось  воплотить только два направления: борьбу с террором и аграрную реформу.

Столыпин  начал действовать против террора  самым решительным способом. Уже  25 августа 1906 г. были учреждены военно-полевые суды, казнившие в 1906 г. 683 террориста (террористы за тот же 1906 г. убили 768 и ранили 820 государственных служащих). Вследствие решительных действий Столыпина и поддержки со стороны простого народа, смута была ликвидирована, беспорядки прекращены и правительство, под руководством Столыпина, занялось проведением необходимых реформ.

Основной  реформой Столыпина была земельная: Столыпин считал, что главным недостатком  сельского устройства России было то, что земля не была личной собственностью крестьян. Низкий уровень эффективности  сельского хозяйства в России специалисты объясняли существованием общины, препятствовавшей развитию рыночной экономики. Крестьянам переселяться в Сибирь, где пустовали богатейшие земли.

По их мнению, проблема заключалась не в  абсолютном, а в относительном  земельном голоде; стремиться необходимо не к предоставлению дополнительных наделов земли, а к повышению  производительности крестьянского  труда. Идея Столыпина заключалась  в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичье землевладение, обогатив одних крестьян за счет других. После разрушения общины земля должна была перейти в собственность  крепких мужиков, разорившиеся пойдут на работу в городскую промышленность и будут переселены на окраины  страны. Вслед за появлением в деревне  слоя личных собственников Столыпин предполагал предоставление им экономического и политического равноправия с помощью реформ местного управления и суда и таким образом создание мощной опоры для монархии.

Однако  результаты реформы были неоднозначны. Прежде всего, сказалось нежелание  большинства крестьян выходить из общины, традиционность представлений, общинный менталитет.

Даже будучи отчасти блокированной, за неполных 5 лет дала результат в постепенном отказе от общинной организации землепользования и ликвидации помещичьего паразитизма. Площади посевов выросли за годы реформы на 10,5 млн. дес. (на 14%). Усилилась распашка целины в Сибири и Казахстане (кое-где создавая острые национальные проблемы и массовый угон скота в Китай). В 1911-1915 гг. по сравнению с 1901-1905 гг. производство пшеницы выросло на 12%, ржи – на 7,4%, овса – на 6,6% и ячменя – на целых 33%.

Тем не менее, реформа не смогла быстро переломить негативные тенденции перенаселения  в развитии сельского хозяйства  России, а только сдержала их.

Аграрная  реформа так и осталась в определенной мере незавершенной – сам П.А. Столыпин считал, что для того, чтобы увидеть ее результаты и эффективность, необходимо 20 спокойных лет – которых у России не было.

Кроме того, реформы суда и местного управления, которые должны были поддержать аграрную реформу, вообще не были реализованы – за исключением принятия нескольких малозначительных законов.

Довольно  ограниченными оказались действия кабинета и в отношении национального вопроса. Много не удалось добиться в военной сфере.

Все это  говорит о том, что даже гениальность одного человека, если он – «один в поле воин», не может принести ощутимого результата, не будучи поддержанной серьезными сторонниками. Интриги, разобщенность кабинета, открытое противодействие императора и другие факторы во многом задержали реформы кабинета П.А. Столыпина. Наконец, убийство Петра Аркадьевича положило конец реформам.

 

 

Список литературы

 

1. Шмелев Г.И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX веке. – М., 2000.

 

2. Прохоров А.М. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», М. 2000 .

 

3. История России. ХХ век: Курс  лекций по истории России: / Под  редакцией Б, Н, Личмана. Екатеринбург, 1993.

 

4. История России. Учебное пособие.  В 2-х томах: / Под редакцией  А.А. Данилова. Том 2 Россия в ХХ веке.

 

5. Щетинов Ю.А. История России ХХ век. Учебное пособие. Издательство «Гранд». Москва, 1998.


Информация о работе Роль личности в истории России