Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 13:57, курсовая работа
Целью данного исследования является рассмотрение процесса взаимодействия культур с точки зрения его непрерывной динамики.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. рассмотреть развитие культуры России в XVIII веке
2. выделить основные черты культуры Европы XVIII века
Введение 3
1. Развитие культуры России в XVIII веке 5
1.1. Просвещение 5
1.2. Русская наука. М.В. Ломоносов. 7
1.3 Музыка XVIII века. 11
1.4. Народное творчество XVIII века 15
1.5. Культура дворянства 17
2. Культура Европы в XVIII веке 22
2.1. Развитие науки в эпоху просвещения 22
2.2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия 24
3. Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур 29
3.1.Широкое проникновение европейских нововведений в Россию 29
3.2. Основные сферы взаимодействия русской культуры с культурами стран Западной Европы 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Это было время новых философских убеждений, время, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко перекочевывали в романы, вдохновляли поэтов и воспевались ими.
Широкий диапазон просветительской мысли представлен в творчестве английского поэта и сатирика Александра Попа (1688-1744). Его философско-дидактическая поэма «Очерк о человеке» стала для Европы учебником новой философии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. стал фактически началом Русского Просвещения.
В последнее десятилетие века наряду с классицизмом в художественной литературе зарождается новое течение – сентиментализм, наиболее полно выразившийся в повестях Н.М. Карамзина (1766-1826) «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь».
В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа.
Первыми были Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759).
Бах – великий немецкий композитор и органист, работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. До сих пор он непревзойденный мастер полифонии. Гендель, как и Бах, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные – «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия». Гендель написал более 40 опер, ему принадлежат органные оркестры, сонаты, сюиты.
Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера Йозеф Гайдн (1732-1809), Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и Людвиг Ван Бетховен (1770-1827). Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы. Их музыка являет высочайшее достижение эры классицизма по совершенству мелодий и форм.
«Отцом симфонии» называют Франца Йозефа Гайдна, учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них – тема народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершиной его творчества стали «12 Лондонских симфоний»8, написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг.
XVIII веке Гайдн написал множество замечательных квартетов и клавирных сонат.
Ему принадлежит свыше 20 опер, 13 месс, большое количество песен и других сочинений. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории – «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых выражена мысль о величии мироздания и человеческой жизни. Гайдн довел до классического совершенства симфонию, квартет, сонату.
Вольфганг Амадей Моцарт писал музыку и играл на скрипке и клавесине в том возрасте, когда другие дети еще не умеют складывать буквы. Необыкновенные способности Вольфганга развились под руководством его отца – скрипача и композитора Леопольда Моцарта. В операх «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья к тонкой поэтической лирике.
Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. Вершинами классического симфонизма стали три симфонии, написанные в 1788 г. (всего Моцартом было написано около 50). В симфонии «Ми бемоль мажор» (номер 39) показана полная радости, игры, веселого танцевального движения жизнь человека. В симфонии «Соль минор» (номер 40) раскрывается глубокая лирическая поэзия движения человеческой души. Симфония «До мажор» (номер 41), названная современниками «Юпитер», обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утверждает разумность и гармоничность его устройства.
Факторами, определяющими стремление русских к европейской культуре, являлись соответствие европейских форм новым потребностям страны и внешняя притягательность этой культуры для русских. Петра больше привлекали протестантские страны, так как в них бурно развивалась техника и новые технологии, так необходимые для России в начале XVIII в. Но в массовом сознании эти идеи не находили признания, потому что все связанное с техническими усовершенствованиями, считалось дьявольским, способным погубить душу человека. На этом этапе происходит попытка поиска механизмов освоения новой культуры разными социальными слоями. Однако новые обычаи очень нелегко завоевывали позиции в обществе. Боясь наказания за невыполнение царских указов, многие внешне старались соответствовать новым требованиям, однако в сознание изменения проникали гораздо медленнее.
На этом этапе стремление русского общества к знакомству с западноевропейской культурой еще не отличалось той глубиной и сознательностью, которая станет характерной чертой следующего этапа. Дворянство, получившее от Петра III манифест о вольности дворянской и освободившееся от обязательной государственной службы, имело больше свободного времени и материальных возможностей знакомиться с европейской культурой непосредственно в ее собственном ареале. Однако нередко такое знакомство было весьма поверхностным и не затрагивало глубин сознания. Заимствованная оболочка не превращалась в конкретные дела, так как в России трудно было найти практическое применение просветительским идеям, столь модным во второй половине XVIII в. Внешние черты европейской культуры и просвещения, так интенсивно воспринимаемые высшими классами русского общества,
лишь резче определяли ту грань, которая отделяла эти классы от огромной массы крестьян и представителей недворянских сословий.
Петр I стал выразителем новых взглядов на европейскую культуру, которые он приобрел в Немецкой слободе в Москве. Именно там Петр получил первые знания о Европе и представления о том, что и как надо изменить в России, которые в дальнейшем стали претворяться в жизнь в ходе его реформ. Важным этапом на этом пути было участие Петра в составе Великого посольства 1697-1698 гг. Пребывание за границей оказало на Петра чрезвычайно сильное влияние. Там он увидел, насколько разнятся нравы, обычаи, образ жизни людей в Европе от жизни в России.
Новые потребности русского общества требовали новых форм государственного устройства, значительных изменений во всех сферах жизни общества, и формы эти приходилось искать среди чужих культур, так как в традиционной русской культуре, места для нового, в силу ее чрезвычайной консервативности, быть не могло, тем более, что ревнители русской старины достаточно сильно и убедительно выступали против всяческих новшеств. Это было одним из решающих факторов, предопределивших такую ситуацию, когда все поиски нового сосредотачиваются в западноевропейской культуре. Еще одним фактором, направлявшим движение в сторону западноевропейской культуры, была большая притягательность ее внешней стороны для русских.
При Петре пристрастие ко всему иностранному считается символом прогресса и залогом успешного развития страны. Поэтому двор и высшая аристократия ориентируются только на западные образцы, отказываясь от любых проявлений старины, и внешних (одежда, предметы быта), и лежащих в сфере сознания (русский язык, мировоззрение). Преимущества европейской культуры были столь привлекательны, что со времен Петра все последующие монархи пытались заимствовать многое из европейской культуры, стремясь приобщить Россию к европейской цивилизации.
Своеобразие ситуации в России заключалась в том, что в массовом сознании огромное значение имели вековые стереотипы православия, в котором и светское искусство и научно-технический прогресс считались чуждыми, «дьявольскими», противными самой природе русского духа. Поэтому все более распространявшаяся европейская культура в России не принимается основной массой населения, а функционирует только в кругу европейски образованных лиц. Датский посланник Юст Юль уловил эту особенность: «Хотя в настоящее время в своем образовании русские и стараются обезьянничать, подражая другим народам, тем не менее внутри их по-прежнему сидит мужик»
Тот резкий поворот в мироощущении русских, начало которому было положено петровскими реформами, привел к резкой трансформации в оценке ценностей. В сознание русского человека проникает понимание того, что попытки держаться в стороне от международной жизни, сознательно чураться европейского просвещения значило полностью отказаться от собственного развития и «перейти в разряд или азиатских, или третьестепенных европейских государств». Этот процесс на данном этапе носил лавинообразный характер. Многие заимствования проходили неосмысленно и сопровождались усилением социальных, экономических и политических противоречий, что способствовало еще большему расслоению общества в понимании этого процесса.
Преемники Петра продолжали идти по указанному Петром пути заимствования западноевропейских знаний, по пути усвоения европейской культуры, однако былого увлечения, какое было при Петре, особой энергии, в деле ознакомления русских с западноевропейской культурой, правительство не показывает. В царствование Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны процесс проникновения западной культуры в Россию продолжается, хотя и не столь интенсивно, как при Петре. Елизавета, при всем ее благочестии и искренней приверженности православной вере, никоим образом не собиралась отказываться от зримых плодов распространения европейской культуры в России. Продолжается курс на сближение с европейской культурой. «Россия текла путем, предписанным ей рукой Петра, более и более удаляясь от своих древних нравов и сообразуясь с европейскими». С восшествием на престол Петра III кардинально меняются вкусы при дворе, что было связано с тем явным предпочтением, которое он отдавал немцам, выделяя их среди всех прочих иностранцев. После немцев первое место среди его предпочтений занимали англичане, «нравы и обычаи которых ему роднее наших», как отмечал французский дипломат Лафермьер.
После вступления на престол Екатерины II начинает складываться новая ситуация в процессе взаимодействия культур. Связано это, прежде всего, с тем, что Екатерина заявляет о своем стремлении следовать теориям европейских просветителей и руководствоваться ими в своей деятельности. Как указывал Р.Ю. Виппер, «правление Екатерины представляло любопытный эксперимент культурного воспитания неиспорченной, способной и грубой нации».
К концу XVIII в. процесс проникновения в Россию элементов европейской культуры развивался достаточно быстрыми темпами, хотя многие иностранные наблюдатели считали, что, «хотя русская нация и сделала значительный шаг к усовершенствованию, но это усовершенствование едва заметно, если мы сопоставим его с образованностью других наций». Однако то, что знатнейшие вельможи не уступали любому европейцу в утонченности приемов и образе жизни, совершенно не значило, что вся русская нация приобщилась к европейской культуре. Как заметил У. Кокс, «не следует забывать, что цивилизовать отдельных личностей еще не значит цивилизовать нацию.
Открытие русскими голландской культуры
Петр выбрал Голландию в качестве образца для подражания, потому что именно эта страна являлась в начале XVIII в. европейским научным и философским центром. Петр высоко ценил такие качества голландцев, как трудолюбие, стремление проявить свои знания и способности в практической деятельности, в научном поиске, их скромность, аккуратность и бережливость. Поэтому лучшего места для приобретения знаний, умений, полезных навыков, чем Голландия, трудно было найти. Подлинное открытие голландской культуры Петром произошло во время его посещения Республики Соединенных провинций в ходе Великого посольства. Великое посольство прибыло в Голландию летом 1697 г. и Петр воочию увидел те многочисленные образцы в различных сферах жизни страны, которые он позднее пытался внедрить на русской почве.
Наиболее привлекательными явлениями голландской жизни Петр считал высокий уровень промышленной активности и производительности труда, которые основывались не только на особых качествах голландского национального характера, но и на выдающихся технических достижениях голландцев. Во время пребывания в Голландии Петр особое внимание уделял знакомству с различными коллекциями раритетов, животных, растений, минералов, которые свозились в Голландию со всего мира и помещались в многочисленные кунсткамеры, которых в одном только Амстердаме было более сорока.2 В Голландии Петр учился часовому делу, кораблестроению, рисованию, изготовлению гравюр, изготовлению бумаги, шелкопрядству и ткачеству.
Особое место немецкой культуры в России.
Немецкая культура занимала в России особое место, так как ни с одним из европейских народов русские не имели такого близкого соприкосновения и такого интенсивного культурного общения, как с немцами.
В 30-е гг. XVIII в. немецкая культура приобретает особое значение в России, что связано, прежде всего, с личными предпочтениями императрицы Анны Иоаннов-ны. Немецкий язык становится господствующим при дворе, многие важные государственные должности занимают немцы. В царствование Екатерины II происходит интенсивный приток немецких колонистов, совершенно изменяющих те территории, на которых они поселились. Немцы принимали активное участие во всех сферах жизни русского общества и внесли значительный вклад в развитие русской культуры.
Немцы были первыми иностранцами в России, которые стали образовывать компактные поселения еще в XVII в. Наиболее известным из них была московская Немецкая слобода, где жили иностранцы разных национальностей, но немцы имели преобладающее значение. Русские имели возможность наблюдать жизнь немцев и заимствовать для себя некоторые черты их быта. И часто что-то, казавшееся русским смешным и нелепым, позже становилось неотъемлемой частью русского быта. Так, например, при каждом доме в Немецкой слободе находился сад, в котором было по несколько грядок латука, над которым русские много смеялись и называли немцев травоедами, однако позже обычай употреблять овощные травы в пищу прочно вошел в обыкновение русских. То особое место, которое занимали немцы и немецкая культура в России, определяется, в том числе и термином «русский немец», который прочно укоренился в сознании русских. Он свидетельствовал о том, что, в отличие от французов или англичан (словосочетания «русский француз» или «русский англичанин» даже трудно себе представить), немцы активно участвовали во всех сферах жизни русского общества и внесли значительный вклад в развитие русской культуры.
Значительное влияние немецкой культуры на русское общество имело и обратную сторону. Проявляя свои национальные качества, немцы привносили в ведение дел (особенно это касалось представителей чиновничьей бюрократии), которыми они занимались, приемы неприятные русским - канцелярский педантизм, строгую дисциплину и порядок, не совсем отвечающие нравам русских. И недовольство именно этими качествами конкретных немцев зачастую переносилось на всех немцев, формируя к ним негативное отношение.
Приобщение русского дворянства к французской культуре.
В царствование Алексея Михайловича9 отношения с Францией становятся более интенсивными, однако они не могут сравниться по степени интенсивности с отношениями с Англией и Голландией. По словам французского посланника, пытавшегося объяснить этот феномен, нравы и обычаи французов так разнятся с нравами русских, «что нет вероятности, чтобы эти две нации, столь различные, остались надолго в согласии».
Информация о работе Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур