Россия – демократическое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

В наши дни, в социальной и политической среде довольно часто возникают
споры о демократичности Российского государства, поскольку, нормы, провозглашающие демократию в России, закреплённые в Конституции и иных правовых актах, на практике просто не выполняются. Так, например некоторые, установленные Конституцией, права и свободы граждан ущемляются или нарушаются другими нормативными актами и законами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие демократии……………………………………………………………4

Глава 2. Формы демократии……………………………………………………………..9

2.1. Непосредственная демократия……………………………………………..9

2.1.1. Референдум……………………………………………………………….12

2.1.2. Выборы……………………………………………………………….......17

2.2. Представительная демократия…………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Конституционное право.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ПЕРМЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

Пирогова Юлия Николаевна

Специальность: Государственное  и муниципальное управление

Группа № __

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По  дисциплине: Конституционное право

На  тему: Россия – демократическое государство.

 

 

 

 

 

 

 

проверил: Телегин

Александр Степанович

к.юр.н,профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пермь

2010

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………………..3

                                          

Глава 1. Понятие  демократии……………………………………………………………4

 

Глава 2. Формы демократии……………………………………………………………..9

 

2.1. Непосредственная демократия……………………………………………..9

 

   2.1.1. Референдум……………………………………………………………….12

 

2.1.2. Выборы……………………………………………………………….......17  

 

  2.2. Представительная демократия…………………………………………….21

                    

Заключение………………………………………………………………………………24

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    В наши дни, в социальной и политической среде довольно часто возникают

споры о демократичности  Российского государства, поскольку, нормы, провозглашающие  демократию в России, закреплённые в Конституции и иных правовых актах, на практике просто не выполняются. Так, например некоторые, установленные Конституцией, права и свободы граждан ущемляются или нарушаются другими нормативными актами и законами.  Очень часто с этим сталкивается Конституционный суд России, как орган, стоящий на страже Конституционных основ государства. Примером постановления Конституционного суда РФ, в котором делается упор на российское общество как на демократическое является: Постановление по делу о проверке конституционности абзацев 3-го и 4-го пункта 3 ст. 27 ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетели Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь прославления» от 23 ноября 1999г.

    Конечно, мы не можем оспаривать наличие демократии в России, поскольку

для этого нет  столь достаточных  и полных оснований, но более подробное изучение институтов демократии, на наш взгляд, будет полезным, не только для отличных знаний в Конституционном праве России, но и для лучшего ориентирования в общей системе права и политике. Современная литература даёт нам большие возможности для проведения этого изучения.

    В процессе создания данной работы, был исследован довольно большой объём различных учебных пособий, но использованы только самые общепризнанные и доступные, например таких известных авторов как, Козлова Е. И., Кутафин О.Е.,  Баглай М.В. и др.  Также приводятся некоторые правовые акты и

судебная практика Конституционного суда.

    Итак, целью работы является  изучение  самой демократии в России, её форм и конкретно таких основных институтов как: референдум и выборы, насколько это возможно в допустимых рамках объёма курсовой работы.

    Основная часть состоит из  двух глав: «Понятие демократии» и «Формы демократии». Во второй главе, в связи с широтой рассматриваемого вопроса, выделены не только пункты, но и подпункты. В конце работы сделаны общие выводы в виде заключения.

 

 

 

Глава 1. Понятие демократии.

  

Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нём представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённые законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан, независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.  Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов. Данный политический режим  означает гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений.

    Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии; местном самоуправлении.

    В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие - «демократия» в переводе с древнегреческого).

    Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

    С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

    Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

    С возникновением государства возникает и государственная власть как один

из существенных признаков  государства.

    Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему.

    Особое место в этой системе занимает государство.  Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.

    Почему именно государство является основной формой реализации

   суверенитета народа?

    Во-первых, государство - это единственная полновластная организация в масштабе страны.

    Во-вторых, государство представляет весь многонациональный народ России, выражает его совокупную волю.

    В-третьих, государство является собственником значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью.

    В-четвертых, государство является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами.

    Для Российской Федерации как государства присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической формации, формы устройства и правления, политического режима и других Критериев.

    В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

     Поэтому признание народа в качестве верховного носителя государственной власти является выражением народного суверенитета.

   Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ.

    Разделение властей - один из основных признаков демократии и принципов действующей Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией Российской Федерации и законом.

    Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором, ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

    В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип

разделения  властей предусматривает систему  «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

    Демократия в Российской Федерации осуществляется и на основе принципа

политического многообразия.

    Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально- политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический

аспект и  находится в рамках Конституции.

    Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения.

    Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма - предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

    Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. Это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

    Конституция определяет формы осуществления местного самоуправления в РФ. К ним относятся: референдумы местного значения, участие в выборах в органы

местного самоуправления (непосредственная демократия), осуществление местного самоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления (представительная демократия), другие формы прямого волеизъявления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).

    Местное самоуправление следует рассматривать в трех главных аспектах как:

   - одну из основ  конституционного строя;

   - право населения  на самостоятельное решение вопросов местного значения;

   - одну из форм народовластия.

    Такой автор как М. В. Баглай выделяет также в качестве  важнейшего признака демократического государства и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, поскольку, именно здесь, как считает он,  проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

    Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его

организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Информация о работе Россия – демократическое государство