Россия – демократическое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

В наши дни, в социальной и политической среде довольно часто возникают
споры о демократичности Российского государства, поскольку, нормы, провозглашающие демократию в России, закреплённые в Конституции и иных правовых актах, на практике просто не выполняются. Так, например некоторые, установленные Конституцией, права и свободы граждан ущемляются или нарушаются другими нормативными актами и законами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие демократии……………………………………………………………4

Глава 2. Формы демократии……………………………………………………………..9

2.1. Непосредственная демократия……………………………………………..9

2.1.1. Референдум……………………………………………………………….12

2.1.2. Выборы……………………………………………………………….......17

2.2. Представительная демократия…………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Конституционное право.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава 2. Формы  демократии.

  

2.1. Непосредственная демократия.

  

В отечественной правовой литературе нет единства в толковании понятия непосредственной демократии. Ученые определяют ее по-разному. Наибольшее распространение, пожалуй, получило определение, данное В.Ф. Котоком, который под непосредственной демократией в социалистическом обществе понимал инициативу и самодеятельность народных масс в управлении государством, их прямое волеизъявление при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений, в осуществлении народного контроля.

    По мнению Н.П. Фарберова, «прямое народовластие означает прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля».

    Главный признак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне, - сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивная функция в системе социального управления, сконструированная на принципах представительного правления и народного суверенитета.

    Народ, обладая государственной властью во всей ее полноте, не отчуждает ее от себя, наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых может высказать, исходя из собственного понимания своих интересов, мнение относительно целесообразности и результативности осуществления государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность.

   Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

    В юридической литературе недостаточно изучен вопрос о субъектах непосредственной демократии. Нельзя даже сказать, что само понятие субъекта непосредственной демократии прочно вошло в научный оборот.   Чаще всего под ее субъектами понимаются народ, народные массы либо граждане, что, на наш взгляд, не исчерпывает содержания данного понятия.

    Понятие субъекта непосредственной демократии имеет свою специфику.

    Субъекты непосредственной демократии - это не просто граждане и организации, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей. В данном случае акцент делается на права, а не на обязанности, а права этих субъектов реализуются только в политической сфере. В отличие от классического понятия субъекта права здесь невозможно говорить о физических и юридических лицах, так как многие коллективные субъекты непосредственной демократии не обладают и не могут обладать признаками юридического лица.

    Под субъектом непосредственной демократии понимается тот активный элемент (индивид или коллектив), который путем непосредственного властного изъявления осуществляет государственную или иную публичную власть.

    Таким образом, к субъектам непосредственной демократии следует отнести: отдельную личность (прежде всего гражданина); различного рода объединения граждан: общественные организации, инициативные группы, собрания; граждан, проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, обладающих избирательным правом; весь многонациональный народ Российской Федерации.

    При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:

   •   референдума;

   •   выборов;

   •  всенародных  и иных обсуждений проектов  законов, других важных вопросов

государственной жизни;

   •  правотворческой  инициативы;

   • участия в  управлении делами общества через  органы местного

самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан;

   •  индивидуальных  или коллективных обращений (петиций) в органы

государственной власти и  местного самоуправления.

    Формы непосредственной демократии можно классифицировать, во-первых, по функциям: формы прямого правления, выполняющие императивную функцию -  референдум, выборы, общее собрание населения; формы прямого правления, выполняющие регулятивную функцию - митинги, шествия, демонстрации, пикетирования; формы прямого правления, выполняющие комплексную функцию - народная инициатива, общественные объединения (политические партии), отзыв.

Во-вторых, по результатам деятельности (или по способу воздействия на общественные отношения): на правообразуюшие - конституционный и законодательный референдум, и не образующие норм - выборы, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т. д.  В третьих, по масштабам действия: общероссийские, региональные, субъектов Федерации, местные (в том числе микрогородские и микросельские). В четвертых, по субъектам: всенародные, коллективные (групповые) и индивидуальные.

    Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах. Референдум и выборы - это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них - выражение воли народа. Субъектный состав - граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах.

    Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объект волеизъявления - не человек (кандидат), а определенный вопрос - принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории.

    Сход - это собрание жителей, обладающих избирательным правом; созывается сход обычно в муниципальных образованиях, имеющих до 1000 жителей. Решения, принятые сходом, обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами муниципального образования, юридическими и физическими лицами на территории данного образования и могут быть отменены или изменены только самим сходом или решением суда.

    Граждане обладают правотворческой инициативой в вопросах государственного и местного значения. Проекты правовых актов по таким вопросам, внесенные в государственные органы и органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию (обнародованию).

    Обращения граждан Российской Федерации в государственные органы и органы местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль над всеми ветвями власти и добиваться восстановления нарушенных прав, обеспечения социальной справедливости.

     

2.1.1. Референдум.

   Институт референдума в России был известен и Конституции РСФСР 1978 года, однако стал применяться недавно. Надо отметить то, что  он имеет достаточно древние российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси - символом государственной самобытности Новгородской земли и ее основой было вече.  На федеральном уровне было проведено три российских референдума. 17 марта 1991г. состоялся референдум по вопросу о введении поста Президента Российской Федерации, проводившийся одновременно с референдумом СССР о будущем Союза. 25 апреля 1993 г. на референдум были вынесены вопросы о доверии Президенту Российской Федерации и социально - экономической политике Президента и Правительства Российской Федерации, о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации и народных депутатов Российской Федерации.   12 декабря 1993 г. проводился референдум о принятии новой Конституции Российской Федерации.

    Референдум — это всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и наиболее важным вопросам государственного и местного значения. Вопросы, выносимые на всенародное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов принято называть формулой референдума. Она предполагает положительный или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Принятым считается то решение, которое собрало наибольшее число голосов.

    Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст. 32 Конституции РФ, в которой это право рассматривается как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

    Согласно ст. 84 Конституции РФ Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Возведение правового регулирования проведения референдумов на уровень конституционного федерального закона подчеркивает значимость этого института непосредственной демократии. Эта значимость подтверждается также положением ст. 92 Конституции РФ, согласно которой в тех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий их Председатель Правительства не может назначать референдум.

    Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права на участие в референдуме, избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления на всех уровнях проведения референдума и выборов.

    Федеральный закон закрепляет, что гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Такое участие является свободным и добровольным.

    Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на референдуме, участвовать в действиях по подготовке референдума.

    На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

    На  местный  референдум  могут  быть  вынесены  только  вопросы  местного значения.

    Вопросы референдума не должны ограничивать  или  отменять  общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии  реализации таких прав и свобод.

    Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству  Российской  Федерации.  Вопросы  местного  референдума  не должны     противоречить     законодательству     Российской      Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Вопрос  референдума  должен  быть  сформулирован  таким  образом,   чтобы исключалась возможность его  множественного  толкования,  то  есть  на  него можно было бы дать только  однозначный  ответ,  а  также  чтобы  исключалась неопределенность правовых  последствий  принятого  на  референдуме  решения.

    На референдум Российской Федерации не могут выносится вопросы:

   - изменения  статуса субъектов Российской Федерации;

   - досрочного  прекращения или продления полномочий  Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;

   - принятия  или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

   -  введения, изменения и отмены федеральных  налогов и сборов, а также

освобождения  от их уплаты;

   - принятия  чрезвычайных и срочных мер  по обеспечению здоровья и

безопасности  населения;

   - амнистии  и помилования;

    Статья 13 закона устанавливает обстоятельства, исключающие  назначение  и проведение референдума:

   1.Референдум  не назначается и  не  проводится  в  условиях  военного  или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации  либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на  части этой территории, а также в течение трех месяцев после  отмены  военного  или чрезвычайного положения.

   2. Орган государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации,  орган местного  самоуправления,  уполномоченные  в  соответствии  с   конституцией (уставом), законом субъекта  Российской  Федерации,  уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума,  вправе  отказать  в назначении референдума только в случае нарушения при  выдвижении  инициативы проведения референдума нормативных правовых актов,  регулирующих  подготовку

и проведение соответствующего референдума.

   3.  Законом  субъекта  Российской   Федерации,   уставом   муниципального образования может  быть  установлен  срок,  в  течение  которого  референдум субъекта Российской Федерации, местный  референдум  с  такой  же  по  смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может  превышать  два года со дня официального опубликования результатов референдума.

    При подготовке к  проведению  референдума  используется  русский  язык  и

государственные языки республик в  составе  Российской  Федерации,  а  также языки  народов  Российской   Федерации   на   территориях   их   компактного проживания.

    Референдум Российской Федерации проводится по инициативе: не менее чем двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Федерации проживает не более 10 процентов из них; Конституционного Собрания, если им будет принято решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование.

Информация о работе Россия – демократическое государство