Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 01:11, реферат
Цель данного реферата – проследить историю происхождения и, в какой- то степени, становления и развития русских монастырей в период с IX века по 1917 год, а также на конкретных примерах показать, какова их роль в культурной, общественной и государственной жизни нашей страны, а также в освоении и колонизации русских земель..
I Введение.
II Основная часть:
1. Русские монастыри в IX-XVI веках.
2. Русские монастыри в период 1601-1860 годов.
3. Русские монастыри в период 1861-1917 годов.
III Заключение.
IV Список литературы.
В дальнейшем правительство вернуло духовенству право управлять вотчинами, но отобрало у него большую часть доходов. Таким образом, в конечном итоге секуляризация была лишь частичной.
Основание монастырей в конце XVII в. было поставлено под контроль правительства; так, в 1698 г. специальным указом запрещалось строить новые монастыри в г. Енисейске и Енисейском уезде, потому что в Сибири монастырей уже много. Однако в 1701-1763 гг. появилось не так уж мало новых монастырей – 167 (46).
Больше всего их появилось в Центрально-Промышленном районе – 50(22), на Левобережной Украине – 29(8) и в Среднем Поволжье – 25(7). Всего в четырех старозаселенных районах возникло 74(24) монастыря, в заселявшихся Центрально-Черномземном, Среднем и Нижнем Поволжье, Северном Приуралье и Северном Кавказе – 56(13), на Левобережной Украине и в Киеве – 30(8) и в Сибири – 7(1) монастырей. В Южном Приуралье новых монастырей не было.
В первой половине XVIII в. эксплуатация крестьян усилилась, возросли государственные повинности. Крестьяне ответили активизацией классовой борьбы. Справиться с крестьянскими волнениями монастыри не могли. В этих условиях правительство решило завершить секуляризацию: в 1764 г. у духовенства были отобраны населенные имения, крестьяне составили одну из групп государственных крестьян, значительное число монастырей было закрыто.
В четырех старозаселенных районах (Центрально-Промышленном, Озерном, Западном и Северном) было упразднено 340(69) монастырей, что составило 49% существовавших. В заселявшихся районах (Центрально-Черноземном, Среднем и Нижнем Поволжье, Северном и Южном Приуралье) – 100(33) монастырей (43%). Всего в Европейской России, кроме Киева и Левобережной (вместе со Слободской) Украины, было упразднено 440(102) монастырей из 930, или 47% - почти половина.
Упразднение сопровождалось разделением монастырей на классы в соответствии с вводившимися штатами. Намечалось иметь в великороссийских епархиях всего 385(67) монастырей, в том числе I класса 20(4), II класса 59(18), III класса 145(45) и заштатный 161 монастырь. В действительности, по подсчету по справочнику В. В. Зверинского, после упразднения осталось не 385(67), а 490(82) монастырей.
На Украине было упразднено 29(9) монастырей из 85(20), или 34%, осталось 56(11).
В результате секуляризации у церкви было отобрано 8,6 млн. десятин земли. Но это были не все земельные угодья: подсчет поуездных итогов генерального межевания последней четверти XVIII в. по 29 губерниям показал, что у духовенства только в этих губерниях, по очень неполным данным, было больше 700 тыс. десятин.
Секуляризация была, бесспорно, одной из крупнейших реформ в истории России, но главное ее значение заключается в освобождении почти 2 млн. крестьян духовенства от крепостного состояния. Что же касается ликвидации политической мощи церкви, то решающее значение имело укрепление абсолютизма при Петре I; это наглядно показала осуществленная им частичная секуляризация. Замена патриарха Синодом (духовной коллегией), отнятие доходов и назначение в Синод оберпрокурора как представителя царя превратили церковь из союзницы в служанку самодержавия. Отобрание крестьян и вотчин, введение штатов для монастырей сближали ее с государственным аппаратом.
Мы уже отмечали, что при секуляризации
была отобрана не вся земля.
Монастыри приспособились к новым условиям,
да и правительство шло им навстречу, давая
разрешение на приобретение земель.
Основание монастырей продолжалось. После введения штатов было разрешено создавать женские общины, которые были как бы переходными организациями, школой монашества. Члены общин еще не были монахинями, но постепенно общины получали статус монастырей.
Больше всего монастырей появилось
на Украине – 30(11), в Центрально-Промышленном
и Центрально-Черноземном
В конце XVIII – начале XIX в. в Российскую
империю вошли
Правобережная Украина, Литва, Белоруссия,
Прибалтика, Грузия, Бессарабия. В них
также были православные монастыри.
Больше всего монастырей было в Литве и Белоруссии. В XVII в. ряд униатских монастырей был закрыт и передан православным монастырям. Всего (с IX в.) там было основано 122(17), вошло в Россию 58(9), до 1860 г. появилось еще 10(4), в 1801 г. было 56(9) монастырей.
На втором месте по количеству монастырей была Правобережная Украина – с IX в. (без Киева) там было основано 106(17) монастырей, при этом в XIV-XV вв. – всего 10, а в XVI-XVII вв. – 69(14), вошло 46(12), в 1801 г. Было 58(14) монастырей.
На третьем месте – Грузия.
монастыри в ней появились в IV в., вошло
33(5) монастыря.
В Бессарабии православные монастыри возникли, видимо, не ранее XV в., вошел в Россию 21(9) монастырь.
Меньше всего православных монастырей было на вошедших в состав России территориях Прибалтики и Польши – один и три монастыря соответственно.
Всего в 1801 г. вместе с вошедшими в Россию монастырями было 574(133) монастыря.
РУССКИЕ МОНАСТЫРИ В ПЕРИОД 1861-1917 ГОДОВ
В исследуемом периоде церковь
пользовалась поддержкой правительства
и императора. И действительно, как
отметил С. С. Дмитриев, «если в XVIII
в. монастырское хозяйство свертывалось,
то в дореформенной России XIX в. наблюдалась
противоположная картина. Монастыри успешно
обзаводились новыми и новыми земельными
владениями. По указу Павла I от 18 декабря
1797 г. на каждый монастырь начали отмежевывать
по 30 десятин выгодной земли. Александр
I дважды, в 1805 и 1810 гг., давал дозволения
монастырям приобретать недвижимые имения.
При Николае I по Правилам 1838 г. каждый
монастырь мог получать лесных дач от
50 до 150 десятин. По неполным данным отчетов
обер-прокуроров Синода за 1836-1861 гг., за
это время только 170-180 монастырями получено
было от казны свыше 16 тыс. десятин лесу
и более 9 тыс. десятин пахотной и луговой
земли. Пахотные земли, леса, луга, мельницы
приносили монастырям большие доходы.
Но самые крупные прибыли монастыри получали
от богомольцев, их пожертвований, от кружечных
сборов, от сборов по так называемой «неугасимой
псалтири» и множества других видов сборов
на вечное поминовение усопших». Торговля
предметами культа в монастырях производилась
открыто и непристойно. Вот, например,
как происходил торг в 1810 г. в киевском
Михайловском монастыре: в гробу, где лежали
мощи св. великомученицы Варвары, в ногах
была поставлена тарелка с кольцами.
Богомолки, пишет очевидец князь И. М. Долгоруков,
«после умилительных вздохов и молитлословий
их выбирают в самом гробе, как в ящике:
монахи торгуются и просят подороже, а
богомольцы, не теряя голов, хотят достать
их подешевле: шум да крик. Какая неблагопристойность».
В XVIII - XIX вв. значительно возросло
количество архиерейских домов и
соборных и приходских церквей. Это
было связано с ростом численности
населения и административно-
В 1861-1917 гг. количество вновь основанных монастырей резко возросло: если в предыдущий период возникло 167(46), то теперь их появилось вместе с общинами 400(296), а без последних – более 200 монастырей.
По-прежнему больше всего их возникло
в Центрально-Промышленном –71(70) и
Центрально-Черноземном - 46(36) районах
и в Среднем Поволжье –
55(46), но много было основано также на Украине
– 41(29) и в заселявшихся
Южном Приуралье – 31(22) и на Северном Кавказе
– 16(7). Характерной особенностью этого
процесса было появление многочисленных
женских общин, главным образом в центральных
районах и в Среднем Поволжье. «Строй жизни
в русской дореволюционной деревне был
таков, отмечал В. Ф. Зыбковец, - что бедность
и невежество угнетали именно женщину».
Добавим, что и в городах, где после отмены
крепостного права резко возросло население
за счет притока неимущих крестьян, положение
женщин было не лучше. А постричься сразу
в монашество было непросто: необходимо
было согласие «общества», к которому
был приписан, рекомендация благочинного,
да и решиться на такой крутой перелом
в жизни было нелегко.
Всего у русской православной церкви было 1256(550) монастырей, архиерейских домов и подворий, без последних – 1120(537).
Если исключить монастыри в
Польше и за рубежом, то их будет
1103(529), в том числе 768(377) в 10 великорусских
районах, 80(52) – в
Сибири и 255(100) – в крупных национальных
районах.
Без Польши и зарубежных организаций монахов, монахинь, послушников и послушниц насчитывалось около 103 тыс. человек, при этом послушников и послушниц было более чем вдвое больше монахов и монахинь (соответственно 70 и 33 тыс. человек). Это не случайно: послушничество не только было резервом монашествующих, но и рабочей силой, дешевой и безответной.
Больше всего монахов и
Точных данных о количестве земли
у церкви накануне Великой
Октябрьской социалистической революции
нет; по официальным данным церковной
статистики, в 1905 г. у монастырей было 740
тыс. десятин, у церквей – 1,9 млн. десятин,
всего 2,6 млн. десятин. Пожалования земли
духовенству продолжались. По официальным
же данным, в 1917 г. у монастырей было больше
1 млн. десятин. В. И. Ленин, основываясь
на подсчетах либеральных статистиков,
указывал, что у духовенства находится
около 6 млн. десятин, но в действительности
ее оказалось гораздо больше: после Октября
было национализировано и перешло в общенародное
достояние более 8 млн. десятин земли (8275
тыс.), а также 424 476 млн. руб. капитала, 84
завода, 1816 доходных домов и гостиниц,
277 больниц и приютов, 436 молочных ферм,
603 скотных двора и конюшен, 311 пчелиных
пасек.
Таким образом, за 1764 – 1917 гг. церковь сумела – при поддержке царской власти – вернуть себе почти то же количество земли, которое было секуляризировано. Как и раньше, у отдельных монастырей земельные владения достигали огромных размеров (хотя это были уже другие монастыри).
Больше всего было у бессарабского архиерейского дома – 154,6 тыс. десятин, у Соловецкого монастыря – 66 тыс. десятин, Молченской пустыни – 28 тыс., Саровской пустыни – 24 тыс. и некоторых других (по официальным данным).
Монастыри-землевладельцы вели собственное хозяйство, а также сдавали землю в аренду (на 1 января 1917 г. сдавалось в аренду 276 тыс. десятин). Сводных данных о монастырском сельском хозяйстве нет, но в литературе имеются отдельные яркие примеры. Вот, например, крупнейший землевладелец - Соловецкий Монастырь. В 1913 г. у него было более 200 лошадей, 100 коров, 200 овец, свиньи, птица, заводы: салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный, смолокуренный, литейный, механический и кожевенный; мастерские: сапожная, портняжная, ювелирная, малярная, слесарная, столярная, санная, колесная, экипажная. Была мельница, огороды. На острове была устроена и поддерживалась система каналов, обеспечивая хорошее водоснабжение. Монастырю принадлежали также молочная ферма и судостроительный завод. Работы выполнялись богомольцами (бесплатно) и вольнонаемными рабочими. «Материалы о землевладениях и сельском хозяйстве монастырей, отмечал В. Ф. Зыбковец, из работы которого взяты приведенные выше данные и описание хозяйства Соловецкого монастыря, - показывают, что ряд монастырей наладил крупное высокопроизводительное земледелие и животноводство (таких монастырей, по нашим подсчетам, имелось около 500). Главной рабочей силой в сельском хозяйстве были даровые паломники, особенно паломницы, а также послушницы». Но было и большое число рабочих: например в 1889 г. при 476 монастырях их насчитывалось 26 тыс. Многие монастыри занимались промышленной деятельностью.
Однако главную прибыль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого времени двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период от феодальной раздробленности и вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.
В формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви. На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV века начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме».
При написании реферата автор старался наиболее объективно отразить различные стороны жизни и деятельности монастырей в России, их влияние на духовное развитие русского народа, их роль в управлении государством, освоении и колонизации новых территорий.
В то же время, в работе показаны отрицательные стороны существования этих религиозных объединений. Однако, не вызывает сомнений тот факт, что, в целом, роль монастырских объединений в истории нашей страны носит положительный характер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Соловьев С. М. История России
с древнейших времен, кн. 1, М., 1959.
2. Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба
с ними крестьян в XIV-XVIвв.
3. Веселовский С. Б. Феодальное землевладение
в Северо-Восточной Руси, М.- Л., 1947, т. 1.
4. Ключевский В. О. Курс русской истории,
ч. 2. – Соч. М., 1957, т. 2.
5. Ивин Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной
Руси конца XIV – первой половины XVI в., Л.,
1979.
6. Флетчер Дж. О государстве русском. С-Пб,
1906.
7. Грекулов Е. Секуляризация церковных
имений в России, М., 1931.
8. Сташевский Е. Д. Очерки по истории царствования
Михаила Федоровича. Киев, 1913, ч. 1.
9. Клибанов А. И. Русское православие: вехи
истории., М., 1989.
Роль русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства