Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 17:59, реферат
Цель работы: изучить такой важный этап в жизни нашей страны как Смутное время.
Задачи: рассмотреть, что явилось предпосылкой для возникновения Смуты, выяснить какие процессы проходили на территории страны и как они отразились на ее развитии, проследить ход борьбы за государственную власть и к каким последствиям это привело.
Введение……………………………………………………………2
Глава I. Российская «Смута» в начале XVII века………………..4
I.1. Предпосылки возникновения Смуты ………………..4
I.2. Годунов и начало крестьянской войны ……………...6
I.3. Самозванцы ………………………………..…………10
I.4. Открытая интервенция ……………………….……...13
I.5. Ополчение …………………………………………….14
Глава II. Борьба за государственную власть и воцарение
династии Романовых ……………………………………………..18
II.1. Воцарение Романовых……………………………….18
II.2. Окончание интервенции……………………………..20
Заключение………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………22
Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 году прекратилась старая династия, так как он не оставил письменного завещания. По поводу его последней воли было две версии: Федор оставил власть своей супруге Ирине. По другой версии, Федор наказал Ирине принять иноческий образ и остаток жизни провести в монастыре.11
С первого дня междуцарствия началась длительная борьба между претендентами за обладание троном: Федором Никитичем Романовым и Василием, Дмитрием, Александром, Иваном Шуйскими. В жилах князя Федора Ивановича Мстиславского тоже была царская кровь-он был праправнуком ИванаIII, но считался выходцем из Литвы.
Наиболее вероятным кандидатом занять царский престол русская аристократия считала того, кто происходил из рода Рюриковичей, а Борис Годунов, который не происходил от «царского корени», не мог и не должен был думать о царской короне. И все же в трудной, полной драматизма борьбе за корону нелегкую победу, в конечном счете, одержал Годунов. Впервые в стране на трон вступил не «природный», а избранный царь, что и должно было стать основой авторитета его власти.
После смерти Федора Ивановича власть перешла к царице Ирине. Но по сложившейся традиции, цариц не короновали, и, поэтому, она не обладала царской властью, не могла передать ее своему брату. Вскоре Ирина объявила о своем уходе в Новодевичий монастырь; хотя номинально продолжала править страной. Уход Ирины в монастырь подогрел страсти претендентов на царскую корону. 17 февраля 1598 года истекло время траура по Федору. В тот же день в Кремле собрался земский собор. При активной поддержке патриарха Иова и московских иерархов собор избрал на царство Бориса Годунова. Он долгое время отказывался, но под угрозой отлучения от церкви согласился войти на престол, обещая при этом заботиться о своих подданных, улучшить условия их жизни, не прибегать к казням. Борис Годунов «1598-1605» был энергичным, честолюбивым, государственным деятелем. Фактически управляя страной, он сумел добиться относительной социально-экономической и политической стабилизации. В целом он продолжил политику Ивана Грозного, но менее жестокими мерами, вел успешную внешнюю политику. При нем происходило дальнейшее продвижение в Сибирь, осваивались южные районы страны. Укреплялись позиции на Кавказе. После войны со Швецией в 1595 году был заключен Тявзинский мир. Россия вернула себе земли на берегу Балтики -Ивангород, Ям, Копорье, Корелу. В 1598 году Годунов с дворянским ополчением лично возглавил поход против хана Казы - Гирея. Крупным успехом было учреждение патриаршества в России. Повысился престиж русской церкви, она стала равноправной по отношению к другим православным церквям. Первым русским патриархом в 1589 году был избран Иов-сторонник Годунова. С другой стороны, Годунов на престоле обнаружил недостаток нравственного величия и трусливую подозрительность. Опасаясь боярских интриг и крамол, он завел систему шпионажа, поощрял доносы, награждал доносчиков и преследовал подозреваемых или обвиняемых в измене бояр.
Однако, несмотря на всю территориальную политику, Россия еще была слаба, и этим воспользовались ее усилившиеся соседи-Речь Посполитая, Швеция, Крым, Турция. Обострение международных противоречий станет еще одной причиной смуты. 12
Борис Годунов, пожалуй, был первым русским царем, который сделал попытку сближения с Западной Европой. Он приглашал иноземцев на русскую службу, предоставлял им право беспошлинной торговли и освобождал от налогов. 18 московских дворян впервые были посланы учиться за границу «ни один из них во время службы не вернулся назад».
Но не все гладко шло в политике Годунова. Предоставив некоторые льготы дворянству и посадским людям, правительство, в то же время пошло по пути закабаления крестьянства. Это вызвало недовольство народных масс. Также успешное начало правления Годунова оказалось прерванным природной катастрофой. В 1601-1602 годах из-за дождей и ранних заморозков на корню погиб урожай, что привело к страшному голоду. В несколько раз выросли цены, началась спекуляция хлебом. В следующем году снова не было урожая. Цены выросли более чем в 100 раз. Начались массовые эпидемии. В Москве отмечались случаи людоедства.13
Годунов решает раздавать хлеб из государственных закромов, но поручение его исполнялось не добросовестно, хлеб, предназначенный для раздачи, продавался, раздавался друзьям и родственникам. Кроме того, в Москву за бесплатным хлебом начал съезжаться народ, который мог без особого труда прокормиться дома (Годунов разрешил холопам уходить от своих господ и искать возможности прокормиться). Кроме того, богатые люди сами избавлялись от лишних нахлебников, но не давали им отпускных грамот, чтобы по мере надобности иметь право вернуть их обратно на законном основании. Также был временно восстановлен Юрьев день. Но меры по раздаче бесплатного хлеба, по выдаче отпускных грамот не имели успеха. Из отпущенных или беглых образовывались шайки разбойников . Главным очагом брожения и беспорядков стала западная окраина государства, куда правительство ссылало из центра преступные или неблагонадежные элементы, которые были полны недовольства и озлобления и выжидали только случай восстать против московского правительства. Кроме того, в народе начались слухи, что на страну наложено наказание за нарушение порядка престолонаследия, за грехи Годунова. Все это было основанием для народных выступлений.
В 1603-1604гг. начинается восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа. Оно было жестоко подавлено, а Хлопок казнен в Москве.
Многие историки считают эти события первым этапом Крестьянской войны начала XVII века. Крестьянскими войнами называют выступления народных масс в XVII-XVIII веках. Они охватывали значительную часть территории страны, объединяя всю совокупность мощных народных движений.
В Крестьянской войне началаXVII века обычно выделяют 3 периода:
1 период-1603-1605гг. Восстание Хлопка.
2 период-1606-1607гг. Восстание под
руководством И.И. Болотникова.
3 период-1608-1615гг. Спад Крестьянской войны, сопровождавшийся рядом крупных выступлений крестьян, горожан, казначейства.
Итог всех этих событий в том, что обострившиеся социальные противоречия, перешедшие в восстания, имели место в ослабленной стране, где только что установилось крепостное право, где не было сил для активной внешней политики, не было социальной стабильности, а династические споры ослабляли прочность государства. Нестабильность в стране, социальные конфликты люди объясняли как Божью кару за неправедные действия незаконного, «безродного» царя, который всячески стремился сохранить престол.
I.3. Самозванцы
В обстановке всеобщего недовольства
Борисом широкое
Существуют разные версии происхождения Лжедмитрия. Так В. О. Ключевский писал, что Лжедмитрий был « лишь испечен в польской печке, а заквашен в Москве». По-видимому, историк считал, что в лице самозванца московское боярство пыталось устранить Бориса от власти. Действительно, все следы появления самозванца вели в дом Романовых, к видным московским дьякам. Именно в этой среде появилась мысль противопоставить самозванца Годунову и свергнуть ненавистного знати царя. При Федоре Ивановиче боярство нападало открыто и все время терпело поражения. Сильнее власти Годунова была только династия Калиты. Поэтому в народ запустили слух об убийстве Дмитрия Борисом, и чудесном воскрешении царевича.
Согласно официальной версии правительства Бориса Годунова, человек, выдававший себя за царевича, был монах Григорий (в миру мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). Юшка, (так звали его в молодости), знал латинский и польский языки, имел каллиграфический почерк. В молодости был слугой Федора Никитича Романова , после ссылки которого постригся в монахи. В Москве он жил в Чудовом монастыре и служил при патриархе Иове. Неизвестно, кто он был на самом деле. Московское правительство объявило его боярским сыном Гришкой Отрепьевым только в январе 1605 года. Раньше в Москве, вероятно, не знали, кем счесть и как назвать самозванца. Так С.М. Соловьев держался того убеждения, что обман самозванца с его стороны был неумышленный и что Отрепьев сам верил в царственное происхождение. В 1864 году появилось исследование Костомарова относительно личности первого самозванца. В этом труде он доказывает, что Лжедмитрий и Отрепьев два разных лица, во- вторых, что названный Дмитрий не был царевичем, но верил в свое царское происхождение, и, в - третьих, что самозванец был делом боярских рук. Вызывает интерес мнения и теории, сформированные историками по поводу происхождения Смуты. Так С.М. Соловьев в своем труде. Истории России излагает версию, что первой причиной смуты является «дурное состояние народной нравственности, явившиеся результатом столкновения новых государственных начал со старыми дружинными». Историк также называет другую причину Смуты - чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. К.С. Аксаков признает смуту фактом случайности, не имеющих исторических последствий.
Третью теорию выдвинул И. Е. Забелин («Минин и Пожарский»). Он говорит о том, что боярская и вообще служилая среда во имя отживших дружинных традиций давно уже крамольничала и готовила смуту».
По подсчетам историков, за годы смуты в России объявилось ни много, ни мало семнадцать самозванцев: пятеро из них выдавали себя за погибшего в Угличе царевича Дмитрия, другие девять - за мнимого сына Федора Ивановича, а в Астрахани «царевич Иван- Август» уверял, что он сын Ивана Грозного от его четвертой жены Анны Котловской. Но из этой пестрой толпы наиболее опасными являлись Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.15
Любопытную версию высказал Н. И. Костомаров в своем « Смутном времени». По его мнению, в смуте виновны все классы русского общества, но причины ее нужно искать не внутри России, а вне ее. Но, так или иначе, Лжедмитрий заручился поддержкой польско-литовских магнатов, тайно принял католичество и клятвенно обязался папе римскому распространить католичество в России. Также Речи Посполитой были обещаны Северские и Смоленские земли, Новгород и Псков. Это была скрытая интервенция против России, замаскированная видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику.
Годунов не решился возглавить поход против самозванца, а 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался. Через сутки состоялась церемония передачи престола, а заодно и назревших проблем, новому царю, сыну Бориса - Федору Борисовичу. Вскоре новый царь и его мать по требованию самозванца были арестованы и тайно убиты, патриарха Иова сослали в монастырь. Так Лжедмитрий устранял препятствия на своем пути к трону. И 20 июня 1605 года Лжедмитрий вступил в Москву и был провозглашен царем. Но не всему народу нравилась крепостническая политика нового царя. Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606 года к новому «царю» приехала его невеста Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она так и не приняла православие. Новые поборы с целью добыть обещанные польским магнатам средства, недовольство русской знати привели к организации против Лжедмитрия боярского заговора. В мае 1606года вспыхнуло восстание, итогом которого явилось убийство Лжедмитрия.
На престол вступил Василий Шуйский (1606-1610). Новый царь разослал грамоты по всему государству, в котором обличал самозванца, обманувшего русский народ. При своем воцарении Шуйский принял формальное обязательство никого не казнить и не наказывать конфискацией имущества, не слушать ложные доносы. Эти обязательства впоследствии он неоднократно нарушал. Шуйскому удалось укрепиться в Москве, однако окраины страны продолжали бурлить. Политический конфликт, порожденный за власть и корону, перерос в социальный. Народ, потерявший веру в улучшение своего положения, вновь выступил против феодальной эксплуатации. В 1606 году началось восстание под предводительством Ивана Болотникова. В восстании принимали участие представители разных социальных слоев - крестьяне, холопы, посадское население, казачество, дворяне, которые хотели с помощью восстания добиться своих целей. У крестьянства и казачества такой целью было возвращение к старым, общинным порядкам. Болотников с огромным скопищем «воровских людей» подошел к Москве, туда же пришли рязанские и тульские служивые люди, но когда они поближе познакомились с политикой Болотникова, все же решили присягнуть царю Василию. Болотников был впоследствии разбит и ушел сначала в Калугу, а потом и в Тулу. Но и там его достала царская рука. Царь жестоко расправился с восставшими. Болотников был ослеплен, а потом утоплен в городе Каргополе.16
После расправы с Болотниковым беды,
выпавшие на многострадальную Русь, не
закончились. Объявился новый самозванец-
Набрав достаточно народа, Вор выступил в поход на Русь; при Болхове разбил царское войско, подошел к самой Москве.17 Он привлекал новые силы: одна за другой приходили к нему казацкие шайки, приводили польские шляхтичи свои дружины. В Тушине, где над политическими преобладали задачи хищнические, отлично понимали, что на лучшую добычу можно рассчитывать только на севере. Там был пункт, имевший большое стратегическое значение, взять который для тушинцев было необходимо уже по тому, что, не овладев им, невозможно было овладеть другими городами на севере. Этим пунктом был Троицкий монастырь. Тушинцы и обратились, прежде всего, на него. Положение монастыря было тогда небезопасно, потому что защитников у него имелось мало и опорой ему служили лишь крепкие стены да личная храбрость гарнизона. Осада Троицкого монастыря, продлившись почти полтора года (с сентября 1608 до начала 1610года), окончились ничем: изнемогший от голода и болезней гарнизон все-таки не сдался и своим сопротивлением задержал очень много тушинских сил.
Однако это не могло помешать другим тушинским шайкам наводнить север. Более двадцати северных городов должны били признать власть Вора и в том числе Суздаль, Владимир, Ярославль, Вологда; но тут-то и сказался весь характер этой воровской власти. На севере, в том краю, где менее всего отзывались события смуты, где еще не знали, что за человек был Вор, там где доверия и особой любви к Шуйскому не питали - на Вора смотрели не как на разбойника, а как на человека имущего престола, быть может, и настоящего царевича. Часто его признавали при первом появлении его шаек, но тотчас же убеждались, что эти шайки не царево войско, а разбойничий сброд. Слушая одновременно увещательные грамоты Шуйского и воззвания Вора, не зная, кто из них имеет более законных прав на престол, русские люди о том и другом могли судить только по поведению их приверженцев. Воеводы Шуйского были охранителями порядка в том смысле, как тогда понимали порядок, а Вор много обещая, ничего не исполнял и не держал порядка. От него исходили только требования денег, его люди грабили и бесчинствовали, к тому же они были поляки. Земцы видели что « тушинцы, которые города возьмут за щитом, то есть силой или хотя эти города и волей крест поцелуют самозванцу, то все города отдают панам на жалованье и вотчины, как прежде уделы бывали».18 Это в глазах русских не было порядком, и вот северные города один за другим восстают против тушинцев не по симпатии к Шуйскому и не по уверенности, что тушинский Дмитрий самозванец и вор,- восстают они за порядок против нарушителей его.