Российское налогообложение его истоки и становление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:56, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система являет собой сложную экономико-правовую конструкцию, которая имеет свои исторические, социальные, юридические, общегражданские и территориальные корни. В данной контрольной работе рассматриваются основные характеристики налоговой системы России и наиболее существенные аспекты ее становления и развития.
Исторический аспект в становлении налоговой системы играет определяющую роль и рассматривается как объективная закономерность. Налоговые системы абсолютного большинства государств формировались столетиями под воздействием совокупности политических, экономических, социальных и иных условий, и каждая из них обладает целым рядом особенностей, отражающих национальный характер развития этих стран. Не является исключением и налоговая система Российской Федерации, становление и развитие которой - процесс своеобразный, длительный и сложный.

Содержание работы

1. Введение
2. Становление и развитие налоговой системы в России
3. Понятие и основные элементы налоговой системы
4. Заключение
5. Библиографический список

Файлы: 1 файл

история.docx

— 28.29 Кб (Скачать файл)

Московский  Банковский Институт

Факультет «Финансы и банковское дело»

Специальность «Экономика» 
 
 
 

По дисциплине «История»

Контрольная работа на тему:

«Российское налогообложение его истоки и становление» 
 
 
 

Выполнила студентка 2 курса

группы  БЭЗ/23 - 2

Иванова И.Г. 
 

Преподаватель:

к.н. Данилова Т.И. 
 

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Становление  и развитие налоговой системы  в России 

3. Понятие и  основные элементы налоговой  системы

4. Заключение

5. Библиографический список

 

1. Введение

   Налоговая система являет собой сложную экономико-правовую конструкцию, которая имеет свои исторические, социальные, юридические, общегражданские и территориальные корни. В данной контрольной работе рассматриваются основные характеристики налоговой системы России и наиболее существенные аспекты ее становления и развития.

   Исторический аспект в становлении налоговой системы играет определяющую роль и рассматривается как объективная закономерность. Налоговые системы абсолютного большинства государств формировались столетиями под воздействием совокупности политических, экономических, социальных и иных условий, и каждая из них обладает целым рядом особенностей, отражающих национальный характер развития этих стран. Не является исключением и налоговая система Российской Федерации, становление и развитие которой - процесс своеобразный, длительный и сложный.

 

2. Становление и  развитие налоговой  системы в России

   Истоки возникновения и становления налоговой системы России уходят далеко в прошлое. Налогообложение сопровождает всю историю человечества. Еще из первобытной мифологии известны жертвоприношения богам, злым силам и чудовищам-драконам. Это была своего рода плата человека за милость богов, откуп от злых сил и бедствий. По мере развития общественных отношений появились новые формы и способы наполнения казны.

   В раннефеодальной Руси взималась дань в пользу владетельного князя, которая носила выраженную форму зависимого положения данника. В первом рукописном источнике права на Руси "Русской правде" упоминается о натуральном налоге "корме". Кормление полагалось чиновникам и его лошадям. В период татаро-монгольского нашествия основной налоговой повинностью являлся "выход", выплачиваемый хану русскими князьями. Известны в то время были косвенные налоги, носившие форму торговых сборов - мыт и тамка, извозные повинности, носившие натуральную форму "ям" и "подводы". Ордынские сборщики налогов именовались "баскаками", а русские купцы, откупившие это право у хана, - бесерменами. Ко времени становления Московского государства сформировалась общая идея о том, что определенная группа лиц должна служить государю, а тяглые люди обязаны оплачивать такую службу посредством передачи государству денег и иного имущества в виде особых публичных повинностей - налогов.

   Основным признаком публичных платежей, взимаемых в период Московского государства, следует признать безусловную обязательность их уплаты посредством изъятия у подвластного населения части денежных средств, равно как и иных вещей, исполнение (в меньшей степени) разнообразных натуральных повинностей в пользу верховной власти. Подобная безусловность обеспечивалась весьма жесткими санкциями в отношении лиц, отказывавшихся повиноваться (вплоть до смертной казни). Не менее важными характеристиками таких платежей предстают безвозмездность по отношению к плательщику, направление в доход публичной власти в лице государства, периодичность взимания (обычно летом). Отмеченные признаки публичных доходов свидетельствуют о том, что в Московском государстве податная система строилась на основе взимания именно конкретных налогов.

   Что касается целей уплаты публичных платежей, то они, по крайней мере, в известных законодательных источниках того времени, не были определены надлежащим образом. Это не в последнюю очередь связано с тем, что усилившаяся царская власть на своем пути к абсолютизму не желала явным образом обосновывать конкретную причину взимания платежей, тем самым, заставляя своих подданных лишь догадываться о том, откуда берутся налоги и на какие цели они расходуются. Так что основным их предназначением считается поддержание могущества государственной власти на всей подчиненной территории.

   Петр I учредил должность прибыльщиков, ввел основной прямой налог с населения - "подушную подать", которая просуществовала в России в различных формах более ста лет и была отменена во время налоговой реформы 1875-1898 гг.

   В то же время были введены прямые налоги: земельный, имущественный, промысловый налог с доходов и капитала. Стали взиматься акцизы и таможенные пошлины. Основными подакцизными товарами были водка и спирт. Единицей налогообложения являлся градус их крепости. Ставка акциза на спирт была установлена 11 копеек за каждый градус крепости. В это время формируется государственная система сбора налогов и налогового контроля. В Министерстве финансов был учрежден Департамент податей и сборов.

   Большой вклад в развитие финансовой теории и практики, финансового устройства России внес известный русский экономист и государственный деятель Сперанский М.М. (1772-1839 гг.) - автор знаменитого "Плана финансов". В 1818 году вышел "Опыт теории налогообложения" - фундаментальное исследование в области налогообложения, автором которого был известный экономист и общественный деятель Тургенев Н.И., заложивший научные основы построения налоговой системы России того времени.

   В советский период истории России в финансовой системе страны преобладали неналоговые доходы, налогообложение играло не столь заметную роль как в рыночной экономике современной России. Среди косвенных налогов ведущее место занимал налог с оборота, отчисления от прибыли, уплачивался также подоходный налог с населения и довольно экзотический налог на холостяков.

   Налоговая система России, существовавшая до наступления периода реформ (с конца 1991 г.), была сформирована на протяжении длительного периода советской власти и подобно западным системам была стабильна и крайне редко подвергалась изменениям.

   Реформы в России сопровождались сменой политического режима, что привело к глобальным изменениям института собственности и определило противоречия между интересами хозяйствующих субъектов и интересами государства. Понятие прибыли, не существовавшее до перестройки, потребовало проведения налоговых реформ для обеспечения государства необходимыми доходами. Революционный характер происходивших в стране изменений, отсутствие преемственности в реформах не позволяли последовательно и с учетом времени, необходимого на адаптацию, формировать налоговую систему, так как страна остро нуждалась в средствах для финансирования государственных расходов.

   Анализ нормативной базы, действовавшей в период с 1991 по 2000 годы, показывает, что на протяжении всего этого времени количество принимаемых по вопросам налогообложения документов было столь велико, что оказывало непосредственное влияние на уровень сбора налогов.

   С конца 1991 года налоговая система России начинает стремительно развиваться. Этот период можно разделить на три этапа:

   На первом этапе в начале 90-х годов государство действовало откровенно фискально по принципу "взять все, что можно взять". Это был период резкого перехода к новым экономическим, политическим и социальным условиям жизни общества. При этом государство практически попало в "налоговую ловушку", когда повышение налоговой нагрузки не приводит к росту государственных доходов, скорее наоборот, ведет к их снижению.

   Второй этап, начало которому было положено с начала 1994 года снижением ставок налога на прибыль и НДС с 28% до 20 и 10 %%, характеризовался глубокими кризисными явлениями в экономике и в бюджетно-финансовой системе, неплатежами, падением собираемости налогов, нарастанием огромной задолженности, разработкой и применением комплекса правовых, организационных и административных мер по преодолению кризисных явлений.

   Третий этап формирования налоговой политики России обозначился с января 1999 принятием и введением в действие части первой НК РФ. Его можно охарактеризовать как период осознания обществом необходимости и неизбежности налогообложения и принятием со стороны государства ряда практических мер по формированию устойчивой, долговременной, либерально-ориентированной и понятной налоговой системы. Основными вехами этого пути наряду с принятием нового законодательства являются: пресечение налогового произвола властей, особенно на местах; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц, совершенствование системы налогового администрирования, воспитание налогового правосознания граждан и укрепление гарантий соблюдения налоговой законности.

   За пройденные три этапа налоговая система России впитав в себя многие негативные последствия политических баталий 90-х годов прошлого века, крайней поляризации общества, по сути своей стала продуктом скорее политического компромисса, нежели объективного процесса исторического и экономического развития. Отсюда - множество "болезней", которыми страдает наша налоговая система, о чем пишут и говорят экономисты, юристы, политики и особенно главные действующие лица - налогоплательщики.

   В современной налоговой системе существует ряд проблем, к которым относятся рост налогового бремени в связи с наличием множества не кодифицированных платежей фискального характера, неэффективность инвестиционного налогового кредита, отсутствие механизмов налогового стимулирования, отсутствие дифференциации налогов на добычу полезных ископаемых, злоупотребления при применении вычетов по НДС со стороны налогоплательщиков и налоговых органов. Особое внимание стоит уделить проблеме отсутствия единообразной практики применения налогового законодательства. Налоговое законодательство по-прежнему остается нестабильным, в том числе и за счет деятельности Конституционного Суда РФ. Введение новых правил налогообложения совершенно не учитывает принципа финансового планирования деятельности организаций. Сегодня налогоплательщик, осуществляя финансовое планирование, не имеет возможности заранее выяснить окончательную позицию официальных органов по вопросам налогообложения. В настоящее время отсутствуют четкие критерии и механизмы разграничения правомерной налоговой оптимизации и противоправного уклонения от уплаты налогов. Отсутствуют действенные гарантии независимости судебной системы от исполнительной власти при решении налоговых споров и т.д.

   Однако недостатки не являются определяющими факторами налоговой системы России. Конечно, особенностью современной российской налоговой системы, отмечаемой всеми без исключения экономистами, является то, что при ее формировании ставилась в первую очередь фискальная задача. Преобладание фискальной направленности в налогообложении обусловлено тем, что создание налоговой системы РФ и первые этапы ее развития проходили в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей выдвигалось максимально возможное наполнение бюджета страны. Но постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Важной задачей становится практическая реализация объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования. 
 
 

3. Понятие и основные  элементы налоговой  системы

   В действующем налоговом законодательстве понятие налоговой системы не раскрывается. В налоговой литературе и других источниках в общих чертах она представлена совокупностью налогов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц, на территории Российской Федерации.

   Ряд авторов считают, что налоговая система включает в себя кроме системы налогов и сборов совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

   Анализ положений ст.1 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что федеральный законодатель понимает налоговую систему как сложное многоэлементное экономико-правовое системное образование включающее:

- виды  налогов и сборов, взимаемых в  Российской Федерации;

- основания  возникновения (изменения, прекращения)  и порядок исполнения обязанностей  по уплате налогов и сборов;

- принципы  установления, введения в действие  и прекращения действия ранее  введенных налогов и сборов  субъектов Российской Федерации  и местных налогов и сборов;

- права  и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах;

- формы  и методы налогового контроля;

Информация о работе Российское налогообложение его истоки и становление