Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:15, контрольная работа
В царствовании Петра Великого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие их этих преобразований уходят корнями в XVII век. Большие сдвиги в хозяйственной и общественной жизни русского народа сопровождались изменениями в политическом строе России. Государственными делами ведала Боярская дума, которая собиралась и в отсутствие царя. Важнейшие дела разбирались по царскому предложению «помыслить» о том или другом вопросе; решение начиналось формулой: «Царь указал и бояре приговорили».
Исторические условия, в которых протекала деятельность личности. Становление Петра
Задачи, которые стремился решить исторический деятель
2.1 Азовские походы. Примирение с Турцией
Северная война
Преобразования в области культуры
Финансовая реформа
Церковная реформа
Всеобщее развитие страны. Окно в Европу
Личные качества исторического деятеля
Оценка результатов деятельности
Список литературы
Начинать войну со Швецией, не находясь в мире с Турцией, было неосмотрительно, и Петр бросил всю свою энергию на заключение мира с Османской империей. После длительных и трудных переговоров 3 июля 1700 г. с Турцией было заключено перемирие на 30 лет (Константинопольский мирный договор). Условия были таковы: побережье Азовского моря с городами Азов и Таганрог оставалось за Россией, унизительная дань крымскому хану отменялась; днепровские городки, завоеванные Россией в 1695 г., уничтожались, а территория передавалась Турции без права заселения.
К этому времени была завершена подготовка к войне со Швецией, которая началась в 1700 г. и получила название Северной войны. Противником Петра был 18-летний шведский король Карл XII. В ноябре 1700 г. они впервые столкнулись с Петром под Нарвой. Войска Карла XII выиграли это сражение, так как Россия еще не имела сильной армии. Но Петр извлек урок из этого поражения и активно принялся за укрепление вооруженных сил России. Уже в 1702 г. все земли по течению Нивы до Финского залива были очищены от шведских войск.
Однако война со Швецией, получившая название Северной войны, все еще продолжалась. 27 июня 1709г. под крепостью Полтава, произошла великая Полтавская битва, завершившаяся полным разгромом шведской армии. Петр I сам повел свои войска и участвовал в сражении наравне со всеми. Он подбадривал и воодушевлял солдат, говоря свои знаменитые слова: «Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, честь и благосостояние ее!» Историки пишут, что в тот же день царь Петр устроил большой пир, пригласил на него пленных шведских генералов и, вернув им их шпаги, сказал: «… пью за здоровье вас, моих учителей в военном искусстве». После Полтавской битвы Петр навсегда закрепил за собой выход к Балтийскому морю. Отныне зарубежные страны вынуждены были считаться с сильной державой Россией.
С 1700 г. был введен новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от «рождества Христова». Все эти действия Петра I предусматривали ломку старинных нравов.
Вместе с тем, Петр начал серьезные преобразования в управлении государством. На протяжении более чем 35 лет правления, ему удалось провести много реформ в области культуры и просвещения. Так была ликвидирована монополия духовенства на образование, открыты светские школы. При Петре открыты Школа математико-навигацких наук (1701 г.), Медико-хирургическое училище (1707 г.) – будущая Военно-медицинская академия, Морская академия (1715 г.), Инженерная и Артиллерийская школы (1719 г.), школы переводчиков при коллегиях. В 1719 г. начал действовать 1-ый в русской истории музей – Кунсткамера с публичной библиотекой.
Издавались буквари, учебные
карты, было положено начало систематическому
изучению географии страны и картографированию.
Распространению грамотности
Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».
Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 году вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта; наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.
В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству. В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность. Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II.
Азовские походы, Северная война 1700—1721 годов и содержание постоянной рекрутской армии, созданной Петром I, требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.
На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса.
В 1704 году Петром была проведена денежная
реформа, в результате которой основной
денежной единицей стала не деньга,
а копейка. Она отныне стала равняться
не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово
это впервые появилось на монетах.
Тогда же был отменен и неразменный
рубль, бывший с XV века условной денежной
единицей, приравненной к 68 граммам
чистого серебра и
Важнейшей мерой в ходе
финансовой реформы стало
На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота.
В результате был определён размер подушной подати: крепостные помещиков платили государству 74 копейки, государственные крестьяне — 1 рубль 14 копеек (так как не платили оброк), городское население — 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно.
В результате податной реформы был значительно увеличен размер казны. Если в 1710 году доходы простирались до 3 134 000 руб.; то в 1725 году их было 10 186 707 руб. (по иностранным сведениям — до 7 859 833 руб.).
Царь Петр I много сделал
для России. При нем активно
развивалась промышленность, расширилась
торговля. По всей России начали строиться
новые города, а в старых освещали
улицы. С возникновением всероссийского
рынка вырос экономический
В петровское время активно проводилась разведка рудных богатств, строились чугунолитейные и оружейные заводы на Урале и в Центральной России, прокладывались каналы и новые стратегические дороги, сооружались корабельные верфи, а вместе с ними возникали и новые города.
Однако тяжесть Северной войны и реформ легла тяжелым бременем на крестьянство, составлявшее большинство населения России. Недовольство прорывалось в народных восстаниях (Астраханское восстание, 1705 г.; Крестьянская война под предводительством К.А.Булавина, 1707–1708 гг.; волнения башкир 1705–1711 годов), которые подавлялись Петром с жестокостью и равнодушием.
После подавления булавинского бунта Петр I провел областную реформу 1708–1710 гг., разделившую страну на 8 губерний во главе с губернаторами и генерал-губернаторами. В 1719г. губернии были поделены на провинции, провинции на уезды.
Указом о единонаследии 1714 года уравнивались поместья и вотчины, вводился майорат (предоставление права наследования недвижимости старшему из сыновей), целью которого было призвано обеспечить стабильный рост дворянского землевладения.
Дела домашние не только не занимали царя Петра, но скорее удручали. Его сын Алексей проявлял несогласие с отцовским видением правильного управления государством. После угроз отца, Алексей в 1716 г. бежал в Европу. Петр, объявив сына изменником, заточил в крепость и в 1718 г. лично приговорил к смертной казни Алексея. После этих событий в характере царя поселились подозрительность, непредсказуемость и жестокость.
Укрепляя свои позиции на Балтийском море, Петр I в 1703 году заложил в устье реки Невы город Санкт-Петербург. Основание этого города, обеспечивало России выход в балтийское море, удобный порт, к которому стягивалось много торговых путей, наконец, новую столицу, которая облегчала наши отношения с западной Европой. Основанием этого города Петр «прорубил окно в Европу».
В 1720г. им написан Морской устав, завершена реформа городского управления. Были созданы Главный магистрат в столице (на правах коллегии) и магистраты в городах.
В 1721 г. Петром был, наконец, заключен Ништадский мирный договор, положивший конец Северной войне. По Ништадскому миру Россия вернула себе, отторгнутые от нее, приладожские новгородские земли и приобрела Выборг в Финляндии и всю Прибалтику с Равелем и Ригой. За эту победу Петром I получен титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого». Таким образом, формально завершен длительный процесс образования Российской империи.
В 1722 году издан Табель о рангах всех воинских, статских и придворных служебных чинов, по которому родовое дворянство можно было получить «за беспорочную службу императору и государству».
В 1724 году был издан указ об открытии Петербургской академии наук с гимназией и университетом.
В октябре 1724г. царь Петр сильно простудился, спасая солдат, тонувших во время наводнения в финском заливе. Царь умер от пневмонии 28 января 1725 года, не оставив завещание о своем наследнике.
Проведенные им преобразования сделали Россию сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых держав.
Царица Наталья, в виду сложившихся обстоятельств, во времена стрелецких бунтов и семилетнего правления Софьи, внесла решающее влияние на воспитание Петра. По сравнению с традиционным воспитанием его отца Алексея Михайловича, в затхлой атмосфере кремлевского дворца, цепко держащегося за обычаи старины и выступая хранителем традиций, Петр рос в противоположной, непринужденной атмосфере, в отсутствии чопорности, что и сформировало в нем «демократичность». Именно это качество в зрелые годы позволило ему взвалить на свои плечи обязанности воспитателя подданных, стремившегося личным примером и участием во всех начинаниях убедить их в необходимости и целесообразности того, что он варварскими способами принуждал их выполнять. В полуопальной и опальной семье Натальи Кирилловны в Коломенском и Преображенском существовали иные порядки – не дворец, а улица воспитывала юного царя. Уже 11-летний Петр, более походивший на 16-летнего юношу, обладал живостью ума, любознательностью, мгновенностью реакции, непоседливостью, сознательным отношением к происходящему, детской непосредственностью. В целом все эти свойства натуры можно оценить одним словом – одаренностью. Она, эта одаренность, объясняет наличие многих достоинств у взрослого Петра: его репутацию выдающегося государственного деятеля, талантливого полководца и дипломата, энциклопедически образованного человека. Живой и восприимчивый ум Петра мог впитать обилие разнообразных ученых мудростей, но знаний, которыми владели его наставники Никита Зотов и Афанасий, хватало лишь на то, чтобы научить его читать, писать, произносить наизусть некоторые тексты богослужебных книг, да и сообщить отрывочные сведения по истории и географии. В итоге образование он получил не богатое, можно даже сказать скудное. Между тем в зрелые годы Петр обнаруживал глубокие познания и в истории, и в географии, артиллерии, фортификации. Этим он обязан собственной одаренности, неутомимой тяге к знаниям и готовности всегда учиться. Но не все пробелы в образовании царю удалось восполнить, с орфографией он остался не в ладах до конца жизни.