Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение процесса взаимодействия культур с точки зрения его непрерывной динамики.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. рассмотреть развитие культуры России в XVIII веке
2. выделить основные черты культуры Европы XVIII века

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие культуры России в XVIII веке 5
1.1. Просвещение 5
1.2. Русская наука. М.В. Ломоносов. 7
1.3 Музыка XVIII века. 11
1.4. Народное творчество XVIII века 15
1.5. Культура дворянства 17
2. Культура Европы в XVIII веке 22
2.1. Развитие науки в эпоху просвещения 22
2.2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия 24
3. Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур 29
3.1.Широкое проникновение европейских нововведений в Россию 29
3.2. Основные сферы взаимодействия русской культуры с культурами стран Западной Европы 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

okonchatelny_variant_-_mirovaya_kultura_i_isku.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

При Петре наступает новый этап в развитии русско-французских отношений. Если в изучении естественных наук, в освоении новых технологий использовался опыт Англии, Голландии и Германии, то влияние французской культуры, прежде всего, проявлялось в том, что именно через нее русские знакомились с науками, изучающими общественное развитие, с новинками литературы и искусства. Во время царствования Анны Иоанновны происходит некоторое снижение интенсивности контактов, однако и в этот период полностью культурные связи между Россией и Францией не прекращались.

Новая эра в распространении французской культуры в России начинается после вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны, чья приверженность французской культуре и языку была широко известна. К этому периоду относятся, главным образом, внешние заимствования, распространение французских мод и обычаев, появление известных типов петиметра и модницы. Понимание важности французской культуры для развития просвещения в России наступает уже во второй поло вине XVIII в., когда Екатерина II сама подает пример подражания всему французскому. Петербургский двор по своему блеску, галантности и куртуазности почти ни в чем не уступает двору Версальскому.

Отношение к французской культуре последовательно проходило несколько этапов. Если на первом этапе основное внимание русского общества было направлено на внешнюю сторону культуры - моды, бытовые привычки и т.д., на втором этапе -на французскую литературу и увлечение французской философией, то на следующем этапе, примерно с начала 90-х гг. XVIII в., русское общество знакомится с теми переменами, которые произошли во французском обществе во второй ноловине XVIII в., что связано с деятельностью французских эмигрантов в России. Они принесли с собой свободное, человечное отношение к людям низшего звания, к прислуге, простоту в обращении, непритязательность в одежде, пренебрежение к внешним отличиям, уважение к личным достоинствам человека.

На рубеже XVIII и XIX вв. процесс взаимодействия русской и французской культур переживал свой наивысший подъем, что обуславливалось той значительной ролью, которую играла Франция на международной арене и той притягательной силой, которую имела французская культура для ее поклонников во многих странах мира. Интерес к французской культуре среди образованного дворянства, возникнув в 40-е гг. XVIII в., уже никогда не угасал, и даже в периоды острых политических и военных конфликтов между двумя странами наступало некоторое взаимное охлаждение, но оно не носило долгосрочного характера.

Процесс приобщения русского общества к французской культуре имел и негативные стороны. Об этом стали говорить и писать уже в 50-х гг. XVIII в. Русские сатирические журналы полны обличениями бездумных подражателей. В жанре комедии с такими же обличениями выступает А.П. Сумароков, императрица Екатерина со своими сатирическими пьесами, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин, В.И. Лукин, И.А. Крылов.

Это внешнее проявление французского влияния объясняется тем, что наиболее легким путем приобщение к французской культуре можно было осуществить путем прямого подражания, копирования уже имеющихся образцов. Усвоение внешних черт французской жизни - мод и приемов, светских обычаев, было и легче и привлекательнее, чем усвоение научных сведений и отвлеченных философских понятий, которые усваивались гораздо медленнее.

Повышенный интерес русского общества к английской культуре

Рост могущества Англии, основывавшийся на ее выдающихся достижениях в области промышленности, сельскохозяйственного производства, науки и культуры, привел к тому, что во многих европейских странах стали рассматривать все английское как самое лучшее, которому необходимо подражать путем привнесения элементов английской культуры на национальную почву. Увлечение английским захватило многие европейские страны, в том числе и те, которые имели значительные достижения в собственной культуре, например Францию и Германию. Россия также не стала исключением, и подобное явление стало фактом развития русской культуры, начиная с конца 60-х гг. XVIII в. Со второй половины 60-х гг. XVIII в. стремление подражать всему английскому достаточно прочно проникает в сознание русского дворянства. Постепенно подражание англичанам становится не только признаком хорошего тона, но и свидетельством утонченного воспитания, явным знаком приобщения к самым вершинам европейской культуры.

Английская жизнь настолько входит в моду, что постепенно вырабатывается определенный стиль поведения и образа жизни определенной части русской аристократии, видящей в Англии единственно возможный образец для подражания. Появляется несколько типов англоманов - людей, беспредельно преданного английской культуре, преклоняющегося перед ней.'

Однако одновременно с этим явлениям происходят и явления противоположного порядка, когда многие отмечают и опасность бездумного подражания англичанам, причем опасность такого подражания была замечена еще до широкого распространения англомании в России. Известный публицист князь М.М. Щербатов считал, что «английская зараза» появилась в последние годы царствования Елизаветы Петровны10. Он резко критиковал графа П. Шувалова за покупку дорогих английских лошадей, а жену канцлера А.К. Воронцовой распекал за то, что она имела пристрастие к английскому пиву.2 К началу 70-х гг. XVIII в. новые, непривычные прежде явления

Конец XVIII - начало XIX вв. знаменуют собой интенсификацию отношений России и Англии практически во всех областях. Некоторое кратковременное ослабление интереса к английской культуре наблюдается после заключения Тильзитского мира, когда официальные власти не поощряли знаков преклонения перед английской культурой и там, где это было возможно, пытались не допустить их публичного проявления. Однако в среде дворянства повсеместно растет увлечение английским бытом, английской литературой, английскими политическими учреждениями, английскими экономическими теориями, английскими методами обучения.

 

Заключение

Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу.

XVIII век Западной Европы характеризуется небывалой централизацией производства, капитала, рынков сбыта, возникновением могущественных монополий, их расширением за счет существующих и вновь насильственно создаваемых колоний, перераспределением сфер влияния между государствами и монополиями.

Следствием этих обстоятельств явилось резкое обострение противоречий между различными направлениями философии, этики, истории, искусства.

Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования – этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

Русское искусство, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

 

Список используемой литературы

  1. Абрамов А.И., Егорова И.В. Русское Просвещение. М.,2001.
  2. Бердяев Н.А. Русская идея в России и русской философской культуре. М., 1990
  3. Бутромеев В.П.Всемирная история в лицах: XVIII- XIX века –М., 2004.
  4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. –М., 2009.
  5. Радугин А. А., Культурология.- М.: Центр, 2001
  6. Чекалов Д. А., Кондратов В. А., История мировой культуры. Конспект лекций.- Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.
  7. Шишова Н. В., Акулич Т. В., Бойко М. И., История и культурология. – 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Логос, 2006

 

 

1 Школьная реформа явилась важным этапом на пути формирования системы народного образования в России. 

 

2 Гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки

 

3 Леонард Эйлер (1707-1783) — математик, механик, физик и астроном. По происхождению швейцарец.

 

4 В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи.

 

5 Самый главный театр России. Он всегда был и остается одним из основных символов государства и культуры.

 

6  Наиболее яркое произведение народного творчества, направленное против крепостничества

 

7 одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств.

 

8 Жанр симфонии в творчестве Гайдна эволюционировал от образцов, близких бытовой и камерной музыке, к «Парижским» и «Лондонским» симфониям, в которых утвердились классические закономерности жанра, характерные типы тематизма и приемы развития.

 

9 второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 — 29 января 1676),

 

10 Императрица Елизавета Петровна (1709-1761) – дочь Петра I, рожденная до церковного бракосочетания с его второй женой, будущей Екатериной I.

 




Информация о работе Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур