Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:14, реферат
В мире существует большое количество государств, и каждое из них имеет свое право. На данный момент существует около двухсот национальных систем, для простоты их изучения и было положено начало науке сравнительного права. Она необходима для того, чтобы сравнить имеющиеся на данный момент национальные системы и привести их к каким–то общим чертам.
Введение3
Отличия понятий правовая система и система права4
Основные исторические этапы формирования Романо-Германской правовой системы6
Источники права в Романо-Германской правовой системе9
Понятие источник права9
Виды источников права9
Роль судебной практики и научной доктрины13
Заключение15
Виды источников права
Марченко М.Н. в своей рабате определяет общие источники права для правовых систем, входящие в Романо-германскую правовую семью:
В странах Романо-германской правовой семьи, считается, что для юриста лучшим способом установления справедливого, соответствующего праву решения является обращение к закону.
Даже в судебных решениях значимость
закона в романо-германской правовой
системе становится очевидным, что
судье в принятии решения отводится
второстепенная роль. Действия судьи
здесь лучше всего определены
термином "подчинение закону, т. е. его
задача сводится к поиску и применению
той правовой нормы, которая наилучшим
образом описывает спорную
Так же во всех странах Романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет, выражающийся в том числе и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.
Чтобы оценить практическую значимость
судебного контроля за конституционностью
законов, следует учитывать различные
факторы. Так, масштабы этого контроля,
меньше, если конституция относится
к разряду нежестких, сравнительно
легко изменяемых. Масштабы эти будут
меньше и в тех странах, исполнительной
власти предоставлено право
В большинстве континентальных стран приняты и действуют гражданские( либо гражданские или торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.
Концепция принимаемых в законодательном порядке норм исходит из того, что в эту систему норм включаются нормы, содержащиеся не только в актах, принимаемых законодательными органами, но и в актах, исходящих от “исполнительной – распорядительной и административных органов.
В различных странах Романо-
Обычай – правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений.
Обычай довольно редкое в Романо-германском праве, по-своему уникальное явление, которое не только не приветствуется по вполне понятным причинам, но, наоборот, всячески ограничивается, а в некоторых национальных системах законодательно запрещается.
В целом положение обычая в системе
Романо-германского права
Он может действовать не только “в дополнение к закону”, но и “кроме закона”. Возможны ситуации, когда обычай занимает положение “против закона” (к примеру, в навигационном праве Италии, где морской обычай превалирует над нормой Гражданского кодекса).
Таким образом обычай потерял характер самостоятельного источника права на современном развитии Романо-германского права.
Прецедентом является такое юридически значимое поведение власти, которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером для последующего поведения этой власти. Иными словами, правовой прецедент – это решение юрисдикционных и административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении аналогичных дел.
Любое судебное решение, основанное, например, на аналогии закона или на общих принципах, может восприниматься другими судами после прохождение решения через кассационную инстанцию как фактический прецедент.
Данному виду источника права многие исследователи уделяют особое внимание.
Это обусловливается, с одной стороны, практической значимостью прецедента как источника континентального права, а с другой – противоречивостью, точнее – неопределенностью его положения, места и роли в системе других источников романо-германского права.
Тот же Марченко М.Н выделяет три группы. В первую группу входят страны которые полностью поддерживают прецедент. В других правовых системах прецедент вовсе не воспринимается. И в третьей группе – Романо-германской системе прецедент занимает весьма неопределенное место в источников права.
Рассматривая прецедент как
один из источников права прежде всего
следует обратить внимание, “ на
исторически сложившиеся в
С развитием интернациональных
связей большое значение для систем
права отдельных стран
Что же касается толкования норм международных договор то оно может быть отнесено к компетенции наднациональных юрисдикций. В этих случаях при серьезных сомнениях в том, как должен толковаться такой договор, национальным судом следует отказаться от его интерпретации. Таково, в частности, положение дел с Римским и Парижским договорами, которыми в 1951 и 1957 годах были созданы разные европейские сообщества.
В Романо- германском праве термин доктрина употребляется довольно широко. В работе Марченко М.Н под доктриной понимает следующее.А именно: Как учение, философско-правовая теория; Как мнения ученых-юристов по тем или иным вопросам, касающиеся сущности и содержания различных юридических актов, по вопросам правотворчества и правопонимания; Как научные труды наиболее авторитетных исследователей в области государства и права; в виде комментариев различных кодексов, отдельных законов, “аннотированных версий» (моделей) различных нормативно-правовых актов.
Именно доктрина вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознано, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации
В странах романо-германской правовой семьи, так же можно выделить простые административные циркуляры, указывающими, как администрация понимает правовую норму и как она намерена ее применять. Административные чиновники зачастую знают право лишь по служебным инструкциям, которые они получают в форме циркуляров; а чаще всего они предпочитают ограничиваться этими инструкциями, чтобы не иметь неприятностей от вышестоящего начальства.
Роль судебной практики и научной доктрины
В течение длительного времени доктрина была основным источником права в романо-германской правовой семье; именно в университетах были главным образом выработаны в период XIII—XIX веков основные принципы права. И лишь относительно недавно с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством закона.
Такое изменение повлияло только на иерархию доктрины в системе источников права. Тем не менее не смотря на то, что многие авторы относят доктрину к вторичным источникам права, не означает что она стала менее значимой.
Не будучи признанной в качестве
формального источника Романо-
Обращение к доктрине в рамках Романо-германского права следует и во многих других случаях. Исследователями данной правовой семьи не без оснований отмечается, что для судей континентального права «вполне обычным» является обращение в процессе судебных разбирательств к мнению других юристов, выраженному в общетеоретических трудах по праву или же в специальных трактатах, комментариях к различным кодексам, монографиях и статьях.
Так же доктрина создает словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодатель. Именно доктрина оказывает, наряду с другими факторами, оказывает непосредственно воздействие на законодателя, который часто лишь выражает те тенденции, которые установились в доктрине, и воспринимает подготовленные ею предложения.
Второй наиболее спорный по своему статусу источник права который следует рассмотреть, это судебная практика.
В разных странах Романо-германского права в течении всего процесса исторического развития данной правовой семьи в ее пределах не было выработано ни общей концепции относительно места и роли, а так же значимости прецедента в системе других источников права, ни единообразной практики их применения судами.
Давид Р. выделяет два различия между нормами создаваемыми законодателем и нормами выработанные судебной практикой:
Во-первых судебная практика действует в рамках, установленных для права законодателем, тогда как деятельность самого законодателя состоит именно в установлении этих рамок. Значение права, создаваемого судебной практикой, уже в силу этого ограниченно, и положение в романо-германских правовых системах с этой точки зрения противоположно тому, которое существует в странах английского общего права.
Во – вторых правовая норма — это второе из различий, — созданная судебной практикой, не имеет того авторитета, которым обладают законодательные нормы. Она достаточно непрочна, ее можно в любой момент отбросить или изменить в связи с рассмотрением нового дела. Судебная практика не связана нормами, которые она сама создала, она даже не может общим образом сослаться на них для обоснования принимаемого решения. Если в новом деле судьи применяют норму, которую они уже применяли ранее, то это делается не потому, что она приобрела обязательный характер; она его не имеет. Поворот в судебной практике всегда возможен, и судьи не обязаны его обосновывать. Этот поворот не посягает на рамки права, не угрожает принципам права. Норма, созданная судебной практикой, существует и применяется лишь в той мере, в какой судьи (каждый судья) считают ее хорошей. Понятно, что в этих условиях трудно говорить о норме.
Несмотря на это, можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается «кассационного прецедента». Кассационный суд – это высшая инстанция. Поэтому, в сущности, и «простое» судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя кассационный этап, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент.
Во многих странах Романо-германской правовой семьи судебный прецедент является первичным источником права так же, как и закон. К числу таких стран можно отнести Испанию, Швейцарию.
Таким образом, невозможно привести к общему знаменателю и назвать общим для Романо-германской правовой системы в целом источником права прецедент при таком весьма противоречивом к нему подходу, когда в одних странах он не только весьма не признается, но и законодательно закрепляется, в других он не только не признается, но и формально-юридическом плане ограничивается, и еще бывают случаи, когда прецедент не только признается, но и законодательно закрепляется.
Выход из сложившейся ситуации многие
авторы не без оснований видят
в том, чтобы рассматривать прецедент
как источник права не в формальном
плане, а в практическом. Формальное
непризнание прецедента вовсе не
означает его фактического отрицания.
В большинстве стран Романо-
Заключение
Романо-германская правовая система включает в себя такие страны как Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Исландия, Италия, Португалия, Норвегия, Люксембург, Монако, Швеция, Швейцария, Финляндия. Все восточно-европейские страны, бывшие социалистические, возвращаются к данной правовой системе, понимают совершенство данной системы и ее многовековую историю.
Так же можно сюда можно отнести страны Латинской Америки. Что касается большинства стран Черной Африки (бывших колоний Бельгии, Германии, Италии, Испании, Португалии и Франции), то и их коснулось влияние этой правовой семьи. Влияние романо-германской правовой семьи заметно и в азиатских государствах, например в Турции.
Романо-германская правовая система - величественное здание, воздвигнутое европейской наукой - стремится показать юристам цели их деятельности, словарь и методы, ориентировать их в поисках справедливых решений. Эти характерные черты романо-германской правовой системы особенно интересно отметить в наше время, когда вновь стали говорить о Европе и о европейском праве. Романо-германская правовая система объединила народы Европы, уважая при этом и существующие между ними различия, без которых Европа не была бы тем, чем она является, и той, какой мы хотим ее видеть.