Российская экономическая мысль до отмены крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 09:29, контрольная работа

Описание работы

Поэтому становление и развитие отечественных экономических идей целесообразно исследовать в тесной связи с хозяйственно-политическими и идеологическими проблемами того или иного исторического этапа.
Целью данной работы является изучение развития российской экономической мысли до отмены крепостного права.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
3
Российская экономическая мысль до отмены крепостного права..
5
1.1 Русская экономическая мысль в IX-XVIII вв……………………….
5
1.2 Экономическая мысль России в конце XVIII-XIX вв………………
9
Заключение…………………………………………………………………
15
Список использованной литературы…………………………………....
17

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории экономических учений.docx

— 37.12 Кб (Скачать файл)

Международный институт рынка

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По курсу «История экономических учений» на тему

«Российская экономическая  мысль до отмены крепостного права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМАРА 2013

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………

3

Российская экономическая  мысль до отмены крепостного права..

5

1.1 Русская  экономическая мысль в IX-XVIII вв……………………….

5

1.2 Экономическая  мысль России в конце XVIII-XIX вв………………

9

Заключение…………………………………………………………………

15

Список использованной литературы…………………………………....

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Материальное развитие и состояние общества, умонастроение  и социальное «самочувствие» населения  во всех странах в большой мере определяют ученые-экономисты, их система  взглядов и, главное, влияние на реальную экономику. Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время – вследствие рационального применения новаторской экономической теории.

Кроме того, экономический  успех любой страны зависит от отсутствия противоречий между национальными  традициями страны и ее социальной и хозяйственной практикой, поскольку  национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо –  если они не учитываются – вести  к ее застою.

Русская экономическая  мысль – органическая составляющая часть всей истории экономической  науки, включающая рассмотрение как  общей логики и методологии подхода  к истории становления и развития отечественной экономической мысли, так и анализ конкретных исторических этапов в ее развитии, и трудов наиболее крупных отечественных ученых.

Интерес к истории  российской экономической мысли  обусловлен рядом причин. Во-первых, Россия остро переживает период своего самоопределения и нуждается  в восстановлении исторической памяти народа. После многих лет забвения к россиянам вернулись имена  многих выдающихся мыслителей, в том  числе экономистов. Любая страна имеет шанс на будущее, если она опирается  на историческое наследие. Во-вторых, сегодня  перед страной встали жизненно важные вопросы в области не только экономики, но и науки, а также культуры, ответы на которые содержатся в трудах наших  соотечественников.

Экономическая мысль, экономические учения как наука  оформились лишь в эпоху становления  буржуазного строя. Однако на каждом этапе развития общества характер производственных отношений определял эволюцию экономических  идей, порою трудно разделимых в  политико-правовой, религиозной, экономической  жизни. Экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении.

Поэтому становление  и развитие отечественных экономических  идей целесообразно исследовать  в тесной связи с хозяйственно-политическими  и идеологическими проблемами того или иного исторического этапа.

Целью данной работы является изучение развития российской экономической мысли до отмены крепостного права.

 

 

Российская экономическая  мысль до отмены крепостного права

1.1 Русская  экономическая мысль в IX-XVIII вв.

 

На развитие русской  экономической мысли IX-XVI вв. влияли в основном два фактора: феодальный уклад хозяйственной жизни и христианство.

В период разложения первобытной общины у восточных  славян, приходившегося на 4-6 вв., постепенно все заметнее становится господство пашенного земледелия и оседлого скотоводства. Большее развитие приобретают  ремесла, товарный обмен. С 6 в. крупные  земельные собственники владеют  укрепленными жилищами. В IX-XII вв. процесс закабаления, закрепощения крестьян земельными собственниками усилился. Пока основную массу сельских тружеников составляли челядь и закупы (обязанные обработать взятый долг — «купу»), преобладала отработочная рента (барщина). По мере включения в систему феодальной эксплуатации смердов – общинников все большую роль начинает играть рента продуктами (натуральный оброк), к XI в. ставшая преобладающей.

В IX-XI вв. восточные славяне объединяются в древнерусское государство – Киевскую Русь. Неуклонный рост производительных сил сопровождался дальнейшим разделением труда и ростом городов (Киев, Чернигов, Новгород, Переславль и др.), развитием ремесел. Города становились центрами торговых и культурных связей.

Пока еще экономическая  мысль не стала самостоятельной  ветвью идеологии. Но уже была составной  частью общественной мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церковная  литература и устное народное творчество в той или иной степени освещают экономическую жизнь, быт и экономическую  политику киевских князей. Древние  летописи дают довольно полное представление  о налоговой и торговой политике, характере земледелия и социальном статусе населения.

Для понимания специфики  развития экономической мысли на самом раннем этапе русской истории  весьма ценным источником, первым древнерусским  сводом законов служит «Русская правда»: своеобразный кодекс феодального права 30-х гг. X I в., действовавший до XV  в.

«Русская правда»  отражала практический уровень, достигнутый  экономической мыслью к этому  времени. Она содержала нормы  торговли, упоминала о «торговле» (внутренний рынок), «гостьбе» (внешняя  торговля) и пр.

Экономическая мысль  нашла своеобразное отражение и  в былинах. Они воспевают труд земледельца, наделяют труженика лучшими  человеческими качествами.

«Устав о резах» (процентах) этого времени фиксировал несколько заниженный, по сравнению  с ранее применяемым, разорительным, размер процента ростовщикам по предоставленным  займам. Это определяло правовую основу кредитных операций, улучшало положение  купечества. Так, взявший в долг из 50%-ных годовых обязан платить  эти проценты только два года, а  на третий год делался свободным  от всякого долга.

Экономическая мысль  времени Ивана Калиты (1325-1340), когда Москва стала центром, отражала стремление московских князей к объединению, подчинению себе все большего количества феодальных, боярских, монастырских и церковных уделов, а также процесс дальнейшего закрепощения крестьян.

При Иване III (1462-1505) формирование государства под властью московских князей в основном завершилось. За столетие территория Московского государства увеличилась более чес в 30 раз.

И в 1497 г. был издан  Судебник—первый общерусский сборник  законов. Его выход законодательно отразил характер экономической  политики в области землевладения, финансов, торговли. Упорядочивал феодальное законодательство, узаконивал фактически сложившиеся крепостнические отношения.

Экономическая мысль  первой половины XVI в.— преддверие реформ 50-х годов — особенно проявила себя в трудах талантливого публициста того времени, дворянина Ивана Семеновича Пересветова. В написанных им произведениях фактически изложена программ преобразований, предлагаемая Ивану IV Грозному.

Идеал государства  И. Пересветов видит в сильной  царской власти. При этом главную  опору царя автор находит в  дворянстве как прогрессивной части  общества. Его предложения о переводе воевод, судей, служилого дворянства на жалование и о сдаче всех доходов и податей в казну, безусловно, давали простор развитию товарно-денежных отношений, ликвидировали  преграды, стоящие перед формированием всероссийского рынка. Фактически принципы его экономической политики и ориентировались на упрочение единства Русского государства, укрепление самодержавной власти царя, на завершение феодализации деревни.

В системе экономических  мер Ивана IV выделяется реформа крупного землевладения. Главный смысл заключался в изменении соотношения его форм. Ослаблялась боярская аристократия, и укреплялось положение служилого дворянства, зависимого от царя.

Россия XVII-XVIII вв. – это эпоха начала процесса первоначального накопления капитала. В результате усиления специализации сельскохозяйственного и ремесленного производства развиваются и товарно-денежные отношения, формируется всероссийских ранок и единое экономическое пространство. Изменения в экономической жизни обусловили появление экономических теорий, содержащих определенные программы, направленные на преобразование хозяйства и ускорение его развития.

Одной из особенностей экономической мысли того времени, да и вообще всей русской экономической  мысли, является органическая связь  теоретического анализа с актуальными  проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений. 1

Выдающимся русским  экономистом и крупным государственным  деятелем и дипломатом XVII в. был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок. 1605-1680). Он покровительствовал купечеству, был сторонником укрепления самостоятельности и независимости России. Торговлю рассматривал как в0ажнейшую статью дохода Российского государства и считал необходимым развитие внешней торговли, поддержку купцов-оптовиков. Он также считал необходимым развивать промышленность.

Родоначальником русской  экономической мысли был также  Юрий Крижанич (ок. 1618-1683). По его мнению, торговая политика государства российского  должно защищать интересы отечественного производства — больше вывозить0 и  меньше ввозить. Для этого должна была быть продумана структура внешней  торговля, чтобы не ввозить товары, которые можно было производить  у себя в стране.

На рубеже XVII-XVIII вв. в России Петр I (1672-1725) осуществил преобразования во всех сферах общественно-экономической жизни страны. Он проводил политику меркантилистического характера, хотя она имела и отличительные особенности. Он не разрешал вывозить за пределы страны золото и серебро, была продолжена политика поддержки русского купечества, русские экспортеры освобождались от иностранных пошлин в том случае, если ввоз по стоимости превышал экспорт не более чем на 25 %.

Петр принимал меры для развитии торговли со странами Востока, построил Петербург и поощрял  торговлю в нем, был создан флот, товары, вывозимые за границу через Петербург освобождались от пошлин.

Первым русским  экономистом называют Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), в творчестве которого нашла отражение реформаторская деятельность Петра I. Посошкова в первую очередь интересовали не вопросы обеспечения активного торгового баланса, а вопросы развития национального хозяйства. Он рассматривает деньги как ценность, созданную законом, средство для создания определенного правопорядка. Правда, это касается только внутреннего обращения, в сфере же внешней торговли, безусловно деньги должны быть полноценными. Рассматривая торговлю и производство как единый хозяйственный комплекс и видя в них источник богатства нации, Посошков выступал за всемерное развитие отечественной торговли, промышленности, сельского хозяйства, укрепление экономического могущества России и ее независимости. Как и все представители меркантилизма, он является сторонником сильной государственной власти. 2

1.2 Экономическая  мысль России в конце XVIII-XIX вв.

 

В конце XVIII-первой четвери XIX вв. для экономики России были характерны нехватка прибавочного продукта для расширенного воспроизводства всех отраслей народного хозяйства, удовлетворения постоянно растущих материальных, культурных потребностей всех социальных групп общества. Сохранялась контрастность в уровне жизни различных слоев общества. Вызывала беспокойство правительства, государственных деятелей и интеллигенции бедность, безграмотность и социальная напряженность в среде крепостных и государственных крестьян.

          Экономическая мысль России XVIII в.  наиболее ярко представлена в работах В. И. Татищева и М. В.Ломоносова. Василий Никитич Татищев (I6X6--I750) — историк, государственный деятель. В 1720—1722 гг. управлял казенными заводами на Урале, основал город Екатеринбург. В 1741 — 1745 гг. — астраханский губернатор. Выступал за развитие торговли и политику протекционизма. Советовал не допускать вывоз за границу золота и серебра в слитках, монетах и посуде. Импорт же драгоценных металлов следовало освободить от пошлин, как и импорт сырья, необходимого для развития отечественной промышленности. Предлагал меры, способные улучшить положение крестьян в рамках существующего социально-экономического строя.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) — многогранный российский ученый, в числе прочих наук интересовавшийся и экономикой. Он утверждал, что самостоятельность  и независимость России связана с развитием отечественного производства, для чего следует разрабатывать природные богатства страны, развивать промышленность, обучать население ремеслу. Настаивал на том, что без развитой торговли богатство государства расти не может; выступал за политику протекционизма. Полагал государство руководящей силой экономического развития.

Заметный след в  истории экономической мысли  конца XVIII-первой четвери XIX в. оставили экономисты Вольного экономического общества, созданного в 1765г. Президент Вольного экономического общества (1823-1840) Николай Семенович Мордвинов (1754 -1845) предлагал способствовать росту населения России, опровергая теорию Мальтуса о народонаселении. Источником богатства он считал труд, повышение производительности труда в результате его разделения. Показывал необходимость развивать все отрасли народного хозяйства, отрицал специализацию на производстве и экспорте какого-либо одного вида изделий.

В первой четвери  XIX в., как и в конце XVIII в., новые явления в экономике вынуждали передовую общественность дать ответ на вопросы о судьбе крепостничества и путях дальнейшего развития России. Некоторые общественные деятели доказывали незыблемость крепостничества, предлагали программы роста экономики и благосостояния, не отвергая феодальные производственные отношения. Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) представил в 1810 «План финансов», где предусматривались экономия государственных средств, изменения налоговой политики, прекращение выпуска ассигнаций и замена их металлической валютой, а также разменными билетами. Но этот план не был принят. Также он вносил предложения о реформировании экономики сельского хозяйства: запретить продажу крестьян без земли, регламентировать повинности, облегчить отпуск крестьян на волю, упростить перевод в дворовые.3

Информация о работе Российская экономическая мысль до отмены крепостного права