Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:46, контрольная работа
Предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии - полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение. Русские начинают более тесно соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения Украины и Белоруссии (временно), воспринявших идеи и новые традиции эпохи Возрождения.
Введение 2
1. Петр I в оценках современников и потомков 2
2. Крепостное право и его роль в истории России 2
3. Внешняя политика России в XVIII в 2
4. Культура России в XVIII в. 2
4.1. Образование 2
4.2. Наука 2
4.3. Искусство. Литература 2
4.4. ТеатрРоссийская империя в XVIII в. 2
4.5. Архитектура 2
4.6. Изобразительное искусство 2
4.7. Музыка 2
Заключение 2
Термины 2
Даты 2
Пугачёв Емельян Иванович 2
Список литературы 2
Несмотря на рост числа школ низового уровня, их было явно недостаточно для огромной страны. Грамотность населения был низкой. Так, по ориентировочным данным, полученным историком Б.Н. Мироновым, к концу XVIII столетия (1797) грамотность в целом не превышала 6,9%. Столь невысокий показатель объясним — потребность в грамотности для основной массы населения еще не наступила.
Дворянское государство, заботясь об укреплении своей социальной базы, стремилось сделать дворян более образованными «для совершенной пользы государственной». Характерно, что в тех учебных заведениях, где дети дворян и дети «разных чином» учились вместе, равенства не было. Неравенство начиналось уже при комплектовании учеников — дети дворян шли в школу и желанию родителей, а детей разночинцев направляли различные ведомства. Для последних это означало обязательное возвращение в учреждения пославших на учебу ведомств. Разночинцам были недоступны такие «дворянские науки», как танцы, верховая езда, фехтование, иностранные языки. Одевали и кормил их тоже по-разному: дворянские дети носили гарусные чулки и ели хлеб ситный, разночинские — чулки нитяные и хлеб решетный. Различались даже столы в классах: дворянские обивались ни сукном. Естественно, наказания за шалости для детей дворянских были помягче. И общество с этим мирилось — большинство людей не находили ничего противоестественного, безнравственного в самой идее и практике сословного образования.
Дворянских детей — учащихся инженерной, артиллерийской, гарнизонной школ и кадетских корпусов — в те же возрастные сроки обязаны свидетельствовать «в науках» в столице в присутствии члена Военной коллегии, а в прочих городах они экзаменовались губернатором, комендантом, инженерами и артиллерийскими офицерами.
Большую роль в становлении общеобразовательной светской школы имело открытие в 1758 г. Московским университетом гимназии в Казани. Она стала первым подобного типа учебным заведение вне столицы.
Появились профессионально-художественные учебные заведения. В Петербурге - Танцевальная школа, в Москве - Балетное училище и Академия Художеств.
Создание Академии наук. Первыми академиками Петербургской академии стали действительно крупные ученые. Они начали съезжаться в Петербург в 1725 г. уже после смерти царя. В ноябре этого года президентом Академии назначен лейб-медик Л .Л. Блюмент-рост, ранее — лейб-медик Петра I. Ему не удалось утвердить подготовленный им по «генеральному проекту» Петра I особый регламент Академии, предусматривавший право Академии избирать президента, присуждать ученые степени. По уставу, утвержденному в 1747 г., президенты не избирались, а назначались. Так было вплоть до 1917 г.
В отличие от иностранных академий, Петербургская Академия наук являлась не добровольным обществом ученых, а государственным учреждением. В этом были свои плюсы и минусы. С одной стороны, Академия имела твердый бюджет (в первый год существования на ее содержание выдано 24 912 руб.), но с другой — она была включена в общую бюрократическую систему и целиком от нее зависела. Всеми делами в Академии ведала академическая Канцелярия, во главе которой почти 35 лет стоял И.Д. Шумахер.
Леонард Эйлер (1707— 1783) по приглашению приехал в Россию в 1727 г., после окончания Базельского университета, и пробыл здесь вплоть до 1741 г., затем 25 лет трудился в Берлинской Академии, а в 1766 г. вернулся на свою вторую родину навсегда. Причину возвращения он объяснил сам: «Я всем обязан своему пребыванию в Петербургской академии». Продуктивность деятельности академика Эйлера поражает: им написано более 800 книг, статей, учебников. Свыше 460 его работ напечатано в изданиях Петербургской Академии. В сферу научных интересов ученого входили техника и теория машин (в том числе и гидравлических), оптика, астрономия, строительство плотин и мостов, логика, математический анализ.
Именно в стенах Петербургской Академии во всю мощь развернулась деятельность Михаила Васильевича Ломоносова.
Петербургская Академия наук одной из важнейших задач российской науки считала целенаправленное изучение природных ресурсов страны, ее народов, путей сообщения.
Основным направлением в дворянской литературе первой половины XVIII в. стал классицизм. Он был представлен тремя, пожалуй, равнозначными фигурами – А.Д. Кантемиром, В.К. Тредиаковским, М.В. Ломоносовым, а также несколько особняком стоявшим А.П. Сумароковым.
В 1730 г. произошло знаменательное в литературе событие: в типографии Академии наук напечатан перевод любовно-галантного романа французского писателя Поля Тальмана «Езда в остров любви» — первое печатное произведение художественной литературы на русском языке.
Поэт В.К.Тредиаковский (1703-1768 гг.) стал реформатором русского языка и стихосложения.
Значительно усилилось
книгоиздательское дело. В 1708 г. была
проведена реформа шрифта, были введены
гражданская и гражданская
Начало отечественной драматургии положил Сумароков, напечатавший в 1747 г. свою первую трагедию «Хорев».
Вслед за Шляхетским кадетским корпусом русские пьесы ставятся многими любительскими театрами рами не только в обеих столицах, но и в провинции.
Театральные постановки постепенно проникают демократическую среду, и народные театры стихийно возникают во многих городах страны.
Российский театр стал первым в стране постоянно действующим государственным общедоступным театром. Он был рассчитан па самую разнородную по социальному составу публику: зрители размещались в зале в соответствии с ценами на места.
В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.
С политико-экономическим развитием страны предъявляются к гражданскому строительству. Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле и др. В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством учились В.П.Баженов и М.Ф.Казаков.
Петровская
эпоха характеризуется
В числе общественных зданий выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями - Петергоф и др.
Огромным вкладом в стиль русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Отец (итальянский скульптор) участвовал в декоративном оформлении Петергофа. Сын (уже русский архитектор) был автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого Дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др. На смену русскому барокко в зодчестве в 60-е годы пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале 19 в. Представителями классицизма в России стали архитекторы В.П. Баженов, М.Ф.Казаков и И. Е. Старов.
Баженов и Казаков работали в Москве и Петербурге - дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Сенат в Московском Кремле, Дворянское Собрание с великолепным Колонным залом, Михайловский замок. Старов - автор Троицкого собора Александро-Невской лавры Таврического дворца - памятника победы в русско-турецкой войне. Главная ценность классицизма - ансамбль, организация ансамбля: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Яркий пример - Дворцовая площадь архитектора К.И.Росси. Сохранившиеся здания 18 в. и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.
Это время расцвета портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени - Андрей Матвеев (1701-1739 гг.) и Иван Никитин (1690-1742 гг.) - основоположники русской светской живописи. К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению живописи. Лучшие портретисты 18в.- А.П.Антропов, Ф.С.Рокотов, Д.Т.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Классическое направление в скульптуре представляли Федор Шубин, Михаил Козловский.
В конце 18 в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе лежит частная собрание картин Екатерины 2.
В 18 в. продолжалось развитие театра. Открывались новые театры, ставились спектакли по пьесам русских авторов - Сумарокова, Фонвизина.
Балет в России
зародился как отдельные
Продолжал развиваться и крепостной театр. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Михаила Щепкина и др. В 18 веке театр приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс.
В 18 в. начинает распространяться светское музыкальное искусство. Создается Филармоническое общество, в котором исполняется старинная и классическая музыка, формируется композиторская школа, появляются русские композиторы - авторы оперной, камерной музыки. Ведущим музыкальным жанром становится опера. Ведущим оперным композитором того времени являлся Д.С.Бортнянский - автор около 200 произведений. В конце века появляется жанр камерной лирической песни - русский романс на стихи русских поэтов.
Российская
империя в XVIII веке совершила огромные
усилия по защите своего суверенитета,
населения и обеспечению равноправного
отношения к себе со стороны окружающих
ее государств. В результате оборонительных
и освободительных войн она продолжала
естественным образом расширяться и получать
доступ к новым торговым маршрутам, при
этом восстанавливая историческую справедливость
то в Европе, то в Азии. Ценой тысяч жизней
русских солдат Европа была избавлена
от жестокого тирана, а на юге Россия освободила
народы Кавказа и Средней Азии от турецкого
и персидского ига. При этом империя проявила
сильную политическую волю и железную
последовательность в своем стремлении
защитить угнетаемые исламскими шахами
соседние христианские народы, а также
этнических славян, под властью какой
бы страны они ни находились (например,
белорусы и украинцы в Польше и Литве или
сербы в Османской империи). Страна добровольно
отказалась от своих колоний в Америке
и защитила американский народ от колониальной
агрессии Англии, создав условия для зарождения
США. Таким образом, влияние своей внешнеполитической
концепции она распространила на другие
континенты.
Термины
Коллегии - центральные правительственные учреждения Российской империи.
Синод (от греч. sýnodos — собрание) собрание высших духовных лиц в ряде православных и протестантских церквей; высший орган управления православной церковью в России начала 18 — начала 20 вв., после 1917 — совещательный орган при патриархе московском и всея Руси.
Сенат — один из высших гос. органов управления Рос. империи.
Импе́рия (от лат. imperium - власть) монархическое государство во главе с императором; колониальная держава, установившая своё господство над колониями и зависимыми территориями
Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.
Конди́ции (от лат. condicio — соглашение) — акт, иногда рассматривающийся как документ конституционного содержания
Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.
Сексуляризация — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии
13 Января 1721 года. Указом ПЕТРА I учреждается типография Морской академии
28 января (8 февраля) 1725 года император Петр I умирает в Санкт-Петербурге.
28 июня 1762— дворцовый
переворот, низложение Петра
1775 года Губернская реформа, указом Екатерины II от 14 августа 1775 года, Запорожская Сечь была ликвидирована.
06 Ноября 1796 года. Умирает императрица Екатерина II, на престол вступает Павел I Петрович.
Пугачев Емельян Иванович (1740, по другим данным 1742 - 10 I 1775) родился в казачьей семье в Зимовейской станице на Дону, участвовал в Семилетней войне (кампаниях 1760-1762), Русско-турецкой (1768-1770). В 1770 был произведен в хорунжие. В конце 1771 бежал на Северный Кавказ, записался там в Терское казачье войско; в феврале 1772 был арестован в Моздоке, но вскоре бежал. Весной и летом того года Пугачев скитался по старообрядческим селениям под Черниговом и Гомелем - выдавал себя за раскольника. Осенью 1772 поселился среди заволжских старообрядцев, побывал на Иргизе и в Яицком городке, выведывая подробности недавно разгромленного казачьего восстания, и стал подговаривать яицких казаков к побегу на вольные земли Закубанья.